Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе «Нанайская народная сказка «Айога»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе

«Нанайская народная сказка «Айога»


Я хочу, чтобы мои учащиеся научились самостоятельно мыслить, искать пути решения проблем, работать с различными источниками информациями, общаться в письменной и устной форме. Для решения этих проблем я стараюсь подобрать такие методы и формы обучения, которые позволили бы каждому ребенку проявить свою активность, свое творчество, развивать речь, память, критическое мышление.

Для этого я изменила собственную практику преподавания и стала уделять особое внимание интеграции семи модулям обучения.

Изучая «Новые подходы в преподавании и обучении» я обратила внимание на диалогическое обучение и обучение тому, как обучаться которые, по моему мнению, помогут младшему школьнику показать себя ни только, как человека, который много знает и умеет, но прежде всего как человека, способного принимать самостоятельные решения, обладающего приёмами обучения, готового к самообразованию, умеющего жить среди людей, готового к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Изучая руководство для учителя, обратила внимание на высказывание Александера (2004), «Беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, - взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед». Я убедилась в этом, на своём уроке литературного чтения во втором классе при ознакомлении с нанайской сказкой «Айога», диалог стал более продуктивен не во время работы с учителем, а именно в сотрудничестве с одноклассниками в парах и в группах. Когда каждый ребенок, обмениваясь мыслями, достигает эффективности своего обучения через диалог в процессе совместного исследования. Опираясь на высказывание Александера, я постаралась использовать те стратегии, которые требуют обсуждения, аргументирования или исследования и целью которых является установление центральной роли диалога в процессе обучения.

На мой взгляд, выбранные стратегии обучения, такие как «Прокуроры и адвокаты», «Чтение с остановками» показали свою эффективность. Я считаю, что через диалог дети учатся выражать свои мысли и развивают свои коммуникативные навыки. В краткосрочном планировании урока литературного чтения по теме «Нанайская народная сказка «Айога», я поставила цели исходя из результата, которые бы хотела достичь. Целью урока было ознакомление со сказкой «Айога», закрепление умения характеризовать героев сказки, анализировать их действия определяя идею произведения, совершенствовать навыки чтения, развивать умения логически рассуждать, выделять главное, умение слушать и понимать других, оценивать себя и своих одноклассников.

Я часто задумывалась над вопросом, почему у моих детей плохо развита речь, почему им трудно выражать свои мысли. На какие моменты мне нужно обратить особое внимание, чтобы достичь успеха для решения этой проблемы?

И первой ступенькой определила создание благоприятной среды на уроках, для сплочения коллектива младших школьников, установление доброжелательных отношений, направленных на успех. Провела эмоциональный настрой «Театр настроения», который ребятам очень понравился, так как часто мы запрещаем делать детям то, что они хотят, а здесь я им разрешала корчить мордочки, кривляться прыгать и скакать. По желанию детей этот театр мы повторили и на перемене. Доказательством правильности выбора эмоционального настроя было то, что на протяжении всего урока я наблюдала за тем, как мои дети стали более раскрепощенные, они спокойно вступали в обсуждение темы, а при наблюдении оценщиками следили за соблюдением критериев оценивания, которые показали умения работать в группе. В дальнейшем планирую использовать игры для эмоционального настроя с тактильным восприятием, на развитие внимания и памяти.Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе «Нанайская народная сказка «Айога»

Затем я разделила детей на группы по смайликам, которые они нашли на столе в конвертах. Каждый ученик выбрал смайлик, который ему понравился, хотя все смайлики были веселые и смешные, дети выбирали их с большим интересом. Затем они перешли в свои группы в соответствии с выбранным смайликом.

С этой позитивной ноты, начала рассмотрение новой темы, чтобы каждый из них чувствовал себя свободно и безопасно в процессе обучения, так как считаю, если мои дети будут дружными, то смогут раскрыться, без стеснения говорить, делиться мыслями. С помощью создания атмосферы сотрудничества развивала диалог.

