- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему: Употребление предлогов с разными падежами 7 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: Употребление предлогов с разными падежами 7 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Буравкина М.Б. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка 7 класс
Тема урока: «Употребление предлогов с разными падежами».
Задачи:
-
Предупредить возможные ошибки в употреблении предлогов;
-
Развивать правильность речи и логическое мышление;
-
Научить различать предлоги в словах сходных по звучанию;
-
Развивать патриотизм к родному языку.
Структура урока:
-
Организационный момент;
-
Вводное слово;
-
Изучение нового материала;
-
Закрепление изученного;
-
Итоги и выводы;
-
Домашнее задание.
Урок составлен по программе Львова С.И., Львов В.В. русский язык 7 класс.
Урок составил учитель русского языка и литературы: Буравкина М.Б.
Ход урока
Содержание урока.
Орг. момент:
У: Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке, мы продолжим изучение такой части речи, как предлог. Узнаем о правильном употреблении предлогов в тексте.
Вступительное слово:
Запись на доске.
У: Прежде чем начать изучение новой темы, вспомним немного о предлогах.
- Скажите, сто такое предлог, как часть речи?
(ответы учеников).
- Какова роль предлогов в предложении?
(Они служат для связи слов в словосочетании).
- Что такое предложные и беспредложные словосочетания?
(ответы учеников)
- Является ли предлог членом предложения, имеет ли лексическое значение?
(ответы учеников).
У: Хорошо, обратите внимание на доску.
Предлог - (от греч. protesis) - предложение.
Предлог - это служебное слово, уточняющее грамматическое значение падежных форм.
У: Предлоги употребляются только с косвенными падежами, предложный падеж вообще не употребляется без предлогов.
По происхождению предлог - это «калька» с греческого и буквально означает «перед словом». Всего начитывают более 200 предлогов. Они занимают 4-е место по частотности употребления.
Например: предлогу на приходится «нести» 33 значения и 33 оттенка, предлогу с 31 значение и 16 оттенков, а молодой предлог вдоль, имеет одно значение. Вот почему предлоги на и с «сгибаются под тяжестью значений», а предлог вдоль «идёт себе налегке». Не обременены значением и предлоги: вследствие, в отношении, в целях, по линии и др.
Изучение нового материала.
Запись на доске.
Схема показана на экране.
Запись на доске.
Запись на доске.
Запись на доске.
Работа с карточками.
У: А сейчас, я зачитаю вам стихотворение, из которого нужно будет выписать предлоги.
Откуда начинается Россия?
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
к труду,
к терпенью,
к правде,
к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней -
Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!
1962 год
Автор: Боков В.Ф.
У: Какие же предлоги вы выписали?
(С, о, над, к, в).
- Верно, теперь, давайте сделаем синтаксический разбор предложения.
к
к
к
с
сущ. глагол Р.п., дополнение сущ. сущ.
Россия начинается пристрастья труду, терпенью,
к
сущ. сущ.
правде, доброте.
У: Определите падежи у тех частей речи, с которыми употреблены предлоги.
У: А сейчас откроем учебники на странице 81. Обратите внимание на таблицу «Употребление предлогов с разными падежами».
- Как вы заметили, с именительным падежом предлоги не употребляются.
С родительным падежом употребляются такие предлоги, как: без, для, до, из-за, из-под, от, против, среди.
- Например: за брата, против течения, среди своих, из-под кровати.
Такие предлоги как к и по употребляются с дательным падежом.
- Например: к дому, по дороге.
С винительным падежом - в, за, на, о, под, про, сквозь, через.
- Например: сквозь землю, в покушении, на дерево.
С творительным падежом - за, между, над, перед, под, с.
- Например: между строк, перед уроком, под водой.
С предложным падежом - в, на, о, по, при.
- Например: поговорить о маме, на Москву, при свидетеле.
У: Назовите предлоги, употребляющиеся с разными падежами.
(предлоги, употребляющиеся с разными падежами: в, с, на).
У: Скажите, в чем же особенность употребления одинаковых предлогов с разными падежами?
Таблица 1.
