Исследовательская работа на тему Соматические речения в телесном коде культуры

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Р е с п у б л и к а С а х а (Я к у т и я )

МУ Н И Ц И П А Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Н И Е

«Н Е Р Ю Н Г Р И Н С К И Й Р А Й О Н»

Н Е Р Ю Н Г Р И Н С К А Я Р А Й О Н Н А Я А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 2 города Нерюнгри

678960 РС(Я),г.Нерюнгри, ул.имени Виктора Кравченко, дом 8, корпус 1, тел./факс (41147) 4 -26 -44,

e-mail: [email protected]











Исследовательская работа на VII региональную научно-практическую конференцию молодых исследователей «Шаг в будущее».

Тема «Соматические речения в телесном коде культуры».





Выполнила:

обучающаяся 6А

МОУ Гимназия №2

Тетюева Лилия Андреевна

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

МБОУ Гимназия №2

Балагурова Марина Вячеславовна


Нерюнгри, 2015

План.

Введение……………………………………………………………………………………………3

1.Речения с компонентами- соматизмами:

1.1. Понятие о речениях с компонентами -соматизмами…………………………………….....5

1.2. Классификация и примеры соматических речений………………………………………....5

2. Использование соматических речений в повседневной речи………………………………..6

3.Исследовательская часть…………………………………………………………......................8

Заключение…………………………………………………………………………………………10

Список литературы…………………………...................................................................................11

Приложение ……………………………………………………………………………………….12










Введение.

Восприятие мира, находящее отражение в языке и задающееся языком, антропоцентрично. В центре Вселенной находится Человек. Именно человеческое тело определяет параметры изначального измерения пространства и, соответственно, времени и базовые архетипические оппозиции «далеко - близко», «свой - чужой» и др. Тело в целом и отдельные его части могут служить источником как восприятия и описания пространства.

Названия частей человеческого тела, помимо наименования, являются носителями значимых для культуры смыслов, выступая в роли знаков «языка» культуры и образуя ее соматический код.

Обратим внимание на то, что в основе культурных кодов вообще лежат базовые архетипические оппозиции («свой - чужой», «верх - низ» и др.), универсальные метафоры (время = пространство, межличностные отношения = взаиморасположение в пространстве, человек = дом и др.) и метонимии (глаз = зрение, ухо = слух и др.). Причем, те или иные имена, принадлежащие, телесному коду могут наделяться в определенном лингвокультурном сообществе определенными смыслами. Осмысление бытия начинается с оппозиции «Я» - «Мир вокруг меня».

Нами были изучены и проанализированы работы Д.Б. Гудкова «Нос в телесном коде культуры», Назаровой Т.В. «Образ как определяющий фактор различий идиом одного семантического поля», Телия В.Н. «Русская фразеология». Анализ изученной литературы показал, что исследования в лингвосоматике заняли прочное место в языкознании, получив статус самостоятельного лингвистического направления. Представленные ниже рассуждения могут рассматриваться как материалы для словаря соматического кода современной русской культуры. В этом и заключается актуальность предложенной работы. В исследовательской деятельности приняли участие обучающиеся 5 - 9 классов Гимназии № 2. Работа над исследовательской частью продолжалась с ноября 2014 года по ноябрь 2015 года.

Целью работы является выявление смыслов, которые несут соматические речения, их многозначную символику, а также использование таких речений в повседневной жизни носителями современного языкового сообщества.

Задачи:

  • познакомиться с понятием соматические речения;

  • классифицировать речения с компонентами - соматизмами;

  • провести исследование с целью выявления активности использования соматических речений;

  • проанализировать и обобщить полученные результаты.

Объект исследования: речения с компонентами - соматизмами.

Предмет исследования: особенности употребления в речи соматических речений.

Методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, анкетирование, лингвистический эксперимент, сравнение.

Гипотеза: соматические речения в современном мире приобретают новое предназначение.

Практическая значимость: данная работа может помочь в составлении словаря соматических речений, которые стали активно использоваться носителями современного языкового общества.


















