- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Текст как единица обучения речи
Текст как единица обучения речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Оспанова Н.Б. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок в 9 классе по теме «Текст»
Цели урока:
-
Учить быть ответственным за свои поступки, уметь рассуждать, делать выводы;
-
Помочь учащимся понять самих себя, развивать связную речь учащихся;
-
Обогащать их словарный запас;
-
Воспитывать навыки работы в группе.
Оборудование: текст, слайды
Тип урока: комплексный анализ текста
Технология: диалоговая, групповая работа
Ход урока
-
Организационный момент
Целевая установка. Психологический настрой.
-
Слово учителя
Какие обычаи есть у казахов? Для чего нужно знать свой род до седьмого колена?
-
Знакомство с текстом
Судьба человека изначально закладывается отчей землёй, на которой он родился и вырос. Важно при этом суметь пропустить через душу то, что взял у неё, подобно пчеле, собирающей мёд, влить в своё сердце.
Помню, в детстве, во время больших сборищ, аксакалы, наблюдая за играющими ребятишками, принимались подзадоривать их:
-А ну-ка, кто из вас без запинки назовёт своих предков до седьмого колена
Детвора вмиг стихала, и каждый по очереди усердно перечислял имена своих предков. И Боже упаси, было пропустить имя хоть одного из них. Позднее я понял, что в этой стариковской уловке крылся глубинный смысл. Так сызмальства в наше сознание закладывали понятия о собственном происхождении, о связи поколений, учили различать свою ближнюю и дальнюю родню. Ещё ребёнком я знал назубок: «Я из рода Шекер. Мой отец - Торекул Айтмат, отец Айтмата - Кимбильди, отец Кимбильди - Кончужок…» Мой дед Айтмат был мастер на все руки: и плотник, и кузнец, и, что очень важно, прекрасный портной, к тому же неплохой кобызист и певец.
Аул, подобно некоему организму, живёт по своим извечным канонам. Наиболее значимым из них, в основе которого лежит уважение к старшим, является знание своих предков до седьмого колена. Но суть ещё в том, что каждый должен поставить себя в будущем ряду этих семи отцов - каково ему будет во мнении потомков? Допустим, внук конокрада! Наверное, не очень завидно…
Мы росли, впитывая от старших эту простую и строгую философию.
(По Чингизу Айтматову)
-
Вопросы и задания к тексту
-
Выразительно прочитайте текст, докажите, что это текст. Определите его тему и главную мысль.
-
Озаглавьте текст.
-
Подберите эпиграф к тексту. На выбор цитаты.
А) Большое дерево, оберегая нас своей тенью, само сгорает на солнце.
Б) Любовь к родителям - основа всех добродетелей. (Цицерон)
В) Бессердечие рождает равнодушие, равнодушие рождает себялюбие, себялюбие же - источник жестокости. (В.Сухомлинский)
-
Разделить текст на смысловые части.
-
Выделить ключевые слова текста.
-
Составить сложный план текста.
-
Определить стиль текста.
-
Объяснить значения слов: отчая земля, пропустить через душу, жить по своим канонам.
-
Найдите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и сделайте синтаксический разбор.
-
Творческая работа. Группы составляют проект по теме. Доказывают.
-
Рефлексия. Что запомнилось на уроке?
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание : написать сочинение «Молодёжь - будущее Казахстана»
-
Формы организации учебной деятельности учащихся
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты её.
Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
Главными признаками групповой формы организации учебной работы учащихся являются:
-
Класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
-
Каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы;
-
Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
Структура учебного процесса
Вид общения
Организационная форма общения
Способ обучения
1.Общение через письменную речь.
2.Общение в паре.
3.Групповое общение
1.Индивидуальная
2.Парная (один учит другого)
3.Групповая (один учит многих)
4.Коллективная (каждый учит каждого)
Коллективный способ обучения включает все четыре формы
В каждом классе есть тетрадь для дополнительных работ, где составляется опорный конспект, учебный материал дозирован в виде правил, схем. На каждом уроке провожу экспресс- опрос ( в течение 1-3 минут). Для индивидуальной работы использую цветные карточки. Розовые карточки для тех, кто учится на 5; синие - на 4, жёлтые - на 3. Два ученика получают одинаковые задания: один пишет на доске, а другой - за партой. Второй ученик следит за первым, исправляет, дополняет.
Задание 1-го уровня (розовые карточки)
-
Сделайте синтаксический разбор предложения.
Я наклонился чтобы к ней присмотреться но она сразу исчезла.
-
Морфологический разбор слова исчезла.
-
Монолог на тему «Если бы я был …»
Задание 2-го уровня (синие карточки)
-
Расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного.
Все мысли которые имеют большие последствия всегда просты.
-
Однозначные и многозначные слова.
-
Фонетический разбор слова все.
Задание 3-го уровня
-
Составьте сложное предложение из данных слов. Какое предложение получилось?
Крепко, человек, а, корнями, дерево, друзьями.
Объясните значение пословицы
-
Подберите синоним к слову крепко.
Задание.
Ответьте на вопросы сложносочинёнными предложениями.
А) Что можно услышать на вокзале?
Б) Что можно увидеть в степи ранней весной?
В) Что происходит в школе во время перемены?
Г) Что происходит в городе во время праздника?
Д) Какие у вас планы на будущее?
