Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы

______О.С.Лукиенко _____А.Ф.Кошелюк ______Е.В.Зайцев

Протокол №_______ Приказ №_____

«___»________ 20___г. «___»________ 20___г. «___»________ 20___г.






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоивановская средняя школа» муниципального образования Черноморский район Республики Крым











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку для 8 класса

основного общего образования


Постоюк Анны Павловны

















2015/2016 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией Л.М.Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2014, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»). Программа составлена для учащихся 8 класса и рассчитана на 105 часов.

В соответствии с ФК ГОС и Примерной программой содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского языка в основной общеобразовательной школе:

- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;

- овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой

- самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную

переработку текста и др.);

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и

потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Значение русского языка как учебного предмета в достижении стратегических целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предопределяет метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования.

Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную, а также соотносящуюся с последней - кумулятивную), язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира,обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека.

Сказанным определяются основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка в основной общеобразовательной школе; интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.

В соответствии с идеологией Федерального компонента государственного образовательного стандарта и Примерной программы в разработанном курсе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной парадигме.

Применительно к содержанию курса русского языка это означает его направленность на взаимосвязанное формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Важной составляющей компетенции является, как известно, деятельностное умение, овладение которым предполагает активную учебно-познавательную деятельность ученика и его способность применять имеющиеся знания и опыт в конкретной жизненной ситуации. Поэтому реализованный в программе компетентностный подход согласуется с заявленным в ФК ГОС системно-деятельностным, имеющим общедидактический характер.

В свете этого важной особенностью разработанного курса русского языка является его направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования соответствующих универсальных учебных действий: личностных, обеспечивающих самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно -эстетических ориентиров, мотивацию к учению вообще и к изучению русского языка в частности; регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи; планирование последовательности действий и в случае необходимости их коррекция; осуществление оценки и самооценки и др.); познавательных, включающих общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников; осознанное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого вида чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности; определение основной и второстепенной информации и др.), универсальные логические действия (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация, конкретизация и др., а также подведение под понятия, выведение следствий, установление причинно-следственных связей и др.); действия постановки и решения проблем (формулирование

проблемы, определение и формулирование способов их решения);коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или совместной деятельности (владение всеми видами речевой деятельности, адекватное восприятие устной и письменной речи, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение полно и точно выражать мысли в соответствии с ситуацией и сферой общения; соблюдение в процессе речевого общения основных норм устной и письменной речи, норм речевого этикета и др.).

В разработанной программе реализован актуальный в современной лингводидактике когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов речевого развития ученика, его мышления, восприятия, воображения, а также процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности.

В отношении совершенствования механизмов мышления русский язык стоит в одном ряду с математикой, поскольку работа с лингвистическим (языковым) материалом предполагает опору на определённые когнитивные действия и их развитие. Поэтому когнитивный аспект содержания и технологий обучения традиционно связывается с презентацией лингвистических понятий, а также с развитием учебных языковых умений и навыков.

Однако человек в коммуникации выступает не только как человек говорящий, но прежде всего как человек мыслящий и умеющий адекватно излагать свои мысли и понимать чужие, поскольку взаимосвязь языка и мышления является научным фактом: «речь <...> нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется». Плохая (в смысловом, коммуникативном, языковом отношении) речь свидетельствует о несформированности когнитивных моделей, отсутствии информационных фрагментов, связи между ментальным и и вербальными структурами.

Поэтому в основе концепции разработанного курса русского языка лежит одно из основополагающих положений когнитивной лингвистики и психологии, в соответствии с которым язык рассматривается как когнитивный (мыслительный) процесс, осуществляемый в коммуникативной деятельности и обеспечиваемый особыми когнитивными структурами и механизмами в человеческом мозгу. Исходя из этого, в разработанном курсе когнитивность является важнейшим компонентом формирования не только лингвистической (языковедческой) и языковой компетенций, но и коммуникативных способностей учащихся и обусловливает ориентацию обучения на развитие мыслительных

способностей, формирование познавательных универсальных учебных действий не только при овладении лингвистическими знаниями и языковыми умениями, но непосредственно в процессе формирования коммуникативной компетенции ученика.

