Правописание ЕК, ИК в именах существительных

Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов имен существительных -ик-, -ек-Задачи:Сформировать умение правильно выбирать гласную в суффиксах существительных – ек и – ик;Развивать орфографическую зоркость у учащихся;умение выделения суффиксов в словах. Ожидаемые результаты:Смогут  определять правописание данных суффиксов в именах существительных;Будут находить суффиксы в словах, выполнять разбор слова по составу-Ребята, отгадав загадку, вы сможете сказать, о чем сегодня на уроке пойдет речь. За корнем мне  Нашлось местечко, Заняв его, конечно, Натворил я дел. (Суффикс). - Итак,ребята,действительно,сегодня мы с вами на уроке будем говорить о суффиксе. Блиц-опрос. Что такое морфема? Что такое морфемика? Какие морфемы вы знаете? Что такое суффикс? Какие значения суффиксов вы знаете? Приведите свои примеры.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 5 в,Г классе Дата________

Тема урока: Правописание ЕК ,ИК имен существительных.

Цель урока:

создание условий для усвоения правописания суффиксов имен существительных -ик-, -ек-Задачи:Сформировать умение правильно выбирать гласную в суффиксах существительных - ек и - ик;Развивать орфографическую зоркость у учащихся;умение выделения суффиксов в словах.

Ожидаемые результаты:Смогут определять правописание данных суффиксов в именах существительных;Будут находить суффиксы в словах, выполнять разбор слова по составу

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Сядьте на свои места. Мы начинаем урок.

Настрой учеников на работу

2. Языковая разминка.

-Ребята, отгадав загадку, вы сможете сказать, о чем сегодня на уроке пойдет речь.

За корнем мне
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил я дел.

(Суффикс).

- Итак,ребята,действительно,сегодня мы с вами на уроке будем говорить о суффиксе.

Определяют часть слова, о которой будут говориться на уроке

Блиц-опрос. Что такое морфема?

Что такое морфемика?

Какие морфемы вы знаете?

Что такое суффикс?

Какие значения суффиксов вы знаете? Приведите свои примеры.

Отвечают на вопросы учителя

Выполнение словарного диктанта у доски, разбор слова по частям

Выполняют у доски:

почувствовать,пережить,водяной,подводный

сберечь,красивый, переход, ученик,домашний, котенок, обдумывать, решать, стоял,подоконник.

Работа в парах

Самостоятельное изучение и формулирование правила

Итак, мы сами изобретаем правило. "Мозговой штурм"- работаем в группах. Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется - ик-, а когда пишется -ек-.

(Группы созданы по уровням обсуждают проблему, делают вывод).

Карточка № 1 (1 уровень)

Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.

Есть арбузик - нет арбузика

Есть бантик - нет бантика

Есть барашек - нет барашка

Есть горошек - нет горошка.

Карточка № 2 (2 уровень)

Соедините пары слов и сравните их. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3 (3 уровень)

Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.

ключик -

кораблик -

замочек -

сыночек-


Работа по алгоритму

"Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы - ек -, -ик - у существительных" (коллективно)

Измени слово по падежам (просклоняй);

  1. Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе;

  2. Если выпадает, пиши - ек-.

Если сохраняется, пиши - ик -.

Выполняют по алгоритму у доски индивидуально

ключик -

кораблик -

замочек -

сыночек

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Самостоятельная работа - работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

6. Подведение итогов.

- Определите ключевые слова урока?
- Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании суффиксов -ек-, -ик- у существительных.

Выставление оценок.

7. Домашнее задание _______________

8. Рефлексия Я оцениваю свою работу на уроке как…


Карточка № 1

Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.

Есть арбузик - нет арбузика

Есть бантик - нет бантика

Есть барашек - нет барашка

Есть горошек - нет горошка.

Карточка № 2

Соедините пары слов и сравните их. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3

Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.

ключик -

кораблик -

замочек -

сыночек-

замочек -

сыночек-

Карточка № 1

Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.

Есть арбузик - нет арбузика

Есть бантик - нет бантика

Есть барашек - нет барашка

Есть горошек - нет горошка.

Карточка № 2

Соедините пары слов и сравните их. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3

Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.

ключик -

кораблик -

замочек -

сыночек-

замочек -

сыночек-

Самостоятельная работа - работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа - работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа - работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа - работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа - работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа - работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.



© 2010-2022