Конспект урока по русскому языку по повторению в начале года в 7 классе на тему Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по повторению в начале года в 7 классе.

«Морфология и орфография. Морфологический разбор слова»


Цель урока: повторение морфологических признаков частей речи; отработка навыка морфологического разбора; повторение правописания безударных гласных, непроизносимых согласных, чередующихся гласных в корне слова.

I. Организационный момент.

-Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

-Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, повторить то, что вы уже знаете и, конечно же, открыть что-то новое.

II. Синтаксическая пятиминутка.

Нужно выполнить синтаксический разбор предложения.

Старые деревья давно облетели, и только молодые берёзки сохраняют свои печальные листья.

III. Работа по орфографии. Карточки раздаются каждому ученику, один из них работает у

доски.

-Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Деревенский огород ст_р_жил старенький дядя Вася. Он был ст_рожилом нашей днревни. В молодости он сост_ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв_тил своей машине. Разв_вался сам и разв_вал её возможности. Зато на его тракторе всегда разв_вался флажок ударника. Так люди просл_вляли героя труда.

Теперь дядя Ваня состарился и сост_вляет вместе с другими старичками и старушками отряд пенсионеров. Но он не только не прим_рился со старостью а однажды вечером вдруг стал прим_рять теплый ватник и зар_жать ружьё потом посв_тил себе фонариком и ушёл в ст_рожку.

Уже успел пос_деть а без работы с_деть не научился. Каждый день то грядку вскопает то всходы моркови или свёклы прор_дит. Вся деревня бл_госл_вляет дядю Васю и желает ему долгих лет жизни.

IV. Повторение изученного ранее о частях речи.

-Что изучает такой раздел науки как морфология?

-Назовите самостоятельные и известные вам служебные части речи.

-Какая форма является начальной для имени существительного, прилагательного, глагола? -По каким признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи? (по значению и грамматическим признакам)

-Можно ли правильно разобрать по составу слово стекло, не определив предварительно, какая это часть речи? ( Нет. Если это имя существительное, то -о - окончание, -стекл- - корень. Если стекло - глагол, то -о - окончание, указывает на средний род ед. ч; с- - приставка; -тек- - корень; - л- - суффикс, указывающий, что глагол стоит в прошедшем времени).

-Приведите примеры, когда достаточно определить принадлежность слова к части речи или его морфологические признаки, чтобы верно выбрать орфограмму. (Например, не был - глагол, не пишется раздельно (кроме исключений), полетел - глагол, по- - приставка - у глаголов не бывает предлогов, резкий (качественное прилагательное, пишется суффикс -к-), киргизский (относительное прилагательное, пишется суффикс -ск-), шалаш (существительное 2-го склонения, не пишется ь), дочь (существительное 3-ого склонения), думаешь (окончание -ешь, I спряжение) и т.д.).

-Давайте сделаем вывод. Важно ли умение определять части речи? Нужно ли знать морфологические признаки частей речи? Аргументируйте ответы.

-Работа по морфологическому разбору слов.

-Учащиеся выполняют морфологический разбор указанных слов из текста про дядю Ваню, который был разобран в начале урока.

-Вся работа ведется у доски.

-Работа над упражнением 30 по заданию учебника, один ученик выполняет работу у доски.

Физкультминутка.

Эмоциональная разрядка:

  • нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница

  • улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо

  • устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху

  • отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин.

-Работа по орфографии. Занимательная игра. Карточки с упражнением раздаются каждому учащемуся.

Словотворчество. Известно, что в нашу речь время от времени входят новые слова - неологизмы. У Н.С. Лескова в рассказе «Левша» буквально бьёт словотворческий фонтан, и хотя неологизмы автора таковыми, в сущности, не стали, так как не вышли за пределы рассказа, но тем не менее они очень остроумны: почему бы, в самом деле, карете не называться «двухсестной» вместо «двухместной».

Давайте и мы займемся словотворчеством, не забывая при этом, что написание слов, даже созданных самой неуёмной фантазией, подчиняется общим законам языка.

Запишите правильно данные слова, по их лексическому значению находя проверочные слова.

несчас?_ник неудачник

ухлёс?_ник рьяный кавалер

неснос?_ник кавалер надоевший

извес?_ник популярный актёр

опас?_ник трудный маршрут

соглас?_ник не имеющий своего мнения

бестелес?_ник призрак

бессловес?_ник немой фильм

ненас?_ник дождливый сезон

вкус?_ник ресторан

окрес?_ник окружающий мир

кос?_ник скелет

неумес?_ник неделикатная острота

напрас?_ник неудавшийся приём

ус?_ник не письменный экзамен

злос?_ник сборище сплетниц

погас?_ник пепелище

воскрес?_ник выздоровевший

невес?_ник жених

совмес?_ник хороший супруг

затрес?_ник подзатыльник

сотряс?_ник сосед по купе

барбос?_ник конура

хрус?_ник перелом кости

укус?_ник укушенный собакой

нахвос?_ник репейник

закис?_ник зануда

закис?_ник запястье

замос?_ник посёлок на том берегу

смес?_ник миксер

Необходимое послесловие. Не смешивайте игру с реальной жизнью и не демонстрируйте широкой общественности свои достижения в области словотворчества, чтобы не возникла необходимость в «запроснике» относительно вашего психического «статусника».

V. Объяснительный диктант «Проверь себя».

З_ря разг_ралась. Лучи солнца к_снулись верхушек деревьев, позолотили бл_стящую поверхность озера проникли в спальню к ребятишкам. Высоко над домом разв_вается и г_рит ярким пламенем красный флаг. Скоро под_ём. По звуку горна ю_ые спортсмены быстро поднимаются и, заст_лив а_уратно постели, выбегают на зарядку. В комнате остаются ребятишки младшего возр_ста. Они не умеют ещё самостоятельно заст_лать свои постельки и делают это под наблюдением вожатой Люси.

На спортивной площадке ребята построились по росту. Через минуту в воздухе мелькают заг_релые руки, и стриженные наголо ребятишки накл_няются, к_саются земли кончиками пальцев. После зарядки они бегут к озеру и огл_шают его берега звонким голосом.

VI. Итог урока.

-С какими орфограммами мы сегодня поработали?

-Какой вид разбора повторяли?

VII. Домашнее задание

Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Произведите морфологический разбор указанных слов.

Прибл_жается зима. Заметно сокр_тился день. Воздух плохо прогр_вается и не сохр_няет тепла. Ночи ст_новятся долгими и темными и часто заст_вляют др_жать от хол_да. Уже не расп_хнёшь окно и не насл_дишься вечерней свежестью и зап_хом цетов.

Отпылали солнечные восходы и закаты. Весь день низко в_сят т_жёлые тучи и гр_зят дождём или мокрым снегом. Они погл_щают солнечные учи и не дают им осв_щать и согр_вать землю. Отд_лённые предметы то т_ряются в тумане то проп_дают за сеткой дождя.

Мокрые кроны деревьев и кустарников от_желели и пригнулись к земле и отр_жаются в лужах. Ветер сотр_сает их резко и грубо и срывает л_ству. Листья л_тят по воздуху и прил_пают к крышам и обл_пляют кусты. Всем холодно да т_скливо осенью.





© 2010-2022