Когнитивное развитие ребёнка в настоящее время рассматривается и в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением самой когнитивной системы со всеми такими её составляющими, как восприятие, воображение, умение рассуждать, выдвигать гипотезы, решать проблемы и т. п. В разработанном курсе русского языка актуализирован аспект , связанный с различными видами трансформации текста (сжатие текста и его развёртывание в соответствии с коммуникативной задачей ; преобразование связного текста в схему, таблицу, диаграмму и т. п.; передача информации, представленной в виде графического объекта, в форме связного

текста; обобщение изученного материала и представление его в графической форме и т. п.) и его интерпретация в зависимости от заданных условий речевого общения. Предусматривается также овладение приёмами работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; умениями отбирать и систематизировать материал на заданную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Таким образом, когнитивный аспект содержания разработанного курса актуализирует направленность процесса обучения русскому языку на взаимосвязанное формирование познавательных (когнитивных) и коммуникативных универсальных учебных действий.

В социокультурных условиях начала XXI в. формирование коммуникативной компетенции позиционируется как одна из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важнейшее значение в процессах социальной адаптации и аккультурации ребёнка. В обобщённом виде ориентация разработанного курса русского языка на коммуникативное развитие личности реализуется в направленности образовательного процесса на формирование и совершенствование умений понимать мысли других людей и способности выразить свои, умений аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык».

Содержание коммуникативной составляющей разработанного курса русского языка направлено на существенное продвижение в овладении умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам, и средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Отличительной особенностью программы является её направленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности, пристальное внимание к формированию коммуникативных умений не только в области письменного выражения мыслей, но и в области устных форм общения. Особый аспект курса составляет систематическая работа по преодолению коммуникативных неудач, различных ошибок в построении высказывания (как письменного, так и устного). Специфика курса состоит в пристальном внимании к процессу расширения вокабуляра ученика, формированию его потенциального словаря. Следует подчеркнуть, что разнообразная лексическая работа предусматривается при изучении каждой темы программы.

Реализация когнитивно-коммуникативного подхода в разработанном курсе предопределила выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного учебного предмета. Это означает, что здесь текст является не только объектом языкового и речеведческого анализа, но и определённым образцом или мотивом для со здания собственного речевого произведения (устного или письменного) с учётом всех социальных и прагматических факторов (особенностей ситуации и сферы общения, культурно-исторических фоновых знаний); текст задаёт предметную сторону речевого высказывания, является одним из средств создания ситуаций, на основе которых происходит реальное речевое общение.

На основе текста формируются также рецептивные виды речевой деятельности (умения слушать, читать и адекватно понимать тексты разных стилей и жанров, используя при этом различные способы аудирования и чтения), а также умения и извлекать информацию из текста, понимать его явно выраженный и скрытый смысл и т. д.

Кроме того, ориентация процесса обучения на текст как основную единицу обучения позволяет представлять изучаемый языковой материал не изолированно, но в его естественном коммуникативном окружении, в коммуникативном пространстве употребления изучаемого материала, понимаемом как совокупность сфер и ситуаций речевого общения. В результате каждое языковое явление представлено в разработанном курсе в единстве его формы, значения и употребления (функционирования). Таким образом, разработанный курс ориентирован на постижение учащимися не только формальных, но и смысловых, а также функциональных особенностей языковых единиц, что особенно важно при порождении речи. При этом особое внимание уделяется не только развитию умений употреблять изучаемый языковой материал в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения, но и освоению норм современного русского литературного языка. Следует подчеркнуть, что в 8-9 классах формирование культурно-речевых навыков и умений происходит уже на основе освоения сведений о культуре речи как разделе лингвистики, языковой норме и её функциях.

