Программа по русскому языку Тайны текста (11 класс)

Элективный курс предназначен для учащихся старших классов. Программа элективного курса "Тайны текста последовательно реализует цель: развить навыки анализа и оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации, а также навыки построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания. Курс рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю). В данной рабочей программе запланировано 15 часов лекционного материала и 20 часов практических занятий. Электи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2»


Рассмотрено на МО учителей

гуманитарного цикла

Протокол № ________

от

«_____» ________ 20______

Руководитель МО

_______________________

Левадская Т.Д.

Согласовано

Зам.директора по МР

«____» _____________ 20_____

_________________________

Губчук Д.П.

Утверждено

Директор школы

_________________________

Марченко И.А.

Приказ № _______

от

«___» __________ 20______



Рабочая программа

элективного курса по русскому языку «Тайны текста»

для 12 класса

среднего общего образования

базовый уровень

(очная форма обучения)

на 2014- 2015 учебный год

Составитель: Левадская Т. Д., учитель русского языка

и литературы



Шипуново 2014


Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 12 класса составлена на основе:

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г.№ 1089);

-обязательного минимума содержания среднего полного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.05.1998 г № 1276);

-учебного плана КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утвержден приказом директора школы от 01.09.2014 г № 16);

-годового календарного графика школы (принят на заседании педсовета протокол № №1 от 29.08.2014г);

-Положения о рабочей программе КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 (утверждено приказом директора школы от 30.08.2013 г № 21);

-Федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.03.2014 г № 253);

-основной образовательной программы КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждена приказом директора школы от 30.08.2013 г № 21);

-Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 г № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;

-Положения о промежуточной и итоговой аттестации учащихся КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 (утверждено приказом директора школы от 30.08.2013 г. № 21);

Элективный курс предназначен для учащихся старших классов. В соответствии с принципом преемственности, он опирается на знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения базового курса русского языка. Текст, являясь высшей единицей коммуникации, рассматривается как основной объект коммуникативно-ориентированного обучения языку и речевой деятельности. Центральное место текста в системе гуманитарного образования определяется его семиотическими свойствами и коммуникативными функциями. Основным семиотическим свойством текста является его способность содержать информацию разных видов - предметную, оценочную, эстетическую, эмоциональную и др. Основная коммуникативная функция текста - передавать эту информацию.

Предлагаемый элективный курс последовательно реализует цель: развить навыки анализа и оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации, а также навыки построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания.

Задачи курса:

- систематизировать и обобщить имеющиеся знания, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста и теории коммуникации;

- научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста;

- научить извлекать из текста-источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные (информационные) тексты - конспекты, аннотации, рефераты и др.;

- развить когнитивные умения и навыки, необходимые для овладения различными видами чтения - изучающим, ознакомительным, поисковым, просмотровым;

- развить на базе работы с текстом такие качества речи, как уместность, логичность, последовательность, точность.

Методы и формы обучения: урок-лекция, консультация, самостоятельная работа с литературой, использование информационно-коммуникативных технологий.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы обучения: словесно- иллюстративные методы, методы дифференцированного обучения.

Формы обучения: урок- лекция, урок- семинар, практическое занятие.

В соответствии с продолжительностью учебного года и учебным планом КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утвержден приказом директора школы от 01.09.2014 г № 16) курс рассчитан на 34 ч. - 1 ч. в неделю (авторская программа предусматривает 35 ч.; сокращение на 1 ч. происходит за счет объединения практических занятий). Из них: 15 ч. - лекции, беседы, 19 ч. - практические занятия.









Содержание изучаемого курса

Тематика лекций

Те м а 1. Речевая коммуникация(1 ч).

Основные функции речевой коммуникации. Понятие коммуникативного акта и его компонентов: участники коммуникации, коммуникативные роли, ситуация общения, речевые интенции, коммуникативные эффекты.

Те м а 2. Текст в структуре коммуникативного акта(2 ч).

Понятие текста, его семиотическая характеристика. Смысловая законченность, целостность, связность, членимость как признаки текста. Зависимость характеристик текста от сферы и ситуации общения.

Те м а 3. Функциональные стили и жанры(2 ч).

