Программа дополнительного образования по русскому языку Лингвистический практикум

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

Г.РАССКАЗОВО



Утверждено

на заседании методического совета

протокол № ____ от 01.09.2014 г.

Директор школы __________








Образовательная программа

«Лингвистический практикум»


Возраст обучающихся: 15 - 17 лет.

Срок реализации - 2 года.






Составитель программы:

Кутукова Н.И.,

учитель русского языка и литературы



Рассказово 2014 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время всё более актуальной становится проблема формирования у школьников представлений о сущности, назначении и функции языка, об организующей роли его. Язык есть мир, который окружает человека, без языка невозможна ни жизнь, ни сознание, ни мышление, ни история, ни общество. Н.М.Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, ещё более труда, нежели другим».

Актуальность программы в том, что в ней рассматриваются нормы литературного языка, правила синтаксиса, изучение которых способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, повышению их информационной и коммуникативной компетентности.

Цель программы - повышение индивидуальной речевой культуры и расширение коммуникативных возможностей, необходимых для дальнейшей самореализации выпускника в учебной и профессиональной деятельности.

Задачи программы:

- образовательные:

- систематизировать общие сведения о русском языке, культуре речи и языковой норме;

- изучить функциональные стили речи, функционально-смысловые типы речи, средства языковой выразительности;

- научить анализировать речевые образцы; писать сочинение-рассуждение по исходному тексту, излагать собственное мнение; распознавать ошибки, редактировать текст;

- развивающие:

- сформировать у обучающихся умение работать с различными источниками информации;

- развивать интерес к исследовательской деятельности;

- формировать, наряду с языковой и коммуникативной, лингвокультурную компетенцию у каждого ученика;

- воспитательные:

- содействовать развитию коммуникативной культуры школьников;

- способствовать воспитанию любви к русскому языку, родному краю.

Своеобразие данной программы заключается в том, что она предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и упоминаются на уроках русского языка (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объёме и определенной системе. Она призвана обеспечить более высокий уровень языковой подготовки. Программа носит межпредметный характер, так как интегрирует различные дисциплины: русский язык, литературу, культуру речи, стилистику.

Данная программа не дублирует содержание Государственного стандарта по русскому языку.

Методы деятельности педагога направлены на подготовку лекций и микролекций по темам урока, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой обучающихся, то есть преподавателем выбираются как объяснительные, так и эвристические (проблемные и поисково-исследовательские) методы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности обучающихся.

Программа предусматривает отбор методов и приёмов, активизирующих групповую и индивидуальную самостоятельную работу обучающихся: составление конспекта на основе лекции педагога, наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, проведение орфоэпических и грамматических практикумов, конкурсов дикторов, создание текстов памяток, информационных карточек, комплексный и аспектный анализ текста, написание сочинений, рефератов, докладов, использование разных каналов поиска информации.

Программа «Коммуникативно-эстетические возможности русского языка» является модифицированной. основанной на образовательной программе «Культура речи. Языковые нормы русского языка». Автор программы - Шадренкова Н.Г., учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением отдельных предметов».

Направленность программы - интеллектуально-познавательная.

Программа «Коммуникативно-эстетические возможности русского языка» рассчитана на два учебных года (72 часа) и предназначена для обучающихся 15-17 лет, занимающихся в системе дополнительного образования.

Программа состоит из двух самостоятельных частей: «Нормы русского литературного языка»(36 часов) и «Комплексный анализ текста» (36 часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Формы контроля: тестовые задания; письменные творческие работы (сочинения различных жанров). Завершающее занятие - лингвистическая конференция, где обучающиеся представляют свои творческие работы.


Образовательные результаты обучения

Знать:

1 год обучения:

- критерии правильной речи;

- орфоэпические нормы русского языка;

- акцентологические нормы русского языка;

- морфологические нормы русского языка;

- основные функции синтаксических норм русского языка;

- лексические нормы русского языка;

- нормы употребления фразеологизмов.

2 год обучения:

- основные виды переработки текста;

-функциональные стили речи и типы текстов;

- изобразительно-выразительные средства;

- основные требования к написанию сочинения;

-типы ошибок.