Особенностью разработанного курса является усиление его аксиологической, воспитательной направленности. В содержании курса представлена целостная система, раскрывающая феномен отечественного языка как одной из значимых культурных ценностей, направленная на воспитание уважительного отношения к родному языку, сознательного отношения к нему, понимание его роли в жизни человека, общества и государства, формирование представлений о речевом идеале и потребности ему следовать, способности оценить эстетические возможности русского языка. В этой связи в курсе актуализирована его культурно-историческая составляющая, которая не только включает сведения об истории русского языка, этимологии, взаимосвязи языка и культуры, истории народа его носителя, об особенностях русского менталитета, о национально-культурной специфике русского языка, но и предусматривает овладение концептами традиционной и современной русской (и шире - российской) культуры, выявление общего и специфического в культуре, языке, речевом поведении, речевом этикете русского и других народов России и мира. Обращение к фактам культуры и истории русского языка, истории русского и других народов России и мира позволяет актуализировать межпредметные связи, расширить культурный кругозор ученика, повысить мотивацию к изучению русского языка как учебного предмета. Такой подход позволил актуализировать в разработанном курсе межпредметные связи с такими учебными предметами, как иностранный язык, литература, история, география, информатика и др.

В предлагаемом курсе реализован дифференцированный подход к обучению, который выражается в предъявлении теоретического и практического учебного материала на разных уровнях сложности, но не ниже зафиксированного в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы. При этом ученику предоставляется возможность самостоятельного выбора уровня сложности предлагаемого материала, что позволяет освоить курс не только сильному ученику, но и ученику со слабой подготовкой.

Разработанный курс ориентирован на подготовку учеников к формам контроля как на уровне итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы, так и промежуточной аттестации в рамках урочной деятельности.

III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе - 210 ч, в 6 классе - 210 ч, в 7 классе - 140 ч, в 8 классе -105 ч, в 9 классе - 70 ч.

IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

ТЕКСТ:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять,

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь лингвистических терминов» ит.д.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении, орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописание трудно проверяемых орфограмм, опираясь на значение морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

К концу 8 класса учащиеся должны уметь:

- произносить предложения с правильной интонацией с учетом знаков препинания, находить смысловой центр предложения;

- правильно ставить и объяснять знаки препинания на изученные правила; - находить грамматическую основу предложения;

- различать основные типы сказуемого;

- различать виды второстепенных членов предложения;

- определять многозначные члены предложения; - использовать синонимику согласованных и несогласованных определений;

- различать виды односоставных предложений, правильно использовать их в речи;

- правильно строить предложения с однородными членами и обособленными членами;

- изменять предложения с однородными членами, обособленными членами, синонимическими конструкциями;

- правильно интонировать простые осложненные предложения;

- анализировать и строить тексты всех типов, учитывая художественно-выразительные возможности изученных синтаксических единиц;

- составлять тезисные планы.

- продолжить работу по формированию умений и навыков осознанного грамотного письма;

V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:

- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в Тематическом планировании.

Введение Что такое культура речи. Текст. Функциональные стили речи.

Синтаксис как раздел грамматики.

Словосочетание. Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Цельные словосочетания.

Предложение. Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения. Грамматическая основа предложения. Простые и сложные предложения. Виды предложений по цели высказывания. По эмоциональной окраске.

Двусоставное простое предложение Основные виды простого предложения, Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Главные члены предложения. Подлежащие. Способы его выражения. Сказуемое. Основные типы, составное глагольное, составное именное. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Распространенные члены предложения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений. Синонимика двусоставных и односоставных предложений. Знаки препинания в конце назывных предложений.

Простое осложнённое предложение

Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных предложений. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

Предложения с обособленными членами. Понятие об обособленных членах предложения. Общие условия обособления определений. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительным с предлогом несмотря на и др. Обособленные уточняющие члены предложения.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями. Вводные слова. Интонация водности. Разряды вводных слов. Водные предложения. Знаки препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями. Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Обращение. Роль обращений в речевом общении. Знаки препинания при обращении.