Сферы общения и функциональные стили речи. Особенности стилей речи: сфера употребления, функции, основные черты, языковая характеристика. Функционально-стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи. Художественный текст. Изобразительно-выразительные средства.

Те м а 4. Типы речи(2 ч).

Тип речи как способ изложения. Повествование, рассуждение, описание. Тип речи как доминирующая логическая структура: утверждение, отрицание, доказательство, опровержение и др. Строение текста-рассуждения: тезис, доказательство (аргументы), вывод.

Тема 5. Комплексный анализ текста(3 ч).

Аспекты текста: функциональный, коммуникативный, жанрово-стилистический, смысловой, лингвистический.

Анализ текста в функциональном аспекте: функции текста (общение, сообщение, побуждение к действию, воздействие на эмоции).

Анализ текста в коммуникативном аспекте: адресат, адресант, цель, мотив, предмет речи; форма общения (диалог, монолог, полилог) и речи (устная, письменная); тип речи (описание, повествование, рассуждение). Анализ текста в жанрово-стилистическом аспекте: стиль и жанр текста; эмоциональная окрашенность и экспрессивность; изобразительно-выразительные средства. Анализ смыслового аспекта текста: тема, проблема, основная мысль, главная и второстепенная информация; логико-композиционная структура текста и его абзацев.

Лингвистический анализ текста: лексика, фразеология и грамматика текста; средства связи предложений и частей текста; текстообразующая роль его единиц; функционирование в тексте языковых единиц разных уровней.

Тема 6. Информационная переработка текста (3 ч).

Цели информационной переработки текста. Виды переработки: конспект, тезисы, аннотация, реферат. Компрессия текста. План как логическая основа текста. Анализ структуры текста. Описание текста с анализом его структуры.

Тема 7. Текст как критерий культуры речи (2 ч).

Коммуникативные качества речи и текст. Содержательная полнота, ясность, логичность и последовательность изложения. Смысловая целостность, композиционная стройность, связность текста. Грамотность, точность и выразительность речи. Адекватность создаваемого текста коммуникативной ситуации. Жанрово-стилистическая адекватность текста: обоснованность выбора формы речи и жанра; соответствие текста стилевым и стилистическим нормам. Рецензия, отзыв, эссе как оценочные жанры.

Тематика практических занятий

Занятие 1. Анализ ситуации общения, зафиксированной в тексте.

Типовые задания:

1. Ответьте на вопросы по содержанию лекции.

2. Выделите компоненты зафиксированной в тексте ситуации общения по схеме: к т о? к о м у? (участники общения), п о ч е м у? (мотив), з а ч е м? (цель), ч т о? (содержание), к а к? (канал и форма сообщения).

3. Определите отношения между коммуникантами, их ролевую характеристику (на материале группы текстов, представляющих различные речевые ситуации).

4. Проведите диалоги по заданным ситуациям.

5. Сформулируйте правила общения для слушающего и говорящего.

Занятие 2. Текст как основная единица общения.

Типовые задания:

1. Ответьте на вопросы по содержанию соответствующей лекции.

2. Проанализируйте образцы текстов:

- определите тему текста, основную мысль, микротемы;

- докажите тематическую целостность текста;

- докажите соотнесенность содержания с названием текста;

- докажите структурную целостность текста (взаимосвязь его частей и компонентов);

- докажите коммуникативную целостность текста (единство автора, коммуникативного намерения, адресата).

Занятие 3. Основные признаки текста.

Типовые задания:

1. Назовите основные признаки текста.

2. Перечислите средства и способы связи структурных компонентов текста.

3. Проанализируйте предложенные образцы текстов с точки зрения средств и способов связи.

Занятия 4 и 5. Функциональные стили.

Типовые задания:

1. Ответьте на вопросы по содержанию лекции.

2. Охарактеризуйте научный, деловой, публицистический, разговорный стили по плану: сфера общения, коммуникативная функция, языковые особенности.

3. Докажите принадлежность данного текста к научному (деловому, публицистическому, разговорному) стилю речи.

4. Подберите текст заданного стиля, аргументируйте свой выбор.

Занятия 6 и 7. Характеристика и определение жанров.

Типовые задания:

1. Определите жанр данного текста и дайте его стилевую характеристику.

2. Приведите примеры текстов разных функциональных стилей и жанров, укажите их черты.

