- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа по русскому языка 5 класс
Программа по русскому языка 5 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шабдинова Э.И. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№1»
города Армянска Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании городского МО
Руководитель городского
методического объединения
_______ ____________
Протокол №____________
от «____»_________2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ Т.В. Гришкова
«_____»___________2015 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________ З.Ш.Асанова
Приказ №_____
от «_____»________2015 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 КЛАСС
2015-2016 учебный год
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
-
Разработчики программы:
Головко Л.П.- учитель
высшей квалификационной категории,
Шабдинова Э.И. - учитель
І квалификационной категории
г. Армянск - 2015 г.
-
Пояснительная записка
Адресность программы.
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 6 класса в общеобразовательном учебном заведении разработана на основе Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения) (с учетом требований ФГОС для 5-11 класса).
Объём программы.
Данная программа рассчитана на 175 часов, 5 часов в неделю.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учителя русского языка и литературы.
Цели и задачи учебного курса.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место. Является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей учащегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, лингвистическая (языковая) и культуроведческая компетенции.
Цели
Задачи
-
Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
-
Воспитать патриота своей Родины, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
-
Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
-
Формировать уважение к родному языку
-
Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
-
Формировать навыки владения русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях функционирования;
-
Формировать нормы русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
-
Овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
-
Формировать умения и навыки свободного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности;
-
Формировать способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.
-
Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурной устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
-
Освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении;
-
Овладение основными нормами русского литературного языка;
-
Формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
-
Формировать метапредметные умения и способов деятельности;
-
Обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
-
Формировать способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Характеристика учебного курса, его место в учебном плане.
Русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.
Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Согласно Федеральному базисному учебному плану (БУП) для образовательных учреждений Республики Крым предмет «Русский язык» является обязательным базовым общеобразовательным учебным предметом.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 770 часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на этапе основного общего образования. В V классе выделяется по 175 часов (из расчета 5 учебных часов в неделю).
Базисным учебным планом определяется обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования для школ с русским языком обучения:
Класс
Количество часов в год
5
175 (5 ч х 35 уч. нед.)
Новизна программы
Изменения в количестве часов произведены с учётом графика проведения государственной итоговой аттестации выпускников основной школы и выходными (праздничными днями), утверждёнными Правительством РФ.
УМК по русскому языку для 5 класса:
-
Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 - 9 классов общеобразовательной школы авторов Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 108 с.
-
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., А.Г. Нарушевич]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Технологии.
При изучении русского языка предполагается использование следующих технологий обучения:
1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.
2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.
3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
4. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
Виды контроля.
Процесс изучения русского языка в 5 классе предусматривает использование классно-урочной системы: фронтальной, парной, групповой, индивидуальных форм учебной деятельности.
Виды контроля:
-
текущий:
правильность выполнения упражнений и лингвистических задач, монологическая устная и письменная речь, полные ответы на вопросы, составление опорных схем и рассказов по ним, индивидуальные задания и сообщения, графическое объяснение условий выбора орфограмм и пунктограмм; морфологический, морфемный, синтаксический разборы слов и предложений; тестирование, сочинение, изложение, диктант, словарный диктант, диагностическая работа;
-
промежуточный: контрольные работы, диктанты с грамматическим заданием.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ
5 класс
5 ч/н
С русским языком обучения
Диктант
4
Словарный диктант
4
Контрольная работа
3
Изложение
2
Сочинение
2
Р. р
33
-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Общая характеристика учебного предмета.
Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе
-
Фундаментального ядра содержания общего образования;
-
Требований к результатам осмысленного общего образования, предоставленных в Федеральном государственном стандарте общего образовании второго поколения;
-
Примерной программы основного общего образования по русскому языку. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).
-
Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 - 9 классов общеобразовательной школы авторов Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 108 с.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
по русскому языку для 5 класса.