Способы передачи чужой речи. Прямая речь как способ передачи чужой речи в

письменном тексте. Структура предложений с прямой речью. Место слов автора по отношению к прямой речи. Глаголы говорения, которые вводят прямую речь в предложение.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Схемы предложений с прямой речью. Прямая речь в художественном тексте. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Оформление диалога. Косвенная речь как способ передачи чужой речи в

письменном тексте. Знаки препинания при косвенной речи. Косвенный вопрос.

Замена прямой речи косвенной. Употребление местоимений в предложениях с косвенной речью. Цитаты. Знаки препинания при цитировании.

Подведение итогов

Количество часов на изучение русского языка в 8 классе - 105. Из них - 17 на развитие речи. Количество часов в неделю - 3.

VІ. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание

Кол-во

часов

Развитие речи

Контрольные работы

Словарный

диктант

Диктат

Тесты, работа с текстом

текстом

Изложение

Сочинение

1

Введение

2







2

Повторение изученного в 5-7 классе

10

2


1




3

Синтаксис

2

1






4

Словосочетание

4







5

Предложение

3

2




1


6

Двусоставные предложения

16

3

1


1


1

7

Односоставные предложения

13



1




8

Простое осложненное предложение

1







9

Предложения с однородными членами

14

2

1

1


1


10

Предложения с обособленными членами

16

2

1

1




11

Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями

12

4

1


1

1

1

12

Способы передачи чужой речи

8

1


1



1

13

Повторение изученного и итоговый контроль

4




1



ИТОГО

105

17

4

5

3

3

3



VIІ. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ДАТА

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ

1-

2.

02.09

04.09

Что такое культура речи?

Проект «Культура речи»

Уметь анализировать и оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соблюдения коммуникативных, этических и языковых норм современного русского литературного языка

3.

07.09

Развитие речи №1.

Обучение сочинению-рассуждению

Уметь определять тему, коммуникативную задачу, основную мысль текста, ключевые слова,

выделять микротемы текста; создавать тексты с учетом коммуникативной задачи

4.

09.09

Текст и его структура

Уметь анализировать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; осуществлять информационную переработку текста - создание сжатого пересказа

5-

6.

11.09

14.09

Средства и способы

связи предложений в

тексте

Знать лексические и грамматические средства языка.

Уметь осуществлять информационную переработку текста - создание сжатого пересказа

7-

8.

16.09

18.09

Функциональные

разновидности

современного русского

языка. Публицистический стиль

Знать об особенностях публицистического стиля.

Уметь устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка, готовить устное выступление

9.

21.09

Развитие речи №2.

Сочинение-рассуждение

на публицистическую

тему

Уметь создавать тексты с учетом

коммуникативной задачи, выражать свою позицию, логично аргументировать ее; развивать правописные умения

10.

23.09

Научный стиль

Знать об особенностях научного стиля речи и его подстилях.

Уметь устанавливать принадлежность

текста к определенной функциональной

разновидности языка

11.

25.09

Урок-практикум по теме

«Текст. Функциональные

стили речи»

Уметь анализировать и характеризовать текст с точки зрения принадлежности к

функциональному стилю речи

12.

28.09

Контрольный диктант №1. Повторение.

Работа над ошибками.

Уметь записывать текст, соблюдая

орфографические и пунктуационные нормы

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

13.

30.09

Синтаксис как раздел

грамматики. Виды и

средства синтаксической

связи

Знать интонационные средства синтаксиса, понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль. Использовать синтаксические средства в составлении словосочетаний и предложений.

14.

02.10

Развитие речи №3.

Подробное изложение

Уметь составлять план текста, передавать содержание текста сжато и подробно

15.

05.10

Словосочетание, его

структура и виды

Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения.

Уметь вычленять словосочетание из

предложения; подбирать синонимичные

словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний.

16- 17.

07.10

09.10

Типы связи слов в

словосочетании

Знать типы связи слов в словосочетании:

согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания.

Уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания

18.

12.10

Синтаксический разбор

словосочетаний

Уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор

19.

14.10

Понятие о предложении

Знать основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.

