Инновационный проект Славянские чтения

Проведение Славянских чтений стало доброй традицией: учителя русского языка и литературы гимназии собрали вокруг себя единомышленников (обучающихся и педагогов), объединенных общей целью:привлечь внимание широкого круга исследователей к проблемам языковой и культурной самобытности славянских народов, пригласить к совместному обсуждению актуальных лингвистических и литературоведческих вопросов, к проблеме диалога культур, т.е. развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся и спос...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторы: Васильева Елена Юрьевна, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы ( в соавторстве с Хасановой Румиёй Вакильевной).

Тема: Славянские чтения как способ духовно-нравственного формирования личности.

Образовательное учреждение: МАОУ гимназия № 29 города Томска

Используемые медиаресурсы: текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет, авторская презентация, созданная в среде Power Point.

1. Актуальность и новизна темы: начиная с 1997 года в нашей гимназии проводилось важное с точки зрения духовно-нравственного, эстетического воспитания мероприятие - Славянские чтения. Данный проект приурочен ко Дню славянской письменности и культуры, который отмечается в России 24 мая. Это образовательное и воспитательное событие призвано объединить обучающихся разного возраста (1-11 классы) и педагогов, изучающих лингвистические, литературоведческие, исторические и философские основы славянской культуры. Славянские чтения носят интегративный характер, так как это связано с современной образовательной политикой, и являются одной из форм педагогических технологий в связи с процессами дифференциации в обучении. Авторы проекта основную задачу установления метапредметных связей видят в том, чтобы качественно поднять уровень знаний, умений и развития обучаемых путём более глубокого проникновения их в объективно существующие закономерные связи в явлениях природы и общества.

Проведение Славянских чтений стало доброй традицией: учителя русского языка и литературы гимназии собрали вокруг себя единомышленников (обучающихся и педагогов), объединенных общей целью: привлечь внимание широкого круга исследователей к проблемам языковой и культурной самобытности славянских народов, пригласить к совместному обсуждению актуальных лингвистических и литературоведческих вопросов, к проблеме диалога культур, т.е. развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся и способствовать профессиональному росту самих педагогов.

Темы Славянских чтений менялись ежегодно, зависели от знаменательных дат, значимых событий для города, страны, непосредственно для гимназии: «Колокола веков» (Праздник Христианской культуры), «И Океан времён катил прибой столетий…» (Лики России на грани веков), «Люблю тебя, Петра творенье», «Живые традиции», «Сибирская живая старина», «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу», «Стезя к бессмертию судьбой открыта нам!» (Поэты пушкинской поры), «Художественные открытия русской литературы XIX века».

2. Предмет исследования: на примере лучших образцов фольклора, русской литературы XI - XXI веков (а литература в России стала больше, чем видом искусства, она стала способом мышления русского человека, необходимым условием формирования человека, гражданина Отечества) рассматриваются основные аспекты развития русского литературного языка, художественное своеобразие произведений, музыка, живопись и прикладное искусство, т.е. в центре внимания аспектное изучение сущности славянской культуры: истоков; традиций, их воплощение в современной науке; взаимодействие с другими культурами и влияние на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника.

Это позволяет получить новое знание о факторах, влияющих на изменение состояния одаренного ребенка (его развитие, обученность, воспитанность), а также помогает понять, как на современном этапе развития гимназии в связи с появившимися в педагогическом коллективе идеями развития одаренности ребенка сформировать у каждого школьника не только глубокие знания, умения и навыки, но, прежде всего, развить способности до уровня одаренности, развить творческий потенциал ребенка и способность реализовать себя в условиях межкультурного общения.

3. Проблема заключается в осознании обучающимися важности духовного наследия, в необходимости духовно-нравственного воспитания граждан, сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.

4. Гипотеза: общение школьников с произведениями искусства необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями искусства народов нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

5. Проверка гипотезы: интегративный подход дает возможность показать «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а также содействует не только сохранению и развитию славянских культурных традиций, но и демонстрирует духовную общность славян. Поэтому для проверки гипотезы мы традиционно планируем ряд мероприятий, в которых принимают участие педагоги и обучающиеся по различным дисциплинам. Это конкурсы рисунков, газет, конкурс чтецов, литературно-музыкальные композиции, встречи с интересными людьми (как правило, с томскими писателями), заседания секций, на которых обучающиеся и педагоги представляют свои исследовательские и проектные работы. Мы считаем, что это необходимо для более глубокого понимания современным поколением богатства отечественной культуры, языка, литературы, сохранения и преумножения духовных ценностей и традиций.