Цели
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, лингвистическая (языковая) и культуроведческая компетенции. В связи с этим курс русского языка направлен на достижение целей:
- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в различных сферах и ситуациях его использования;
- освоение знаний о русском языке, его структуре; стилистических ресурсах русского языка; об особенностях русского речевого этикета;
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты; умение работать с текстом, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- интенсивное речевое развитие школьников: выработка способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), овладение умением правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать) на основе деятельностно-системного подхода к обучению русскому языку.
Задачи учебного курса.
Реализация указанных целей достигается решением следующих задач:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке, как о развивающемся явлении, о богатстве и выразительности;
- обеспечить усвоение определенных тем, обозначенных Примерной рабочей программой из курса 6 класса;
- формировать умение применять знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивных запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, совершенствовать умения и навыки грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки, на основе орфограмм, изучаемых в курсе 5 класса;
- формировать умение анализировать и составлять тексты разных типов и стилей.
Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения
Основные технологии
При изучении русского языка в 5 классе предполагается использование следующих технологий обучения:
1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.
2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.
3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
4. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
Формы организации образовательного процесса.
Для успешной реализации целей обучения необходимо совершенствовать образовательный процесс, используя наряду с традиционными уроками уроки с использованием инновационных технологий, что делает процесс обучения более динамичным и эффективным.
Следует обогатить содержание применяемых методов и форм обучения посредством использования:
-
элементов диалоговой, игровой, проблемной технологий;
-
элементов развивающего обучения;
-
дифференцированных и индивидуальных заданий;
-
выполнения творческих работ,
-
интеллектуальной игры;
-
работы с опорным материалом, со справочной литературой, с текстом;
-
анализа языкового материала;
-
работы с алгоритмами.
КЛАСС
Форма организации учебной деятельности
Вид урока
5
самостоятельная
Урок изучения нового, закрепления.
парная
Урок изучения нового
групповая
Урок изучения нового, закрепления.
индивидуальная
Урок изучения нового
фронтальная
Урок изучения нового, закрепления.
Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана
Русский язык тесно связан с другими учебными предметами и, в первую очередь, с литературой. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Русский язык взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (изобразительным искусством): на уроках формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
В содержании рубрики «Это интересно» можно найти информацию об истории и культуре нашей страны. Русский язык вместе с историей обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно - ориентированного и деятельного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства основ лингвистики и формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и применение элементов современной теории речевого общения в разнообразных сферах.
-
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ
Учебный предмет «Русский язык» относится к образовательному разделу «Филология».
Русский язык как учебный предмет изучается с 5 класса.
Настоящая программа реализуется за счет инвариантной (основной) части.
Недельное и годовое кол-во часов, отведённых на изучение учебного предмета, курса.
Класс
Количество часов в неделю
Количество часов в год
5
5 ч. х 35 недель
175
-
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
в соответствии с требованиями, установленными ФГОС
Личностные результаты
Метапредметные результаты
-
Эмоциональность - умение осознавать и определять
(называть) свои эмоции;
-
эмпатия -умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-
интерес к чтению, к ведению диалога ; потребность в чтении;
-
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-
интерес к изучению языка;
-
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
-
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-
пользоваться словарями, справочниками;
-
осуществлять анализ и синтез;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
задавать вопросы.
Предметные результаты освоения курса «Русский язык» учащимися за 5 класс:
-
правильно писать слова с изученными орфограммами;
-
видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
-
находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
пользоваться этимологическим словарём; практически различать слова: исконно русские, заимствованные, общеупотребительные, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, нейтральные и стилистически окрашенные слова, устаревшие слова, неологизмы;
-
определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное);
-
уметь правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.);
-
правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества);
-
выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
-
употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения;
-
правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста;
-
употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений;
-
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
-
ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
-
производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
-
писать подробное изложение текста повествовательного характера (150-200 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
-
читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
-
воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
-
создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Содержание учебного предмета.
1. Пречень разделов, тем, последовательность их изучения
Раздел
Кол-во часов
Содержание образования
Всего
Из них:
РР
Введение. «Язык и языкознание»
(§ 1-3)
5
1
Знакомство с учебником. Язык как система знаков и средства человеческого общения. Основные разделы языкознания (лингвистики). Общение (коммуникация).