Уметь опознавать и характеризовать предложения по эмоциональной окраске, по характеру выражения отношения к действительности, определять границы предложения и способы передачи их в

устной (интонация) и письменной речи (ЗП конца предложения)

20- 21.

16.10

16.10

Развитие речи №4-5.

Контрольное изложение

Уметь создавать письменные тексты, оценивать собственные речевые высказывания с точки зрения их соответствия коммуникативным

требованиям, языковой правильности

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

22.

19.10

Работа над ошибками.

Главные члены двусоставного предложения.

Подлежащее и способы

его выражения

Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего.

Уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным

словосочетанием или сложносокращенным словом

23.

21.10

Развитие речи №6. Сочинение-рассуждение на тему «Я горжусь

своей страной»

Уметь создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов речи и определенной разновидности языка

24.

23.10

Сказуемое и способы его

выражения. Простое

глагольное сказуемое

Знать виды сказуемого.

Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило, учитывая в ряде случаев составляющие в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого

25.

02.11

Составное глагольное

сказуемое

Знать структуру составного глагольного

сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и

составное глагольное сказуемое

26.

02.11

Составное именное

сказуемое

Знать структуру составного именного

сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного

именного сказуемого, сопоставлять

предложения с синонимическими сказуемыми разных видов

27- 28.

06.11

09.11

Тире между подлежащим

и сказуемым

Определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения

29.

11.11

Второстепенные члены

предложения и их роль в

предложении

Словарный диктант №1

Уметь определять виды второстепенных членов предложения и способы их выражения; определять главную и факультативную информацию; разграничивать и сопоставлять распространенные и нераспространенные предложения

30.

13.11

Определение и его виды

Уметь различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения, уметь использовать определения для

характеристики предмета, явления, а

определения-эпитеты - как средства

выразительности речи

31.

16.11

Дополнение и его виды

Знать определение дополнения, различать прямое и косвенное дополнение, способы их выражения. Уметь опознавать их в предложении,

определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение

32.

18.11

Развитие речи №7. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Уметь составлять план текста, передавать содержание текста сжато и подробно

33.

20.11

Обстоятельство и его виды

Уметь различать виды обстоятельств по

значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах

34.

23.11

Развитие речи №8. Контрольное сочинение-описание картины

Уметь создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов и определенной разновидности языка; расширение фоновых знаний, важных для общекультурного развития

35.

25.11

Работа над ошибками.

Повторение темы «Двусоставные предложения»

Уметь определять грамматическую основу, второстепенные члены предложения и способы их выражения

36.

27.11

Контрольная работа №1 по теме «Двусоставные предложения».

Работа над ошибками.

Уметь определять грамматические основы, способы выражения главных и второстепенных членов предложения, производить синонимическую замену разных видов сказуемого

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

37.

30.11

Односоставные предложения. Главный

член односоставного

предложения

Знать структурные особенности односоставных предложений.

Уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения

38- 39.

02.12

04.12

Основные группы

односоставных

предложений и их особенности

Знать структурные особенности односоставных предложений.

Уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения

40- 41.

07.12

07.12

Определенно-личные

предложения

Знать структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений.

Уметь различать односоставные и двусоставные предложения

42- 43.

09.12

11.12

Неопределенно-личные

предложения

Знать структурно-грамматические особенности неопределенно-личных предложений.

Уметь различать односоставные и двусоставные предложения

44.

14.12

Обобщенно-личные

предложения

Знать структурно-грамматические особенности обобщенно-личных предложений.

Уметь различать односоставные и двусоставные предложения

45- 46.

16.12

16.12

Безличные предложения

Знать структурные особенности БП, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи.

Уметь опознавать БП в тексте, умело употреблять в собственной речи

47.

18.12

Назывные предложения

Знать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений, уметь опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях как средство

лаконичного изображения фактов окружающей действительности, характеризовать сферу

употребления назывных предложений

48.

21.12

Повторение темы

«Односоставные

предложения»

Уметь находить односоставные предложения в текстах

49.

