Урок по теме Производные и непроизводные предлоги 7 класс

Урок-исследование по новой теме. На уроке использую фразеологизмы, притчу о верных друзьях.Учащиеся, получив индивидуальные карточки,  начинают обсуждать предложенный материал, применяя  знания, полученные ранее по теме " Наречие". Каждая группа, рассмотрев материал карточки, делает вывод: какие части речи переходят в разряд производных предлогов. Эксперт подводит итог исследования, показывает на экране выведенную таблицу по теме "Производные предлоги".Учащиеся выполняют творческую работу по кар...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Непроизводные и производные предлоги 7 класс



Ход урока

1.Притча « Настоящий друг»

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

- Мам, что это за птицы?- спросил он.

- Наши друзья, - ответила орлица сыну. - Орёл живёт в одиночестве - такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, - наши верные друзья.

Удовлетворенный маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

- Ай-ай, они укр али у нас еду!

- Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли .Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу. Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

Все, кто желает иметь верных друзей, должны быть добрыми и терпимыми, проявлять внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимися последним куском.

Беседа по прослушанному тексту.

  1. О чём эта притча? Верно, о дружбе, о помощи нуждающимся .

  2. А как она связана с нашим уроком ?Мы продолжаем изучать части речи. Кто догадался, с изучением какой части речи может идти речь о дружбе, верных друзьях? ЗАПИСЫВАЕМ ТЕМУ УРОКА В ТЕТРАДЬ. МНЕ бы хотелось, чтобы о цели нашего урока вы сказали сами.А помогут нам в этом следующие задания.

ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ ОДНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ПРИТЧИ :

Высунув голову из гнезда , орлёнок увидел множество птиц, летающих вблизи скал ( сделаны пропуски на месте ИЗ и ВБЛИЗИ) - на доске оно записано с пропусками предлогов и знакам препинания.( СПУСТЯ некоторое время орлёнок поинтересовался по поводу этих птиц.)

Легко ли подставить нужные слова на место пропусков ? Что это за части речи ? Какое слово было труднее вставить и определить его часть речи ? Как вы это пытались сделать ?

Мне бы хотелось, чтобы вы сами сказали о цели нашего занятия. Помогут нам в этом следующие задания :

На оборотной стороне доски записаны ФРАЗЕОЛОГИЗЫ С ПРЕДЛОГАМИ И НАРЕЧИЯ.( распределить их по группам)

Ходить вокруг да около, обвести вокруг пальца, проехать мимо, пропускать мимо ушей, высказаться против, гладить против шерсти.

Обращаем внимание на одинаковые слова- одна и та же часть речи или разные ? .ОДИН У ДОСКИ РАБОТАЕТ ТАМ, ГДЕ ПРЕДЛОГИ Узнали ли вы что это за выразительное средство ? ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ .ЧТО ОЗНАЧАЮТ ?КАКАЯ часть речи может дружить с существительными ?

Одинаковые или разные части речи? Какие части речи могут дружить между собой? Конечно, предлоги дружат с местоимениями и существительным.

ЗНАЧИТ ЦЕЛЬ НАШЕГО ЗАНЯТИЯ - НАУЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ ОТ САМОСТОТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ.. ДОБАВИТЬ ИЗ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПРИМЕРЫ .

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Значит, предлоги не все однородны: одни из них кто-то поставляет этой служебной части речи? Значит, они внешне должны походить на эту часть речи?

Итак, какова же наша следующая задача ? ОТВЕТИТЬ НА этот ворос поможет следующее наблюдение :

Работа по 3 вариантам с карточками :

Узнать предлоги и попытаться определить, какая часть речи их нам поставляет . Работаем самостоятельно, а потом обсуждаем по группам. Вывести на экран. УЧЕНИК ДЕЛАЕТ ВЫВОД , показывая таблицу.Записать предлог с существительным или местоимением.

КАРТОЧКА № 1

  1. Озеро ОКОЛО берегов было засыпано ворохом листьев.

  2. Даже ПОСЛЕ лечения ему не стало легче.

  3. НАКАКУНЕ отъезда Алексей не успел попрощаться с друзьями.

  4. Ефим стоял ВПЕРЕДИ него, облокотясь на плечо друга.

КАРТОЧКА № 2

  1. ПО МЕРЕ подъёма в горы дышать становилось легче.

  2. В ТЕЧЕНИЕ следующих дней дождь лил не переставая.

  3. Студент пришёл к преподавателю узнать НАСЧЁТ предстоящей практики.

  4. ПО ПРИЧИНЕ задержки рейса офицер не прибыл вовремя в часть.

КАРТОЧКА № 3

  1. Читать роман трудно :НАЧИНАЯ С десятой страницы путаешь персонажи.

  2. БЛАГОДАРЯ заботам жены Иванов быстро выздоравливал.

  3. НЕСМОТРЯ НА плохую погоду путешественники отправились по маршруту.

  4. СПУСТЯ некоторое время движение поездов возобновилось.

.ПОДВОДИМ ИТОГ.

Что вам удалось узнать ? Предлоги появляются из определенных самостоятельных частей речи.



Непроизводные :не имеют аналогов в других частях речи, могут использоваться с разными падежами. В русском языке более 200 предлогов. Например, ( читаем из учебника примеры непроизводных) Эти предлоги более древние, т. К. связь со словами, от которых они образованы, потеряна. Употребляемость с падежами они тоже имеют разную, например: с родит. Падежом употребляется около 115 различных предлогов, с винительным - около 20, с творительным - 24.Приведу пример : непроизводный предлог В может употребляться и в в. п. и в п. падежах : бегать в поле - смотреть в окно.