Учащиеся отвечают на вопрос по выбору.
Задание
-
Прочитайте текст.
Город Пушкин
В октябре открылся лицей, и Пушкин переехал в Царское Село. Здесь он нашёл верных друзей, здесь зародились те благородные вольнолюбивые идеалы, которым он остался верен до конца жизни. Царское Село вошло в его поэзию, друзья его тоже свято хранили воспоминания лицейских лет.
За годы пребывания в лицее Пушкин написал около ста двадцати стихотворений, однако не все они тогда были опубликованы.
Как ни изменился за долгие годы старый городок, но и до наших дней сохранились в нём немало от незабываемых пушкинских лицейских лет.
Вот почему в 1937 году город был назван именем поэта, а в 1949 году в лицее был открыт мемориальный музей.
Проанализируйте текст, выполните задания.
Задания 1-уровня
-
Завершите предложения.
Сложносочинённые предложения состоят из …
Простые предложения в них связаны друг с другом …
На письме они отделяются …
-
Вставьте пропущенные буквы и запятые.
Царское Сел… навсегда вошло в его поэзи… друз…я его тоже свято хранил… воспоминания лицейск… лет
Вот почему в тысяча девят…сот тридцат… сед…мом году горо… был назван именем поэт… а в тысяча девят…сот с…рок дев…том году в лице… был открыт мем…риальный музей.
-
Перескажите текст. Озаглавьте его.
-
Подчеркните в тексте ССП.
Задания 2-уровня
-
Подчеркните грамматические основы в предложениях.
В октябре открылся лицей, и Пушкин переехал в Царское Село. За годы пребывания в лицее Пушкин написал около ста двадцати стихотворений, однако не все они тогда были опубликованы.
-
Составьте схемы этих предложений.
-
Определите ССП и СПП. Аргументируйте свой ответ.
В октябре открылся лицей, и Пушкин переехал в Царское Село. Здесь он нашёл верных друзей, здесь зародились те благородные вольнолюбивые идеалы, которым он остался верен до конца жизни.
-
Допишите ССП и определите, к какой группе их можно отнести.
Как ни изменился за долгие годы старый городок, но …
В октябре открылся лицей, и … переехал в Царское Село.
-
Подберите синонимы к словам вольнолюбивые, опубликованы, верные.
Задания 3-уровня
-
Определите к какому типу относится данный текст: описание, повествование, рассуждение.
-
Определите элементы повествования. Ответьте на вопросы:
Есть ли вступление? Заключение? Есть ли в тексте элементы описания места, времени, действующего лица? Что говорится о творчестве А.С.Пушкина в Царском Селе?
-
Ответьте на вопросы, используя по возможности сложные предложения.
1.Когда вы впервые познакомились с А.С.Пушкиным?
2.Что вас поразило в его облике, жизни, произведениях?
3.Как вы относитесь к его стихам?
4. Какие строки из его стихов вам особенно нравятся?
Задания 4-уровня
Задания этого уровня выполняются дома ( на выбор)
-
Напишите мини-сочинение на тему «Пушкин в моей жизни».
-
Напишите реферат о поэтах Казахстана ( на выбор)
-
Составьте кроссворд на тему «Сказки Пушкина» или «Стихотворения Пушкина» (на выбор)
Задание. Перескажите текст, заменяя, где это возможно простые предложения сложными.
Счастье - это цель. К нему стремится каждый человек. Счастье является неким совершенством, наивысшим благом.
Счастливым может стать человек, совершающий прекрасные поступки на протяжении всей своей жизни. Прекрасными должны быть и чувства. Счастье достигается благодаря здравомыслию. Здравомыслящий человек умеет дать правильную оценку всему и всегда.
Действия и чувства как движения души называются нравом. У человека может быть хороший нрав или плохой.
Хороший нрав и сила ума являются человеческими достоинствами. Постоянство этих достоинств, превращающихся в неизменённые свойства человека, способствует достижению счастья.
( По Аль-Фараби)
Словарь:
достоинство - абырой
достойный - кад!рл!
Задание.
-
Прочитайте заключительную часть рассказа М.Шолохова «Судьба человека». Какую мысль подчёркивает здесь автор?
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди? И хотелось думать, что этот русский человек, человек несгибаемой силы, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина.
С тяжёлой грустью смотрел я им вслед… Может быть, всё и обошлось бы благополучно при нашем расставанье, но Ванюшка, отойди несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза.
-
Выпишите предложения, в которых подлежащие выражены сочетанием числительного с существительным.
-
Определите род имён существительных: путь, грусть
-
Составьте и запишите предложения, включив в их состав наречие вовремя и сочетание предлога с именем существительным во время.
-
От существительных человек, ребёнок образуйте форму множественного числа именительного падежа. Придумайте с этими словами два предложения.
-
Как образовано прилагательное когтистый.
Работа по карточкам
Задание 1-уровня
Спишите, раскрывая скобки. Расставьте запятые. Какое это предложение?
Мы миновали (не)сколько старинных (в)росших (в)землю зданий и аллея пошла (под)уклон.
Задание 2-уровня
Сделайте синтаксический разбор предложения.
Машина остановилась и приехавшие с изумлением заметили сдержанную скупость природы ветер и тишину.
Задание 3-уровня
Составьте предложение из данных слов. Какое это предложение?
Орлы, края, то, могучие, спят, то, в, дозоре