Глава I. Речения с компонентами - соматизмами:

1.1. Понятие о речениях с компонентами - соматизмами.


Соматические речения или фразеологи́змы с компонентами - соматизмами- это устойчивые сочетания слов, в которых используются определенные части тела. Кроме того, такие фразеологизмы придают языку яркую эмоциональную окраску, несут в себе определенное образное значение, а также в современном мире получают новое предназначение.

1.2. Классификация и примеры соматических речений.


Части человеческого тела занимают важное место в соматическом коде культуры. В связи с этим можно классифицировать фразеологизмы с компонентами - соматизмами следующим образом.

А) Пространственная граница, указывающая расстояние к предмету общения.

Например, фразеологизм «Нос к носу» означает, приближение предметов общение на максимально близкое расстояние. Фразеологизм «Рукой подать» также обозначает очень близкое расстояние до какого - либо пункта назначения.

Б) Временная граница может быть отмечена в таких фразеологизмах как «На носу», «Сорвалось с языка» и т.д.

В) Фразеологизмы, обозначающие обман, введение в заблуждение, сообщение ложной информации и т.д. Сюда можно отнести такие фразеологизмы как «Пускать пыль в глаза», «Вешать лапшу на уши», «Пудрить мозги», «Водить за нос». Эту группу фразеологизмов объединяет значение намеренного введения в заблуждение, искажение фактов с определенной целью.

Г) Внутреннее состояние человека можно наблюдать в следующих фразеологизмах «Иметь зуб на кого - то» , «Повесить нос», «Развесить уши», «Работать не разгибая спины, не покладая рук». Здесь мы видим непосредственную характеристику внутреннего состояния человека в действии.

Д) Внешняя характеристика человека прослеживается на примере следующих фразеологизмов - «Губа не дура», «Язык хорошо подвешен», «Не видеть дальше своего носа», «Золотые руки», «Покраснел до ушей» и т.д.

Таким образом, соматические речения имеют многофункциональное значение. Их можно использовать не только как единицу измерения, но и характеристику внутреннего и внешнего состояния человека. Чаще всего такие единицы используют в художественной литературе. Однако в современном языкознании у соматических речений появилось несколько иное важное предназначение.

Глава II Использование фразеологизмов с компонентами - соматизмами в речи.

Соматические речения прочно вошли в жизнь каждого современного человека. Ни для кого не является секретом, что реклама является не только двигателем прогресса, но и формирует стереотипы восприятия и установки в повседневном поведении людей. Именно реклама создает образ жизни для целого поколения, способствуя возникновению определенных метафор и «крылатых фраз», фразеологизмов и других языковых средств в создании образа товара.

На основе метода наблюдения можно сказать, что фразеологические единицы с компонентами - соматизмами наиболее часто используются в рекламе лекарственных препаратов и биологически активных добавок, косметических средств, автомобилей, туристических услуг, фототоваров.

Все хотят быть здоровыми, успешными, хорошо отдыхать. А фразеологизмы, имеющие в своем составе компоненты-соматизмы, весьма успешно реализуют мотив здоровья, отдыха и успеха в рекламном контексте.

Например, в информационном блоке рекламного текста БАД «Релаксозан Валериана форте» компании «Эвалар» встречается ряд фразеологизмов с компонентами-соматизмами: «Бывает так, что жизнь становится сплошной нервотрепкой - нервы напряжены, все раздражает, все валится из рук. С Релаксозаном Вы перестанете беспокоиться и начнете жить полноценной жизнью - без нервотрепки, не отвлекаясь на страхи, волнения и беспокойство. И голова останется ясной - Релаксозан не вызывает ощущения «заторможенности»» (Релаксозан Валериана форте).

Нервы напряжены - кто-либо находится в состоянии крайнего возбуждения, нервного напряжения, едва сдерживает себя.

Валится из рук - не удается, не получается из-за нежелания что-либо делать, отсутствия силы.

Голова останется ясной - сохранится сообразительность, способность мыслить здраво, четко, логично.

