Пояснительная записка по русскому языку 8 вда 8 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Настоящее планирование уроков грамматики для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) на 2013-2014 учебный год разработано на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении планов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии (I-VIII вида), регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ростовской области и в соответствии с действующими санитарными правилами СанПин 2.4.2 1178-02, утвержденными Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 г. №44.

Программа составлена на основе программы по русскому языку 5-9 классов специальной общеобразовательной школы для детей с задержкой психического развития и классов коррекционно-развивающего обучения.

При составлении программы руководствовались приказом Минобразования Ростовской области № 610 от 14.07.2011 «Об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)», приказом ОО Чертковского района № 218 от 27.06.2011 «О формировании учебных планов в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году», «Положением об учебной рабочей программе», утвержденным приказом № 56 от 19.08.2011 по МОУ Щедровской ООШ

Программа рассчитана на 4 часов в неделю, 136 часов в год. По учебному плану школы на 2013-2014 учебный год на изучение русского языка в 8-м классе специального (коррекционного) обучения отведено 4 часа в неделю, 136 часов в год.

Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

• формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В результате изучения русского языка в школе ученик должен

знать:

• смысл понятий речь устная и письменная; текст, его функционально-смысловые типы;

• основные единицы языка, их признаки;

• нормы речевого этикета;

уметь

• объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

• определять тему, основную мысль текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- адекватно понимать информацию устного сообщения;

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

- правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Планирование уроков составлено с учетом решения двух основных задач:

- сформировать основы функциональной грамотности и основные умения и навыки учения и общения, дать обучающимся начальные представления об отечественной культуре;

- скорригировать отставание в развитии обучающихся, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерные для обучающихся с ЗПР, и преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения.

Программа предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Программа по русскому языку в старших классах специальной ( коррекционной ) школы имеет коммуникативную направленность. На первый план в связи с этим выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения, как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Требования к умениям школьников определены по двум уровням в зависимости от их возможностей. Первый уровень предполагает овладение учащимися программным материалом по всему основному содержанию, указанному в требованиях; второй - предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.

Программный материал расположен концентрически. Основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5-го и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.

Внесенные изменения в рабочую учебную программу: изучение тем, которые выпадают на праздничные дни распределяются учителем в течение учебного года по своему усмотрению. В зависимости от уровня подготовки учащихся возможна корректировка часов при изучении отдельных тем

Из-за непредвиденных погодных условий, праздничных дней, работы в РМО русского языка и литературы количество часов по темам и даты проведения уроков могут не совпадать заявленному в календарно - тематическом планировании.

Распределение часов по разделам:


  1. Повторение 9 ч.

  2. Состав слов 18ч.

3.Имя существительное 46ч.

4. Глагол 3ч.

5. Предложение 22ч.

6.Повторение 12ч.









Содержание учебного предмета, курса

Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.

Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка - катушка, семья - семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.

Изучая тему «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет. Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный - глинистый, экскаватор - эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом - домик, дом - домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте.

Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).

В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога - прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.

Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию.

С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.

При изучении темы «Текст» у учащихся 5 класса формируются следующие умения:

• определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);

• выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;

• выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;

• определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;

• выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: местоимения, текстовые синонимы, наречия и др.;

• отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;

• подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;

• с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.

Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.

Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.

Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.


п/п

Раздел

Основные содержательные линии

Планируемый результат

Система

оценки,

вид

контроля

первый

уровень

второй

уровень

1.





Повторение


Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.

.Понятия:

Подлежащее, сказуемое.

Предложения нераспространенные и распространенные.

Предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные

Диктант - 1.

2.

Состав слова

Знать значимые части слова, выделять их

Разбирать слово по составу, составлять слова по схемам



3.

.Имя существительное


Знать имя существительное, видеть, находить в тексте


Знать определение,

Подчеркивать как член предложения









4.

Глагол

Уметь выделять глагол как часть речи

Слово как название предмета, его признака или действия. Глагол. Его значение и


5


Предложение


определять подлежащее и сказуемое,

второстепенные члены предложения

Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.

Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.




6.



Повторение

Составление рассказа с опорой на серию картинок

самостоятельно

Составление рассказа с опорой на серию картинок под руководством учителя

Контрольный диктант - 1 , рассказ - 1 , изложение - 1.








Рекомендуемые нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Оценка устных ответов

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1» за устные ответы не ставится.

Оценка письменных работ учащихся V-IX классы

Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.

«4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

«3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.

«1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».


Оценка изложения и сочинения

При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.

Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.

«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.

«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.

«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.

«1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.

Итоговая оценка умений и навыков

За учебную четверть (кроме первой четверти первого класса) и за год знания. Умения и навыки учащихся оцениваются одним баллом.

При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.



Основные требования к умениям учащихся 8 класса

1-й уровень

• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70-80 слов);

• писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной

отработкой лексического материала (до 80 слов);

• находить в тексте речевые недочеты и исправлять их с помощью учителя;

• использовать в устной речи сложноподчиненные предложения при ответе

на вопрос;

• определять части речи, используя сложные предложения для

доказательства;

• подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;

• находить и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью

учителя);

• пользоваться школьным орфографическим словарем.

2-й уровень

• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с

предварительным разбором;

• принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для

создания текста;

• исправлять текст;

• составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;

• решать орфографические задачи с помощью учителя.








Основные требования к умениям учащихся в 9 классе

В результате изучения русского языка в школе ученик должен

знать:

• смысл понятий речь устная и письменная; текст, его функционально-смысловые типы;

• основные единицы языка, их признаки;

• нормы речевого этикета;

уметь

• объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

• определять тему, основную мысль текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- адекватно понимать информацию устного сообщения;

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

- правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

1-й уровень

• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75-80 слов);

• составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;

• писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов);

• составлять простые и сложные предложения с опорой на картинку, схему, предложенную ситуацию, на собственный трудовой опыт;

• подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова;

• определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;

• находить и решать орфографические задачи;

• оформлять все виды деловых бумаг;

• пользоваться школьным орфографическим словарем.

2-й уровень

• писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;

• принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;

• составлять короткие тексты по плану, опорным словам по картинке или без нее (40-45 слов);

• составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картинку, собственный опыт (с помощью учителя);

• решать орфографические задачи, опираясь на схему (с помощью учителя);

• пользоваться школьным орфографическим словарем.











Список литературы


  1. Аксенова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных, коррекционных образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004. - 143 с.


  1. Барская Н.М. Методика изучения грамматики и правописания в 5-8 классах вспомогательной школы. - Л., 1980.


  1. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1992.

  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте. Пособие для учителя. - С-Пб.: Союз, 2004.

  3. Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе 5-8 классы. - М.: Просвещение, 1970.


  1. Белякова И.В. Запоминание стихотворных текстов умственно отсталыми школьниками // Роль обучения в развитии психики детей-олигофренов / Под ред. В.Г. Петровой. - М., 1981.


  1. Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

  2. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург: Арго, 1996.


  1. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. - М.: УЧПЕДГИЗ, 1944.


  1. Гнездилов М.Ф. Наглядные и словесные средства обучения в системе практических упражнений по русскому языку во вспомогательной школе // Известия АПН РСФСР. - М., 1985.







© 2010-2022