РР Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста.
Фонетика. Графика. Орфография.
(§ 4-10)
14
1
Различие звуков и букв. Состав алфавита. Особенности произношения. Транскрипция. Система согласных звуков (твёрдые/мягкие, звонкие/глухие, парные/непарные). Возможности изменения звуков в речевом потоке. Система гласных звуков. Ударение. Ударные и безударные звуки. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Русское ударение. Фонетический слог. Слоги для переноса. Слогораздел. Правописание безударной гласной корня слова.
РР Устный рассказ
Морфемика. Словообразование. Орфография.
(§11-16)
16
5
Состав слова. Однокоренные слова. Морфемы. Омоформы. Окончание как формообразующая морфема. Нулевое окончание. Изобразительные возможности средств словообразования. Структура сочинения-рассуждения. Приставка как словообразующая морфема Отличие приставки от предлога. Суффикс как словообразующая и формообразующая морфема. Морфемный разбор. Слова, имеющие в составе два корня. Сложение как способ словообразования.
РР Сочинение-рассуждение по данному началу. Заголовок текста. Опорные тематические слова текста. Текст как речевое произведение. Заголовок, тема текста, опорные слова. Изложение с продолжением.
Лексика. Орфография (§17-35)
41
11
Лексикология. Лексическое значение слова. Функциональная разновидность языка. Речевое высказывание с точки зрения соответствия языковым нормам и ситуации общения. Разновидности словарей. Словарная статья. Лексический анализ слова. Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова. Понятие о значении слова. Прямое и переносное значение слова. Определение слова. Общее и частное в значении слов одной тематической группы. Смысловые и стилистические различия синонимов. Роль синонимов в речи. Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы. Смысловые различия антонимов у многозначных слов. Роль антонимов в речи. Омонимия и паронимия как языковые явления. Сочетаемость паронимов. Роль омонимов и паронимов в речи. Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы. Правописание букв Е//И, А//О в корнях с чередованием. Правописание букв Ч//Щ в суффиксах. Синонимичность и омонимичность морфем. Правописание букв И//Ы в приставках. Правописание букв З//С в конце приставок. Фразеологический оборот. Различие свободного сочетания слов и фразеологизма. Стилистическая окраска фразеологизмов. Роль фразеологизма в речи. Крылатые слова и их источники.
РР Устная и письменная речь. Лексическая сочетаемость. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. Изложение с продолжением. Сочинение. Изложение прочитанного текста.
Морфология (§36-56)
51
9
Морфология как раздел науки о языке. Морфологические признаки слов. Грамматическое значение. Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного. Имена собственные и нарицательные. Мужской, женский, средний и общий роды имён существительных. Морфологические признаки имени существительного. Падеж и число имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Правописание падежных окончания имён существительных. Морфологический анализ слова. Правописание окончаний имён существительных. Морфемно-словообразовательный анализ. Принцип классификации. Правописание НЕ с именами существительными. Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки имён прилагательных. Синтаксическая роль прилагательного в тексте. Правила написания гласных в безударном окончании имён прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Синтаксическая роль кратких прилагательных. Правописание НЕ с именами прилагательными. Принципы написания приставки/частицы. Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки имён числительных. Роль числительных в тексте. Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимений. Роль местоимений в тексте. Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола. Роль глагола в тексте. Личные и неопределённая формы глагола. Суффиксы инфинитива. Роль лексического повтора в тексте. Категория времени глагола. Способы выражения картины времени в предложении и тексте. Типы спряжения глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Правила написания личных окончаний глагольных форм. (Ь, Е//Ё//И после шипящих). Наречие как часть речи. Морфологические признаки наречия. Роль наречий в тексте. Предлоги, союзы, частицы и междометия как части речи. Морфологические признаки служебных частей речи. Их роль в тексте.
РР Выборочное изложение. Повествование с элементами описания. Изложение прочитанного текста. Средства связи предложений в тексте. Сочинение-описание. Сочинение по картине.
