Устная речь школьников как условие развития их творческих способностей

Устная речь школьников как условие развития их творческих способностей. Современная школа живет в эпоху глобальных перемен, происходящих в обществе, в частности, исходя из национального проекта реформы образования «Новая школа», в школах применяется модель компетентностного подхода как альтернатива предметно - знаниевой модели обучения и воспитания. Система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности названы современными ключевыми компетенциями. От выпускника школы в современных условиях требуется быть мобильным, уметь использовать знания и добывать их – это становится приоритетной сферой деятельности человека, именно этому мы, учителя, должны научить выпускников. «Задача школы – дать ребенку возможности сделать ребенку свои самостоятельные выводы на уроке, принять самостоятельные решения» [3, с.28]. Необходимо раскрыть на уроке творческий потенциал человека. И урок можно оценивать только с точки зрения деятельности ребенка на уроке. Иной становится роль педагога: необходимо создать условия для реализации творческого потенциала ребенка. Поэтому в своей практической деятельности я стараюсь, в первую очередь, развить хотя бы некоторые компетенции, привить школьникам умение в устной или письменной форме передавать свои мысли, ведь только создание собственного текст можно считать речевой деятельностью, которая необходима для развития творческих способностей школьников.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Г.В. Арбузова

МБОУ СОШ № 85, г. Екатеринбург

Устная речь школьников как условие развития их творческих способностей.

Современная школа живет в эпоху глобальных перемен, происходящих в обществе, в частности, исходя из национального проекта реформы образования «Новая школа», в школах применяется модель компетентностного подхода как альтернатива предметно - знаниевой модели обучения и воспитания.

Система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности названы современными ключевыми компетенциями.

От выпускника школы в современных условиях требуется быть мобильным, уметь использовать знания и добывать их - это становится приоритетной сферой деятельности человека, именно этому мы, учителя, должны научить выпускников.

«Задача школы - дать ребенку возможности сделать ребенку свои самостоятельные выводы на уроке, принять самостоятельные решения» [3, с.28]. Необходимо раскрыть на уроке творческий потенциал человека. И урок можно оценивать только с точки зрения деятельности ребенка на уроке. Иной становится роль педагога: необходимо создать условия для реализации творческого потенциала ребенка.

Поэтому в своей практической деятельности я стараюсь, в первую очередь, развить хотя бы некоторые компетенции, привить школьникам умение в устной или письменной форме передавать свои мысли, ведь только создание собственного текст можно считать речевой деятельностью, которая необходима для развития творческих способностей школьников.

Только создавая свой монологический ответ на каждом уроке ученик применяет и усваивает правила орфографии и пунктуации. И необходимо создать условия, при которых ученикам захочется создавать свои тексты, развивая творческие способности.

Как ни странно, но даже одарённым детям тоже бывает трудно сформулировать свои мысли и передать их в устной и письменной речи. Дети «теряют мысль», нарушают логику построения текста, с большим трудом используют художественные выразительные средства в своей речи.

Из личного опыта могу привести задание, которое я даю ученикам, начиная с пятого класса. А задание такое: нарисовать герб определенной части речи, например, герб существительного. И дети придумывают форму герба, причем в сам рисунок включают все свои знания о той или иной части речи; свои рисунки ученики устно защищают и в результате такой работы на уроке каждый ученик имеет возможность выступить, создав свой аргументированный монологический ответ на заданную лингвистическую тему, развивая коммуникативную и информационную компетентности, что также необходимо формирования личности детей и развития их творческих способностей.

Известно, что знание правил орфографий стало самоцелью. И на уроках мало уделяется внимания именно устным ответам, когда ученик проявляет своё умение рассуждать, объяснять примененные правила. Отсутствует на уроках монологический ответ, и нам, учителям, необходимо привить школьника умение в устной или письменной форме передавать свои мысли, выстраивать логику рассуждения. Это тоже одна из форм развития творческих способностей школьников, когда формируется социально-коммуникативная компетенция.

Такое задание «герб» развивает у школьников умение доказывать, выделять главное, обобщать, классифицировать.

Известно, что рисунок - это эффективное средство обучения. И, давая школьникам задание по созданию гербов частей речи, я стремлюсь помочь ученикам сознательно усвоить материал. Рисунки, выполняемые детьми, помогают выявить то, как ребенок осмыслил все морфологические признаки той или иной части речи. Такие задания активизируют познавательную деятельность учащихся, повышают интерес к предмету, развивают творческую активность школьников.

Одарённые дети также с большим интересом включаются в такую работу, т.к. есть поле деятельности, где они могут применить свои знания, показать своё творчество, раскрыть в полной мере свои таланты.

Эти же цели я преследую, когда предлагаю школьникам сочинить грамматическую сказку на лингвистическую тему. В таких заданиях дети активно обращаются к своей фантазии, к языку, к фольклорному материалу, активно используют теоретические языковые факты, свои словарный запас, выразительные художественные средства. Такая работа способствует формированию у детей интереса к самому процессу учения. Сказки, придуманные детьми, создают для каждого ученика ситуацию успеха. Опираясь на имеющиеся знания, дети придумывают такие сказки как «О жизни таких разных по характеру действительных и страдательных причастий»(7 кл.), «О борьбе одушевленных и неодушевленных существительных в царстве Морфа»(5 кл.), - в таких работах ученики показывают свои «открытия» той или иной темы, свое восприятие материала. Такие письменные высказывания школьников, когда создаются творческие тексты, в которых обобщаются знания ребенка, способствуют раскрытию творческих способностей школьников, овладению ими полноценной человеческой речью. И такие, казалось бы, несложные задания, дают ученику импульс к саморазвитию, самоанализу, а это и есть личностно - ориентированный подход в образовании, что способствует социализации личности, так и развитию творческих возможностей одарённых детей.














Библиографический список

1. Белкин А. С. Ситуация успеха - путь к сотрудничеству: кн. для учителей / А. С. Белкин. Екатеринбург, 2005.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Астрель, 2009

3. Гилев К.К. Развитие познавательных интересов учащихся на уроках русского языка / К.К. Гилев // Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения // УрГПУ; под ред. Д. К. Гилева. Екатеринбург, 2004

4. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения: учеб. пособие для вузов / Е. В. Коротаева; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2004

3

© 2010-2022