Рабочая программа по литературе к учебнику В. Я. Коровиной

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«УТВЕРЖДАЮ»


Директор МОУ лицея № 4

_________







Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 4

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район Московской области






Рабочая программа по литературе

8 класс

(базовый уровень)










Учитель: О.Н.Любовникова



2014- 2015 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы литературе и Программы по литературе к учебнику для 8 классов общеобразовательных учреждений автор В.Я.Коровина .(«Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Литература», М.Просвещение, 2013 г.).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Согласно учебному плану лицея на изучение литературы на базовом уровне содержания основных образовательных программ отводится 2 часа в неделю.

Календарно-тематическое планирование рассчитано на изучение курса литературы на 2 часа в неделю (всего 70 часов в год).


Нормативные документы для составления рабочей программы:


  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 9.03.2004г.

2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5.03. 2004г. №1089.

3. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31марта 2014 г. N 253 г. Москва "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год"

5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

6. Учебный план МОУ лицея № 4 на 2014-2015 учебный год.

Назначение программы

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников МОУ лицея № 4 программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

  • для администрации МОУ лицея № 4 программа является основанием для определения качества реализации общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 8«А» класса МОУ лицея № 4

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 70 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 2 часа в неделю

Цели:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Задачи:

- развить у обучающихся устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать / понимать:


  • Текст художественного произведения.

  • Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  • Особенности композиции изученного произведения.

  • Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы


уметь:

  • Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

  • Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

  • Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

  • Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

  • Различать эпические и лирические произведения.

  • Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.

  • Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.

  • Составлять план собственного устного или письменного высказывания.

  • Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

  • Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

  • Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество (2 ч)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: « В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», « Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», « О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений)

Из древнерусской литературы (1 ч.)


Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.


Из литературы XYII века (1ч)

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века.

Теория литературы: Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из русской литературы XVIII века (3 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы: Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.


Из русской литературы XIX века (33ч)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев Автор сатир и дум. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева - основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К***( « Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.« 19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С.Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы: Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления).Фантастическое (развитие представлений)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков.

Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы: Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы: Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор)

А.С.Пушкин « Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов. «Осень»; Ф.И. Тютчев. «Осенний вечер»; А.А.Фет. «Первый ландыш»; А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами…». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений по плану.


Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы: Психологизм художественной литературы (начальные представления).

Из русской литературы XX века (22 ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «На поле Куликовом». «Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).


Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники)

Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).

М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне» . Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)

Писатели улыбаются :

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки) (2ч). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.

Теория литературы: Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).

Тэффи. «Жизнь и воротник»; другие рассказы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы: Историко-литературный комментарий (развитие представлений)

М.М.Зощенко . «История болезни»; другие рассказы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы: Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

Александр Трифонович Твардовский (3 ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).

Андрей Платонович Платонов. «Возвращение». Краткий рассказ о писателе.

Картины войны и мирной жизни в рассказе. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (обзор).

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы: Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор).

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «»Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «»По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок), З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…» Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы: изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений)

.

Из зарубежной литературы (7ч.)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы: Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий)

Дж.Свифт. Слово о Свифте. «Путешествие в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей (главы из романа). «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы: Исторический роман (развитие представлений).

Тематическое планирование


№ пп

Название темы

Всего часов

1

Введение

2

Устное народное творчество

3

Из древнерусской литературы

4

Из литературы XYII века

5

Из русской литературы XVIII века

6

Из русской литературы XIX века

33ч

7

Из русской литературы XX века

22ч

8

Из зарубежной литературы


Итого


70 ч

Контрольные работы


п/п

Название работы

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IY

четверть

Итого

1

Сочинение


1


1

2




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8 класс (всего 70 часов, 2 часа в неделю)

на 2014-2015 учебный год

№ п\п


Название темы

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы

01.09.2014-06.09.2014


Устное народное творчество (2 ч)

2


В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: « В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», « Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек

01.09. 2014

-06.09.2014


3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», « О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений)

Развитие речи: Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

08.09.2014-13.09.2014



Итого


Из древнерусской литературы (1 ч.)

4

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

08.09. 2014

-

13.09. 2014



Итого


Из литературы XYII века (1ч)

5

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века.

15.09.2014-

20.09. 2014



Итого


Из русской литературы XVIII века (3 ч)

6

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Говорящие фамилии и имена. Проект.

Теория литературы: Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

15.09.2014-

20.09. 2014


7

Денис Иванович Фонвизин. «Недоросль». Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина.

22.09.2014-27.09.2014



8

Денис Иванович Фонвизин. «Недоросль». Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Контрольная работа №1 по комедии Д.И. Фонвизина « Недоросль».



Итого


Из русской литературы XIX века (33ч)

9

Иван Андреевич Крылов (3 ч). Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Историческая основа и мораль басни. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

22.09.2014-

27.09. 2014


10


Иван Андреевич Крылов. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

22.09.2014-

27.09. 2014



11


Кондратий Федорович Рылеев (2ч) Автор сатир и дум. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

29.09.2014-

04.10. 2014



12

Александр Сергеевич Пушкин (12 ч). Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К***( « Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.« 19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

13

Александр Сергеевич Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.

06.10.2014-

11.10. 2014


14

Александр Сергеевич Пушкин. «История Пугачева». Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

06.10.2014-

11.10. 2014









13.10.2014-

18.10. 2014


15

Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.


16

Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Особенности композиции. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

17

Александр Сергеевич Пушкин. Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственная красота героини.