Уметь:

1 год обучения:

- устранять отклонения от литературного произношения;

- работать со словарями различных типов;

- выбирать из ряда возможных для данной ситуации общения вариант передачи содержания;

- соблюдать синтаксические нормы в словосочетаниях и предложениях.

2 год обучения:

- анализировать текст с лингвистической точки зрения;

- находить в тексте и объяснять тропы и стилистические фигуры;

- находить ошибки в тексте, редактировать его;

- создавать собственный текст;

- правильно использовать лексические богатства и стилистические возможности синтаксиса, избегая стилистических ошибок.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела

Количество часов



Теория

Практика

Всего


1 год обучения:

Введение в программу

I. Нормы русского литературного языка

9

1

27

-

36

1

1.

Понятие нормы. Динамический характер нормы.

1

3

4

2.

Критерии правильной речи. Орфоэпический практикум.

1

3

4

3.

Акцентологичес-

кие нормы русского языка.

1

3

4

4.

Морфологические нормы русского языка. Морфологический практикум.

1

6

7

5.

Синтаксические нормы русского языка.

2

6

8

6.

Лексические нормы в русском языке. Нормы употребления фразеологизмов.

2

6

8

2 год обучения:

II. Комплексный анализ текста

8

28

36

1.

Текст. Оценка письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

1

4

5

2.

Основные виды переработки текста.

1

3

4

3.

Типы речи.

2

6

8

4.

Лексический состав текстов различных стилей.

2

6

8

5.

Искусство создания текста.

2

7

9

6.

Лингвистическая конференция.


2

2

Итого

17

55

72


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


1 год обучения:

Раздел I. Нормы русского литературного языка

Тема 1: Понятие нормы. Динамический характер нормы.

Две разновидности литературного языка: кодифицированный литературный язык и разговорная речь. Чтение, слушание, говорение и письмо как виды речевой деятельности. Работа над правильностью речи. Устранение из речи черт просторечий. Анализ текста с точки зрения критериев точности, выразительности при передаче его содержания.

Практика

Конспектирование лекции. Наблюдение над текстом: определение грамматических, стилистических, словообразовательных, орфографических, этикетных норм русского языка. Анализ текста.

Тема 2: Критерии правильной речи. Орфоэпический практикум.

Орфоэпические нормы русского языка. Особенности произношения заимствованных слов в русском языке. Типичные ошибки в произношении. Отклонения от литературного произношения.

Практика

Конспектирование лекции. Работа со словарями. Устранение отклонений от литературного произношения. Выполнение тестовых заданий.

Тема 3: Акцентологические нормы русского языка.

Место ударения в слове. Разноместный и подвижный характер русского ударения. Закономерности постановки ударения в словах различных частей речи. Активные тенденции развития ударения в современном русском языке.

Практика

Конспектирование лекции. Составление памяток нормативной постановки ударения. Работа со словарями. Выполнение упражнений на постановку ударения.

Тема 4: Морфологические нормы русского языка. Морфологический практикум.

Словообразовательные нормы. Разграничение нормативных и ненормативных вариантов. Варианты падежных окончаний. Склонение географических наименований (топонимов) и собственных имен. Передача одного содержания различными грамматическими конструкциями. Выразительные возможности словообразования. Основные типы речевых ошибок в области морфологии.

Практика

Конспектирование лекции. Анализ ошибок в морфологических формах. Выполнение упражнений на разграничение нормативных и ненормативных вариантов.

Тема 5 : Синтаксические нормы русского языка.

Основные функции синтаксических норм русского языка. Соблюдение синтаксических норм в словосочетании и предложении. Трудные случаи управления. Построение сложноподчиненных предложений. Построение предложений с косвенной речью. Использование различных способов введения цитат при написании сочинения. Анализ особенности употребления различного вида предложений в тексте.

Практика

Конспектирование лекции. Составление карточек-информаторов. Наблюдение над текстом: определение характера нарушений синтаксических норм в предложениях. Выполнение упражнений.

Тема 6: Лексические нормы в русском языке. Нормы употребления фразеологизмов.

Лексика современного русского языка: происхождение, значение, использование. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность. Речевая недостаточность. Однозначность и многозначность слова. Устаревшая лексика и неологизмы. Лексика ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы. Фразеологизмы. Крылатые слова. Словесные ассоциации.