3. Проведите игру: представьте, что вы на радио готовите разные типы передач (новости, реклама, музыкальная программа, встреча с интересным человеком и т. д.); обсудите подготовленные тексты с точки зрения их соответствия жанрово-стилистическим нормам.

Занятие 8. Типы речи.

Типовые задания:

1. Ответьте на вопросы по содержанию лекции.

2. Определите тип текста по заданной характеристике.

3. Выберите из группы текст, соответствующий заданной характеристике.

4. Проанализируйте предложенные тексты по схеме: тема, объект речи, намерение говорящего, адресат, коммуникативная функция, микротемы, особенности структуры.

5. Подберите тексты-описания, повествования и рассуждения.

6. Опровергните предложенное суждение. Аргументируйте свое несогласие.

7. Составьте тексты предложенных типов.

8. Игра: проведите воображаемую экскурсию по художественной галерее.

Занятия 9 и 10. Лингвистический анализ текста.

Типовые задания:

1. Установите связь между предложениями в первом (втором, третьем) абзаце текста.

2. Из предложения № ... выпишите словосочетания со связью согласование (управление, примыкание).

3. Проанализируйте изобразительно-выразительные средства, укажите их функции.

4. Найдите в тексте сложносочиненные (сложноподчиненные с различными придаточными) предложения.

5. Подчеркните причастные и деепричастные обороты.

6. Объясните расстановку знаков препинания в предложениях № ... .

Занятия 11 и 12. Смысловой анализ текста.

Типовые задания:

1. Проведите смысловой анализ предложения: найдите информационный центр, данное и новое, сформулируйте смысловой вопрос.

2. Проведите смысловой анализ абзаца. Выделите предложение, выражающее основную мысль. Если в абзаце можно выделить несколько информационных центров, определите, как они относятся друг другу.

3. Проведите смысловой анализ текста (фрагмента текста): выделите основную мысль, информационные центры, выводы и обобщения.

Занятия 13 и 14. Восстановление информационного содержания текста.

Типовые задания:

1. Проанализируйте логико-информационную структуру предложенного текста.

2. Выявите основную и второстепенную информацию.

3. Выявите смысловые опоры и ключевые слова.

4. Составьте план текста.

5. Восстановите информацию текста по ключевым словам.

6. Составьте описание предложенного текста с анализом его структуры.

Занятия 15 и 16. Конспектирование.

Типовые задания:

1. Объясните различие между тезисным планом, тезисами и конспектом.

2. Определите тему, проблему, основную мысль данного текста.

3. Определите главную мысль каждого абзаца.

4. Укажите в каждом абзаце дополнительную информацию (примеры, пояснения, авторские отступления, цитаты и т. п.).

5. Сократите выделенный фрагмент текста, убрав дополнительную информацию.

6. Напишите конспект литературно-критической статьи.

7. Выберите информацию по данной проблеме из разных источников, оформите ее в виде тезисов.

8. Разверните полученные тезисы в конспект по нескольким источникам.

Занятия 17 и 18. Реферирование.

Типовые задания:

1. Назовите виды рефератов.

2. Проанализируйте структуру предложенных рефератов, определите их тип.

3. Охарактеризуйте содержание одного из рефератов.

4. Напишите реферат на одну из предложенных тем.

5. Составьте аналитический обзор нескольких текстов по заданной тематике.

Занятие 19. Коммуникативные качества речи.

Типовые задания:

1. Назовите коммуникативные качества речи, охарактеризуйте их.

2. Проанализируйте тексты-образцы с точки зрения выраженности коммуникативных качеств.

3. Оцените ответы ваших товарищей на уроке с точки зрения логичности, убедительности, доказательности, уместности.

Оценка текста.

Типовые задания:

1. Ответьте на вопросы по содержанию лекции.

2. Оцените предложенные тексты с точки зрения коммуникативной адекватности.

3. Напишите рецензию или отзыв на предложенный текст (книгу).

4. Напишите по прочитанному тексту сочинение-рассуждение.

5. Оцените письменную работу одноклассника с точки зрения смысловой целостности, связности, композиционной стройности, выразительности, грамотности.



Календарно-тематический план


п/п

Дата


Тема урока

Оборудование

Требования к усвоению материала темы

Те м а 1. Речевая коммуникация (2 ч.)

