Уроки жизни в сказке А. Погорельского «Черная курица или подземные жители»

Тема урока: « Уроки жизни в сказке А.Погорельского «Черная курица или подземные жители»» Тип урока: Урок - заключение Вид урока:  Урок - анализ Цель урока: - Формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки. Задачи урока: - показать в чем нравоучительный смысл сказки; - развитие навыков выразительного чтения; - развивать умение анализировать, обобщать; -воспитание чувства честности, доброты, умение нести ответственность за свои поступки. Оборудование: учеб...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: « Уроки жизни в сказке А.Погорельского «Черная курица или подземные жители»»

Тип урока: Урок - заключение

Вид урока: Урок - анализ

Цель урока:

- Формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки.

Задачи урока:

- показать в чем нравоучительный смысл сказки;

- развитие навыков выразительного чтения;

- развивать умение анализировать, обобщать;

-воспитание чувства честности, доброты, умение нести ответственность за свои поступки.

Оборудование: учебник- хрестоматия для 5 кл Ч.1(автор сост. М.Г. Ахметзянов, Н.Н. Вербовая)

Словарная работа: Голландская черепица, дортуары.

Ход урока:

1. Орг. момент.

- Приветствие;

- Запись даты

2. Эпиграф урока: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!

Слово учителя:

-Ребята, как вы понимаете это выражение? Чему учат нас сказки? Какой урок преподносят? ( Добро всегда побеждает зло. Зло всегда наказано)

- Как вы думаете, почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эти слова?( Мы сегодня должны проанализировать сказку «Черная курица…» и понять смысл произведения, выявить урок жизни)- запись темы урока

3. Повторение пройденного материала:

1) Что такое сказка?

2) На какие виды делится народная сказка? Чем отличается литературная сказка от народной?

Какие народные сказки мы читали? Какие литературные сказки мы знаем?

  1. Анализ сказки А. Погорельского « Черная курица или подземные жители»

Беседа:

- А сказка Погорельского литературная или народная?

Вам было задано, дома прочитать сказку до конца. Я уверена, что вы все прочитали. Сегодня на уроке снова встретимся с героем сказки, с Алешей и обсудим, какая же с ним произошла загадочная история.

Работа с текстом.

Слово учителя: Приглашаю вас в сказку! (Слайд) Давайте посмотрим на экран. Мы, ребята, перевелись в 1829 год. Это значит 180 лет тому назад.

Кто знает, какой город в настоящее время является столицей России? (Москва) А в то время столицей России был город Петербург. И мы оказались в столице России, Петербурге, в Васильевском острове. Васильевский остров- это известный район Петербурга.

Слайд. Как вы думаете, что это за здание на экране? (пансионат)

Что означает это слово? (взнос, платеж) Это ребята школа, за обучение которого платили. Имеет общежитие(как и у нас интернат).

Давайте найдем из текста описание пансионата?

Чтение отрывка.

Какие вам встретились незнакомые слова? Слайд.

Словарная работа.

Голландские черепицы - кровля крыши,

Дортуары - это спальные комнаты,

Запишите слова в тетради.

Слово Дортуар вышло из нашего употребления, мы его больше не употребляем. И называем его устаревшим словом.

Наш путь продолжается, и вот он наш главный герой сказки, мальчик Алеша, ваш ровесник. Зачитаем его описание.

Чтение отрывка.

А теперь давайте вспомним, какая с ним произошла история. Проведем это мы в форме блиц - опроса, за каждый правильный ответ, вы получаете плюсы. Отвечает тот, кто первым поднял руку. С места не кричим.

Блиц-опрос. Слайд

Практическая работа.

Ребята, мы продолжаем, путешествовать по сказке. Итак, Алеша получил волшебное зернышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился. Давайте дадим характеристику Алеше до получения зернышка, и после получения зернышка. На экране появились слова, которые характеризуют Алешу. Распределите слова в два столбика - до получения и после получения.

Слайд.

Вывод: Давайте подумаем, почему из послушного, доброго, ласкового Алеша превратился в упрямого, непослушного мальчика?

Похож ли наш герой Алеша на героев народной сказки? Положительный он или отрицательный герой? Герои народной сказки либо очень хорошие, либо очень плохие. В народной сказке никогда не описывают характер. В сказке Погорельского мы видим четко обозначенный тип человека. Перед нами описано изменение характера, и мы следим за изменением героя, видим причины таких перемен.

4. Итог урока:

(Ребята, мы с вами завершаем обсуждение содержания произведения. Вы все молодцы, умницы. Ребята, вы уверены что «Черная курица или подземные жители» сказка? А может это простой рассказ из жизни одного мальчика по имени Алеша? Тогда докажите, найдите из текста волшебные элементы.

Но в сказке помимо волшебства и фантастики писатель достоверно рисует о существовании 1829 году, пансионата. Который, ребята, действительно существовал. Тогда сделаем вывод, что сказка Погорельского - это сочетание волшебного и достоверного.)

И на примере изменения Алеши мы извлекаем урок. Какой же урок мы получили? Чему научила нас сказка А. Погорельского? Но помимо примера Алеши, в тексте есть советы, которые мы видим на экране. Слайд.

5. Домашнее задание:Если бы была возможность получить конопляное зернышко, ребята, вы бы его взяли? Почему? И вот на эту тему, напишите краткое сочинение.



© 2010-2022