Практика

Работа со словарями. Выполнение упражнений.

2 год обучения:

Раздел II. Комплексный анализ текста


Тема 1: Текст. Оценка письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективность достижения поставленных коммуникативных задач.

Ключевые понятия текста. Стилевые черты текста. Интерпретация. Литературно-критические работы. Обращение в сочинении к другим литературным источникам. Прием ассоциации при создании текста.

Практика

Конспектирование лекции. Наблюдение над языком текстов. Определение главной мысли текста. Анализ образцов сочинений. Написание фрагментов сочинений. Работа с критической литературой. Диагностирующий тест.

Тема 2: Основные виды переработки текста.

Соотнесение сферы общения, стиля языка и коммуникативных качеств речи. Иностилевые элементы. Язык оформления текстов различного стиля. Особенности содержания и оформления метатекстов.

Практика

Упражнения на определение главных принципов построения текстов различного типа. Отработка умений комплексного анализа текста. Наблюдение над текстом произведения, выявление принципов деления на абзацы и способы передачи экспрессивной и образной речи.

Тема 3 : Типы речи.

Композиция повествования. Составление текста повествовательного типа. Цитирование. Прямая и косвенная цитата, ссылка. Композиционные особенности описания. Средства выделения основных микротем. Основные требования к построению текста рассуждения. Анализ эпизода художественного произведения.

Практика

Сравнение текстов различных типов речи. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Написание текстов различных типов речи. Определение границ эпизодов в художественном тексте. Анализ эпизода художественного произведения. Выбор заголовка эпизода. Выбор эпизода и создание вторичного текста.

Тема 4: Лексический состав текстов различных стилей.

Лексика художественного произведения. Виды тропов и стилистических фигур. Общая характеристика языка науки. Основы компрессии научного произведения. Особенности содержания и оформления различных видов вторичных текстов научного стиля. Культура устного и письменного делового общения.

Практика

Работа с текстами разных стилей. Подготовка характеристик различных стилей. Составление схем. Определение изобразительно-выразительных средств в текстах разных стилей. Создание устных и письменных выступлений научного стиля. Составление образцов реферативного письма. Анализ синтаксической культуры и средств выразительности публицистического текста.

Тема 5 : Искусство создания текста.

Основные требования к содержанию сочинения. Первоначальная работа с исходным текстом. Вступление. Проблема. Типы комментирования текста. Авторская позиция. Изложение собственного мнения. Аргументация собственной позиции. Вывод. Заключение. Классификация типов ошибок в сочинении.

Практика

Анализ образцов. Построение текста типа рассуждения. Комментирование каждого этапа написания сочинения. Анализ ошибок. Устное выступление «На злобу дня». Конкурсное сочинение-рассуждение на публицистическую тему.

Итоговое занятие: «Лингвистическая конференция».

Выступление обучающихся со своими творческими работами.







МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


В разработке занятий учитывались практическая направленность курса, ориентация на самостоятельную работу учащихся. Дидактический материал (таблицы, упражнения, карточки-информаторы, рекомендации, памятки, тесты) к урокам необходимо готовить совместно с учащимися, причем часть обучающего материала должна фиксировать результаты их наблюдений над языковыми явлениями.

При таком подходе учащиеся закрепляют навыки работы со словарями и справочниками, развивают умения формулировать вопросы заданий. Учатся дифференцировать языковой материал.

Предусмотрены разнообразные формы организации групповой и индивидуальной учебной деятельности: наблюдения над текстом, ответы на вопросы, разного рода беседы, анализ текста-образца, сочинения.

Таким образом, дидактические пособия, формы занятий создают условия для развивающего обучения.

п/п

Темы

Форма занятий

Методичес-

кие

приёмы

Дидактичес-

кий

материал

Формы подведе-

ния итогов


Раздел I. Нормы русского литературного языка

1.

Понятие нормы. Динамический характер нормы.


  • Комбини-

рованное

  • Ознаком-

ление с новым

материалом

  • Выполне-

ние

упражнений

Лекция, составление конспектов, наблюдение над текстом, работа со словарями.


  • Учебная

тетрадь

  • Тексты

  • Словари

Собеседо-

вание

2.

Критерии правильной речи. Орфоэпичес-

кий практикум.