Затем разделила класс на три части: 1 и 2 группа- прокуроры, 4 и 5 группа -адвокаты и 3 группа -оценщики, тоже были поделены по парам. Задача прокуроров - обвинить Айогу в её отрицательных поступках, а задача адвокатов- защитить Айогу, найдя причину её поведения, оценщики - оценивали работу прокуроров и адвокатов. Перед просмотром мультфильма учащиеся были ознакомлены с заданием, то есть смотрели фильм уже с четко поставленными перед собой задачами. Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе «Нанайская народная сказка «Айога»

Меня насторожило то что, когда я увидела, что при делении по группам в одной группе оказались те ученики, которые не общались друг с другом. Но при наблюдении за детьми в этой группе, я обратила внимание, что совместная работа сыграла важную роль - дети нашли точки соприкосновения и это совместная исследовательская работа по изучению нового произведения. Теперь я поняла, что мне нужно создавать проблему не для каждого индивидуально, а для всей группы, так как эта проблема и является тем «клеем», который объединяет классный коллектив.

Еще одним преимуществом в содержании семи модулей программы, является использование информационно- коммуникационных технологий. Я всегда считала себя учителем, идущим в ногу со временем, так как всегда психологически и технически готова использовать информационные технологии в преподавании и в обучении. Любое техническое оборудование меня, как и моих детей всегда интересовала. И как только в нашей школе появилось переносное мультимедийное оборудование, я сразу научилась использовать его на уроках. Так как вижу эффективность использования ИКТ на уроках. Зная, что любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Включение ИКТ в учебный процесс позволило мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроке, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Во время урока мною было использовано переносное мультимедийное оборудование. Для эмоционального настроя - презентация «Театр настроения» с аудиозаписью музыки из кинофильма «Усатый нянь», ознакомление с новой сказкой прошло через мультфильм «Айога» скаченного с интернета.

Принимая во внимание увлеченность детей, новыми информационными технологиями использовала их в учебном процессе для повышения качества усвоения учебного материала и считаю внедрение ИКТ на уроках в начальных классах эффективным сп0особом обучения.

Понимая то, что если научить ребенка критически мыслить, то я смогу научить их находить пути решения спорных вопросов и проблем. «Критическое мышление - подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, может в дальнейшем послужить основанием к действию». Изучая новые стратегии, выбрала те, которые направляют ребенка на размышление, т.е. на развитие у него критического мышления. Ставя перед собой цель урока: развитие критического мышления я вижу его в решении различных задач: научить детей самостоятельно добывать знания, развивать умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умение применять знания, как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения проблем.

Ставя перед младшими школьниками такую сложную задачу, как работа адвокатов я боялась, что они не смогут найти причину поступков Айоги и построить линию её защиты. Но ребята справились. Они решили, что «если бы родители во время объяснили девочке, что так поступать не красиво, она бы поняла и принесла бы бабушке воды». Это показывает их умение рассуждать.

И работа оценщиков в паре тоже требовала умения наблюдать, анализировать и аргументировать свои действия. Перед оценщиками были листы наблюдения в которых указывались критерии оценивания напротив имени оцениваемого ребенка. Хотя оценщики и работали в паре, они впервые столкнулись с такой большой работой, если раньше им приходилось оценивать себя или одного из учащихся, то сегодня им пришлось наблюдать и оценивать по 8-9 человек. Но прослушивая их оценку и просматривая лист- наблюдения я увидела, что ребята честно отнеслись к своим обязанностям. Они смогли аргументировать свои оценки. Даже когда ребенок выразил своё недовольство оценкой ученик В смог аргументировать это тем, что «она не задавала вопросы и не отвечала на них, а еще она не помогала составлять постер».Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе «Нанайская народная сказка «Айога»

И только в этот момент я поняла, что мои дети умеют наблюдать и рассуждать, стали меньше бояться высказывать своё мнение перед классом. Да нам еще долго работать над развитием мышления, но мы уже сделали шаг вперед, и это является толчком, который направляет на поиск более эффективных стратегий для развития критического мышления. Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе «Нанайская народная сказка «Айога»

Хочу подчеркнуть важность еще одного модуля, с которым я ознакомилась при изучении «Программы курсов 3-го уровня», это «оценивание для обучения и оценивание обучения». На данном уроке я использовала различные методы оценивания: формативные- «верю не верю», хлопок, жесты, смайлики и др. Оценку работ учащихся я делала по ходу урока, так как считаю, что она служит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности учащихся на уроке. Группа оценщиков, ознакомила детей с критериями оценивания, что помогло не только стимулировать класс, но и направить их работу для решения проблем.