1

05.09

Речевая коммуникация

Раздаточный материал, ЭОР

Учащиеся должны:

знать/понимать:

основные функции речевой коммуникации

уметь:

анализировать ситуацию общения, зафиксированную в тексте, вести диалог на заданную тему

2

12.09

П/З1 Анализ ситуации общения, зафиксированной в тексте

Те м а 2. Текст в структуре коммуникативного акта (4 ч.)

3

19.09

Понятие текста, его семиотическая характеристика

Раздаточный материал, ЭОР

Учащиеся должны:

знать/понимать:

понятие текста, его семиотическую характеристику

уметь:

определять тему текста, основную мысль, микротемы; анализировать предложенные образцы текстов с точки зрения средств и способов связи;

4

25.09

Смысловая законченность, целостность, связность, членимость как признаки текста

5

03.10

П/З Текст как основная единица общения

6

10.10

П/З Основные признаки текста

Те м а 3. Функциональные стили и жанры (6 ч.)

7

17.10

Сферы общения и функциональные стили речи

Раздаточный материал, ЭОР

Учащиеся должны:

знать/понимать:

особенности стилей речи: сферу употребления, функции, основные черты, языковую характеристику

уметь:

характеризовать научный, деловой, публицистический, разговорный стили; определять жанр данного текста и давать его стилевую характеристику

8

24.10

Функционально-стилевая характеристика основных жанров

9

31.10

П/З Функциональные стили

10

14.11

П/З Функциональные стили

11

21.11

П/З Характеристика и определение жанров

12

28.11

П/З Характеристика и определение жанров

Те м а 4. Типы речи. (3 ч.)

13

05.12

Тип речи как способ изложения

Раздаточный материал, ЭОР

Учащиеся должны:

знать/понимать:

тип речи как способ изложения: повествование, рассуждение, описание; тип речи как доминирующую логическую структуру: утверждение, отрицание, доказательство, опровержение и др.; строение текста-рассуждения: тезис, доказательство (аргументы), вывод.

уметь:

анализировать предложенные тексты по схеме

14

12.12

Тип речи как доминирующая логическая структура

15

19.12

П/З Типы речи

Тема 5. Комплексный анализ текста. (7 ч.)

16

26.12

Анализ текста в коммуникативном аспекте

Раздаточный материал, ЭОР

Учащиеся должны:

знать/понимать:

аспекты текста: функциональный, коммуникативный, жанрово-стилистический, смысловой,

лингвистический

уметь:

выполнять комплексный анализ предложенных текстов

17

16.01

Анализ смыслового аспекта текста

18

23.01

Лингвистический анализ текста

19

30.01

П/З Лингвистический анализ текста

20

06.02

П/З Лингвистический анализ текста

21

13.02

П/З Смысловой анализ текста

22

20.02

П/З Смысловой анализ текста

Тема 6. Информационная переработка текста. (9 ч.)

23

27.02

Цели информационной переработки текста. Виды переработки

Раздаточный материал, ЭОР

Учащиеся должны:

знать/понимать:

виды переработки: конспект, тезисы, аннотация, реферат

уметь:

выполнять различные способы компрессии текста

24

06.03

План как логическая основа текста

25

13.03

Анализ структуры текста

26

20.03

П/З Восстановление информационного содержания текста

27

03.04

П/З Восстановление информационного содержания текста

28

10.04

П/З Конспектирование

29

17.04

П/З Конспектирование

30

24.04

П/З Реферирование

31

01.05

П/З Реферирование

Тема 7. Текст как критерий культуры речи (3 ч.)

32

08.05

Коммуникативные качества речи и текст

Раздаточный материал, ЭОР

Учащиеся должны:

знать/понимать:

коммуникативные качества речи и текст

уметь:

анализировать тексты-образцы с точки зрения выраженности коммуникативных качеств;

оценивать ответы, письменные работы одноклассников

33

15.05

Соответствие текста стилевым и стилистическим нормам

34

22.05

П/З Коммуникативные качества речи. Оценка текста



Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения элективного курса «Тайны текста»

Учащиеся должны:

знать/понимать:

- знать характеристики текстов разных функциональных стилей и жанров;

- иметь представление об основных понятиях теории коммуникации и теории текста;

- обладать навыками информационной переработки теста;

- обладать необходимыми умениями поискового и просмотрового чтения;

- обладать когнитивными (интеллектуальными) умениями и навыками (сравнивать, сопоставлять информацию, обобщать содержащиеся в тексте факты, делать выводы);

- отбирать языковые средства при создании текстов изученных типов;

уметь:

- оценивать тексты с точки зрения их соответствия функции и ситуации общения;

- определять тему, проблему текста, авторскую позицию;

- обосновывать свою позицию, подбирать аргументы, комментировать текст;

- создавать собственное высказывание на основе предложенного текста с соблюдением норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.).