  • Комбини-

рованное

  • Ознаком-

ление с новым

материалом

  • Выполне-

ние

упражнений

  • Тестирова-

ние

Лекция, составление конспектов , работа со словарями, выполнение тестовых заданий.


  • Учебная

тетрадь

  • Тесты

  • Словари

Собеседо-

вание

3.

Акцентологические нормы русского языка.


  • Комбини-

рованное

  • Ознаком-

ление с новым

материалом

  • Выполне-

ние

упражнений

Лекция, составление конспектов , составление памяток норматив-

ной постановки ударения, работа со словарями, выполнение упражнений на постановку ударения.


  • Учебная

тетрадь

  • Памятки

  • Словари

Собеседо-

вание

4.

Морфологические нормы русского языка. Морфологический практикум.

  • Комбини-

рованное

  • Ознаком-

ление с новым

материалом

  • Выполне-

ние

упражнений

Лекция, составление конспектов, выполнение упражнений на разграничение нормативных и ненормативных вариантов.


  • Учебная

тетрадь

  • Задания

Собеседо-

вание

5.

Синтаксичес-кие нормы русского языка.


  • Комбини-

рованное

  • Ознаком-

ление с новым

материалом

  • Выполне-

ние

упражнений

Лекция, составление конспектов, составление карточек-информаторов, наблюдение над текстом: определение характера нарушений синтаксичес-

ких норм в предложениях.


  • Учебная

тетрадь

  • Тексты

  • Задания

  • Карточки-информа-

торы

Собеседо-

вание

6.

Лексические нормы в русском языке. Нормы употребления фразеологизмов.


  • Комбини-

рованное

  • Ознаком-

ление с новым

материалом

  • Выполне-

ние

упражнений

Работа со словарями, выполнение упражнений.


  • Учебная

тетрадь

  • Задания

  • Словари

Собеседо-

вание


Раздел II. Комплексный анализ текста.


1.

Текст. Оценка письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффектив-

ность достижения поставленных коммуникативных задач.


  • Комбини-

рованное

  • Ознаком-

ление с новым

материалом

  • Выполне-

ние

упражнений

  • Тестирова-

ние

Лекция, составление конспектов, наблюдение над языком текстов, определение главной мысли текста, анализ образцов сочинений, написание фрагментов сочинений, работа с критической литературой, диагностирующий тест.


  • Учебная

тетрадь

  • Тесты

  • Тексты

  • Критиче-

ская лите-

ратура

Собеседо-

вание, обсужде-

ние фрагмен-

тов сочинений

2.

Основные виды переработки текста.


  • Комбини-

рованное

  • Ознаком-

ление с новым

материалом

  • Выполне-

ние

упражнений

Лекция, составление конспекта, отработка умений комплексного анализа текста.


  • Учебная

тетрадь

  • Тексты

Собеседо-

вание

3.

Типы речи.


  • Комбини-

рованное

  • Ознаком-

ление с новым

материалом

  • Выполне-

ние

упражнений

Лекция, составление конспекта, сравнение текстов различных типов речи, написание текстов различных типов речи, анализ эпизода художественного произведения, создание вторичного текста.


  • Учебная

тетрадь

  • Тексты

  • Произве-

дение худо-

жественной

литературы

Собеседо-

вание

4.

Лексический состав текстов различных стилей.


  • Комбини-

рованное

  • Ознаком-

ление с новым

материалом

  • Выполне-

ние

упражнений

Лекция, составление конспекта , работа с текстами разных стилей, подготовка характеристик различных стилей, составление схем, определение изобразительно-выразительных средств в текстах разных стилей, создание устных и письменных выступлений научного стиля, составление образцов реферативного письма.


  • Учебная

тетрадь

  • Тексты

  • Схемы

Собеседо-

вание

5.

Искусство создания текста.


  • Комбини-

рованное

  • Ознаком-

ление с новым

материалом

  • Выполне-

ние

упражнений

Лекция, составление конспекта, анализ образцов, построение текста типа рассуждения.

  • Учебная

тетрадь

  • Тексты

Собеседо-

вание

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

для педагога:

  1. Барандеев А.В. Пособие по русскому языку. - М., 2001.

  2. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982.

  3. Кудрявцева Т.С. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Текст. Стили речи. 11 класс». - М., 2002.

