Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы в системе СПО

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение экономики и управления образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателей курсов

«Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы в рамках внедрения ФГОС»


Тема проекта:


«Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы в системе СПО»

Авторы проекта:

Кузнецова Наталья Васильевна

Лобашова Надежда Евгеньевна

Музалевская Лейсан Замиловна

Шашарина Екатерина Александровна

Шендрикова Лидия Ивановна

Научный руководитель_________

_______________________________

Куратор: Волкова О.В., доцент, к.п.н.

Проект допущен к защите:

«__»____________ 2015 г.

Казань, 2015

Оглавление

Введение.

  1. Актуальность проекта.

  2. Цель и задачи проекта.

  3. Проектное решение.

  4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта.

    1. Срок реализации проекта.

    2. Этапы реализации проекта

  5. Ресурсное обеспечение проекта.

  6. Заключение.

  7. Список использованных документов и источников информации.

  8. Приложения.





Введение

В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже около двадцати пяти лет технология проектной деятельности, более известная в педагогике как метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности.

Метод проектов разработан в 20-е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.

В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В наше время метод проектов стал самым популярным и эффективным в образовании и нацелен на воспитание личности.

Целью проектной деятельности является:

- понимание и применение студентами общих и профессиональных компетенций, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе);

- повышение мотивации обучающихся при выполнении заданий;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между преподавателем истудентами.

Преподаватели русского языка и литературы считают одной из наиболее эффективных форм работы, формирующих личность учащегося, именно метод проектов. В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения этот метод принадлежит к числу наиболее эффективных.

Обучение происходит в режиме сотрудничества всех участников проекта, преподаватель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации, выступая не в роли наставника, а в роли помощника и консультанта.







  1. Актуальность проекта

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности студентов, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в обучении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с профессиональной деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Преподаватели русского языка и литературы в системе СПО испытывают большие трудности в реализации требований ФГОС в связи с отсутствием специализированных учебно-методических комплектов, учитывающих специфику контингента данных учебных заведений и условия осуществления образовательной деятельности.

Проектирование оказывает обучающимся практическую помощь в

осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть

целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладеватькультурой мышления. Чтобы помочь обучающимся в самореализации,педагогам необходимо помогать адаптироваться к постоянно изменяющемусяобществу и технологиям. При проектировании приобретается опытиспользовании знаний для решения так называемых профессиональных задач,когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения.

Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта

творчества, то есть комбинирования и модернизации известных решений длядостижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними

условиями. Проектирование позволяет достигать повышения уровня

коммуникабельности, то есть расширения круга конструктивного и

целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.

Но первая трудность, ожидающая нас, - определение темы проекта, при выборе которой главным требованием является ее актуальность для студентов и предполагаемая значимость результатов исследования.

Это должна быть тема, представленная вовзаимосвязи профессионального обучения с общеобразовательной подготовкой.

Что же может стать содержанием исследования по литературе?

Это может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития определенной тематики в русской литературе, изучение новаторства и традиций в художественном произведении, связь исторических событий с их литературным отображением, эволюция художественного метода мастера слова, поиски в области формы, инсценирование, синквейны, сочинение и прочее.

Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий.

Сложнее обстоит дело с исследованиями по русскому языку. Изменения в языке происходят очень медленно и у обучающихся складывается представление о нем как явлении застывшем, закрепленном в словарях и справочниках. Трудность подобного исследования объясняется также тем, что взятый для анализа материал должен иметь очень большой охват.

Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом текста. Но при сегодняшней загруженности современного студента реальным становится создание одного группового проекта, максимум двух в течение учебного года. Решением данной проблемы, на мой взгляд, является вплетение проектной методики в канву урока, что позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы и в преподавании профессиональных модулей и МДК.

Конечно, подобное решение требует от педагога особо тщательной подготовки при организации проектной деятельности. Тема, которая выносится на проектирование, в данной ситуации должна быть посильной, и ее исследование не должно требовать слишком объемной работы, что связано с краткими сроками выполнения. Но проект от этого не проигрывает, так как первостепенное значение имеет не совершенное студентами открытие «мирового масштаба», самым главным будет овладение ими навыками исследовательской работы, предусматривающей определенную последовательность действий, умение ориентироваться в огромном мире информации, действовать в команде и самостоятельно, вырабатывать собственное мнение, представлять результаты своего труда в будущей профессиональной деятельности. Из основных видов проектов обучения языку и литературе можно взять следующие:

1. Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы".

2. Мини-исследование.

3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное чтение по интересующей студента теме" и подходящий для индивидуальной работы.

Довольно частопреподаватели используют мини-проекты на уроках. Обучающиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинение - миниатюры и др.