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект

Русский язык. 10-11 классы. Элективные курсы. Программы. Сост. Г. В. Карпюк, Е. И. Харитонова

Кудрявцева Т. С. Учимся работать с текстом: Элективный курс. - М., 2009.

Кудрявцева Т.С. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Текст. Переработка текста. Стили речи». - М., 2002.

Васильева А. Н. Основы культуры речи. - М., 1990.

Головин Б. Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. - М., 1984.

Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика: Книга для учителя. - М., 1991.

Кожин А.Н., Крылов а О. А., Одинцов В.В. Функционально-смысловые типы русской речи. - М., 1982.

Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1993.

Смелкова З.С. Азбука общения. - Самара, 1994.

Соколова В. В. Культура речи и культура общения. - М., 1995.

Солганик Г. Я. От слова к тексту: Книга для учащихся старших классов. - М., 1993.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса



Перечень учебного оборудования

Таблицы по русскому языку

Раздаточный материал

Информационные ресурсы в Интернете

1. Примерные программы и государственные стандарты

mon.gov.ru/work/obr/dok

2.Филология в Сети. Поиск по лингвистическим сайтам

ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html

3. Собрание словарей на сайте Института русского языка им. В.В. Виноградова

ruslang.ru и slovari.ru

4.Собрание словарей портала "ГРАМОТА. РУ"

slovari.gramota.ru

5..Машинный фонд русского языка

cfrl.ru

6.Национальный корпус русского языка

ruscorpora.ru

7.Справочно-информационный портал "Грамота.ру"

gramota.ru

8.Орфография и пунктуация

hi_edu.ru/e_books/xbook142/01/index.html

9.Правила русской орфографии и пунктуации

spravka.gramota.ru/pravila.html

10.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник

natahaus.ru/index.php?newsid=1146086920

11.Автоматическая обработка текста (АОТ)

aot.ru/onlinedemo.html

12.Вавилонская Башня (морфологический анализ)

starling.rinet.ru/cgi_bin/morphque.cgi?encoding=win

13.Говорим и пишем правильно

community.livejournal.com/pishu_pravilno

14.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

vip.km.ru/vschool

15.Еженедельная газета "Русский язык" Издательского дома "Первое сентября"

rus.1september.ru

16.Журнал "Язык человека"

philol.msu.ru/~humlang

17.Коллекция интерактивных диктантов

learning_russian.gramota.ru/idictation.html

18.Методические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках русского языка

it_n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com

19.НП "Телешкола"

internet_school.ru

20.Письмовник (правила и примеры оформления деловых бумаг)

spravka.gramota.ru/blang.html

21.Портал "Культура письменной речи"

gramma.ru

22.Русский язык: краткий теоретический курс для школьников

learning_russian.gramota.ru

23.Синтаксис современного русского языка

hi_edu.ru/e_books/xbook089/01/index.html?part_029.htm

24.СТЕНГАЗЕТА.NET (лингвистические задачи)

stengazeta.net

25.Стилистика русского языка: Учебное пособие

hi_edu.ru/e_books/xbook028/01/index.html

26.Теория текста

evartist.narod.ru/text14/01.htm

27.Учебник грамоты

learning_russian.gramota.ru

28.Электронные лингвокультурологические курсы: риторика, культура речи, лингвокультурология.

learning_russian.gramota.ru

Цифровые образовательные ресурсы

volna.org - база готовых презентаций для школы

fcior.edu. - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Технические средства кабинета литературы

компьютер

мультимедиапроектор

экран навесной

DVD-плейер (видеомагнитофон);

телевизор

1 П/З-практическое занятие

© 2010-2022