  4. Моисеева Л.С., Махрачева Т.В., Моисеев А.П. Орфоэпия и культура речи. - Тамбов: ТОИПКРО, 2007.

  5. Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М., 2003.

  6. Павлова В.В. Культура устной и письменной речи. - Тамбов: ТОИПКРО, 2006.

  7. Пахнова Т.М. От анализа текста на уроках русского языка - к выразительному чтению. - М.: Чистые пруды, 2008.

  8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М., 2007.

  9. Розенталь Д.Э. Справочник по современному русскому языку. - М., 2006.

  10. Русский язык: Современный курс/ Под ред. П.А.Леканта. - М.: ООО «Издательство Новая волна», 1998.

  11. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ - 2007: Ростов-на-Дону:Легион, 2006.

  12. Солганик Г.Я. Стилистика текста. - М., 2004.

для обучающихся:

1. Барандеев А.В. Пособие по русскому языку. - М., 2001.

2. ЕГЭ: русский язык: 2006 - 2007, М.: Просвещение, 2007.

3. ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты/ Сост. Т.Ю.Угроватова, С- Пб, 2007.

4. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982.

5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М., 2007.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по современному русскому языку. - М., 2006.

7. Русский язык: Современный курс/ Под ред. П.А.Леканта. - М.: ООО «Издательство Новая волна», 1998.

8. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ - 2007: Ростов-на-Дону:Легион, 2006.
















Приложения





















Приложение 1

Диагностический тест

Прочитайте текст и выполните задания

Мои деревья.

(1)Я получил письмо от бывшего университетского товарища, богатого помещика, аристократа. (2)Он звал меня к себе в имение.

(3)Я знал, что он давно болен, ослеп, разбит параличом, едва ходит…(4)Я поехал к нему.

(5)Я застал его в одной из аллей его обширного парка. (6)Закутанный в шубе - а дело было летом, - чахлый, скрюченный, он сидел в небольшой колясочке, которую сзади толкали два лакея в богатых ливреях…

(7)- Приветствую вас, - промолвил он могильным голосом, - на моей наследственной земле, под сенью моих вековых деревьев!

(8)Над его головой шатром раскинулся могучий тысячелетний дуб.

(9)И я подумал: «О тысячелетний исполин, слышишь? (10)Полумёртвый червяк, ползающий у корней твоих, называет тебя своим деревом!»

(11)Но вот ветерок пробежал волною и промчался лёгким шорохом по сплошной листве исполина…(12)И мне показалось, что старый дуб отвечал добродушным и тихим светом и на мою думу - и на похвальбу больного.(И.Тургенев.)

1. В каком предложении говорится об отношении автора к своему университетскому товарищу?

1)1 2)2 3)3 4)10

2. Какие типы речи представлены в тексте?

1)описание

2)рассуждение

3)повествование и описание

4)повествование и рассуждение

3. Укажите предложение, в котором используется олицетворение.

1)5 2)7 3)8 4)12




4. Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочным способом.

5. Из предложений 3-5 выпишите все наречия.

6. Из предложения 8 выпишите словосочетание со связью примыкание.

7.Среди предложений последнего абзаца найдите в составе сложного односоставное безличное предложение. Напишите его номер.

8.Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите его номер.

9.Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. Напишите их номера.

10.Среди предложений 1-5 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите его номер.

11.Прочитайте фрагмент рецензии, в котором анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Стихотворение в прозе И.Тургенева построено на ___. Это подчёркивается с помощью точных и красочных___ , используя которые автор описывает мощь деревьев и слабость человека. Противопоставление завершается выразительной ___ , с помощью которой обнажается авторское отношение: восхищение тысячелетним дубом и нескрываемая ___ при описании человека. Даже речь героя ярко характеризует его: в ___ выделен шрифтом___ ,подчёркивающий ничтожность этого «властелина».

1)эпитет

2)литота

3)развёрнутая метафора

4)ирония

5)антитеза

6)парцелляция

7)реплика диалога

8)экспрессивный повтор

9)риторический вопрос

10)восклицательные предложения

Приложение 2

Упражнения, которые могут быть использованы на уроках по теме «Фразеологизмы».


  1. Работа по образцу.