23.12

Контрольный диктант №2 по теме «Односоставные

предложения»

Уметь определять виды односоставных

предложений и морфологические способы выражения главного члена

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

50.

25.12

Работа над ошибками. Понятие о простом

осложненном предложении

Уметь опознавать предложения осложненной структуры; разграничивать сложные предложения и предложения осложненной структуры

51.

13.01

Понятие об однородных членах предложения

Уметь опознавать однородные члены (распространенные, нераспространенные,

выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать

перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов

52- 53.

15.01

18.01

Способы связи

однородных членов

предложения и знаки

препинания между ними

Словарный диктант №2

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами, определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия, выражаемые

противительными союзами; чередование или неопределенность оценки явлений, выражаемые разделительными союзами, расставлять знаки препинания

54- 55.

20.01

20.01

Развитие речи № 9-10 Контрольное изложение

Уметь определять тему, коммуникативную задачу, основную мысль текста; создавать тексты

с учетом коммуникативной задачи; овладевать фоновыми знаниями, имеющими важное значение

для общекультурного развития

56- 57.

22.01

25.01

Работа над ошибками.

Однородные и неоднородные

определения

Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и

неоднородными определениями

58- 59.

27.01

29.01

Обобщающие слова при

однородных членах

предложения

Уметь находить обобщающие слова при

однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам предложения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами

при однородных членах предложения. Уметь классифицировать, определять отношения между родом и видом, целым и частью

60.

01.02

Синтаксический разбор

предложения с

однородными членами

Уметь пользоваться предложениями с

однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочиненные предложения; производить возможную синонимическую замену союзов при однородных членах

61- 62.

03.02

05.02

Повторение темы

«Предложения с

однородными членами»

Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений

63-64.

08.02

10.02

Контрольный диктант №3. «Предложения с

однородными членами»

Работа над ошибками

Уметь анализировать и характеризовать

предложения с однородными членами

предложения, грамотно оформлять их на письме

65- 66.

12.02

15.02

Обособление определений

Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные

одиночные определения, относящиеся к

существительным, интонационно

67-

68.

17.02

19.02

Обособление приложений

Знать основные условия обособления

приложений, интонационно правильно

произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных

69-

70.

22.02

24.02

Обособление обстоятельств

Словарный диктант №3

Уметь определять условия обособления

обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными

71-

72.

26.02

29.02

Обособление дополнений

Уметь правильно конструировать предложения с обособленными дополнениями, оценивать правильность построения предложений с обособленными членами, корректировать недочеты; верно оформлять обособление на письме

73-74.

02.03

04.03

Развитие речи № 11-12 Сочинение-рассуждение

Уметь создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов и определенной разновидности языка

75-76.

07.03

09.03

Обособление уточняющих членов предложения

Иметь представление об уточняющих членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. Уметь опознавать

уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания

77-

78.

11.03

14.03

Повторение темы «Предложения с

обособленными членами»

Уметь правильно конструировать предложения с обособленными членами предложений, оценивать правильность построения предложений с различными видами обособления, корректировать недочеты, верно оформлять обособление на письме

79-

80.

16.03

21.03

Контрольный диктант №4 по теме «Предложения с

обособленными членами». Работа над ошибками

Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы

81-

82.

23.03

25.03

Развитие речи № 13-14 Контрольное сочинение-рассуждение

Уметь создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов и определенной разновидности языка

83-

84.

04.04

06.04

Предложения с обращениями

Иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения). Уметь характеризовать

синтаксические, интонационные и

пунктуационные особенности предложений с обращениями

85-

86.

08.04

11.04

Предложения с вводными

конструкциями

Знать группы вводных конструкций по

значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания.

Уметь выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения

87

13.04

Предложения со вставными

конструкциями

Словарный диктант №4

Иметь представления о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений.

Уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания

88-

89.

15.04

18.04

Развитие речи № 15-16

Контрольное изложение с творческим заданием

Уметь создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов и определенной разновидности языка

90.

20.04

Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными

и вставными конструкциями»

Уметь создавать, анализировать, правильно оформлять на письме предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями

91-

93.