Синтаксис и пунктуация (§57-73)
48
6
Основные понятия синтаксиса. Роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Понятие о словосочетании. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Нормы сочетания слов. Понятие о предложении. Предложение как основная единица речевого общения. Границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Роль предложений в формировании и выражении мысли. Предложение как основная единица речевого общения. Порядок слов в предложении. Виды предложений по цели высказывания. Интонационные и смысловые особенности предложения. Утвердительные и отрицательные предложения. Риторический вопрос. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Смысловая и грамматическая связь в предложении. Двусоставные и односоставные предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого в предложениях. Тире между главными членами предложения. Способы выражения дополнения, определения и обстоятельства в предложениях. Распространённые и нераспространённые предложения. Определение как член предложения, способы его выражения. Роль определения в предложении. Эпитеты. Дополнение как член предложения, способы его выражения. Роль дополнения в предложении. Обстоятельство как член предложения, способы его выражения. Роль обстоятельств в предложении. Понятие об однородных членах предложения. Условия однородности членов предложения. Пунктуация в предложениях с однородными членами и обобщающим словом. Обращение в предложении: его функции и способы выражения. Формы обращения. Пунктуация и интонация в предложениях с прямой речью. Косвенная речь Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений. Знаки препинания и интонация в сложном предложении.
РР Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. Эмоции и их отражение в предложении. Как писать отзыв. Изложение. Вопросный план текста. План текста. Изложение с элементами сочинения.
Содержание учебной темы и
необходимое количество часов для изучения раздела, темы.
№
Содержание учебной темы
Часы
Форма контроля
Текущий
Промежу
точный
Введение
5
Язык и общение
2
Анализ языкового материала
РР1 Текст.
1
Комплексная контрольная работа по остаточным знаниям за курс начальной школы.
1
Контрольная работа
Работа над ошибками
1
Фонетика, графика, орфография.
15 часов (14 + 1 рр)
Фонетика
6
Графика
5
Сочинение
Орфография
4
Словарный диктант
Морфемика. Словообразование. Орфография.
16 часов (12 + 4 рр)
Состав слова
8
Разбор слова
Словообразование
8
Диктант
Лексикология
40 часов (31+9 рр+1 кр)
Лексическое значение слова
7
Сочинение-рассказ
Диктант
Лексические выразительные средства
7
Лексика русского языка
23
Сочинение-рассуждение.
Диктант
Фразеологизмы
3
Контрольная работа
Морфология.
50 час (39+11 рр+1 кр)
Имя существительное
16
Изложение.
Словарный диктант
Диктант с грамматическим заданием
Имя прилагательное
11
Разбор слова.
Словарный диктант.
Диктант
Имя числительное
1
Диктант
Местоимение
3
Изложение.
Словарный диктант.
Сочинение
Глагол
13
Сочинение.
Диктант.
Наречие
1
Служебные части речи
5
Сочинение.
Диктант.
Синтаксис. Пунктуация.
47ч (39 + 7 рр +1 кр+ 1 резерв)
Словосочетание. Предложение.
11
Простое предложение
10
Сочинение-описание
Однородные члены предложения
11
Обращение
2
Прямая речь
2
Сложное предложение
11
Итоговая контрольная работа
Повторение
2
Основные понятия, изучаемые в 5 классе.
Раздел
Основные понятия
Введение
Функциональные разновидности языка
Орфоэпические нормы
Морфемика, словообразование, орфография
Морфема
Сложносокращенные слова
Этимология
Лексикология, орфография. Культура речи
Метафора
Лексические выразительные средства
Исконно русские слова
Заимствованные слова
Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями
Архаизмы, историзмы, неологизмы
Общеупотребительные слова
Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы
Стилистические пласты лексики
Грамматика
Морфология, орфография. Культура речи
Общий род имён существительных
Склонение существительных на -мя Несклоняемые существительные Текстообразующая роль существительных
Сравнительная и превосходная степень имён прилагательных
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные
Числительные количественные и порядковые Числительные простые и составные
Разряды местоимений. Склонение местоимений
Вид глагола .Наклонение глагола
Переходные и непереходные глаголы
Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы
Синтаксис, пунктуация. Культура речи
Основные единицы синтаксиса
Осложнённое предложение
-
Тематический план
№ п/п
Разделы программы
Часы
Из них
Контрольные работы
развитие речи
диктанты
словарн. диктанты
изложения
сочинения
1
Введение.