Дано задание и образец выполнения. Например, выпишите фразеологизмы, связанные с профессией или родом деятельности человека.

Образец: от актёров: войти в роль;

от портных: на живую нитку и т.д.

  1. Работа со словарём.

Этот вид работы можно использовать для определения значения фразеологических оборотов, а также для написания самими учащимися биографии того или иного фразеологизма.

Например, семь пятниц на неделе, первая ласточка, два сапога пара и т.д.

  1. Упражнения на выбор правильного ответа из нескольких предложенных: намылить (шею, уши, руки); (заяц, кот, козёл) наплакал; открыть (Америку, Африку, Австралию) и т.д.

  2. Упражнения по подбору синонимов или антонимов к предлагаемым фразеологизмам: один как перст, прийти на своих двоих.

Приложение 3

Схема анализа текста


1.Внимательно прочитайте текст.

2. Соотнесите то, о чём говорится в тексте, с названием текста.

3. Определите тему текста.

4. Определите, из скольких частей состоит текст.

5. Определите тип текста.

6. Определите стилистическую принадлежность текста.

7. Найдите в тексте языковые особенности, указывающие на принадлежность данному стилю (средства языковой выразительности).

8. Сформулируйте главную мысль текста, опираясь на содержание текста.

Тексты для анализа


I

Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязненными. Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству.

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. И экология начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй. Да и нет между ними пропасти. Где точная граница между природой и культурой?

Однако есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико - оно принципиально существенно.

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров и на Кавказе, и в Беловежской пуще. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесенные ей извне: пожарами, или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами…

Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.

Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.

(Д.С.Лихачев.)

II

Стихи Цветаевой подчас трудны, требуют вдумчивого распутывания ее мысли. Но ничто не было ей более чуждо, чем орнаментальная игра со словами, поэзия смутных намеков, любой вид импрессионистической невнятности.

То же с ритмом. Мощь и богатство цветаевских ритмов ни с чем не сравнимы. Но как далеки они от зачаровывающей музыкальной ворожбы!

Ее нагромождения ударных слогов, ее тире, ее бесконечные переносы как бы призваны вбить кол в слово, пригвоздить читателя к смыслу, к содержанию.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все равно, и все едино.

Но если на дороге - куст

Встает, особенно - рябина…

О чем все это говорит? Начала, казалось бы, противоречащие друг другу, взаимоисключающие, - с одной стороны, невероятная, бурная, взрывающаяся эмоциональность, а с другой - столь же невероятно острая, всепроникающая, пронзительная мысль - все сплелось в Цветаевой в неразрывное целое. И это не только черта ее творчества, но и всего ее духовного строя и даже внешнего облика.

Я познакомился с Мариной Ивановной в декабре 1939 года в Голицинском «Доме творчества». Никогда раньше не видел я ни самой Цветаевой, ни ее портретов, фотографий. И воображению, довольно наивному, как я сейчас понимаю, рисовался образ утонченно-изысканный, быть может, по ассоциации с альтмановским портретом Ахматовой.

Оказалось - ничего подобного.

Никаких парижских туалетов - суровый свитер и перетянутая широким поясом длинная серая шерстяная юбка. Не изящная хрупкость, а - строгость, очерченность, сила. И удивительная прямизна стана, слегка наклоненного вперед, точно таящего в себе всю стремительность ее натуры.

Должен сказать, что ни на одной фотографии тех лет я не узнаю Цветаеву. Это не она. В них нет главного - того очарования отточенности, которая характеризовала всю ее, начиная с речи, поразительно чеканной, зернистой русской речи, афористической, покоряющей и неожиданными парадоксами, и неумолимой логикой, и кончая удивительно тонко обрисованными, точно «вырезанными», чертами ее лица.

Е.Б.Тагер

III


Выросла рябинка при дороге.

Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

Наступил август. Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. Деревце запылало, как костер на юру. Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья.

Шла мимо девочка. Увидела рябинку, поахала.

-Возьму-ка я одну веточку. Одна веточка - это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

И она была по-своему права.

Ехал на машине усатый дядька.

-Ух ты…Прямо картинка… Шикарно!

Он остановил машину, вылез из-за руля. Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

-Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

Что ж, он был тоже по-своему прав.

Под вечер шли туристы.

