- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «М. А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя. Ранние рассказы»
«М. А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя. Ранние рассказы»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Григорьева С.Н. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока литературы
на тему:
«М.А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя. Ранние рассказы»
Урок литературы в 11 классе по творчеству М.Шолохова. Тема урока : ранние рассказы. Учитель: Григорьева С.Н.
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
Познакомить учащихся с творчеством М.А. Шолохова; показать гражданское и писательское мужество М. Шолохова, одним из первых сказавшего правду о гражданской войне как о трагедии народа; показать неизбежность трагической судьбы человека в переломные моменты истории на примере ранних рассказов М.А. Шолохова; понять, в чем особенность изображения Шолоховым исторических современных ему событий на примере рассказов «Шибалково семя», «Продкомиссар».
Развивающие:
Формировать навыки анализа текста, развивать устную монологическую речь, формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности (самостоятельному чтению и анализу художественных произведений, исследовательской работе), развитие умения работать в малой группе.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся гражданскую позицию, чувство ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.
Методика обучения: развивающе обучение.
Методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: текст рассказов М.А. Шолохова для анализа («Донские рассказы»), презентация, фотография писателя; карточки с заданиями.
Технические средства обучения: компьютер, телевизор
Форма организации познавательной деятельности: групповая, коллективная
Задание к уроку: прочитать «Донские рассказы» М. Шолохова, познакомиться с историческими событиями периода гражданской войны на Дону.
Индивидуальные задания
Три ученика готовят сообщение о М.А. Шолохове, его творчестве, о гражданской войне (историческая справка), этимологии слова "казак" и казачестве, о своеобразии ранних рассказов писателя.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: казак, казачество, гражданская война, метафора, эпитет, сравнение.
Предполагаемые результаты:
Формирование коммуникативной компетенции:
-
Формирование правильной и эффективной речи.
-
Обучение умению выслушивать мнения других, оценивать разные точки зрения, вести дискуссию, организовывать совместную деятельность (работать в группе); излагать свои мысли в письменной и устной форме.
План урока
1.Организационный момент. Определение целей урока.
2.Актуализация знаний учащихся. Подготовка к восприятию проблемы. Вступительная беседа.
3.Сообщение об исторических событиях периода гражданской войны на Дону, о трагедии народа, ввергнутого не по своей воле в конфликт.
4.Знакомство с биографией М. Шолохова и его личным участием в гражданской войне.
5.Создание проблемной ситуации. Сообщение о своеобразии ранних рассказов писателя.
6.Процесс решения проблемы. Работа в группах. Анализ рассказов «Шибалково семя», «Продкомиссар».
7.Закрепление материала .Выводы.
8.Подведение итогов урока.
9.Домашнее задание
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Определение целей урока.
2.Вступительная беседа.
Революция и гражданская война круто изменили Россию, вошли в жизнь каждого человека. Страшна любая война, потому что она несет смерть, горе, боль, разрушения, но война гражданская страшна и бесчеловечна вдвойне.
Изображение гражданской войны стало одной из главных тем русской литературы 20 века.
-В произведениях каких писателей нашла свое отражение тема гражданской войны?
- Почему гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики?
-Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?
-Как вы понимаете утверждение Демокрита: "Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна?
В «Донских рассказах» Шолохов заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия.
- Какие были последствия революции и гражданской войны на Дону?
3. Рассказ ученика о гражданской войне на Дону, о трагедии казачества, ввергнутого не по своей воле в конфликт.
Промежуточный вывод. Гражданская война - величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности.
Учитель:
-Как вы можете прокомментировать эти данные? Какие чувства они в вас вызывают?
-Почему М.А.Шолохов, сражавшийся на стороне красных, так последовательно на протяжении всего цикла «Донские рассказы» доказывает бессмысленность братоубийственной войны?
-Кто же этот человек?
4. Рассказ ученика о М.А. Шолохове (презентация)
Учитель:
- Как называется первый сборник рассказов Шолохова?
- О чем эти произведения?
5. Сообщение ученика о ранних рассказах М. Шолохова
Промежуточный вывод. Именно такой кровавой, ожесточенной
показана борьба казаков против новой власти в "Донских рассказах" М. Шолохова.
-Итак, мы обращаемся к "Донским рассказам" М. Шолохова.
6. Работа в группах. Анализ рассказов «Шибалково семя», «Продкомиссар».
А. Анализ рассказа "Шибалково семя"(ответ на один вопрос дает представитель малой группы)
- О чем этот рассказ?
- Объясните смысл названия рассказа.
- Что мы узнаём о героях рассказа?
- В чём драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета?
- Каким видит будущее своего ребенка герой рассказа ?
-Авторская оценка героев. На чьей стороне автор?
Промежуточный вывод. Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному - между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью войны.
Драматический раскол казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов цикла.
Б. Анализ рассказа «Продкомиссар» (ответ на один вопрос дает представитель малой группы)
- Что мы узнаём о героях рассказа?
- Почему между отцом и сыном возникает конфликт?
- Какие жизненные позиции сталкиваются в рассказе?
- «Не серчай, батя…». Что хочет сказать этими словами Бодягин - младший?
- Почему вслед за эпизодом отцеубийства идёт эпизод о спасении ребёнка?
- Почему Бодягин-младший спасает ребёнка?
- Можно ли оправдать отцеубийство спасением мальчика?
- Какова позиция автора? Возможно ли "в годину смуты и разврата" примирение враждующих сторон?
- Особенности языка писателя
7. Закрепление материала .Выводы.
Итоговая беседа:
- Какие проблемы мы обсуждали на сегодняшнем уроке?
- Какую роль играют образы детей в рассказах «Шибалково семя» и «Продкомиссар» ? ( в понимании идейно-нравственных ценностей)
- Родина, народ - всё это оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной. Где выход? Какой ответ дает нам М. Шолохов ?
Вывод:
Любая война - это страшная трагедия, а гражданская вдвойне, потому что она братоубийственная.
Гражданская война для Шолохова - катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Формой выражения социального у Шолохова часто становится внутрисемейный конфликт. Здесь нет и не может быть
победителей. Сломана, изувечена судьба многих людей, их жизнь. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на стремление народа к самосохранению. М. Шолохов верил в торжество человеческой жизни над социальными конфликтами. В своих ранних рассказах писатель показал, что вопреки смерти и разрухе люди сохранили в себе память о человеческом в человеке, мечту о счастье.
По словам писателя К. Федина, «громадна заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий, будь то любая эпоха, им изображаемая. Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего».
«Сила правды его произведений такова, что горечь жизни, как бы даже она ужасна ни была, перевешивается, преодолевается волею к счастью, желанием достичь и радостью достижения».
8. Подведение итогов урока
- В чем вы видите нравственное значение рассказов М. Шолохова?
- Попытайтесь самостоятельно оценить свою работу на уроке.
9. Домашнее задание: в сообщении выразите свое отношение к утверждению В. Распутина: «Шолохову удалось «талантливо и доступно передать суровую правду о её (России) нелегкой судьбе».