И сегодня на уроке я заметила, что девочки, которые чаще старались отмолчаться, заговорили. И это я приняла как успех оценивания для обучения. Ученицы С стесняются работать на публику, но сегодня они даже смогли доказать группе свой взгляд на поведение Айоги- главной героини сказки. И даже вышли к доске, не просто постоять, а смогли высказать свое мнение в защиту Айоги.

Для оценивания с целью понимания идеи произведения, было дано задание, написать эссе на тему «В чём я вижу красоту человека». При проверке домашнего задания я убедилась, что дети поняли значение внутренней и внешней красоты. И смогли оценить красоту соседской девочки из сказки. На данном уроке я ощутила разницу между ОдО и ОО, когда мои дети показали свое понимание идеи произведения. За выражение своего мнения при написании эссе дети получили суммативную оценку. Перед собой я поставила новую задачу, это найти новые техники формативного оценивания, для активизации работы детей.

Рефлексию провела методом неполного предложения, которое учащиеся выбирали на свой «вкус»: «Мне понравился ответ…, потому что…» , «Я хотел бы посоветовать…». Дети выражали свое мнение по отношению не только к героине сказке, но и по отношению к ответам одноклассников, их поведению. Даже оценили поступок Ученика А, который в стремлении быстро выполнить работу обидел ученицу А. «Я бы посоветовал мальчику не обижать девочек, а уступать им»- сказал ученик С. Так же прозвучали советы по поводу не полных ответов.

Следующий модуль, это «преподавание и учение в соответствии с возрастными особенностями учеников» не является для меня новым. Я всегда учитывала возрастные особенности младших школьников.

Изучая статью «Преподавание и учение в соответствии с возрастными особенностями учеников» в руководстве для учителя я узнала, что Джером Брунер подчеркивает важность обучения через открытия. При составлении краткосрочного планирования я старалась использовать разнообразные стратегии, которые подталкивают ребенка к исследованию, т.е. к открытию нового. Для ознакомления со сказкой я познакомила детей с северным народом- нанайцами, дети просмотрели презентацию с изображением жилища и национальной одеждой нанайцев.

Таким образом, я привлекла внимание детей младшего школьного возраста к ознакомлению «через открытие» людей новой для них национальности. Это помогло детям в усвоении материала, расширило их кругозор и словарный запас.

На данном уроке я вижу слияние двух модулей «Обучение талантливых и одаренных детей» и «Управление и лидерство в обучении», это когда в каждой группе был выбран лидер, который направлял ребят, координировал их действия и участвовал в распределении ролей с учетом развития каждого ребенка. Выбранный командир группы отвечал за работу каждого. На протяжении всего урока каждое задание было дано с учётом дифференциации, когда ученик А - ведет оценивание, руководит работой группы; ученик В- направляет и координирует действия группы работая с текстом, ученик С - заполняет лист ответа. Я обратила внимание, что таким образом мы не только помогаем детям развиваться и обучаться, но и разгружаем себя.

Я не хочу сказать, что все прошло хорошо были и проблемы, например ученица А - оценщик, побоялась сама выйти к доске и прокомментировать выставленные оценки, так как я не учла её боязнь работать перед аудиторией. Это говорит о том, что я не проследила, чтобы в группе оценщиков были более раскованные дети. На последующих уроках роль оценщика надо передать другому ученику, или заранее поработать над уверенностью ученицы А.

Проводя рефлексию моей работы я пришла к выводу, что мои дети стали более сплоченнее, стали активнее высказывать свое мнение не только по отношению друг к другу, но и к уроку. Дети сами заметили свои изменения. Это дает возможность сделать вывод, что выбранная мною форма организации учебной деятельности была достаточно эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала. Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе «Нанайская народная сказка «Айога»

Я пришла к выводу что, интеграция семи модулей на уроке даёт положительные результаты. Современному обществу нужна уверенная личность, умеющая развиваться вслед за временем. Мои ученики на уровне своего возраста пока еще не достигли совершенства. Поэтому еще необходимо много работать над всесторонним развитием детей. И как я уже говорила, следует и дальше изучать новые стратегии и методы оценивания для более эффективного обучения младших школьников.

Использованная литература:

  1. Учебная программа «Литературное чтение 2-4 классов»

  2. Руководство для учителя (третий уровень)

  3. Методическое руководство для учителя по литературному чтению

  4. Учебник «Литературное чтение»

  5. Задания для выполнения в период практики в школе

7


© 2010-2022