-Хорошая рябинка, правда, ломаная. Ну. Зинка, чур, всем по одной! Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! Мы народ организованный, должны подавать пример…

Шел в сумерках влюбленный.

-Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.

-Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет… А Люсенька обрадуется.

На другой день приехал хозяйственник.

-Что это еще за уродец? - строго спросил он, наткнувшись на рябинку. Убрать, срубить, а то весь вид портит.

И он был по-своему прав.

В этой истории все правы. Виноватых нет. Но и рябинки тоже нет.

IV

Хороши вечера на деревне летом, в разгар сенокоса.

Ещё не померкла над лесом кромка зари, и пыль от стада коров и овец едва улеглась в придорожные травы, а из низины, с лугов, подступивших под самые огороды, тянет ночной свежестью. Благодатная эта прохлада окутывает деревню, воздух густеет, и тогда вдруг в сумеречной синеве вечера проступают все запахи, неуловимые днём. Горьковатый полынный дух и медовую пряность донника источают копёшки сена перед каждым двором, пахнет нагретой пылью, кизяками, парным молоком, и камышовой сыростью дышит близкая речонка.

Луна ещё не взошла, но всё различимо вокруг: видны из конца в конец деревенские улицы с телеграфными столбами, посередине смутно белеют стенами избы под тополями, в некоторых уже жёлто светятся окна, тёмными перекрестьями отпечатались на чёрном небе колодезные журавли, а по задворьям чернеют буйные островки загустевших садов.

Тихо в такое время в Ольховке. Отшумела вечерняя суматоха, когда загоняют скот по дворам и трубно ревут коровы, и люди кричат осипло и бестолково, а что кричат и кому кричат, сразу не поймёшь. Теперь скотина стоит по своим местам, сытно вздыхает и лениво пережёвывает жвачку. Пустынно на улицах.

Я любил, бывало, мальчишкой, пристраиваться в углу сарая на корточках и оттуда молча смотреть, как ритмично цвиркает молоко в ведёрке: две перекрёстные голубоватые струйки, не затихающие ни на минуту. В тесной закутке стойко и густо пахнет парным молоком - от него щекотало ноздри, хотелось припасть губами к ведру и жадно, не отрываясь, впитывать тёплую пенную влагу.

Приложение 4

Вступление

Важно помнить, что основная цель вступления - подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.

1.Проблемный вопрос.

Может ли компьютер заменить книгу? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

2.Общие сведения об обсуждаемой проблеме.

Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В.Пескова также посвящен проблеме экологии…

3.Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.

Психологи утверждают, что зависимость от телевидения - это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом - благо или зло? Над этой проблемой задумался В.Солоухин.

4.Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста.

Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословящих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее? Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда нужно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спокойное бездействие. Проблему равнодушного отношения людей к окружающему их злу поднимает автор.

5.Создание определенного эмоционального настроя.

Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.

6.Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.

Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха… сколько светлых детских воспоминаний хранит память! Почему детство особо значимо для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.

7.Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.

«Можно ли представить современный мир, лишенный печатного знака?» - пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», - поскольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека.

8.Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура - это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д.С.Лихачевым, - проблема экологии культуры.

Приложение 5

Блоки проблем

Человек и общество

Проблема несправедливости социального устройства общества.

Чем заключается смысл жизни человека?

Проблема воспитания.

Что влияет на формирование личности?

Проблема обучения.

Какова истинная цель обучения?

Каким должен быть хороший учитель?

Значимость труда в жизни человека.

Какое влияние оказывает личность на ход истории?

Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.

Что такое свобода?

Проблема патриотизма.

Проблема выбора профессии.

Человек и природа

Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.

Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

Влияние природы на человека.

Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

Человек и человек

Проблема сложности взаимоотношений людей

(гуманное отношение к людям;

равнодушие к судьбе другого человека;

нравственная ответственность человека перед другими людьми).

Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей».

Проблема любви/ревности.

Проблема дружбы/предательства.

Проблема взаимоотношений подростков.


Человек и культура/искусство

Проблема восприятия искусства.

Проблема восприятия красоты.

Что такое истинная красота?

Что поможет воспитать эстетический вкус человека?

Проблема экологии культуры.

Почему следует беречь памятники культуры?

Что такое массовая культура?

Как массовая культура влияет на человека?

Как телевидение влияет на человека?

