Текст как единица обучения речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 9 классе по теме «Текст»

Цели урока:

  • Учить быть ответственным за свои поступки, уметь рассуждать, делать выводы;

  • Помочь учащимся понять самих себя, развивать связную речь учащихся;

  • Обогащать их словарный запас;

  • Воспитывать навыки работы в группе.

Оборудование: текст, слайды

Тип урока: комплексный анализ текста

Технология: диалоговая, групповая работа

Ход урока

  1. Организационный момент

Целевая установка. Психологический настрой.

  1. Слово учителя

Какие обычаи есть у казахов? Для чего нужно знать свой род до седьмого колена?

  1. Знакомство с текстом

Судьба человека изначально закладывается отчей землёй, на которой он родился и вырос. Важно при этом суметь пропустить через душу то, что взял у неё, подобно пчеле, собирающей мёд, влить в своё сердце.

Помню, в детстве, во время больших сборищ, аксакалы, наблюдая за играющими ребятишками, принимались подзадоривать их:

-А ну-ка, кто из вас без запинки назовёт своих предков до седьмого колена

Детвора вмиг стихала, и каждый по очереди усердно перечислял имена своих предков. И Боже упаси, было пропустить имя хоть одного из них. Позднее я понял, что в этой стариковской уловке крылся глубинный смысл. Так сызмальства в наше сознание закладывали понятия о собственном происхождении, о связи поколений, учили различать свою ближнюю и дальнюю родню. Ещё ребёнком я знал назубок: «Я из рода Шекер. Мой отец - Торекул Айтмат, отец Айтмата - Кимбильди, отец Кимбильди - Кончужок…» Мой дед Айтмат был мастер на все руки: и плотник, и кузнец, и, что очень важно, прекрасный портной, к тому же неплохой кобызист и певец.

Аул, подобно некоему организму, живёт по своим извечным канонам. Наиболее значимым из них, в основе которого лежит уважение к старшим, является знание своих предков до седьмого колена. Но суть ещё в том, что каждый должен поставить себя в будущем ряду этих семи отцов - каково ему будет во мнении потомков? Допустим, внук конокрада! Наверное, не очень завидно…

Мы росли, впитывая от старших эту простую и строгую философию.

(По Чингизу Айтматову)

  1. Вопросы и задания к тексту

  1. Выразительно прочитайте текст, докажите, что это текст. Определите его тему и главную мысль.

  2. Озаглавьте текст.

  3. Подберите эпиграф к тексту. На выбор цитаты.

А) Большое дерево, оберегая нас своей тенью, само сгорает на солнце.

Б) Любовь к родителям - основа всех добродетелей. (Цицерон)

В) Бессердечие рождает равнодушие, равнодушие рождает себялюбие, себялюбие же - источник жестокости. (В.Сухомлинский)


  1. Разделить текст на смысловые части.

  2. Выделить ключевые слова текста.

  3. Составить сложный план текста.

  4. Определить стиль текста.

  5. Объяснить значения слов: отчая земля, пропустить через душу, жить по своим канонам.

  6. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и сделайте синтаксический разбор.

  1. Творческая работа. Группы составляют проект по теме. Доказывают.

  2. Рефлексия. Что запомнилось на уроке?

  3. Подведение итогов урока.

  4. Домашнее задание : написать сочинение «Молодёжь - будущее Казахстана»


  1. Формы организации учебной деятельности учащихся

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты её.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

Главными признаками групповой формы организации учебной работы учащихся являются:

  • Класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

  • Каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы;

  • Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

Структура учебного процесса

Вид общения

Организационная форма общения

Способ обучения

1.Общение через письменную речь.

2.Общение в паре.

3.Групповое общение

1.Индивидуальная

2.Парная (один учит другого)

3.Групповая (один учит многих)

4.Коллективная (каждый учит каждого)

Коллективный способ обучения включает все четыре формы

В каждом классе есть тетрадь для дополнительных работ, где составляется опорный конспект, учебный материал дозирован в виде правил, схем. На каждом уроке провожу экспресс- опрос ( в течение 1-3 минут). Для индивидуальной работы использую цветные карточки. Розовые карточки для тех, кто учится на 5; синие - на 4, жёлтые - на 3. Два ученика получают одинаковые задания: один пишет на доске, а другой - за партой. Второй ученик следит за первым, исправляет, дополняет.

Задание 1-го уровня (розовые карточки)

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения.

Я наклонился чтобы к ней присмотреться но она сразу исчезла.

  1. Морфологический разбор слова исчезла.

  2. Монолог на тему «Если бы я был …»

Задание 2-го уровня (синие карточки)

  1. Расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного.

Все мысли которые имеют большие последствия всегда просты.

  1. Однозначные и многозначные слова.

  2. Фонетический разбор слова все.

Задание 3-го уровня

  1. Составьте сложное предложение из данных слов. Какое предложение получилось?

Крепко, человек, а, корнями, дерево, друзьями.

Объясните значение пословицы

  1. Подберите синоним к слову крепко.

Задание.

Ответьте на вопросы сложносочинёнными предложениями.

А) Что можно услышать на вокзале?

Б) Что можно увидеть в степи ранней весной?

В) Что происходит в школе во время перемены?

Г) Что происходит в городе во время праздника?

Д) Какие у вас планы на будущее?

Учащиеся отвечают на вопрос по выбору.