Производные : они образовались путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, утратили своё лексическое значение, потеряли морфологические признаки. Из каких же частей речи появились производные предлоги ?

















ТАБЛИЦА

Наречные

ОТЫМЁННЫЕ

ОТГЛАГОЛЬНЫЕ

( из деепричастий)

Вблизи ,вдоль /вокруг

Путём, ввиду, в виде, в течениЕ

Несмотря на, невзирая на

Внутри, впереди ,возле

вследствиЕ , насчёт

Благодаря, спустя, включая

Кругом, навстречу, вопреки

По поводу, по причине

Исключая, не считая

Накануне ,мимо позади

В ходе, в области

Начиная с

Посередине, сбоку, подобно

В меру, по причине

ЗАМЕНЯЕМ НА НЕПРОИЗВОДНЫЕ!!!


Глядя на эту таблицу, мы можем предположить, чему ещё нам предстоит научиться : писать правильно эти предлоги.

Итак, повторите цель нашего занятия: научиться отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи; научиться видеть, кому служат предлоги ( сущ, местоим.,числительн.)Где будет находиться всегда предлог?Перед самостоятельной частью речи.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

.

САМОСТОЯТЕЛЬНО

  1. Предлоги в предложении: № 297: выписать сущ. с предлогом и наречие с главным словом, подчёркивая. Объяснить все орфограммы.Объяснить по Словарю Ожегова Слово «лилейный».

КАРТОЧКА № 3ВЛОДАВСКАЯ (сильным)

1)На счёт стр..ительной организации перечисл..ны дополнительные средства.

2) В дали морской заг..релись солнечные лучики.

3) Согласно ук..занию штаба, отряд пр..кращал пр..следование беглец..в в пр..морском городке.

4)Я неожидан..о поинтер..совался насчёт пр..красных писем от брата.

5)Навстречу ребятам бросился с радос..ным лаем лоп..ухий щ..нок.

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

КАРТИНА К.Юон « Конец зимы. Полдень»

Задание : рассмотри картину и составим несколько предложений, употребив несколько изученных предлогов.

1.Начинаем сочинение с вопроса. Приходилось ли вам когда-либо наслаждаться скромным деревенским пейзажем ?

На экране даны опорные слова.

Читаем полученное.

ПОДВОДИМ ИТОГ УРОКА. После каждого пункта поставьте плюс, если вам все понято, если частично - половинка плюса, если совсем ничего не понял -минус.

Что ВАЖНО было узнать на уроке?

  1. Предлоги бывают производные и непроизводные.

  2. Производными предлогами становятся наречия, существительные и деепричастия при определённых условиях.

  3. Как узнать производный предлог ? Он дружит (вспоминаем притчу об орле) с существительными и местоимениями.

  4. На что можно заменить производные предлоги ? На непроизводные.

Поднимите руки, у кого все плюсы?





Домаш. Зад. №



Тест по теме « Предлог».



























































ТЕСТ

I вариант

1)Указать предлог:

Лишь, издавна, тоже, благодаря.

2)Записать предлоги , ставя после них существительное в нужном падеже :

1)согласно (указание директора)

2)Благодаря (обильные дожди).

3)Вследствие (снегопад)

3)Учитывая контекст, впишите предлоги БЛАГОДАРЯ или ИЗ-ЗА, ВСЛЕДСТВИЕ.

1) Команда выигрывает уже десять подряд матчей………….(высокая техника).

2)…………..(сильные дожди) дорогу совсем размыло.

3) Мне удалось сдать экзамен только ………помощи старшего брата.

4) Указать все предлоги: в данных предложениях 6 предлогов?

В течение долгого времени биологи не могли ничего определённого сказать насчёт зрения летучей мыши. Ввиду необходимости решить эту проблему был роделан такой опыт. Принесли в кабинет летучую мышь, зашторили окна, заткнули щели и дыры. Летучая мышь спокойно летала по комнате , не задевая мебель, не натыкаясь на стены.

II вариант

  1. Указать предлог: который, о, вместо, то.

  2. Запишите предлоги, ставя после них существительные в нужный падеж :

  1. Согласно (ваше желание)

  2. Вопреки ( предсказание бабушки)

  3. Наперекор (желание своей семьи)

3)Учитывая контекст, впишите предлоги БЛАГОДАРЯ или ИЗ-ЗА, ВСЛЕДСТВИЕ:

  1. Она сильно отстала по физике…… болезни.

  2. …… …(обильные весенние дожди) яровые хлеба были превосходные.

  3. Только …….(задержка зарплаты) мне удалось сократить расходы и сэкономить.

  4. В этих предложениях предлогов 7?

В освещенной тишине восходит солнце, и от камней острова поднимается в небо сизый туман, насыщенный сладким запахом золотых цветов. Остров, среди тёмной равнины тёмных вод, под бледным куполом неба, похож на жертвенника перед лицом бога-солнца.



.

ШАРАДЫ - это загадка, в которой слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет отдельное слово :

Ты найдешь меня на дне в синем море.

И во мне от начала до конца 2 предлога и три «ца».

(У-С-ТРИ-ЦА)

ЗАГАДКА

Из каких 3 предлогов можно составить название домашнего животного?

( К- О - ЗА)

Из каких 4 предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которого не следует отправляться в поездку ?

( НА-С-О-С).

ШАРАДА

Местоимение, предлог, меж них - фамилия поэта, а целое - известный плод , что зреет на исходе лета.

( Я-БЛОК-О).

© 2010-2022