Урок литературы в 7 классе А. П. Чехов. Диагноз: Гениальность

Урок литературы в 7 классе. Учитель Савостина О.А., МБОУ «Конёвская СОШ» Плесецкого района»   А.П. Чехов. Диагноз: Гениальность Цель: доказать, что Чехов – гениальный писатель, поэтому время над ним не властно и литература 19 века никогда не устареет. Форма урока – урок – консилиум. Д.з. к уроку: прочитать: 1 группа: «Радость», 2 группа: «Жалобная книга», 3 группа: «Хирургия», 4 группа: «Хамелеон» Оборудование:  расставить парты для 4 групп, магниты, портрет Чехова – доктора, листы с высказыван...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе.

Учитель Савостина О.А., МБОУ «Конёвская СОШ» Плесецкого района»

А.П. Чехов. Диагноз: Гениальность

Цель: доказать, что Чехов - гениальный писатель, поэтому время над ним не властно и литература 19 века никогда не устареет.

Форма урока - урок - консилиум.

Д.з. к уроку: прочитать: 1 группа: «Радость», 2 группа: «Жалобная книга», 3 группа: «Хирургия», 4 группа: «Хамелеон»

Оборудование: расставить парты для 4 групп, магниты, портрет Чехова - доктора, листы с высказываниями для оформления доски, сборник рассказов Чехова, распечатки рассказов с пояснением трудных слов, распечатка рассказа «На подводе» для учителей, титульный лист истории болезни, бланки истории болезни, медицинские атрибуты на партах, «печати» из бумаги-самоклейки.

Ход урока:

- На прошлом уроке мы познакомились с мудрым человеком, добрым врачом, Шиллером Шекспировичем Гёте… Кто это? (писатель 19 века А.П. Чехов, портрет на доску).

- Перед вами на доске расхожая для нашего времени фраза (на доску): «Литература 19 века давно устарела и не имеет ценности для современного человека». Проще всего, конечно, с ней согласиться, как делают многие люди, не любящие читать. Но человек, считающий себя личностью, должен ко всему относиться критично и всегда иметь собственное мнение! Предлагаю поставить свой диагноз Чехову с помощью консилиума - совещания врачей. Согласны? (мед. атрибуты на парты, на доску Писатель Чехов. Диагноз …)

Чехов был хорошим доктором, он пешком ходил за несколько вёрст к больным, платы за работу не брал, до наших дней сохранились образцово заполненные Чеховым истории болезней, которые раньше назывались скорбными листами.

Мы будем работать в 4 группах. Каждая группа заполнит «Скорбный лист» на одного из героев прочитанного рассказа (скорбные листы, тексты рассказов). План таков: имя «больного», симптомы «заболевания», диагноз, рекомендации по «лечению».

Учителям - гостям: текст рассказа «На подводе» (для ознакомления и размышления об учительской судьбе).

Работа в группах.

Озвучивание результатов совещания - консилиума:

«Радость»

  1. Имя «больного»: Митя Кулдаров

  2. Симптомы «заболевания»: радуется и со всеми делится своей радостью - о нём из газеты узнает вся Россия: «…находясь в нетрезвом состоянии, поскользнулся и упал под лошадь… Испуганная лошадь, перешагнув через Кулдарова и протащив через него сани…, помчалась по улице … Кулдаров, вначале находясь в бесчувственном состоянии, был отведён в полицейский участок и освидетельствован врачом. Удар, который он получил по затылку, отнесён к лёгким. О случившемся составлен протокол. Потерпевшему подана медицинская помощь».

  3. Диагноз: тщеславие, недалёкость

  4. Рекомендации по «лечению»: разъяснительная беседа с родителями.

Мити Кулдаровы не переводятся. Доказательство: Вот он - я ! в передачах «Дом - 2», «Поле чудес», «Минута славы» …

«Жалобная книга»

  1. Имя «больного»: пассажиры ж/д станции

  2. Симптомы «заболевания»: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа»;

«Под рожицей написано: «Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я - морда твоя»;

«Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры».

  1. Диагноз: безграмотность, безделие, подлость

  2. Рекомендации по «лечению»: Жалобная книга - это не забор, на котором можно писать всё, что угодно. Нужно образовывать народ, повышать его культуру, у каждого должна быть внутренняя цензура.

Подобное происходит в социальных сетях: ВКонтакте заводим страничку от лица знакомого, пишем от его лица всякие гадости про других людей; выставляем такие картинки, что становится стыдно за некоторых. На самом деле Книга жалоб и предложений выглядит так … (Книга из магазина, принесла на урок мама одной из учениц).

«Хирургия»

  1. Имя «больного»: дьячок Ефим Михеич Вонмигласов и фельдшер Сергей Кузьмич Курятин

  2. Симптомы «заболевания»: «Гликерия Анисимовна … дали на руку ниточку носить да велели тёплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел …»;

«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…»;

«Дьячок берёт со стола свою просфору и, придерживая щёку рукой, уходит…»;

«Придя в себя, дьячок суёт в рот пальцы и на месте больного зуба находит два торчащих выступа. … Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!»

  1. Диагноз: предрассудки, жадность, непрофессионализм

  2. Рекомендации по «лечению»: лечиться у хороших врачей, но качество подготовки специалистов отставляет желать лучшего и в наше время (иллюстрации: врачебные ошибки, обрушение зданий - торговый центр в Риге, ноябрь 2013: некачественно выполненная сборка металлоконструкций, к обрушению могло привести большое количество стройматериалов, находившихся на крыше, погибло более 50 человек).

«Хамелеон»

  1. Имя «больного»: полицейский надзиратель Очумелов

  2. Симптомы «заболевания»: «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов … с узелком в руке»;

«Собака - нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!.. Она бродячая. Нечего тут долго разговаривать… Истребить, вот и всё».

  1. Диагноз: взяточничество, чинопочитание, угодничество, приспособленчество

  2. Рекомендации по «лечению»: увольнять таких чиновников, хотя мало что изменилось в наше время.

У педагогов - «На подводе» - мало что поменялось в учительской судьбе

Итак, Чехов устарел? Не имеет пользы для современного человека? Нет! Доктор Чехов и теперь лечит своими рассказами, юмором. Он не призывал к революционным переворотам. Он стремился к самосовершенствованию: в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли, и душа. Он вне времени, его диагноз - гениальность! (распечатка)

Рефлексия: если писателя Чехова вы нашли что-то близкое для себя, поставьте на скорбный лист свою печать с ключевым словом для себя (кружки и треугольники из бумаги - самоклейки).

Папка материалов урока

К уроку

Урок литературы в 7 классе А.П. Чехов. Диагноз: Гениальность.

Урок литературы в 7 классе А.П. Чехов. Диагноз: Гениальность.



Урок литературы в 7 классе А.П. Чехов. Диагноз: Гениальность.





Урок литературы в 7 классе А.П. Чехов. Диагноз: Гениальность.







Урок литературы в 7 классе А.П. Чехов. Диагноз: Гениальность.



Урок литературы в 7 классе А.П. Чехов. Диагноз: Гениальность.Урок литературы в 7 классе А.П. Чехов. Диагноз: Гениальность.

© 2010-2022