Этапы работы:

Определяя время реализации проекта, исходя из целей и задач, мы пришли к выводу, что срок его претворения в жизнь нельзя ограничить временными рамками. 1997 год можно считать отправной точкой в создании проекта, вдохновителем которого стала профессор кафедры русской и зарубежной литературы Томского государственного университета Э.М. Жилякова. Но первоначально никто не предполагал, что замысел фольклорного праздника, задуманного для обобщения наработанного опыта, превратится в традиционное образовательное и воспитательное событие, без которого на сегодняшний день невозможно представить жизнь гимназии. За 15 лет существования Славянских чтений менялись не только темы мероприятия, но и форма проведения, и состав участников проекта (педагоги и обучающиеся), и ресурсы. Работу над проектом можно представить в виде 4 этапов.

I этап - Осмысление идеи (1997-1998 учебные годы).

- Создание и утверждение программ первых Славянских чтений с учётом их актуальности и целесообразности;

- установление метапредметных связей с разными образовательными дисциплинами (историей, обществознанием, психологией, иностранными языками, технологией и др.)

- обогащение, оформление, обсуждение и рефлексия;

- развитие научной и материально-технической базы, удовлетворяющей современным требованиям проведения данного мероприятия;

- обобщение итогов первого этапа внедрения Славянских чтений.

II этап - Адаптация и конструирование (1999-2001 учебные годы).

- укрепление партнерских отношения с ГНМЦ, ТГУ, со школами и гимназиями города, пропагандирующими необходимость привлечения внимания обучающихся и педагогов к проблемам языковой и культурной самобытности славянских народов;

- дальнейшее развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- прогнозирование и накопление опыта по выявлению у обучающихся способностей к исследовательской деятельности;

- дальнейшее развитие работы по всем направлениям и сферам гуманитарного, естественно-научного, языкового образования;

- укрепление научно- технической базы;

- реализация образовательных и воспитательных программ;

- анализ, оценка процесса промежуточных результатов нововведений;

- обобщение итогов второго этапа внедрения Славянских чтений.

III этап - Стабилизация (2002-2010 учебные годы).

- дальнейшее совершенствование программ Славянских чтений;

- обмен опытом через активное общение с ГНМЦ и другими общеобразовательными учреждениями, пропагандирующими необходимость изучения иностранных языков;

- переход на стабильный режим работы;

- корректировка всех воспитательных планов и образовательных программ с учетом внедрения проекта «Интеграция» в гимназии № 29, составной частью которого стало проведение Славянских чтений;

- анализ, оценка результатов третьего этапа;

- обобщение итогов третьего этапа реализации Славянских чтений.

IV этап - Совершенствование и пиар проекта (2011- … учебные годы).

- создание самостоятельного проекта «Славянские чтения»;

- дальнейшее укрепление партнерских отношений с ТОИПКРО, ИМЦ, областной библиотекой имени А.С. Пушкина, со школами и гимназиями города и области, усилия которых направлены на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- распространение опыта;

-укрепление материально-технической базы, удовлетворяющей современным требованиям реализации данного проекта;

- анализ, мониторинг, оценка результатов четвёртого этапа;

- обобщение итогов четвёртого этапа реализации Славянских чтений.

6. Интерпретация, соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой, формулирование выводов, написание отчета.

В рамках данного образовательного и воспитательного события составляется программа Славянских чтений, которые традиционно проходят в течение недели начиная с 10 февраля. Общее планирование и проведение Славянских чтений мы представляем в виде таблицы:

День недели

Мероприятие

Участники

понедельник

1.Открытие Славянских чтений:

литературно-музыкальная композиция.

2.Открытие книжной выставки (библиотека).

3. Открытие выставки рисунков обучающихся.

Учащиеся 1-11 классов МАОУ гимназии №29 (классы гуманитарного направления)

4.Интеллектуальный марафон.

Учащиеся 1-11 классов МАОУ гимназии № 29 и других учебных заведений г. Томска.

вторник

Конкурс чтецов

Учащиеся 1-11 классов МАОУ гимназии № 29 и других учебных заведений г. Томска.

среда

Мероприятия по классам и параллелям согласно плану работы:

литературные гостиные, КВН, работа литературных клубов, экскурсии, викторины, театральный фестиваль, литературный ринг и др.

Учащиеся 1-11 классов МАОУ гимназии № 29 г. Томска

четверг

Работа секций по направлениям

Учащиеся 1-11 классов МАОУ гимназии № 29 и других учебных заведений г. Томска.

пятница

1.Мероприятия на базе областной библиотеки имени А.С. Пушкина согласно совместному плану работы (конкурс чтецов, кругосветка и др.)

2. Встречи с интересными людьми (писателями и поэтами г.Томска).

3. Работа секции для учителей.

Учащиеся 1-11 классов МАОУ гимназии №29.

суббота

Закрытие Славянских чтений:

литературно-музыкальная композиция, подведение итогов, награждение.

Учащиеся 1-11 классов МАОУ гимназии № 29 и других учебных заведений г. Томска.