Задание


  1. Прочитайте текст.

Город Пушкин

В октябре открылся лицей, и Пушкин переехал в Царское Село. Здесь он нашёл верных друзей, здесь зародились те благородные вольнолюбивые идеалы, которым он остался верен до конца жизни. Царское Село вошло в его поэзию, друзья его тоже свято хранили воспоминания лицейских лет.

За годы пребывания в лицее Пушкин написал около ста двадцати стихотворений, однако не все они тогда были опубликованы.

Как ни изменился за долгие годы старый городок, но и до наших дней сохранились в нём немало от незабываемых пушкинских лицейских лет.

Вот почему в 1937 году город был назван именем поэта, а в 1949 году в лицее был открыт мемориальный музей.

Проанализируйте текст, выполните задания.

Задания 1-уровня

  1. Завершите предложения.

Сложносочинённые предложения состоят из …

Простые предложения в них связаны друг с другом …

На письме они отделяются …

  1. Вставьте пропущенные буквы и запятые.

Царское Сел… навсегда вошло в его поэзи… друз…я его тоже свято хранил… воспоминания лицейск… лет

Вот почему в тысяча девят…сот тридцат… сед…мом году горо… был назван именем поэт… а в тысяча девят…сот с…рок дев…том году в лице… был открыт мем…риальный музей.

  1. Перескажите текст. Озаглавьте его.

  2. Подчеркните в тексте ССП.

Задания 2-уровня

  1. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

В октябре открылся лицей, и Пушкин переехал в Царское Село. За годы пребывания в лицее Пушкин написал около ста двадцати стихотворений, однако не все они тогда были опубликованы.

  1. Составьте схемы этих предложений.

  2. Определите ССП и СПП. Аргументируйте свой ответ.

В октябре открылся лицей, и Пушкин переехал в Царское Село. Здесь он нашёл верных друзей, здесь зародились те благородные вольнолюбивые идеалы, которым он остался верен до конца жизни.

  1. Допишите ССП и определите, к какой группе их можно отнести.

Как ни изменился за долгие годы старый городок, но …

В октябре открылся лицей, и … переехал в Царское Село.

  1. Подберите синонимы к словам вольнолюбивые, опубликованы, верные.

Задания 3-уровня

  1. Определите к какому типу относится данный текст: описание, повествование, рассуждение.

  2. Определите элементы повествования. Ответьте на вопросы:

Есть ли вступление? Заключение? Есть ли в тексте элементы описания места, времени, действующего лица? Что говорится о творчестве А.С.Пушкина в Царском Селе?

  1. Ответьте на вопросы, используя по возможности сложные предложения.

1.Когда вы впервые познакомились с А.С.Пушкиным?

2.Что вас поразило в его облике, жизни, произведениях?

3.Как вы относитесь к его стихам?

4. Какие строки из его стихов вам особенно нравятся?

Задания 4-уровня

Задания этого уровня выполняются дома ( на выбор)

  1. Напишите мини-сочинение на тему «Пушкин в моей жизни».

  2. Напишите реферат о поэтах Казахстана ( на выбор)

  3. Составьте кроссворд на тему «Сказки Пушкина» или «Стихотворения Пушкина» (на выбор)

Задание. Перескажите текст, заменяя, где это возможно простые предложения сложными.

Счастье - это цель. К нему стремится каждый человек. Счастье является неким совершенством, наивысшим благом.

Счастливым может стать человек, совершающий прекрасные поступки на протяжении всей своей жизни. Прекрасными должны быть и чувства. Счастье достигается благодаря здравомыслию. Здравомыслящий человек умеет дать правильную оценку всему и всегда.

Действия и чувства как движения души называются нравом. У человека может быть хороший нрав или плохой.

Хороший нрав и сила ума являются человеческими достоинствами. Постоянство этих достоинств, превращающихся в неизменённые свойства человека, способствует достижению счастья.

( По Аль-Фараби)

Словарь:

достоинство - абырой

достойный - кад!рл!

Задание.

  1. Прочитайте заключительную часть рассказа М.Шолохова «Судьба человека». Какую мысль подчёркивает здесь автор?

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди? И хотелось думать, что этот русский человек, человек несгибаемой силы, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина.

С тяжёлой грустью смотрел я им вслед… Может быть, всё и обошлось бы благополучно при нашем расставанье, но Ванюшка, отойди несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза.

  1. Выпишите предложения, в которых подлежащие выражены сочетанием числительного с существительным.

  2. Определите род имён существительных: путь, грусть

  3. Составьте и запишите предложения, включив в их состав наречие вовремя и сочетание предлога с именем существительным во время.

  4. От существительных человек, ребёнок образуйте форму множественного числа именительного падежа. Придумайте с этими словами два предложения.

  5. Как образовано прилагательное когтистый.

Работа по карточкам

Задание 1-уровня

Спишите, раскрывая скобки. Расставьте запятые. Какое это предложение?

Мы миновали (не)сколько старинных (в)росших (в)землю зданий и аллея пошла (под)уклон.

Задание 2-уровня

Сделайте синтаксический разбор предложения.

Машина остановилась и приехавшие с изумлением заметили сдержанную скупость природы ветер и тишину.

Задание 3-уровня

Составьте предложение из данных слов. Какое это предложение?

Орлы, края, то, могучие, спят, то, в, дозоре













© 2010-2022