Какова роль книги в жизни человека?

Почему молодёжь стала меньше читать?

Может ли Интернет заменить книгу?

Всегда ли полезно скорочтение?

Человек и язык/речь

Проблема развития и сохранения русского языка.

Что такое хорошая речь?

Как сохранить чистоту речи?

Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами.

Проблема канцелярита.

В чем опасность штампов в нашей речи?

Человек и нравственные ценности

Проблема подлинных и мнимых ценностей.

Какую роль в жизни человека играет доброта?

Какую роль в жизни человека играет милосердие?

Какую роль в жизни человека играет отзывчивость?

Какую роль в жизни человека играет сострадание?

Что такое благородство?

Какие поступки можно назвать благородными?

Что такое честь, совесть?

Как сохранить нравственное достоинство?

Что такое интеллигентность?

Какого человека можно назвать интеллигентным?


Приложение 6

Работа над сочинением-рассуждением

ТЕКСТ


(1)Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2) Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. (3) Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология, хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления) и прочие события.

(4)Одни ученые, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и все, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. (5)Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое - истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

(7)Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. (8)Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому лженаучное. (9)Запрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домыслы. (10)Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов». (11)Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. (12)Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. (13)Все загадочное надо изучать. (14)Однако при одном условии… (15)Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16)В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало ученых. (17)Из глубины истории идет и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (18)Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В.Бехтерева и К.Циолковского. (19)А известный химик А.Бутлеров в сотрудничестве с писателем С.Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (20)Так большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. (21)Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?

(22)Никто из них не шел на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний. (23)»Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. (24)Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться ряду лжеученых. (25)У него недостает для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешевой славы.

(А.Сухотин.)

Об авторе: Анатолий Константинович Сухотин - известный ученый, философ XX века, автор научно-популярных книг «Парадоксы науки», «Ритмы и алгоритмы».

I.Напишите вступление к сочинению, размышляя над актуальностью проблемы текста.

С давних времен людей привлекало…

Актуальность проблемы, поставленной автором, в том…

Необычные способности человека, загадки жизни и смерти, другие миры - вот…

II. Сформулируйте проблему текста.

Так как же относиться к …?

Автор статьи размышляет над тем, как…

III. Прокомментируйте проблему текста, учитывая следующие вопросы:

1.Какие точки зрения на отношение людей к оккультным наукам приводит автор?

2.Почему автор статьи считает бессмысленным и вредным запрет на изучение каких-либо мистических явлений?

3.Какой образ рождает у читателя метафора отгораживая его бетоном запретов?

Для того чтобы разобраться в проблеме, А.Сухотин приводит противоположные точки зрения:

Одни ученые считают оккультное знание…, другие говорят о том…

По мнению автора статьи, запрет на изучение…

Слухи и домыслы плодятся возле мистических явлений из-за недостаточной…

Метафора «отгораживая его бетоном запретов» помогает представить…

IV. Сформулируйте идею текста. Как автор убеждает читателя в своей правоте?

Все загадочное надо…, но при этом ученый, занимающийся…, должен быть…

Честность и объективность ученого - гарантия…

Доказывая эту мысль, автор говорит о выдающихся ученых…, которые всерьёз интересовались…

Метафора «оказались в плену больших оккультных страстей» подчеркивает притягательность…

На риторический вопрос «Можно ли этих ученых назвать лжеучеными?» читатель ответит отрицательно, потому что…

V. Напишите о своём отношении к авторской позиции. Каким явлениям, которые воспринимались раньше, как мистические, сейчас находится вполне понятное объяснение?

Вспомните великих ученых (Коперника, Эйнштейна, Лобачевского, Менделя), открытия которых были признаны не сразу. Почему со временем эти открытия были признаны? Какими качествами, необходимыми для человека, занимающегося наукой, обладали эти люди?










МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

Г.РАССКАЗОВО



Утверждено

на заседании методического совета

протокол № ____ от ______________ 2009 г.

Директор школы __________Г.А.Кузнецова








Образовательная программа

«Лингвистический практикум»


Возраст обучающихся: 15 - 17 лет.

Срок реализации - 2 года.






Составитель программы:

Нечаева Н.И.,

педагог дополнительного образования



Рассказово 2009 г.


© 2010-2022