Проект «Славянские чтения как способ духовно-нравственного формирования личности» - это «живой организм», поэтому ежегодно могут вноситься изменения, что может быть связано, например, с особенностями тематики мероприятия.

Важное значение имеет работа секций, которая ориентирована на решение учебно-научных задач и призвана сформировать у обучащихся навыки научно-исследовательской работы, а также умение выступать с результатами собственной работы, участвовать в дискуссии, аргументировано доказывать свою позицию, прислушиваться к советам аудитории и научного руководителя; лучшие работы учащихся рекомендованы к публикации и для участи в научно-практических конференциях различного уровня. По итогам работы секции педагогов также готовится диск.

Большое внимание мы всегда уделяем оформлению праздника: выпускаем тематические газеты, распечатываем высказывания и афоризмы согласно тематике, создаём буклеты.

Активными участниками проекта программы являются: педагогические работники гимназии, обучающиеся из разных общеобразовательных учреждений города, родители обучающихся, сотрудники областной библиотеки, томские писатели.

7. Вывод: в ходе проведения данного мероприятия реализуется принцип личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, ак­тивизируются их интеллектуальные качества в целях гар­монического развития человека как субъекта творческой деятель­ности; создаются оптимальные условия для выявления поддержки и развития одаренных детей; в учебно-воспитательный процесс внедряются различные виды и формы творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся; укрепляется и расширяется сотрудничество с заинтересованными структурами (ТОИПКРО, ИМЦ, гимназии и школы города и области, областная библиотека им. А.С. Пушкина и др.)

8. Результаты:

По итогам проведённых мероприятий в гимназии и в областной библиотеке учащиеся получают дипломы, грамоты, сертификаты и призы. В ходе Славянских чтений осуществляется разнообразное информа­ционное сопровождение. Информация о призерах и победителях доводится до все­го коллектива гимназии с помощью информационных бюллетеней, сайта гимназии, фотоотчёта с каждого мероприятия. Но самое главное это то, что все участники Славянских чтений через различные формы проведения мероприятия приобщаются к проблемам языковой и культурной самобытности славянских народов, начинают глубже понимать, в чём заключаются богатства отечественной культуры, языка, литературы, и стремятся к сохранению и преумножению духовных ценностей и традиций. И мы надеемся, что наш проект привлечёт внимание людей, заинтересовавшихся нашей идеей, и расширит не только временные, но и пространственные рамки нашего проекта - «Славянские чтения как способ духовно-нравственного формирования личности».

9. Подготовка к презентации исследовательского материала; весь материал структурируется, оформляется с использованием наглядного материала.

Для написания отчёта были использованы возможности текстового редактора WORD, ресурсы сети Интернет, авторская презентация, созданная в среде Power Point. Иллюстративный материал был собран в течение нескольких лет.

Перспектива: в XVII Славянских чтениях принимали участие обучающиеся следующих учебных заведений города Томска, Томского района и области:

25,26,28,29,30,34,36,37,43,47,51,56,67, Гуманитарный лицей; Светленский губернаторский лицей, Зональненская СОШ, Поросинская СОШ, Кожевниковская СОШ, Клюквинская СОШИ, МКОУ Павловская ООШ Каргасокского района Томской области, Поросинская СОШ, Поротниковская СОШ Шегарского района, СОШ №2 г. Асино.

Также в мероприятиях приняли участие ребята с ограниченными возможностями: школа-интернат для слабослышащих детей №15; Центр «ПМСС».

Всего в мероприятиях XVII Славянских чтений приняло участие 845 обучающихся.

Литература:

  1. Васильева Е.Ю. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся и педагогов гимназии №29 г.Томска. // Система гимназического образования как фактор повышения мотивации школьников к обучению: опыт, проблемы, перспективы. Томск, 2008.

  2. Кузьмина Л.В. Организация научно-исследовательской работы учащихся. // Завуч. № 3. 1999.

  3. Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Путь к сотворчеству. // М., Просвещение. 1991.

  4. Рогощенко И.К. Память и надежды: о традициях в жизни и литературе. М., 1998.

  5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.

  6. Огоновская И.С. Азбука исследователя: Методические рекомендации по организации и содержанию научно - исследовательской, проектной деятельности учащихся - Екатеринбург: Сократ, 2008.

  7. Леонтович А.В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся. abitu.ru/researcher/methodics/teor/a_amj1t.html.

  8. Самбулян Л.Г. Проектная и исследовательская деятельность учащихся sch996.edusite.ru/p42aa1.html

  1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

  2. Лейтес Н.С. Психология одарённости детей и подростков. М. Изд. Цент «Академия» - 1996.

  3. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одарённых детей. //Вопросы психологии.- 1996. - №3.

7

© 2010-2022