В рассматриваемом рекламном тексте фразеологизмы: «нервы напряжены», «валится из рук», «голова останется ясной» - последовательно развивают образ товара. Сначала нам рассказывают об обычной стрессовой ситуации, в которой может оказаться каждый. Четкое представление об этом дают единицы «нервы напряжены» и «валится из рук». В сознании потребителя сначала возникают неприятные ощущения, после чего он узнает о средстве «Релаксозан», которое поможет избавиться от подобной проблемы. Эффект его воздействия на целевую аудиторию уточняет фразеологизм «голова останется ясной».

Ряд компаний используют фразеологизмы с компонентами-соматизмами в своих корпоративных слоганах: в сердце изображения (Nikon), с головой в удовольствие (Herbalessences), все в твоих руках (Hugobosswoman), энергия сердца - удовольствие жизни (Кудесан), здоровый кишечник - здоровая кожа (Лактофильтрум) и др. В приведенных примерах отмечаем процесс конкретизации фразеологических единиц с помощью уточняющих слов: со временем, изображения, в удовольствие и др.

В приведенных примерах мы видим, что фразеологизмы выступают вторым именем бренда и вызывают соответствующие ассоциации в сознании потребителей.

Кроме того, часты случаи использования соматических фразеологизмов в заголовках рекламных сообщений. Например, как в заботливых руках (Орматек), все под рукой (Российские железные дороги), великолепный объем, покоряющий сердца (Shamtu), оградите кожу от возрастных изменений (Clinique), Длянос поможет «пробить» нос (спрей «Длянос»), устают глаза? (Фокус форте), понижаем холестерин - спасаем сердце (Омеганол), «Боярышник форте Эвалар» с калием и магнием - надежный друг вашего сердца (Эвалар), оптимизм в твоих руках (Alpengold), «Венокорсет» - легкие ноги без усталости и отеков (Эвалар), до полосатых призов рукой подать (Простоквашино) и др.

На наш взгляд, подобные единицы весьма продуктивны в заголовках сообщений. Этим объясняется их востребованность в рамках рекламы определенного товара. Они акцентируют внимание целевой аудитории на основном рекламном мотиве, обладают образностью, яркостью и экспрессивностью, что дает им возможность точно передать сущность рекламного сообщения, а также воздействовать на потребителя оценочностью и содержательностью.









Глава III Исследование особенностей использования фразеологизмов с компонентами - соматизмами в речи

С целью выявления употребления в речи фразеологизмов с компонентами - соматизмами нами был проведен ряд исследований. В исследовании приняли участие обучающиеся Гимназии № 2 5-9 классов. Первоначально (в феврале 2015 года) опрашиваемым было предложено ответить на ряд вопросов. Затем (с марта по апрель 2015года) на уроках русского языка мы рассказали этим же участникам эксперимента о фразеологизмах с компонентами - соматизмами и об их использовании в рекламе. Далее (в октябре 2015 года) мы вновь опросили участников и провели анкетирование.

Вопросы, заданные участникам эксперимента

Февраль 2015 года

105 опрошенных

Октябрь 2015 года

91 опрошенный

1.Вы смотрите рекламу?

Да 15 человек

Нет - 76 человек

Иногда - 14 человек

Да - 36 человек

Нет - 40 человек

Иногда 15 человек

2.Есть ли польза в рекламе?

Да 7 человек

Нет 53 человека

Затрудняюсь ответить 35

Да 53 человека

Нет 31 человек

Затрудняюсь 7 человек

3.Можно ли услышать в рекламе полезную информацию с точки зрения русского языка?

Да 11 человек

Нет 94 человека

Да 59 человек

Нет - 32 человека

Проанализировав и сравнив данные опросов, мы пришли к выводу, что первоначально реклама вызывала негативные чувства у испытуемых, кроме того ребята отвечали, что во время рекламы переключали телевизор на другой канал или уходили из комнаты. Соответственно, не прислушивались к содержанию рекламы и не видели в ней пользы с точки зрения русского языка. После того, как им было рассказано о фразеологизмах с компонентами - соматизмами, об их новом предназначении, о новой «жизни» фразеологизмов, участники эксперимента пересмотрели свое отношение к рекламе, ее информационной направленности.