22.04

25.04

Контрольная работа №2 (тест) по теме «Предложения с

обращениями, вводными

и вставными конструкциями». Работа

над ошибками

Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ

94-

95.

27.04

29.04

Прямая речь. Знаки

препинания при прямой

речи

Знать основные способы передачи чужой речи.

Уметь моделировать и использовать в устной и письменной речи предложения с прямой речью

96.

04.05

Диалог

Уметь моделировать и использовать в речи диалог; заменять диалог прямой или косвенной речью, соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи

97.

06.05

Развитие речи № 17 Контрольное сочинение-рассуждение

Уметь создавать тексты с учетом

коммуникативной задачи, выражать свою позицию, логично аргументировать ее

98.

11.05

Косвенная речь

Знать понятие «косвенная речь», уметь

различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи

99.

13.05

Цитаты. Знаки препинания при цитировании

Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании

100.

16.05

Повторение темы «Способы передачи чужой речи»

Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой речью, производить синонимичную

замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с

прямой речью, с косвенной речью выразительно читать предложении я с прямой и косвенной речью

101.

18.05

Контрольный диктант № 5 по теме «Способы передачи

чужой речи»

Уметь записывать текст, соблюдая

орфографические и пунктуационные нормы

102.

20.05

Контрольная работа №3

Промежуточная аттестация

Уметь читать и понимать явную и скрытую информацию текста; создавать монологические высказывания на заданную тему; выполнять тестовые задания

103.

23.05

Работа над ошибками

104-

105.

25.05

27.05

Итоговый урок

VIІІ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

Отметка

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно, правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2»

если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

«1»

ученик обнаруживает полно незнание или непонимание материала, отказывается от ответа без объяснения причин.

3) языковое оформление ответа.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.



Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов

Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50% правильных ответов.

Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Критерии и нормативы оценки ДИКТАНТОВ

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Требования к тексту диктанта


Класс

Контрольный диктант

Словарный диктант

Кол-во слов (самостоятельных и служебных)1

Кол-во орфограмм2

Кол-во пунктограмм

Кол-во слов с непроверяемыми орфограммами3

Кол-во слов

Объяснение лексического значения слова

5

90-100

12

2-3

5

15-20

1 слово

6

100-110

16

3-4

7

20-25

2 слова

7

110-120

20

4-5

10

25-30

3 слова

8

120-150

24

10

10

30-35

4 слова

9

150-170

24

15

10

35-40

4 слова


1До конца первой четверти (а в 5 классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.

3 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).


Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

ОТМЕТКА

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

«1»

при большем количестве ошибок

Примечание.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Контрольный словарный диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1-2 ошибки

«3»

3-4 ошибки

«2»

5-6 ошибок

«1»

более 6 ошибок

Критерии пунктуационной грамотности.

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

  1. ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т.п.);

  2. ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

  3. ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.


Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста изложений и сочинений

класс

Объем текста для

подробного изложения

классного сочинения

5

100-150 слов

0,5 - 1,0 страницы

6

150-200 слов

1,0 - 1,5 страницы

7

200-250 слов

1,5 - 2,0 страницы

8

250-350 слов

2,0 - 3,0 страницы

9

350-450 слов

3,0 - 4,0 страницы

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность.

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

отметка

Содержание и речь

Грамотность


«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

ПРИМЕЧАНИЯ

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».

ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ


Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

IХ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ЛИТЕРАТУРА

  1. Никитина Е.И. Русская речь.- М.: Издательство «Просвещение», 1996

  2. Примерная программа по русскому языку для основной школы.

  3. Розенталь Д.З. Занимательно о русском языке.- М.: Издательство «Просвещение», 1990

  4. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Москва: «Просвещение», 2013.

