- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения
Сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мажитова Ж.Д. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Автор: учитель русского языка и литературы Мажитова Ж.Д.
Саумалкольская школа №1, Казахстан, Северо-Казахстанская область, Айыртауский район, с.Саумалколь
Тема: Сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения
Цель: формирование знаний о союзных и бессоюзных сложных предложениях
Задачи:
Обучающие:
- обеспечить формирование знаний о сложном предложении;
-создать условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач.
Развивающие:
- развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ); речь учащихся.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок - исследование
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, карточки, памятки
Ход урока :
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности рабочих мест учащихся к началу урока. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесёт вам радость общения друг с другом.
- Сегодня на уроке вам предстоит активно потрудиться. Начнём наш урок со словарной работы
II.1. Словарный диктант «Узнай слово по лексическому значению»( слайд 2)
-
маленькая книжечка, листы которой скреплены иголочками (брошюра)
-
группа экспертов, присуждающих премии на выставках, конкурсах (жюри)
-
прибор в виде раскрывающегося в воздухе большого зонта для прыжка с самолёта или спуска с него груза (парашют)
-
обращение к кому-нибудь, призывающее удовлетворить какие-нибудь нужды, желания (просьба)
-
служебное сообщение, донесение младшего по званию (рапорт)
-
военное приветствие, отдание почестей кому-нибудь выстрелами, ракетами, выкидыванием флага. (салют)
-
раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки (пунктуация)
-
раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис)
2. Игра « Кто я?» (Слайд 3) -
Я - главное средство выражения мысли. Имею грамматическую основу и интонацию законченности. Кто я?
-
Я - предложение. Содержу рассказ о чём-то, сообщение, информацию. В конце меня ставится точка. Кто я?
-
Я - предложение. Я заключаю в себе вопрос. В конце меня ставится вопросительный знак. Кто я?
-
Я - предложение. Содержу просьбу, приказание, совет, призыв. В конце меня ставится восклицательный знак. Кто я?
-
Я - предложение. Выражаю сильные чувства говорящего: радость, огорчение. Как меня называют?
-
Я - предложение. Состою только из главных членов предложений. Как меня называют?
-
Я - предложение. Во мне есть не только главные члены предложения,но и второстепенные. Как меня называют?
-
Я - предложение. Имею 1 грамматическую основу. Как меня называют? А как называют предложение с 2 или более грамматическими основами?
-Молодцы. Давайте так же дружно продолжим наше знакомство со сложными предложениями.
III. Работа по теме урока « Сложное предложение»( записать в тетрадях темы урока ).Разобрать примеры, данные на слайдах. Поиск грамматической основы и составление схем сложных предложений
- По какому признаку можно разделить сложные предложения на группы? (Союзные, бессоюзные)
- Можно ли по схемам отличить сложное предложение союзное от бессоюзного?
[ ], и [ ]. [ ] , [ ].
- У вас на партах конверты с заданием. Выпишите сложные союзные предложения, подчеркните грамматические основы. Прежде чем преступить к работе , обсудите с товарищем ваше решение. Составьте схемы предложений.
IV.Работа по развитию речи.
1) Упражнение «Правильное употребление союзов».
Учитель зачитывает предложения, учащиеся замечают речевые ошибки.
Наступило утро, а туристы отправились в поход.
Солнышко ещё не взошло, и на дворе уже светло.
Вода в реке Волге поднялась, но Волга стала широкой, как море.
2) Выполнение упражнения 189. Составьте из простых предложений сложные с союзами и, а, но, запишите.
Затем проходит коллективное обсуждение правильности употребления союзов.
- Как разделяются части сложного предложения? А как определить место постановки запятой?
Выслушиваются ответы детей. Пока продолжается обсуждение, как не ошибиться при постановке запятой.
V. Коллективное составление алгоритма по постановке запятой в сложном предложении.
- С чего стоит начать?
1.Найди грамматическую основу предложения
- Что нам это даст? ( Мы поймем сложное ли перед нами предложение)
- Как мы докажем, что предложение сложное?
2.Определи, сколько частей в данном предложении
(количество частей соответствует
количеству грамматических основ)
- Итак, мы нашли в предложении грамматические основы. Их оказалось - две. Вывод: мы имеем сложное предложение, состоящее из двух простых.
3.Найди союз, который связывает части сложного предложения
- Два простых предложения в составе сложного связывает союз.
4.На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.
Рассмотрение примера.
1. В предложении - Ветерок перебирает пеструю листву, и в нем уже чувствуется осенняя прохлада. - две грамматические основы: а) ветерок перебирает; б) прохлада чувствуется.
2. Это сложное предложение, в нём две части.
3. Части сложного предложения связывает союз и.
4. Первая часть сложного предложения заканчивается словом
листву. После этого слова перед союзом и ставим запятую.
В ходе работы над алгоритмом составляется памятка.
Памятка
Учись применять правило
1. Найди грамматическую основу предложения.
2. Определи, сколько частей в данном сложном предложении (количество частей соответствует количеству грамматических основ предложения).
3. Найди союз, который связывает части сложного предложения.
4. На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.
VI. Закрепление.
- Пользуйся памяткой, докажите правильность постановки знаков препинания
- Для закрепления нового навыка из части сложного предложения составьте полное предложение. Подсказкой послужит схема.
VII. Итог урока
- Какую роль выполняют союзы в сложных предложениях?
- В каких случаях запятая перед союзом не ставится?
- В каком месте сложного предложения запятая ставится?
Домашнее задание: составить три сложных предложения с различными союзами. Выполнить упр.190
Рефлексия
Учитель: А сейчас я передаю слово корреспонденту Мусиенко А.из информационно-познавательной передачи «Итоги»
- Добрый день, дорогие учащиеся 5 «А» класса. Вы смотрите информационно- познавательную передачу «Итоги». Сегодня ребята 5 класса исследовали тему «Сложное предложение» Теперь они знают, что сложным предложением называется предложение, в котором две и более грамматических основ. Напомним, что части данных предложений связываются союзами а, и, но, что, чтобы, потому что, когда. Между частями сложного предложения ставится запятая.
И в завершение нашего выпуска хотим поблагодарить учащихся за внимательность и старания на уроке. До новых встреч! (Мусиенко А. )