- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Правописание ЕК, ИК в именах существительных
Правописание ЕК, ИК в именах существительных
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Елена М.П. |
Дата | 23.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок в 5 в,Г классе Дата________
Тема урока: Правописание ЕК ,ИК имен существительных.
Цель урока:
создание условий для усвоения правописания суффиксов имен существительных -ик-, -ек-Задачи:Сформировать умение правильно выбирать гласную в суффиксах существительных - ек и - ик;Развивать орфографическую зоркость у учащихся;умение выделения суффиксов в словах.
Ожидаемые результаты:Смогут определять правописание данных суффиксов в именах существительных;Будут находить суффиксы в словах, выполнять разбор слова по составу
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте! Сядьте на свои места. Мы начинаем урок.
Настрой учеников на работу
2. Языковая разминка.
-Ребята, отгадав загадку, вы сможете сказать, о чем сегодня на уроке пойдет речь.
За корнем мне
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил я дел.
(Суффикс).
- Итак,ребята,действительно,сегодня мы с вами на уроке будем говорить о суффиксе.
Определяют часть слова, о которой будут говориться на уроке
Блиц-опрос. Что такое морфема?
Что такое морфемика?
Какие морфемы вы знаете?
Что такое суффикс?
Какие значения суффиксов вы знаете? Приведите свои примеры.
Отвечают на вопросы учителя
Выполнение словарного диктанта у доски, разбор слова по частям
Выполняют у доски:
почувствовать,пережить,водяной,подводный
сберечь,красивый, переход, ученик,домашний, котенок, обдумывать, решать, стоял,подоконник.
Работа в парах
Самостоятельное изучение и формулирование правила
Итак, мы сами изобретаем правило. "Мозговой штурм"- работаем в группах. Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется - ик-, а когда пишется -ек-.
(Группы созданы по уровням обсуждают проблему, делают вывод).
Карточка № 1 (1 уровень)
Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.
Есть арбузик - нет арбузика
Есть бантик - нет бантика
Есть барашек - нет барашка
Есть горошек - нет горошка.
Карточка № 2 (2 уровень)
Соедините пары слов и сравните их. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.
билетик (нет) кармашка
садик (нет) пенёчка
кармашек (нет) садика
пенёчек (нет) билетика
Карточка № 3 (3 уровень)
Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.
Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.
ключик -
кораблик -
замочек -
сыночек-
Работа по алгоритму
"Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы - ек -, -ик - у существительных" (коллективно)
Измени слово по падежам (просклоняй);
-
Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе;
-
Если выпадает, пиши - ек-.
Если сохраняется, пиши - ик -.
Выполняют по алгоритму у доски индивидуально
ключик -
кораблик -
замочек -
сыночек
билетик (нет) кармашка
садик (нет) пенёчка
кармашек (нет) садика
пенёчек (нет) билетика
Самостоятельная работа - работа по карточкам
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.
Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.
6. Подведение итогов.
- Определите ключевые слова урока?
- Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании суффиксов -ек-, -ик- у существительных.
Выставление оценок.
7. Домашнее задание _______________
8. Рефлексия Я оцениваю свою работу на уроке как…
Карточка № 1
Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.
Есть арбузик - нет арбузика
Есть бантик - нет бантика
Есть барашек - нет барашка
Есть горошек - нет горошка.
Карточка № 2
Соедините пары слов и сравните их. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.
билетик (нет) кармашка
садик (нет) пенёчка
кармашек (нет) садика
пенёчек (нет) билетика
Карточка № 3
Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.
Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.
ключик -
кораблик -
замочек -
сыночек-
замочек -
сыночек-
Карточка № 1
Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.
Есть арбузик - нет арбузика
Есть бантик - нет бантика
Есть барашек - нет барашка
Есть горошек - нет горошка.
Карточка № 2
Соедините пары слов и сравните их. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.
билетик (нет) кармашка
садик (нет) пенёчка
кармашек (нет) садика
пенёчек (нет) билетика
Карточка № 3
Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.
Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.
ключик -
кораблик -
замочек -
сыночек-
замочек -
сыночек-
Самостоятельная работа - работа по карточкам
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.
Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.
Самостоятельная работа - работа по карточкам
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.
Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.
Самостоятельная работа - работа по карточкам
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.
Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.
Самостоятельная работа - работа по карточкам
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.
Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.
Самостоятельная работа - работа по карточкам
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.
Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.
Самостоятельная работа - работа по карточкам
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.
Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.