  5. Русский язык. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2 ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик

  6. Учебник «Русский язык. 8 класс» в 2-х частях. Авторы: Л.М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. М.: Издательство «Просвещение», 2014

  7. Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок!- Симферополь: «Таврида», 2008

  8. Анализ слова и предложения./ Бабайцева В.В. - М.: «Экзамен», 2014

  9. Грамотность за 12 занятий./ Фролова Т.Я. - Симф., 2013

  10. Комплексный анализ текста 8 класс (Рабочая тетерадь)./ Груздева Е.Н. - М.: «Экзамен», 2014

  11. Комплексный анализ текста 9 класс. (Рабочая тетерадь)./ Влодавская Е.А. - М.: «Экзамен», 2013

  12. ОГЭ (ГИА - 9) 2015. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий./ Егорова Т.Г. - М.: «Экзамен», 2015

  13. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов./ под ред. Цибулько И.П. - М.: «Национальное образование», 2015

  14. Пишем без ошибок./ Шишкин Е.В. - Ростов н/Д: «Феникс», 2014

  15. Русский язык в рифмованных алгоритмах./ Фролова Т.Я. - Симф.: Таврида, 2007

  16. Русский язык ОГЭ (Сборник заданий, методическое пособие для подготовки, ГИА 9)./ Гостева Ю.Н. - М.: «Экзамен», 2015

  17. Русский язык. 8 класс. Контрольные работы в новом формате./ Васильевых И. П., 2014

  18. Русский язык. 8-й класс. Тематические тесты./ под ред.СенинойН.А. - Ростов н/Д: «Легион», 2014

  19. Русский язык. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 8 класс./ Хаутова Д.А. - М.: Экзамен, 2014

  20. Русский язык. Орфограммы в приставках и окончаниях. Рабочая тетрадь./ Михайлова С. Ю., 2007

  21. Русский язык. Правописание Н и НН. Рабочая тетрадь./ Михайлова С. Ю., 2008

  22. Русский язык. Правописание наречий./ Михайлова С. Е., 2008

  23. Учительские университеты. Текст. Учебное пособие./ Рудяков А.Н. - Симферополь: КРИППО, 2015

  24. Учительские университеты: русский язык вчера и сегодня./ Рудяков А.Н. - Симферополь: КРИППО, 2014

  25. Нестандартные и игровые уроки по русскому языку. 5-8 классы./ Долбилова Ю. В., 2011

  26. Русский язык. Рыбченкова Л.М. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.

  27. Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС.
    / Бройде М. Г., 2015

  28. Сборник диктантов 5-9 классы./Горшкова В.Н. - М..: «ВАКО», 2014

  29. Новый сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов./ Безденежный Н.В. - Ростов н/Д: «Феникс», 2013

  30. Попова Г.Б. Русский язык. 5-11классы. Диктанты - Волгоград: Учитель, 2015. - 2-е изд.

  31. Сулицкая Н.М. Творческая работа на уроках русского языка 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2015. - 2-е изд.

  32. Готовимся к олимпиаде по русскому языку. 5-11 классы/| Казбек-Казиева М. М., 2011

  33. Толковый словарь русского языка./ С.И.Ожегов - М.: ООО «Издательство Оникс», 2011

  34. Карманный орфографический словарь. ./ Гайбарян О.Е. - Ростов н/Д: Феникс, 2014

  35. Школьный словарь иностранных слов./ Гайбарян О.Е. - Ростов н/Д: Феникс, 2014

  36. Школьный словообразовательный словарь/ сост.Амелина Е.В. - Ростов н/Д: Феникс, 2014

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ

  1. Русский язык. 8 класс. 52 видеоурока и презентации, 49 тестов(компакт-диск) -ООО«КОМПЭДУ», 2015

  2. Русский язык. 5-7 классы. Дидактический и раздаточный материал. (карточки). (компакт-диск) - издательство «Учитель», 2014

  3. Русский язык. Тексты для прослушивания. Подготовка к ГИА-2015. 9 класс(компакт-диск) - издательство «Легион», 2014

  4. Русский язык. 8-9 классы. Дидактический и раздаточный материал. (карточки). (компакт-диск) - издательство «Учитель», 2011

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Мультимедийная доска (Promethean)

Проектор (Panasonik)

Ноутбук (Acer)

32


© 2010-2022