Конспект урока по ФГОС по русскому языку на тему Многозначность слова (5 класс)

Тема: Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова* (презентация).Тип урока. Урок открытия новых знаний. Цели как деятельность учеников.М/п: вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).М/к: правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.6ЛР: различать однозначные и многозначные слова, сопоставлять прямое и переносное знач...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК 19.

Тема: Многозначность слова.

Прямое и переносное значение слова* (презентация).

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

М/к: правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.

6ЛР: различать однозначные и многозначные слова, сопоставлять прямое и переносное значения слова (метафору), устанавливать основания для переноса наименований (сходство признаков).

3ЛР: наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка.

1. Словарный творческий диктант.

- По лексическому значению определите слова и запишите их:

1) водитель машины (шофёр); 2) плод дуба (жёлудь); 3) откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды (капюшон);
4) тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (шёпот); 5) глухой тихий звук от лёгкого соприкосновения чего­нибудь с чем­либо (шорох); 6) место соединения сшитых кусков ткани (шов); 7) тонкая верёвка (бечёвка); 8) дорога с твёрдым покрытием (шоссе); 9) профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей).

- Какие способы толкования значений слов были вам представлены? (Описательный.)

- Есть ли какие­то ещё значения у записанных вами слов?

П. Ученики, выполнявшие дома задания по учебнику «Литература», приводят примеры слов с толкованиями их значений, а остальные ученики определяют способы толкования, мотивируя свой выбор.

2. Работа с орфографическим словарём (слово вестибюль).

- Что обозначает слово вестибюль? (Предположения учеников.)

- Сравним ваши ответы со словарём. Какой словарь вам поможет в этом? (Толковый.)

Один из учеников ищет слово в толковом словаре и приводит его толкование.

- Запишите слово вестибюль в тетрадях. Подчеркните орфограммы.

- Какие буквы вы подчеркнули?

- Придумайте какую­нибудь ассоциацию, чтобы легче запомнить это слово.





Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из словаря.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слово в образ, ассоциацию).


III. Введение в тему урока с последующей формулировкой проблемы.

Постановка проблемы.

Возможно использование презентации

(см. prezent_ rus_5kl_ ur19) или традиционная работа по учебнику.

1. Мотивирующий приём.

- Послушайте стихотворение В. Остена «Дорога».

Дорога.

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне…

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

- О скольких словах в нём говорится?

- А сколько лексических значений имеет слово дорога?

- Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют несколько значений. Вариант: многозначные слова.)

2. Актуализация изученного.

1) Упр. 82.

а) Наблюдение над значениями слова раковина.

б) Извлечение информации из статьи толкового словаря о слове раковина.

в) Дальнейшая работа по вопросам.

В ходе ответов на вопросы производится запись: многозначные, делается вывод, что значение этого слова «складывается» из значения обоих корней.

г) Формулирование определений, выводов.

д) Чтение определения в учебнике; приведение своих примеров.

2) Упр. 83 - развивается умение определять разные значения многозначных слов.

Методическая рекомендация. В 3­м классе в учебнике «В одном счастливом детстве» учащиеся читали стихотворение Б. Заходера «Перемена», в сюжете которого на перемене с учеником Вовой происходила «большая перемена» в поведении; игра слов в стихотворении строится на многозначности слова перемена:

1. Перерыв между уроками.

2. Изменение.

3. Формулирование основного вопроса урока.

Упр. 84 и 85 - в процессе выполнения заданий ученики на пропедевтическом уровне знакомятся с понятием прямого и переносного значения, делают предположения, почему у слова появляются разные значения: прямое и переносное, на чём основан перенос названия. (У глагола булькать - сходство в характере звуков.)

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.


Познавательные УУД

1. Вычитывать разные виды информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

2. Извлекать информацию из словарной статьи.

3. Производить анализ и синтез.


IV. Открытие нового знания.


1. Упр. 86 - анализ многозначных слов и установление связи (сходства) между значениями этих слов.

Работа в группах (учитель предлагает работу в группах над значениями многозначных слов по своему усмотрению).

У слова бежит - общий признак «перемещаться», тяжёлый - «большой, трудный», волнение - «что­то неспокойное», горький - «неприятный».

Методическая рекомендация. Учителю важно показать, что прямое значение - это значение слова, которое возникает первым в нашем сознании без сочетания с другими словами (например, бежит - мы думаем о человеке, тяжёлый - о весе и т.д.), для выявления переносного значения нужен контекст, к словам в переносном значении можно подобрать синонимы.

- Сформулируйте определение прямого и переносного значения слова.

- Есть ли какая­то связь между многозначным словом и прямым и переносным значением?

- Попробуйте представить её в виде схемы (можно использовать материал предметного диска - схема-опора «Прямое и переносное значение слова» к §7).

2. - Сравните свои выводы с текстом в рамке, выделенным цветом.

- Что нового о значениях слов вы узнали?

- Метафора - это прямое или переносное значение слова?

- Уточните тему урока. (Прямое и переносное значение слова.)

- Запишите ключевые слова урока. (Многозначные слова, прямое, переносное значение, метафора.)

3. Чтение текста в рамке про себя ознакомительным чтением.

- Чем отличается авторская метафора от обычной метафоры? (Она неожиданна, непривычна, употребляется не всеми людьми, а отдельными авторами.)

Ответ на вопрос после чтения текста в рамке.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

2. Строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным).

3. Перерабатывать, систематизировать информацию, предъявлять её в разных формах.

4. Сравнивать, обобщать, делать выводы.

5. Строить рассуждения.


V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.


1. Упр. 87 - развивается умение находить в тексте слова, упо­
треблённые в переносном значении. Выполняется коллективно под руководством учителя
.

- Как называются эти переносные значения слов? (Метафоры.)

- Какие из названных метафор общие, а какие авторские? (Тёплое радушье - общая, солнечное лицо - авторская.)

- Дайте толкование слов тёплое, солнечное, которые употреблены в стихотворении.

- Приведите примеры употребления этих слов в прямом значении.

2. Дополнительно.

Упр. 28 «Дидактический материал» - развивается умение находить метафоры­глаголы, в которых используется приём олицетворения - наделения неживых предметов признаками живых существ (дремлет дорога, дремлет лес, дороге примечталось, клён стережёт, поёт зима и др.)

Познавательные УУД

Владеть навыками обработки информации в режиме продуктивного чтения.

VI. Подведение итогов.


- Прочитайте ключевые слова урока и сравните их с теми, которые вы назвали на уроке. Есть ли какие­то различия?

- Найдите «третье лишнее»:

а) полотно, поля, вестибюль;

б) золотое кольцо, тяжёлый характер, железный гвоздь.

- Почему эти слова лишние?

- Как бы вы могли оценить свою работу на уроке?

- В чём были сложности?

- Что нужно сделать, чтобы успешно решать задачи, поставленные на уроке?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.


1. Словарные слова (вестибюль, метафора) записать в словарик.

2. Представить определения по изученной теме в виде схем, уметь рассказать о них по схемам.

3. Упр. 88.

5


© 2010-2022