5
4
-
-
-
-
2
Фонетика, графика, орфография.
15
3
1
1
-
-
3
Морфемика. Словообразование. Орфография.
16
1
10
1
-
-
1
4
Лексикология
40
1
17
2
3
2
5
Морфология
50
1
2
-
-
-
1
6
Синтаксис и пунктуация.
47
7
Повторение
2
Всего:
175
3
33
4
4
2
2
-
Календарно-тематическое планирование
с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п
№ урока факт.
Кол-во часов
Дата проведения
Тема урока
Формы
контроля
Практич.
часть
Примеча-ние
План.
Факт.
1
1
1
Введение - 5 часов
Язык и языкознание
2
2
1
Р.р. 1. Текст и его признаки.
Р.р 1
3
3
1
Р.р 2. Язык и общение
Р.р 2
4
4
1
Комплексная контрольная работа по остаточным знаниям за курс начальной школы.
Урок
контроля
5
5
1
Работа над ошибками.
Фонетика, графика, орфография. 15 часов (14 + 1 рр)
6
6
1
Буква и звук
7
7
1
Алфавит.(§4)
8
8
1
Согласные звуки и буквы
9
9
1
Глухие и звонкие согласные.(§5)
10
10
1
Согласные звуки и буквы.
11
11
1
Непроизносимые согласные. (§6)
12
12
1
Практическая работа
13
13
1
Гласные звуки и обозначающие их буквы. (§7)
14
14
1
Слог и ударение. (§8)
15
15
1
РР3 Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица».
Р.р 3
16
16
1
Правописание безударных гласных в корне слова. (§9)
17
17,18
2
Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». (§10)
18
19
1
Диктант. Словарный диктант
Урок
контроля
19
20
1
Работа над ошибками.
Морфемика. Словообразование. Орфография. 16 часов (12 + 4 рр)
20
21
1
Корень слова.
21
22
1
Родственные слова. (§11)
22
23
1
Окончание
23
24
1
Основа слова. (§12)
24
25
1
РР 4 Сочинение-рассуждение по данному началу.
Р.р 4
25
26
1
Приставки. (§13)
26
27
1
Суффиксы. (§14)
27
28
1
РР5 Заголовок текста. Опорные тематические слова текста.
Сложные слова. (§15)
Р.р 5
29
30,31
2
Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». (§16)
30
32
1
Диктант (списывание).
31
33
1
Работа над ошибками.
32
34,35
2
РР. Изложение с продолжением.
Р.р 6
Лексикология 41 часов (31+9 рр+1 кр)
33
36
1
Лексическое значение слова. (§17)
34
37,38
2
РР Устная и письменная речь. (§18)
Р.р 7
35
39
1
Разговорная, книжная и нейтральная лексика. (§18)
36
40,41
2
Толковые словари.(§19) . словарный диктант.
37
42,43
2
Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. (§20)
38
44
1
Однозначные и многозначные слова. (§21)
39
45,46
2
РР Лексическая сочетаемость. (§22)
Р.р 8,9
40
47
1
Тематическая группа. (§23)
41
48
1
Синонимы. (§24)
42
49
1
Антонимы. (§25)
43
50,51
2
Омонимы. Паронимы. (§26)
44
52,53
2
РР Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.
Р.р 10
45
54
1
Проверочная работа по теме «Лексика».
46
55
1
Понятие о чередовании. (§27)
47
56,57
2
Буквы Е//И в корнях с чередованием. (§28)
48
58,59
2
Буквы А//О в корнях с чередованием. (§29)
49
60,61
2
РР Изложение с продолжением.