В ходе заключительного анкетирования мы получили следующие результаты.

Вопросы, заданные участникам эксперимента.

Всего опрошенных 91 человек.

Октябрь 2015 года

1.Знаете ли Вы, что такое фразеологизмы?

А) Да 89 Б) Нет 2

2.Вы используете фразеологизмы в своей речи?

А) Да использую 19 Б) Редко 70

В) Впервые слышу о таких единицах речи 2

3.Где чаще всего можно услышать употребление фразеологизмов в речи?

А) При общении со сверстниками 0

Б) В школе на уроках 11

В) Реклама по ТВ, интернет. 36

Б-В 44

4.Как Вы считаете, реклама, в которой используют употребление слов - обозначений частей тела способствует в выборе лекарственных и косметических препаратов?

А) Да, мы узнаем о новинках из рекламы 68

Б) Нет, такой продукции нет в продаже 4

В) Затрудняюсь ответить 19

5.Как Вы считаете, фразеологизмы, в которых встречаются обозначения частей тела стали популярны и приобрели новое значение

А) из-за активного использования в рекламе 46

Б) так как язык - это развивающееся явление 40

В) общество не использует такие единицы в речи. 5

Проанализировав данные анкетирования, мы пришли к следующим выводам:

1.Обучающиеся возрастной категории от 10 до 15 лет знают, что такое фразеологизмы, но редко их используют в своей речи.

2.В современном языке фразеологизмы используются не только на уроках русского языка и литературы как средство выразительности речи, но и получили новое предназначение в рекламе с целью воздействия на широкую аудиторию.

3. Благодаря рекламе фразеологизмы с компонентами - соматизмами получили новую «жизнь».




Заключение.

При изучении темы исследования мы проанализировали необходимую литературу и провели несколько экспериментов, в результате которых пришли к следующим выводам:

1.Фразеологизмы с компонентами - соматизмами можно использовать как единицу измерения в категории «далеко - близко».

2.Фразеологизмы с компонентами - соматизмами можно использовать в качестве характеристики внутреннего и внешнего состояния человека в категории «я и мир вокруг».

3.Реклама выявила новый образ у фразеологизмов с компонентами - соматизмами.

4.Следовательно, данные единицы речи являются не только изобразительно - выразительными средствами языка, но и являются средством психологического воздействия на широкие слои населения в хорошем смысле.

5.Фразеологизмы с компонентами - соматизмами становятся все более и более популярными среди языковых носителей разных поколений.

6.Гипотеза о том, что соматические речения или фразеологизмы с компонентами - соматизмами в современном языке получили новое предназначение, подтвердилась в ходе исследования.





Список литературы.


1. Гудков Д.Б. Эссе о границе // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 22. - М., 2002.

2. Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка. - М., 1987.

3. Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. - М., 2001.

4. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. - М., 1998.

5. СОВРЯ - Словарь образных выражений русского языка / Под ред. В.Н. Телия. - М., 1995.

6. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996.





Аннотация.

Данная работа представляет собой исследование в области использования фразеологизмов с компонентами -соматизмами в речи. Работа состоит из двух частей (теоретической части и практической части). Теоретическая часть включает в себя классификацию соматических речений, которая характеризует как различные состояния человека, так и меры различных соотношений. Исследовательская часть включает в себя описание эксперимента, проведенного на обучающихся возрастной категории от 11 до 15 лет. Среди респондентов было проведено анкетирование, опрос. С помощью анализа, наблюдения и обработки данных авторы работы получили результаты, которые отразили в диаграммах. Результат полученных данных показал, что фразеологизмы с компонентами - соматизмами в современном мире используются не только в качестве изобразительных средств речи, но и как средство воздействия на широкие слои населения.

12



© 2010-2022