- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе в 6 классе Н. Заболоцкий
Урок по литературе в 6 классе Н. Заболоцкий
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шин Е.Ф. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «ООШ с. Рогаткино Красноармейского р-н,Саратовской обл.»
Урок по литературе в 6 классе:
«Стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…»
Разработала:
учитель русского языка и литературы
Шин Елена Филиповна
2014
Урок по литературе в 6 классе
Тема: Стихотворение Николая Заболоцкого « Не позволяй душе лениться…»
Цель: расширить представление учащихся о тематическом разнообразии поэзии Заболоцкого; донести до них основную мысль- призыв поэта о необходимости бесконечного самосовершенствования.
Эти цели помогают достичь метод творческого чтения и творческие задания; слово учителя, выразительное чтение, комментирование, беседа.
Эпиграф:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Ход урока
Слово учителя.
В. Брюсов в стихотворении « Труд» писал:
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут,
Золотых, стальных, алмазных,
Нет священней слова: «труд!»
Тема труда- сквозная в русской литературе. Писатели, поэты в разное время и каждый по-своему рассказывали о труде человека. Это не случайно, потому что труд- основа жизни, трудом живет и славится человек
Вспомните, как описывает труд А. Кольцов, поэт XIX века, в стихотворении «Косарь»
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни, в лицо
Ветер с полудня!
Освяти, взволнуй,
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньем, коса,
Засверкай кругом ( 1836)
В. Брюсов пишет о работе в известных стихотворениях:
Здравствуй, тяжкая работа,
Плуг, лопата и кирка!
Освежают капли пота,
Ноет сладостно рука! (1901)
Ему как бы вторит С. Есенин:
Каждый труд благослови, удача!
Рыбаку- чтоб с рыбой невода,
Пахарю - чтоб плуг его и кляча
Доставали хлеба на года.
- Как относятся поэты к труду человека и какое настроение возникает при чтении поэтических строк
(Все стихотворения о физической работе, которая приносит наслаждение, дает ощущения собственной силой, удали, мощи. Поэты поют гимн людям труда, восхищаются ими)
- Теперь послушайте строки, которые написал А. Пушкин после окончания своего романа «Евгений Онегин». О каком труде здесь размышляет поэт?
Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний,
Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?
Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик ненужный;
Плату приявший свою, чуждый работе другой?
Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,
Друга Авроры златой, друга пенатов святых?(1830)
(Пушкин пишет об умственном, поэтическом, творческом труде в который вложил всю душу)
- В лирическом отступлении о театре в романе «Евгений Онегин» он пишет:
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полет?
Терпсихора - муза танца в древнегреческой мифологии, в данном случае - русская танцовщица, скорее всего-Истомина,знаменитая балерина. Труд балерины - тяжелый физический труд . Почему же Пушкин пишет о нем так вдохновленно? Почему он не просто описывает «полет» (прыжок) как физическое усилие, а говорит о нем - «душой исполненный полет»?
(Балерина вкладывает в танец свою душу, выражает в нем свою сущность, она не просто танцует, она творит.)
-Таким образом , мы выяснили, что труд бывает умственный и физический. Но и в том, и другом случае человек должен творчески к нему относиться, вкладывать всю душу в дело, которое выполняет, об этом и размышляет Н. Заболоцкий. Обратите внимание на эпиграф. Как вы понимаете эти строки?
Чтение стихотворения « Не позволяй душе лениться»
Вопросы к учащимся:
- О чем стихотворение?
-Как вы поняли, что такое труд души?
-К чему призывает нас поэт?
( После выяснения первичного воспрития стихотворения учениками проводится вторичное чтение по строфам самими учениками с последующими комментариями.
Толкование слов и выражений, как « толочь воду в ступе» ( выполнять бессмысленную работу), « она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет» ( если душа не будет трудиться, то ты останешься духовно нищим). Обращается внимание на переносный смысл слов 2 этап», «пустырь», «бурелом», «ухаб» ( это те жизненные препятствия, которые должен преодолеть человек на пути духовного развития)
Ученики замечают, что мысль поэта: « Душа обязана трудиться…- проходит от начала до конца стихотворения
Труд души- это неустанная работа человека над собою, стремление к духовному совершенству
Домашнее задание: проанализировать на выбор одно из стихотворений Н. Заболоцкого
Список использованной литературы:
-
Материалы для поступающих в ВУЗы «Русская литература 19-20 веков», Йошкар-Ола,1995
-
«История русской литературы 19 века». Хрестоматия художественных материалов, под ред. Старыгина,1999