Конспект урока Зимние календарные обряды и обрядовый фольклор

Урок познакомит учащихся с зимними календарными праздниками -обрядами и обрядовой поэзией. Позволит окунуться в мир народных традиций , преданий.Позволит увидеть яркость и самобытность нашего прошлого.Каждое поколение берет из фольклора то, что ему современно и дорого. Время идет и меняется , а старина не исчезает. Почему? Да потому , что в ней есть много интересного и поучительного.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зимние календарные обряды и обрядовый фольклор







Тип урока: ознакомительный урок.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: познакомить ребят с зимними календарными праздниками - обрядами и обрядовой поэзией.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с текстом.

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать технику чтения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие интереса к природе,истории,народным праздникам и традициям,

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в парах.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к народным традициям.

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Приветственное слово учителя.

-Здесь и красны девицы!

-Добры молодцы кругом!

Все уселись за столом.

Я сегодня рада вас видеть на уроке.

А сейчас посидим рядком да поговорим ладком.


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Обобщение ранее изученного










3.Актуализация

знаний





3. Постановка учебной цели.


Проверка д/з.

Класс разделён на три группы. Определён консультант в каждой группе. Учащиеся представляют по одному ученику, которые знакомят с рисунками -символами месяцев в Древней Руси.

-задайте вопросы

(Например:

- что лежит в основе характеристики названия любого месяца?

-что такое природный календарь?

- Оцените ответы ваших одноклассников по пятибалльной системе. Будьте объективны.

Проведём небольшую поэтическую викторину --Весна, весна красная! (песни - заклички)

Что нам принесла?

- Лето теплое.

- На чем приехала?

- На сошечке, на бороночке,на овсяном снопу, на ржаном колосе.

Сею,сею,посеваю ,

С Новым годом поздравляю!

На Новый год , на ново счастье

Уродись, пшеничка, горох , чечевичка!

-Как вы думаете , случайно ли я вспомнила об этих песнях - закличках ?

- О чем будет идти речь на уроке?

- Давайте сформулируем тему урока.

- Правильно. Календарные обряды и обрядовый фолклор.

Исходя из темы урока , сформулируйте его главную цель. Да, мы поговорим о традициях русского народа .

Учащиеся представляют сои мини - проекты.


Отвечают на вопросы

Комментируют выступление товарищей.

Угадывают песни - заклички,аргументируют свой ответ.


Формулируют тему


Формулируют цель урока




Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).


Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.











1)Словарная работа.

Работа в группах. Давайте выясним значение слов

1 группа - Вифлеемская звезда. Открытки. 1

2 группа - сочельник. 2

3 группа - коляда. 3

Выступление групп:

  • 4 цикла календарного обряда (зимней ,весенней ,летней ,осенней.)

  • 2 цикла ( зимней , летней) учитывая два солнцестояния.

  • Коляда - праздник в честь нарастания силы солнца. Христианское название коляды - святки.

  • Обрядовый фолклор: Коляда и Овсень - мифологические герои.


  • Святочные гадания.

  • Рождество. .

  • Вифлеемская звезда , волхвы, рождение Иисуса Христа. (Презентация)


Работают со словарями.





Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

Первичное закрепление знаний.


Закрепление изученного материала











Физ. минутка (пауза релаксации)

1)Работа в группах. Чтение статьи Алмазова Н.

Заполните таблицу

Традиционные календарные праздники

Обряды русского народа

25.12-06. 01. 2015г

Коляда.Святки.

07.01.

Рождество.

19. 01.

Крещение.

16.02-22.02.

Масленица.

23.02 -11.04.

Великий пост.

- Опираясь на материалы таблицы, задайте друг другу вопросы о зимних календарных обрядах. Ответьте на них.

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - это птицы летят.

Как они сядут - тоже покажем. Руки сложили назад.

2)Литературная лаборатория. Составить и проанализировать церковный и народный (земледельческий) календари . Проверьте себя.


  • 07.04.Благовещение Пресвятой Богородицы - Весна зиму поборола.

  • 07.07.Рождество Иоанна Предтечи - Иван - Купала.

  • 19.08.- ПреображениеГосподне - Второй Спас.

3)Рождественский кроссворд.

Работа по вопросам:

  • Каким настроением проникнут кроссворд?

  • Какое слово определяет это настроение?

4) Работа в группах. Народные приметы.

1 группа - зимние месяцы.

2 группа - весенние месяцы.

3 группа - летние и осенние месяцы.

Выступление групп.



Изучают статью Заполняют таблицу.



Отвечают на вопросы.




Выполняют физкультминутку










Отвечают на вопросы.






Работают в группах,

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.




Все эти прекрасные обряды пришли к нам из глубокой древности . Почему мы не имеем право их забывать? В чем заключается их главный смысл?

Рефлексия. Продолжите фразу:

  • На уроке я узнал……

  • Осталось непонятным…..

  • Было интересно…..

  • Хотел бы узнать….

Консультанты в каждой группе оценивают работу участников группы. Комментируют оценки.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок


УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.


  • Подготовить презентацию «Весенние - летние обряды и обрядовая поэзия»

Запись учащимися задания в дневники.



Список использованной литературы:

Панкеев И.А.Русские праздники. - М. : 1998. Панкеев И.А.Обычаи и традиции русского народа.- М. :1998. Бурцев А.Е. Жизнь русского народа. - Спб. : 1914 Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. - М., 1990 Алмазов С.Ф., Питерский П.Я. Праздники православной церкви. - М. , 1962



© 2010-2022