Р.р 11
50
62
1
Суффиксы -чик-//-щик-. (§30)
51
63,64
2
Буквы И//Ы после приставок на согласные. (§31)
52
65,66
2
РР Сочинение «Как я первый раз...»
Р.р 12,13
53
67,68
2
Особенности написания приставок на З//С. (§32)
54
69
1
Фразеологизмы. (§33)
55
70
1
Крылатые слова. (§34)
56
71,72
2
РР Изложение прочитанного текста.
Р.р 14,15
57
73,74,75
3
Повторение по теме «Лексикология». (§35)
58
76
1
Контрольная работа №2. (полугодовая).
59
77
1
Работа над ошибками.
Морфология 51 час (39+11 рр+1 кр)
60
78
1
Части речи. (§36)
61
79
1
Имя существительное. (§37)
62
80,81
2
Род имён существительных(§38)
63
82
1
РР. Выборочное изложение.
Р.р 16
64
83,84
2
Склонение имён существительных(§39)
65
85
1
Аудирование. Словарный диктант.
66
86,87
2
Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных(§40)
67
88,89
2
Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных(§41)
68
90
1
НЕ с именами существительными. (§42)
69
91
1
Контрольный диктант.
70
92
1
Работа над ошибками.
71
93
1
Имя прилагательное. (§43)
72
94
1
РР Повествование с элементами описания.
Р.р 17
73
95,96
2
Правописание окончаний имён прилагательных. (§44)
74
97
1
Краткие прилагательные. (§45)
75
98
1
НЕ с именами прилагательными.(§46)
76
99
1
РР Изложение прочитанного текста.
Р.р 18
77
100
1
Диктант.
78
101
1
Работа над ошибками.
79
102
1
Имя числительное. (§47)
80
103
1
Местоимение. (§48)1
81
104
1
Проверочная работа по теме «Части речи. Местоимение».
82
105
1
Работа над ошибками.
83
106
1
Глагол. (§49)
84
107
1
Инфинитив. (§50)
85
108,
109
2
РР Средства связи предложений в тексте.
Р.р 19,20
86
110
1
Время глагола.(§51)
87
111
1
Тип текста. Время в предложении и тексте. (§51)
88
112,
113
2
РР Сочинение описание.
Р.р 21,22
89
114
115
2
Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. (§52)
90
116
117
2
Правописание окончаний глаголов. (§53)
91
118
1
Наречие. (§54)
92
119
120
2
Служебные части речи. (§55)
93
121
122
2
РР Сочинение по картине.
Р.р 23,24
94
123
124
2
Повторение материала по теме «Морфология». (§56)
95
125
1
Проверочная работа.
96
126
1
Работа над ошибками.
Синтаксис и пунктуация. 48ч (39 + 7 рр +1 кр+ 1 резерв)
97
127
1
Что изучает синтаксис? (§57)
98
128
1
Словосочетание. (§58)
99
129
1
Предложение. (§59)
100
130
1
Главные и второстепенные члены предложения. (§59)
101
131
132
2
Повторение по теме «Словосочетание. Предложение».
102
133
1
Проверочная работа по теме «Словосочетание. Предложение».
103
134
1
РР Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.
Р.р 25
104
135
1
Эмоции и их отражение в предложении.(§61)
105
136
1
Диктант. Словарный диктант.
106
137
1
Работа над ошибками.
107
138
139
2
РР Как писать отзыв.
Р.р 26,27
108
140
1
Грамматическая основа предложения. (§62)
109
141
142
2
Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. (§63)
110
143
144
2
Второстепенные члены предложения. (§64)
111
145
146
2
Определение. (§65)
112
147
1
Дополнение. (§66)
113
148
1
Обстоятельство. (§67)
114
149
150
2
РР Изложение.
Р.р 28,29
115
151
152
2
Однородные члены предложения. (§68)
116
153
154
2
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. (§69)
117
155
156
2
РР Вопросный план текста.
Р.р 30,31
118
157
1
Обращение. (§70)
119
158
159
2
Прямая речь. (§71)
120
160
161
2
РРПлан текста. Изложение с элементами сочинения.
Р.р 32,33
121
162
163
2
Контрольный диктант.
