Конспект урока по русскому языку на тему: Употребление предлогов с разными падежами 7 класс

Задачи: §  Предупредить возможные ошибки в употреблении предлогов; §  Развивать правильность речи и логическое мышление; §  Научить различать предлоги в словах сходных по звучанию; §  Развивать патриотизм к родному языку. Структура урока: 1.     Организационный момент; 2.     Вводное слово; 3.     Изучение нового материала; 4.     Закрепление изученного; 5.     Итоги и выводы; 6.     Домашнее задание. Урок составлен по программе Львова С.И., Львов В.В. русский язык 7 класс.   Урок составил учите...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классКонспект урока по русскому языку на тему:Употребление предлогов с разными падежами 7 классУрок русского языка 7 класс

Тема урока: «Употребление предлогов с разными падежами».

Задачи:

  • Предупредить возможные ошибки в употреблении предлогов;

  • Развивать правильность речи и логическое мышление;

  • Научить различать предлоги в словах сходных по звучанию;

  • Развивать патриотизм к родному языку.

Структура урока:

  1. Организационный момент;

  2. Вводное слово;

  3. Изучение нового материала;

  4. Закрепление изученного;

  5. Итоги и выводы;

  6. Домашнее задание.

Урок составлен по программе Львова С.И., Львов В.В. русский язык 7 класс.

Урок составил учитель русского языка и литературы: Буравкина М.Б.











Ход урока

Содержание урока.

Орг. момент:

У: Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке, мы продолжим изучение такой части речи, как предлог. Узнаем о правильном употреблении предлогов в тексте.

Вступительное слово:





Запись на доске.

У: Прежде чем начать изучение новой темы, вспомним немного о предлогах.

- Скажите, сто такое предлог, как часть речи?

(ответы учеников).

- Какова роль предлогов в предложении?

(Они служат для связи слов в словосочетании).

- Что такое предложные и беспредложные словосочетания?

(ответы учеников)

- Является ли предлог членом предложения, имеет ли лексическое значение?

(ответы учеников).

У: Хорошо, обратите внимание на доску.

Предлог - (от греч. protesis) - предложение.

Предлог - это служебное слово, уточняющее грамматическое значение падежных форм.

У: Предлоги употребляются только с косвенными падежами, предложный падеж вообще не употребляется без предлогов.

По происхождению предлог - это «калька» с греческого и буквально означает «перед словом». Всего начитывают более 200 предлогов. Они занимают 4-е место по частотности употребления.

Например: предлогу на приходится «нести» 33 значения и 33 оттенка, предлогу с 31 значение и 16 оттенков, а молодой предлог вдоль, имеет одно значение. Вот почему предлоги на и с «сгибаются под тяжестью значений», а предлог вдоль «идёт себе налегке». Не обременены значением и предлоги: вследствие, в отношении, в целях, по линии и др.

Изучение нового материала.













Запись на доске.













Схема показана на экране.









Запись на доске.







Запись на доске.

Запись на доске.

Работа с карточками.

У: А сейчас, я зачитаю вам стихотворение, из которого нужно будет выписать предлоги.

Откуда начинается Россия?

Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
к труду,
к терпенью,
к правде,
к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней -
Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!

1962 год

Автор: Боков В.Ф.

У: Какие же предлоги вы выписали?

(С, о, над, к, в).

- Верно, теперь, давайте сделаем синтаксический разбор предложения.

к

к

к

с

сущ. глагол Р.п., дополнение сущ. сущ.

Россия начинается пристрастья труду, терпенью,

к

сущ. сущ.

правде, доброте.

У: Определите падежи у тех частей речи, с которыми употреблены предлоги.

У: А сейчас откроем учебники на странице 81. Обратите внимание на таблицу «Употребление предлогов с разными падежами».

- Как вы заметили, с именительным падежом предлоги не употребляются.

С родительным падежом употребляются такие предлоги, как: без, для, до, из-за, из-под, от, против, среди.

- Например: за брата, против течения, среди своих, из-под кровати.

Такие предлоги как к и по употребляются с дательным падежом.

- Например: к дому, по дороге.

С винительным падежом - в, за, на, о, под, про, сквозь, через.

- Например: сквозь землю, в покушении, на дерево.

С творительным падежом - за, между, над, перед, под, с.

- Например: между строк, перед уроком, под водой.

С предложным падежом - в, на, о, по, при.

- Например: поговорить о маме, на Москву, при свидетеле.

