Урок литературы 5 кл «Образ русского солдата-защитника в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Конспет урока литературы в 5 кл по теме «Образ русского солдата-защитника в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».     Цель: закрепить представления о стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино», выявив его основную тему – изображение русского солдата-защитника.   Задачи: развивать умение анализировать текст, делать вывода и аргументировать свою точку зрения; воспитывать в растущем человеке такие духовные понятия как любовь к Родине, к народу; учить свободно выражать свои мысли и чувства на уроке; формировать устойчивый интерес к предмету; развивать навыки выразительного чтения; развивать эстетический вкус на основе произведений великих художников и композиторов; формировать навыки коммуникативного характера.  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок литературы

5 класс

Тема: «Образ русского солдата-защитника в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»


Цель: закрепить представления о стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино», выявив его основную тему - изображение русского солдата-защитника.

Задачи: развивать умение анализировать текст, делать вывода и аргументировать свою точку зрения; воспитывать в растущем человеке такие духовные понятия как любовь к Родине, к народу; учить свободно выражать свои мысли и чувства на уроке; формировать устойчивый интерес к предмету; развивать навыки выразительного чтения; развивать эстетический вкус на основе произведений великих художников и композиторов; формировать навыки коммуникативного характера.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с качествами личности, памятка по написанию синквейна, листы с вопросами, индивидуальные листы ответов), мультимедийная презентация, видео ролик с фрагментами Бородинского боя из к\ф «Война и мир», аудиозапись песни С. Прокофьева «Вставайте, люди русские», репродукции картин с изображение Бородинского боя, книги об этом сражении, альбом школы с фотографией выпускника.

Подготовительная работа: доклады «История создания стихотворения «Бородино» и «Военная служба М.Ю. Лермонтова на Кавказе», стихотворение, посвященное русскому солдату.

Учитель 1 КК Наумовец В.Ф.












Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время

(в мин.)

1

Мотивация (самоопределение к деятельности)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • определить содержательные рамки урока

Оргмомент.

-Здравствуйте, дети!

1.Включает песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева.

-К чему призывает эта песня?

2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся

-Русский народ не раз проявлял чудеса мужества, защищая свое Отечество и на Куликовом поле, и на Чудском озере, и в годы ВОв. Золотой страницей вписано в историю подвигов русского воинства Бородинское сражение.

-Что связано со словом «Бородино»?

-Битва на Бородинском поле тоже является примером мужества русского солдата.

3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока

Образ русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Слушают песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева.

Слушают вопросы учителя и отвечают на них.

Называют ассоциации, связанные со словом БОРОДИНО

Выдвигают предположения о теме урока


Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

3 минуты

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Активизирует знания учащихся.

-Не только историки запечатлевали героические события.

Ребята, искусство всегда отражало жизнь народа. Вот и Бородинское сражение запечатлели не только поэты, художники, но и композиторы. Знаменитый русский композитор создал торжественную увертюру «1812 год».

Это делали и поэты. М.Ю. Лермонтов был вдохновлен подвигом русского народа в войне 1812 года и на 25-тилетний юбилей Бородинского сражения он создал свое произведение.

Создает проблемную ситуацию.

Организует обсуждение содержания выступлений учащихся

-Ребята, Лермонтов тоже был участником военных событий. Только эти события связаны с Кавказом. И сейчас мы прослушаем выступление об этом периоде жизни поэта.

-Какие качества приобрел Лермонтов, находясь на военной службе?

Да, Лермонтову была близка война 1812 года. Он сам ощутил на себе, что такое война. Причем не только ее тяготы, но и что значит сила народа, плечо сослуживца.

Организовывает просмотр видеоролика о том, как протекала Бородинская битва

Вспомните начало урока, призывную песню. Представьте, если бы вы жили в то время и Родине нужна была ваша помощь, вы готовы встать на ее защиту?

-Ребята, а вы хотели бы очутиться на месте Бородинского сражения? У нас есть такая возможность.

-Что вас поразило?

-Как держатся солдаты?

-Что испытывает человек на войне?

-Может ли восхищать война?

-А что же все-таки восхищает в этом фрагменте? (Героизм и мужество русского солдата)

Учащиеся слушают учителя и "Что мы знаем о М.Ю. Лермонтове?"

Подготовленные учащиеся рассказывают, почему Лермонтову интересна тема Отечественной войны, основываясь на биографических сведениях.

Все остальные учащиеся слушают и отвечают на вопрос: "Что нового они узнали о М.Ю.Лермонтове?"









Учащиеся просматривают видеоролик о Бородинской битве. Отвечают на вопросы.



Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия

Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:

умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения.


10-12 минут

3

Постановка учебной задачи (проблемы)

Цель:

  • организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа поэтического произведения

  • организовать исследовательскую деятельность







Самостоятельная работа с проверкой

Цель:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

  • проверить свое умение применять полученные знания;

.

Учитель рассказывает о первых стихотворениях Лермонтова, посвященных Бородинской битве: "Поле Бородина", "Два великана".

-Лермонтов интересовался историей своей страны, особенно ее переломными моментами. Будучи настоящим патриотом, он излагал свои наблюдения в поэзии.

Организует исследовательскую работу

Работа с текстом.

- Теперь я предлагаю Вам осуществить исследовательскую работу в группах.

Демонстрирует на слайдах демонстрации задачу исследования.

-У вас на столах листы с вопросами, к которым надо найти ответы из текста стихотворения «Бородино». Кроме этого, листы-подсказки с качествами человеческой личности, где вы можете выбрать подходящие. И листы для ответов.

Слушают учителя.



Выражают чувства, которые они испытали, слушая стихотворение.

Осуществляют исследовательскую деятельность

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД: самоопределение

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка

10 минут






5 минут

4

Построение проекта Работа над смыслом текста

























Работа иллюстрациями

Обобщение итогов исследования

Ставит цель на выявление темы, идеи, композиции стихотворения. Организует обсуждение характеров героев поэтического произведения с подтверждением из текста.

Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения.

Организовывает сопоставление иллюстраций и текста

- Ребята, художники тоже изображали события Бородинской битвы на своих полотнах. Вот на плакате вы видите несколько репродукций, изображающих бородинское сражение.

В учебнике вы видите три иллюстрации разных художников. Посмотрите внимательно и найдете отрывок в стихотворении, который относится к изображениям.

Осуществляется взаимопроверка, проводится лексическая работа.

Анализируют поэтическое произведение с целью определения:

  • темы, идеи стихотворения;

  • характера героев;

  • роли и значения лирического героя;

  • смысла поэтического произведения;

Участвуют в беседе по обсуждению характера русского солдата, делают обобщающий вывод по обсуждению стихотворения Лермонтова "Бородино".

Сопоставление иллюстраций и текста

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование.

Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.

Коммуникативные УУД:

умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.


10 минут

6

Рефлексия деятельности

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему "русский солдат". Организовывает фронтальную беседу.

Предлагает выбрать домашнее задание


-Ребята, русский солдат, богатырь, как называет его Лермонтов, первым встает на защиту своей земли. Всегда, во все времена именно он являет пример патриотизма.

Вот и наша Россошанская земля богата такими защитниками. В нашей школе учился такой же, как и вы, мальчик, делал уроки, шалил на переменах, окончил школу в 1990 году. А в 1996 - погиб. Защищая родину, на Кавказе. Посмертно ему присужден орден за мужество. Это был Кардашов Александр.

Вечная память всем героям - защитникам Родины.

Составление синквейна в группах. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание.






Подготовленный ученик читает стихотворение, посвященное русскому солдату.

Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД: доказательство




5 минут







© 2010-2022