122
164
1
Работа над ошибками.
123
165
1
Сложное предложение. (§72)
124
166
167
2
Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». (§73)
125
168
169
2
Повторение
126
170
1
Итоговая контрольная работа №3.
127
171
1
Работа над ошибками
128
172
173
2
Повторение
129
174
175
2
Резервный урок.
-
Критерии оценивания
Основные критерии оценки по русскому языку
Оценка устных ответов учащихся.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретныхслучаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала; отказывается отвечать на вопрос.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка за словарный диктант/контрольный диктант
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Требования к тексту диктанта
Класс
Контрольный диктант
Словарный диктант
Кол-во слов (самостоятельных и служебных)1
Кол-во орфограмм2
Кол-во пунктограмм
Кол-во слов с непроверяемыми орфограммами3
Кол-во слов
Объяснение лексического значения слова
6
100-110
16
3-4
7
20-25
2 слова
При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл
Количество ошибок
«5»
ошибки отсутствуют
«4»
1-2 ошибки
«3»
3-4 ошибки
«2»
5-6 ошибок
«1»
более 6 ошибок или если ученик отказался писать диктант
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе - 16 различных, орфограмм и 3-4 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах для 5 класса должно быть не более 7 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместоработает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущено 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более.
Диктант оценивается одной отметкой.
Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ
ОТМЕТКА
Число ошибок (орфографических и пунктуационных)
«5»
0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)
«4»
2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)
«3»
4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)
«2»
7/7, 6/8, 5/9, 8/6
«1»
при большем количестве ошибок
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Отметка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.
Критерии оценки письменных дифференцированных заданий
Отметка «5»
- Вопрос понят раскрыт полностью 1 б.
- Изложение письменного ответа последовательно и аргументировано 1 б.
- Проведено обобщение письменного высказывания 1 б.
- Логических и фактических ошибок нет 1 б.
- Речевых грамматических ошибок нет 1 б.
Отметка «4»
- Вопрос понят раскрыт полностью 1 б.
- Изложение письменного ответа последовательно и аргументировано (не менее 2 аргументов) 0,5 б.
- Логических и фактических ошибок нет 1 б.
- Проведено обобщение письменного высказывания 1 б.
- Допущено не более 2 речевых и 1 грамматических ошибок 0, 5 б.
Отметка «3»
- Вопрос понят и раскрыт частично 1 - 0,5 б.
- В изложении письменного ответа допущено 1 нарушение последовательности, приведён 1 аргумент.
- Обобщение проведено частично1 - 0,5 б.
- Допущены 1 логическая и 1 фактическая ошибка 0,5 б.
- Допущено не более 2 речевых и 1 грамматических ошибок 0, 5 б.
Отметка «2»
- Вопрос не понят, ответ дан не по существу 0, 5 - 0 б.
-Изложение письменного ответа имеет нарушение последовательности, не приведено/приведён 1 аргумент 0 - 0,5 б.
- Обобщения нет и / или проведено частично 0 - 0,5 б.
- Допущено более 1 логической и 1 фактической ошибки 0 б.
- Допущено более 2 речевых и 1 грамматической ошибки 0 б.
Отметка «1»
Отказ от выполнения задания.
Критерии оценивания изложений, сочинений (письменных).
Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе - 150-200.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе - 1,0-1,5.
Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Критериями оценки содержания и композиционного оформления
изложений и сочинений являются:
-
соответствие работы теме,
-
наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
-
полнота раскрытия темы;
-
правильность фактического материала;
-
последовательность и логичность изложения;
-
правильное композиционное оформление работы.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
-
богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
-
стилевое единство и выразительность речи;
-
правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются
-
большой объем активного словаря,
-
развитой грамматический строй,
-
разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Точность речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи. Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Отметка
Содержание и речь
Грамотность
«5»
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.
Допускаются:
1 орфографическая, или
1 пунктуационная, или
1 грамматическая ошибки
«4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или
1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или
4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3»
1.В работе допущены существенные отклонения.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.Беден словарь, однообразны употребляемые.
