Книга вечной молодости (Вечера на хуторе близ ДиканькиН. В. Гоголя). Право на счастье героев повести Вечер накануне Ивана Купала

Урок внеклассного чтения по изучению творчества Н. В.Гоголя представляет собой знакомство с повестью кака примером страшной истории. Цель урока - установить взаимосвязь с изученными ранее повестями цикла в плане рассмотрения главной проблемы, поставленной автором, - кто и почему заслуживает счастье. Урок позволяет, кроме учебных целей, достичь воспитательного эффекта и расширить читательский кругозор.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока на тему:

«Книга вечной молодости» («Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя). Право на счастье героев повести «Вечер накануне Ивана Купалы»

Урок внеклассного чтения (9 класс)

Цели:

- расширение читательского кругозора;

- знакомство с повестью как примером страшной истории;

- обсуждение нравственных проблем;

- установление взаимосвязи с изученными ранее повестями сборника;

- творческое осмысление повести;

- повторение и углубление знаний по теории литературы.

Оборудование:

- портрет Н.В.Гоголя;

- творческие работы учащихся: рисунки, таблицы;

- текст повести;

- музыкальный диск;

- интерактивная доска;

- эпиграф на доске: «Вечера на хуторе близ Диканьки» - книга,

обладающая секретом вечной молодости.

Она одинаково близка и доступна любому

возрасту, она никогда не теряет свежести.

Г. Фридлендер

Ход урока

1.Слово учителя.

Имя молодого писателя Н.В. Гоголя стало известно в 1831- 1832 годы после выхода в свет двух частей книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Обе части содержат 8 повестей - совершенно новое явление в русской литературе.

Со страниц этих повестей повеяло дыханием подлинной народной жизни. Все эти произведения основаны на украинском народном творчестве, народных поверьях, песнях, а также воспоминаниях Гоголя об Украине. С тех пор, как А.С.Пушкин предсказал книге долгую жизнь, вышло бесчисленное множество ее изданий, получивших всемирную славу. Образы книги стали неотъемлемой частью нашего существования, мы уже не мыслим себя без них. Литературовед Г. Фридлендер сказал (читает эпиграф). Это эпиграф к нашему уроку и к вашей, я надеюсь, читательской жизни, потому что очень полюбились всем рассказы Рудого Панько, рассказчика, от имени которого публикуются «Вечера…»

Следуя фольклорным традициям, Гоголь изображает жизнь своих героев в постоянной борьбе с враждебными им завистью и злобой, хитростью и жадностью. Они борются за счастье, за любовь. А это вечная борьба за вечные общечеловеческие ценности, отсюда и живучесть книги. Именно о борьбе за счастье будем сегодня говорить.

Прочитаны уже 3 повести сборника: «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница», Вечер накануне Ивана Купалы». Анализируя первые две, мы следили за тем, как борются герои за свое счастье, и ответили на вопрос: почему они получили счастье, несмотря на все трудности.

Сегодня мы углубимся в содержание повести, стоящей особняком в ряду остальных: в ней герои не получают счастья. Грустно оканчивается повесть. Так почему же не состоялось счастье героев повести «Вечер накануне Ивана Купалы»? Они его не заслужили? Что сделали не так? Сложные вопросы! Посмотрите на тему урока. Нам предстоит разобраться в том, кто имеет право на счастье и почему герои повести не получили его.

2. Беседа по прочитанному.

- С каким героем раньше всего знакомит нас автор?

(Не человек, а дьявол в человеческом обличье - Басаврюк, бесовский человек)

- Зачитайте, как он выглядит. ( Зачитывают)

- Чем он страшен?

(Нельзя отказаться от его подарков, не ходит в церковь)

- Почему в руках Басаврюка оказывается работник Петр по прозванию Безродный?

( Беда у него: любит Тидорку, дочь Коржа)

- Найдите строки, в которых показано отношение Коржа к любви молодых людей. (Зачитывают)

- Почему?