РОДИТЕЛЬНЫЙ
ДАТЕЛЬНЫЙ
ВИНИТЕЛЬНЫЙ
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ
ПРЕДЛОЖНЫЙ
без (безо), для, из (изо), до, из-за, из-под, с (со), от (ото), у
к, по
в (во), за, на, о (об, обо), по, под, с, сквозь, через
за, между, над (надо),
перед (передо),
под (подо), с (со)
в (во), на, о (об, обо), по, при
без руля
для пользы (дела)
из села
до весны
из-за тебя
из-под стола
с крыши
от перекрестка
у школы
к зиме
к уроку
к доске
по дороге
по земле
по городу
в комнату
за помощь
на крышу
о дерево
по пояс
под звуки
с горошину
с яблоко
сквозь землю
через забор
за рекой
между столами
над головой
перед другом
под деревом
с товарищем
в отпуске
на диване
по приезде (домой)
при школе
о друге
(Это говорит о том, что предлоги бываю однозначными и многозначными).
У: Вспомните шутку:
Шли два студента. Один в пальто, другой в университет.
- Шутка основана на том, что предлоги, так же как и самостоятельные части речи, могут выражать множество значений.
Престранное дело! На наших глазах
Часы на соборе, солдат на часах.
Но если бы сел на солдата собор
Я думаю, все - таки вышел бы вздор.
Т. Вейнберг.
- Это шуточное стихотворение основано на том, что предлог, на, имеет 20 значений, в стихотворении он выступает в значениях:
-
Указание на характер действия: солдат на часах;
-
Места пространства: часы на соборе;
-
Обозначение сферы применения какого-то признака: на глазах.
У: Хорошо, а теперь выполним упражнение 658.
У: В чем отличие приставок от предлогов?
(Приставка - это морфема, которая входит в состав слова, а предлоги - синонимичны по смыслу этим приставкам).
У: Хорошо, но есть предлоги - «синонимы» и предлоги - «антонимы».
С=ИЗ; В=НА
(ехать в поезде = ехать на поезде); предлогу в антонимичен предлог из; предлогу на - с.
- Это поможет решить следующую задачу:
Воду брали из колодца.
Пришел из школы.
У: А теперь вы получите задания на карточках и выполняете их самостоятельно. (Приложение 1).
- Выполним упражнение 660, по заданию.
Закрепление изученного.
У: Молодцы, а сейчас мы разгадаем с вами кроссворд.
Подчиненные слова, заключенные в скобки, нужно поставить в правильном падеже с необходимым предлогом, впишите предлоги в клетки и прочтёте в выделенной вертикальной строке название вида связи в словосочетаниях.
-
Лечиться (врач) у врача.
-
Тетрадь (математика) по математике.
-
Сказать (свидетели) при свидетеле.
-
Смеяться (лодырь) над лодырем.
-
Играть (хоккей) в хоккей.
-
Вредный (здоровье) для здоровья.
-
Сдаться (бой) без боя.
-
Выступить (собрание) на собрании.
-
Отрывок (рассказ) из рассказа.
-
Автобус (кондуктор) без кондуктора.
У: Управление - это когда зависимое слово ставится в определенной падежной форме по требованию господствующего слова - глагола.
У: Молодцы, теперь давайте подведем итог нашего урока.
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Какие предлоги, и с какими падежами употребляются?
- Что вам больше всего запомнилось?
Домашнее здание.
У: Хорошо, а сейчас откройте дневники и запищите домашнее задание.
Упр. 661. Вам нужно будет придумать с каждым словом по 2 предложения, так, чтобы был употреблен предлог с существительным, а в другом, наречие с приставкой.
Приложение 1.
Карточка 1.
Задание: Записать словосочетания, дополняя их предлогом их данной пары:
НА - С(СО); В - ИЗ. Определить, какие значения имеют словосочетания в парах:
Направиться на работу - уйти…
Выехать в город - приехать…
Поступили на завод - уволился…
Спешить в театр - вернуться…
Карточка 2.
Задание: Дополнить фразеологические обороты, обозначить падеж вставленных слов.
Вертеться, как белка в …
После дождичка в …
Душа ушла в …
Толочь воду в …
Не ударить лицом в …