Работу над проектом начинаем на занятиях, студенты продолжают ее дома, а презентация осуществляется на уроке. При представлении проекта оцениваются не столько знания, сколько усилия студентов (у каждого своя «планка»). Если слабый обучающийся в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы, значит, цель достигнута.

Преподаватели - словесники также отдают предпочтение внеурочной форме организации проектной деятельности. Примерами проектов по русскому языку и литературе, использующимися во внеурочной работе, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями учебного заведения, города, подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, литературных гостиных, турниров, линеек и т.п.






  1. Цель и задачи проекта

2.1 Цель проекта

Разработка методических рекомендаций по проектно-исследовательской работе на уроках русского языка илитературы в образовательных учреждениях СПО в рамках внедрения ФГОС.

2.2 Задачи проекта:

1.Изучить требования ФГОС к программно-методическому обеспечению современного урока.

2. Изучить и обобщить материалы по теме «Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы».

3. Определить структуру и содержание методических рекомендаций.

4. Разработать методические рекомендации по данной теме для преподавателей СПО.

2.3 Целевая группа проекта: преподаватели русского языка и литературы системы СПО.





  1. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Данные рекомендации могут быть полезны для преподавателей русского языка и литературы в системе СПО при организации проектно-исследовательской деятельности.

На наш взгляд, темы проектных работ должны быть профессионально ориентированы, что позволяет мотивировать студентов в процессе обучения.

Мы предлагаем в качестве вариантов следующие темы проектных работ для студентов разных специальностей и профессий.

Специальность «Искусство фотографии»:

- Виртуальная экскурсия «Литературные места Казани» («Петербург Достоевского» и т.д.)

- Слайд-шоу «История Шаляпинского фестиваля», «Нуриевский фестиваль в Казани», «Казань, лучезарная наша столица…»

- Презентация «История одного памятника»

- Сборник иллюстраций к литературным произведениям.

Специальность «Парикмахерское искусство»:

- Оформление материалов для портфолио «Создание художественного образа на материале русской классической литературы»

- Литературный Альманах «И жизнь, и слезы, и любовь…» (творческие работы студентов)

Профессия «Повар, кондитер»:

- Презентация «В гостях у литературного героя» (меню героев Н.В. Гоголя («Мертвые души»), А.С. Пушкина («Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка»), Л.Н. Толстой («Война и мир») и т.д.

Профессия «Портной»:

- Презентация «Одень литературного героя»

- Эскизы коллекции женской одежды с национальным колоритом по мотивам лирики Г. Тукая.

Профессия «Мастер строительных работ»

- Виртуальная экскурсия «Архитектура Петербурга Гоголя», «Петербург в поэзии серебряного века», «Москва Марины Цветаевой», «Казань литературная», «Старая Казань».







4.Жизненный цикл и этапы реализации проекта

4.1 Сроки реализации проекта _март 2015года_

4.2 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный(с 23 марта по 3 апреля 2015 года)

2.Основной (с сентября 2015 года по декабрь 2015)

3.Заключительный (с января 2016 по май 2016)

5.Ресурсное обеспечение проекта

5.1. Информационно-методические: аудитория, рабочая тетрадь, 25 учебников, энциклопедические словари, раздаточный материал,

5.2. Материально-технические: ноутбук, интерактивная доска, проектор, презентация.





Заключение

Проектная работа позволяет реализовать межпредметные связи в обучении русскому языку и литературе и в преподавании профессиональных модулей и междисциплинарных курсов, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, необходимые для студентов в их будущей профессии.

Проектная работа исключает формальный характер изучения языка и литературы и мотивирует студентов на учебную деятельность, приобретение новых знаний, расширение кругозора, формирование профессиональных и общих компетенций. Участие в проектной деятельности способствуют развитию творческих способностей,инициативы и самостоятельности;позволяет повышать самооценку обучающихся благодаря достижению поставленной целии полученных результатов, помогает обучающимся в самореализации и адаптации к постоянно изменяющемуся обществу и технологиям. Таким образомприобретается опыт использования знаний для решения так называемых некорректных задач,когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения длядостижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешнимиусловиями.




Список использованных документов и источников информации


  1. Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие - 10 изд., перераб. - М.: «Современные технологии в образовании и культуре», 2011.

  2. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. - Ярославль: Академия развития, 2008.
8. Тематические тренинги Intel «Элементы» (курс «Метод проектов», курс «Методы оценивания в классе 21 века», курс «Модель «1 ученик - 1 компьютер»: мотивация учащихся») на сайте edugalaxy.intel.ru

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2012.

  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: Аркти, 2010.

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2003.

  4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: «Сентябрь», 2009. - 204 с.

  5. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2003. № 3. - С. 136-138.

  6. Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной прфильной школе»//Литература в школе.-2014 .№12. с.25-28

  7. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. - с.102-106.

15


© 2010-2022