У: Назовите предлоги, употребляющиеся с разными падежами.

(предлоги, употребляющиеся с разными падежами: в, с, на).

У: Скажите, в чем же особенность употребления одинаковых предлогов с разными падежами?

Таблица 1.

РОДИТЕЛЬНЫЙ

ДАТЕЛЬНЫЙ

ВИНИТЕЛЬНЫЙ

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ

ПРЕДЛОЖНЫЙ

без (безо), для, из (изо), до, из-за, из-под, с (со), от (ото), у

к, по

в (во), за, на, о (об, обо), по, под, с, сквозь, через

за, между, над (надо),
перед (передо),
под (подо), с (со)

в (во), на, о (об, обо), по, при

без руля
для пользы (дела)
из села
до весны
из-за тебя
из-под стола
с крыши
от перекрестка
у школы

к зиме
к уроку
к доске
по дороге
по земле
по городу

в комнату
за помощь
на крышу
о дерево
по пояс
под звуки
с горошину
с яблоко
сквозь землю
через забор

за рекой
между столами
над головой
перед другом
под деревом
с товарищем

в отпуске
на диване
по приезде (домой)
при школе
о друге

(Это говорит о том, что предлоги бываю однозначными и многозначными).

У: Вспомните шутку:

Шли два студента. Один в пальто, другой в университет.

- Шутка основана на том, что предлоги, так же как и самостоятельные части речи, могут выражать множество значений.

Престранное дело! На наших глазах

Часы на соборе, солдат на часах.

Но если бы сел на солдата собор

Я думаю, все - таки вышел бы вздор.

Т. Вейнберг.

- Это шуточное стихотворение основано на том, что предлог, на, имеет 20 значений, в стихотворении он выступает в значениях:

  1. Указание на характер действия: солдат на часах;

  2. Места пространства: часы на соборе;

  3. Обозначение сферы применения какого-то признака: на глазах.

У: Хорошо, а теперь выполним упражнение 658.

У: В чем отличие приставок от предлогов?

(Приставка - это морфема, которая входит в состав слова, а предлоги - синонимичны по смыслу этим приставкам).

У: Хорошо, но есть предлоги - «синонимы» и предлоги - «антонимы».

С=ИЗ; В=НА

(ехать в поезде = ехать на поезде); предлогу в антонимичен предлог из; предлогу на - с.

- Это поможет решить следующую задачу:

Воду брали из колодца.

Пришел из школы.

У: А теперь вы получите задания на карточках и выполняете их самостоятельно. (Приложение 1).

- Выполним упражнение 660, по заданию.

Закрепление изученного.

У: Молодцы, а сейчас мы разгадаем с вами кроссворд.

Подчиненные слова, заключенные в скобки, нужно поставить в правильном падеже с необходимым предлогом, впишите предлоги в клетки и прочтёте в выделенной вертикальной строке название вида связи в словосочетаниях.

  1. Лечиться (врач) у врача.

  2. Тетрадь (математика) по математике.

  3. Сказать (свидетели) при свидетеле.

  4. Смеяться (лодырь) над лодырем.

  5. Играть (хоккей) в хоккей.

  6. Вредный (здоровье) для здоровья.

  7. Сдаться (бой) без боя.

  8. Выступить (собрание) на собрании.

  9. Отрывок (рассказ) из рассказа.

  10. Автобус (кондуктор) без кондуктора.











У: Управление - это когда зависимое слово ставится в определенной падежной форме по требованию господствующего слова - глагола.

У: Молодцы, теперь давайте подведем итог нашего урока.

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Какие предлоги, и с какими падежами употребляются?

- Что вам больше всего запомнилось?

Домашнее здание.

У: Хорошо, а сейчас откройте дневники и запищите домашнее задание.

Упр. 661. Вам нужно будет придумать с каждым словом по 2 предложения, так, чтобы был употреблен предлог с существительным, а в другом, наречие с приставкой.







Приложение 1.

Карточка 1.

Задание: Записать словосочетания, дополняя их предлогом их данной пары:

НА - С(СО); В - ИЗ. Определить, какие значения имеют словосочетания в парах:

Направиться на работу - уйти…

Выехать в город - приехать…

Поступили на завод - уволился…

Спешить в театр - вернуться…



Карточка 2.


Задание: Дополнить фразеологические обороты, обозначить падеж вставленных слов.

Вертеться, как белка в …

После дождичка в …

Душа ушла в …

Толочь воду в …

Не ударить лицом в …

© 2010-2022