(Хочет ей богатого жениха)

- Кто заступился за Петруся?

(Ивась)

- Как он становится участником судьбы молодых людей?

(Тидорка обращается с просьбой) (Зачитать)

- Какое чувство испытал Петрусь после слов Ивася?

(Отчаяние)

- Пытается ли он бороться?

(Нет, бредет в шинок)

- А дальше что с ним произойдет?

(Погибнет, потому что отдаст душу дьяволу)

- Какова же центральная сцена повести?

(Петр срывает цветок)

- Обратите внимание на то, что написано на экране (на экране написано:

«Папороть ( папоротник) цветет только в полночь под Иванов день, и кто успеет сорвать его, и будет так смел, что устоит против всех призраков, кои будут ему представляться, тот отыщет клад.» (Из записей Н.Гоголя)

(Ученик читает)

- А теперь рассмотрим ваши рисунки, на которых вы изобразили этот цветок, изобразили так, как вы его представляете.

- А почему именно эта сцена центральная?

(Происходит убийство)

- Какую цену заплатил Петрусь за найденный им клад?

(Убивает ребенка - будущее: и его, и свое) ( Сон - нравственная смерть)

- Принесло ли богатство ему счастье? Что было дальше?

(Зачитать, что с ним случилось)

- Счастлива ли Тидорка?

(Зачитать)

- Какое последнее средство посоветовали ей?

(Колдунью)

- Чем все обернулось?

(Зачитать: « Вспомнил Петр…)

- Что стало с Петром?

(Пепел, в мешках битые черепки вместо червонцев)

3. Обобщение на литературоведческом материале.

- Давайте теперь попробуем на основании нашей беседы выделить элементы сюжета в композиции повести.

Итак, что является завязкой?

(Сделка с дьяволом)

- А кульминацией? Она одна?

(2: цветок и убийство Ивася)

- Что является развязкой?

(расплата: гибель Петра, уход Тидорки)

- Есть ли в повести эпилог?

(Развалившийся шинок)

( На экране появляется схема- треугольник элементов сюжета повести)

4. Обобщающий вопрос.

- Теперь, я думаю, можем ответить на главный вопрос, связанный с темой урока: почему герои несчастливы? Вина Петра понятна. А почему Тидорка превратится в высохшую монахиню? Ее вина в чем?

(Невольная виновница)

- Значит, не заслужили счастья герои? А кто же, по мысли Гоголя, имеет право на него? Вспомните Ганну и Левко, Оксану и Викулу.

- Чем отличаются от них Петр и Тидорка?

( Пытаются строить счастье на зле)

5. Итоги анализа.

- Попробуем сделать выводы при помощи кратких «формул», ими могут быть пословицы, поговорки, общепринятые выражения. Итак, чему учит повесть?

(«На чужом несчастье счастья не построишь».

«Справедливость всегда торжествует».

«За все приходится в жизни платить».

«Не продавай душу черту»)

6. Заключительное слово учителя.

- Вот она вечная молодость книги! Вечные проблемы поднимает, поэтому всегда будет жить. Великое произведение неисчерпаемо. Это книга неисчерпаемого веселья, фантазии, и грусти, конечно, ведь в жизни все переплетается.

В то же время это удивительно добрая книга, преисполненная чувства любви и справедливости, доверия к человеку, к его стремлению к счастью. Поэтому знакомство с ней - это и польза, и радость.

( Звучит украинская народная песня «Мисячна»)

7. Домашнее задание.

- Мы познакомились с фантастическими повестями Н.Гоголя. Мы составляли таблицу, в которую вписывали жанровые особенности их. Вторая таблица в ваших тетрадях содержит особую лексику такого жанра. Воспользуйтесь ими и попробуйте написать фантастическую повесть. Не забудьте об описаниях природы, о фантастических существах и о юморе, конечно.

Вы уже писали сказку, басню, былину. Они в нашей классной библиотеке. Пополним ее и фантастическими повестями. Успеха вам в творчестве.



© 2010-2022