20.102014-25.10. 2014


18

Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Пугачёв и народное восстание в романе. И в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

19


Александр Сергеевич Пушкин. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе.

Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева».

03.11.2014-

08.11. 2014


20

Александр Сергеевич Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести.

21

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

10.11.2014-

15.11. 2014



22

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

23

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств.

Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы.

17.11.2014-

22.11. 2014

















24.11.2014-

29.11. 2014


24

Михаил Юрьевич Лермонтов. Поэма «Мцыри». Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы: Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).


25

Обучающее сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри»»


26

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

24.11.2014-

29.11. 2014




01.12.2014 - 06.12.2014

27

Николай Васильевич Гоголь «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор».


28

Николай Васильевич Гоголь «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь).

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

29


Николай Васильевич Гоголь «Ревизор». Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко).

Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления).

08.12.2014-

13.12. 2014


30


Николай Васильевич Гоголь «Ревизор». Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки.

Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» ( на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

08.12.2014-

13.12. 2014








15.12.2014-

20.12. 2014


31

Николай Васильевич Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты.


32


Николай Васильевич Гоголь«Шинель». Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Теория литературы. Фантастическое (развитие представлений)

15.12.2014-

20.12. 2014







22.12.2014-

27.12. 2014


33

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Литературная пародия (начальные представления).


34


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок). Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Эзопов язык (развитие понятия).

22.12.2014-

27.12. 2014








12.01.2015-17.01.2015


35

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина.


36


Николай Семенович Лесков.

Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы: Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

12.01.2015-17.01.2015









19.01.2015-

24.01. 2015


37

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.


38


Лев Николаевич Толстой «После бала». Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков героя. Особенности композиции, Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.

Теория литературы: Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений).

Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

19.01.2015-

24.01. 2015










26.01.2015-31.01.2015


39

Нравственные проблемы повести Толстого «Отрочество»


40


Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор).

А.С.Пушкин « Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов. «Осень». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Ф.И. Тютчев. «Осенний вечер»; А.А.Фет. «Первый ландыш»; А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами…». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

26.01.2015-31.01.2015















02.02.2015-07.02.2015


41


Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Теория литературы: Психологизм художественной литературы (начальные представления).



Итого

33ч


Из русской литературы XX века (22 ч)


42


Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).

02.02.2015-07.02.2015


43


Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула.

09.02.2015-

14.02. 2015



44

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» по рассказам Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна

45

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «На поле Куликовом». «Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

16.02.2015-

21.02. 2015
















23.02.2015-

28.02. 2015


46

Сергей Александрович Есенин (2 ч). Краткий рассказ о поэте. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

47

Сергей Александрович Есенин Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Контрольная работа по творчеству С.А.Есенина и А.А.Блока.


48

Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина

23.02.2015-

28.02. 2015


49

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.

Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).

02.03.2015-

07.03. 2015












09.03.2015-

14.03. 2015


50

Иван Сергеевич Шмелев «Как я стал писателем». Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

51

М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне» Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений).


52

М.А.Осоргин. Мелочи быта и их психологическое содержание.

Теория литературы. Фантастика и реальность (развитие представлений)

09.03.2015-

14.03. 2015





16.03.2015-

21.03. 2015

53


Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки) (2ч). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Смысл иронического повествования о прошлом. Теория литературы: Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).


54

Тэффи. «Жизнь и воротник»; другие рассказы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы: Историко-литературный комментарий (развитие представлений)

16.03.2015-

21.03. 2015










30.03.2015-

04.04. 2015


55

М.М.Зощенко. «История болезни»; другие рассказы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы: Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

56

Александр Трифонович Твардовский.

Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.


57


Александр Трифонович Твардовский. «Василий Теркин». Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме.

Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).

30.03.2015-

04.04. 2015


58


Андрей Платонович Платонов «Возвращение». Краткий рассказ о писателе.

Картины войны и мирной жизни в рассказе. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

06.04.2015-

11.04. 2015


59


Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (обзор). (2ч)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).

60

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени.

20.04.2015-

25.04. 2015











27.04.2015

-

02.05.2015


61

Виктор Петрович Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы: Герой-повествователь (развитие представлений).

62

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося).


63


Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2ч).

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «»Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «»По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Теория литературы: изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений)

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок), З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…» Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о Родине.


Итого

22ч


Из зарубежной литературы ( 7ч.)

64


Уильям Шекспир (4ч). Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория литературы: Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

04.05.2015

-

09.05. 2015


65

Уильям Шекспир Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

04.05.2015

-

09.05. 2015










11.05.2015-

16.05. 2015



66

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий)


67

Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве». Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.



11.05.2015-

16.05. 2015




18.05.2015-

23.05. 2015


68

Дж.Свифт. Слово о Свифте. «Путешествие в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей (главы из романа). «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.


69

Вальтер Скотт (3ч.). Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе.

Главные герои и события.

История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы: Исторический роман (развитие представлений).


70

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.

25.05.2015-

30.05. 2015



Итого



Итого

70ч

























Литература

1. Программа для общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной М: Просвещение 2011г.

2. «Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы - В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2013г.

2. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. - 3-е изд , перераб. И доп. - М.: ВАКО, 2013г.

3. .Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM|/ Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавёв. В.И.Коровин| М.: «Просвещение»















«СОГЛАСОВАНО»

Протокол № 1 заседания МК

учителей гуманитарного цикла

от «_________» __________ 2014 года



«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по НМР

______________


«_______»______________ 2014 года

20


© 2010-2022