синтаксические конструкции, встречается.
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-
5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2»
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов
Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических
ошибок
«1»
Отказ от написания изложения или сочинения.
Любое изложение или сочинение в 6 классе проверяется не позднее недельного срока и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.
Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Критерии оценивания тестирования
Памятка о правилах тестирования и критериях оценки
Типы тестовых заданий
По способу ответа, тестовые задания могут быть следующих основных типов:
1. Закрытые тесты с одним правильным ответом, в которых необходимо выбрать из предложенных вариантов только один правильный ответ.
2. Закрытые тесты с двумя и более правильными ответами, в которых из предложенных вариантов необходимо отметить не менее двух правильных ответов.
3. Закрытые тесты на нахождение соответствия, где в каждом варианте ответа необходимо проставить идентификатор (букву или номер) соответствующего ему понятия или описания.
4. Закрытые тесты на нахождение последовательности, где предложенные варианты событий, явлений, понятий требуется разместить в оговоренной в условии теста последовательности.
5. Открытые тесты, в которых отсутствуют варианты правильных ответов, учащийся должен дать единственно правильный ответ самостоятельно.
Критерии оценки тестов
Оцениваемый показатель
Количество баллов, обеспечивающих получение:
Зачета
Оценки
удовлетворительно
хорошо
отлично
Процент набранных баллов из 100% возможных
От 55% и выше
55% и более
70% и более
85% и более
Количество
тестовых заданий:
15
8
От 9 до 11
От 12 до 13
14 и более
20
11
От 12 до 14
От 15 до 17
18 и более
25
13
От 14 до 18
От 19 до 21
22 и более
30
16
От 17 до 21
От 22 до 26
27и более
40
22
От 23 до 28
От 29 до 34
35и более
Оценка за обучающие работы.
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
IX. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебная и методическая литература для учителя:
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
-
Никулина М.Ю. Экспресс-диагностика. Русский язык. 5 класс/ М.Ю. Никулина. - 3 изд.,стереотип. - М.: Экзамен, 2014. - 142 с.
-
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения). Электронный вариант
-
Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок. Русский язык. 5 класс. - Симферополь: 2011. - 60 с.: ил.
-
Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой и др. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 108 с. Электронный вариант
-
Фролова Т.Я. Русский язык. Практикум. - Симферополь: 2012. - 144 с.: ил.
-
Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2011. - 159 с. - (Академический школьный учебник).
Рекомендовано.
-
Фролова Т.Я. Грамотность за 12 занятий: Русский язык. - Симферополь: 2013. - 64 с.: ил.
-
Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения/ авт.состав. О.А. Дюжева. - Волгоград: Учитель, 2014. - 167с.
-
Фролова Т.Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах. - Симферополь: 2007. - 32 с.: ил.
Для учащихся:
1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г. - М.: Просвещение, 2012.
Рекомендуемые информационно-коммуникационные средства
Видеофильмы
Электронные образовательные ресурсы
Ресурсы Интернета
-
1С: Репетитор. Русский язык. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей.
-
gramma.ru/
-
Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - testent.ru/index/0-537
-
Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - gramma.ru/RUS/?id=6.0 , testent.ru/index/0-535 , testent.ru/index/0-540
-
Орфография (система проверки правописания - orfo.ru/online/) - Режим доступа - rusyaz.ru/pr/
-
Морфология. - Режим доступа - testent.ru/index/0-538 , gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm , lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml
-
Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. -gramma.ru/RUS/?id=5.0 , licey.net/russian/map
-
Русский язык. Готовимся к ЕГЭ.
-
slovari.ru/
-
.gramota.ru/spravka/punctum/
-
school.edu.ru/
-
pedsovet.alledu.ru/
-
philology.ru/default.htm
-
repetitor.h1.ru/programms.html
Технологическая карта урока (образец)
Тема урока
Цели для ученика
1.
2.
3.
Цели для учителя
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Тип урока
Форма урока
Опорные понятия, термины
Новые понятия
Формы контроля
Домашнее задание
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества)