Обобщающий урок по теме Наречие (7 класс)

Обобщающий уро к русского языка по теме "Наречие" был проведен в 7 классе. Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме "Наречие". Форма урока: деловая игра "Мы делаем газету". Цели и задачи урока: - обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы "Наречие"; - формирование практических умений и навыков по осознанному применению полученных знаний; - знакомство учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты; - развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культу...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Гребенькова Людмила Владимировна

Парамоновская ООШ

Обобщающий урок русского языка по теме «Наречие»

Класс: 7

Тема урока: Обобщающий урок русского языка по теме «Наречие»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма деловая игра.

Были поставлены следующие цели и задачи:

• обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Наречие»;

• формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний,

• знакомство учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты;

• развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи;

. формирование чувства ответственности за результаты своего труда;

• воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям.

Урок сопровождается компьютерной презентацией













Обобщение материала по теме «Наречие» Мы делаем газету



Цель урока:

Цель и задачи урока: • обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы "Наречие"; • формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний, • знакомство учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты; • развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи; формирование чувства ответственности за результаты своего труда;

• воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Какую тему мы изучили? Какова , по вашему мнению, цель урока . (Ответы)

Цель нашего урока - обобщить и повторить весь пройденный материал по теме "Наречие"… но сделаем это в необычной форме. Представьте, что наш класс - это редакция газеты «Вперед». Вы сотрудники газеты: корреспонденты (поименное представление), корректоры - работники, занимающиеся чтением текста и его правкой(…), дизайнеры, секретарь и редактор - самое главное и ответственное лицо. Ваши письменные работы будут поступать на проверку редактору и ответственному секретарю. Они же будут следить за творческим процессом и самых активных работников отмечать в сводной таблице.

Работать будем на листочках , подпишите их, запишите тему «Повторение по теме «Наречие». А в скобках пишем название урока «Мы делаем газету».

Итак, все готово. Мы начинаем работу редакции.

II. Реклама.

- Ребята! На дом вам было дано творческое задание: составить текст объявления для различных организаций - магазинов, фирм, учебных центров. Напомню, что объявление должно быть составлено не более чем из 30 слов, но включать как можно больше наречий. Слушая коллег, вы должны записать название фирмы и число наречий.

(Образцы объявлений.

1. Магазин «Уж замуж невтерпеж!»

ждёт своих клиентов всегда. Дешёво, красиво, аккуратно сшитые платья подойдут для самых требовательных невест. Нетерпеливо ждём своих клиентов.

2. Учебный центр «Назубок».

Хотите изучить языки?

Опытные специалисты качественно, быстро и доступно обучат вас говорить по-английски, по-немецки, по-французски.

Непременно обратитесь к услугам наших специалистов.

3. Фирма «Ягуар».

Водители фирмы работают круглосуточно.

Быстро и комфортно доставят вас в любую точку города и области.

Звоните немедленно. Вызов и посадка - бесплатно.

4.Хотите приобрести цветы?

Это можно сделать дешёво в нашем магазине «По-летнему».

Мы обслужим вас быстро, приветливо, уважительно, внимательно, лучше всех!

Спешите к нам немедленно.

5. Уважаемые дамы и господа!

Школа кулинарии «Натощак» приглашает овладеть самой ходовой, самой вкусной, актуальной профессией:

повар - кулинар - кондитер.

Работать нужно вручную быстро, оперативно, тютелька в тютельку.

Приглашаем вас в нашу школу ежедневно.

6. Магазин «Шагом» предлагает обувь для всех возрастов.

Удобно, красиво, современно, стильно, аккуратно сделанная обувь подойдёт всем. Наша обувь сделана вручную, ждём всех от мала до велика.)

- Молодцы! Все вы прекрасно потрудились, и я думаю, ваши объявления многих заинтересуют. Мы передаем их в дизайнерский отдел, где отберут две лучшие рекламы для публикации.

А теперь, господа журналисты, ответьте мне на вопрос: « Какую роль играет употребление наречий в тексте?»

- Наречия делают речь более точной и выразительной.

- Правильно. С помощью наречий мы более точно и образно выражаем мысли, связываем предложения в текст.

- Уважаемые дизайнеры, вам слово. ( «Для публикации мы выбрали вариант _ и _ , потому что…) -- Все согласны?

III. Редактирование интервью.

Ребята, журналистов часто обвиняют в отсутствии профессионализма при составлении статей. На ваших столах лежит черновой вариант интервью с олимпийской чемпионкой - гимнасткой Светланой Хоркиной. (Слово корреспонденту) Слово о Хоркиной (Слайд)

Ваша задача - письменно отредактировать текст и подготовить его к публикации, то есть наречия, заключенные в скобки, употребить в правильной степени сравнения. На работу дается 5 минут. Работаем в группах. Время пошло! Редактор контролирует время.

Интервью со "звездой" (Слайд)

- Какие книги Вы обычно читаете?

- Я люблю читать детективы Татьяны Поляковой, которые с каждым годом становятся все /интересно/, а /рано/ я с удовольствием читала фантастику.

- А у Вас много друзей?

- Много приятелей, а друзей всего трое. Я считаю, что друга /легко/ потерять, чем найти.

- Вы /часто/ посещаете театры или выставки?

- К сожалению, у меня в этом году стало /много/ соревнований, а свободного времени /мало/. Но все же я посещаю выставки, а театры гораздо /редко/.

Корреспондент выполняет работу на компьютере

Проверка. Читает один человек интервью. Сдайте работы корректорам. (Слайд)

Правильный вариант сдается редактору

IV. Семинар - повышения квалификации.

1. Лексическая разминка (Слайды)

Редактор называет фразеологизм, все записывают синоним в тетрадь; наречие - синоним фразеологизм.

Тьма-тьмущая (много)

Черепашьим шагом (медленно)

Кот наплакал (мало)

Сломя голову (быстро)

Работать не покладая рук (усердно)

За тридевять земель (далеко)

Хоть глаз выколи (темно)

Ни свет ни заря (рано

Полученные синонимы озвучиваются по цепочке.

- Спасибо, Диана. Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Каждый журналист в совершенстве обязан владеть лексикой.

2. Устный опрос: ( 5 минут)

Ребята, редактируя интервью, в какой степени сравнения употребили наречия в (в простой сравнительной) - Какие еще формы степени сравнения бывают у наречий? Приведите примеры. (Составная форма сравнительной степени и составная форма превосходной степени)

-Очень много речевых ошибок связано с употреблением наречий в одной из степеней сравнения и с незнанием лексического значения наречий

Сейчас мы исправим такие ошибки. (Слайд) Найдите третье лишнее

Моложе, дальше, звончее, красившее, прямее, горше, более тонко, более легче.

3. Корректорская работа.

Уважаемые журналисты, любой экземпляр газеты - результат не только вашей деятельности, но и кропотливой работы корректоров. Именно они исправляют ошибки и доводят до совершенства любой материал. На слайде и на распечатках- статья начинающего журналиста, в которой допущены орфографические ошибки в наречиях.

Перед вами отрывок из статьи начинающего журналиста

В спортивном зале

Сережа прыгнул вверх не высоко. Друзья немедлено переглянулись. Сережа давным давно не тренировался и теперь не мог занова повторить трюк. Мальчик еще раз подпрыгнул и хотел достать шарик. Но сново чуть чуть промахнулся. По прежнему друзья недоумевали. Им было невтерпежь подбодрить друга…

Исправить ошибки. Работаете самостоятельно. Листочки сдаются корректорам

Один человек (корректор) работает на компьютере.

Проверка по слайду Правильный вариант сдается редактору

4.Устный опрос

Я прошу вспомнить и перечислить орфограммы по теме «Наречия».

(- слитное и раздельное написание не с наречиями на -О/-Е;

- буквы Е и И приставках не- и ни- отрицательных наречий;

-одна и две буквы Н в наречиях на -О/ - Е;

- буквы О и Е после шипящих на конце наречий;

- буквы О и А на конце наречий;

- дефис между частями слова в наречиях;)

- слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных;

- мягкий знак после шипящих на конце наречий).

- Хорошо, все орфограммы названы правильно.

5. Тестовое задание.

Совсем недавно я прочитала высказывание в интернете, что журналисты - народ малограмотный, часто допускают ошибки, особенно на правописание одной и двух н в наречиях. Уверена, что вас это не касается.

Укажите ту колонку, в которой количество согласных соответствует написанию всех приведенных слов:

1

2

3

4

5

6

Удивле..о

нн

н

нн

н

нн

н

Увере..о

н

н

нн

нн

нн

н

Многослов..о

нн

н

н

н

н

нн

Отчая..о

нн

нн

н

нн

нн

н

Затем..о

н

н

нн

н

н

нн

Облегче..о

нн

н

н

нн

нн

н

V. В мире слов

Обычно в газете есть рубрика «Любителям русского языка»

Для нашего номера газеты такую рубрику подготовила Римма.

(Слайд) распечатка - редактору

V1. Одной из самых любимых рубрик является кроссворд. Его подготовила Сюзана.

(на доске начерчен). Распечатка - редактору

- Уважаемые работники редакции. Настал момент верстки первого номера газеты . Прошу редактора, представителя дизайнеров заняться этим.

А я проведу блицтурнир между корректорами, корреспондентами и дизайнерами. Каждой команде по очереди задам вопрос. Если одна команда не ответит, вопрос переходит к другой. Ребята, будьте внимательны.

Помогает мне ответственный секретарь

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

IX. Блицтурнир.

Могут ли наречия употребляться при существительном? Приведите примеры. /Езда верхом, путешествие пешком, бег в припрыжку, разговор шепотом, прогулка вдвоем, чтение наизусть./

Можно ли определить вне текста, к какой части речи относятся слова - глубоко, широко, далеко? /Нет! Эти слова могут быть не только наречиями, но и средним родом краткой формы прилагательного./

Какое выражение состоит из двух наречий, которые могут быть предлогами? /Вокруг да около/.

Перечислите подряд пять дней недели, не называя их. /Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра/

Запишите как можно больше наречий, начинающихся с на- /набекрень, намертво, набело, наедине, насмарку, навытяжку, навеки, навылет, навзрыд, набок, навыворот, намертво, наповал. Начистоту, наяву, нараспев, начеку, настрого… Даю вам ровно минуту.

- Я даю слово жюри, но последнее задание я оценю сама при проверке листочков.

X. Подведение итогов урока. Рефлексия

Спасибо всем, кто сегодня потрудился над выпуском газеты , посвященной теме «Наречия» Мы с вами неплохо сработались,

обобщили и повторили знания, полученные при изучении наречий.

Закончите предложение: Сегодня на уроке я (мне)….

XI. Домашнее задание.

- Взять интервью у руководителей кружков и секций нашей школы. В своих вопросах используйте наречия.

-Успехов вам и хорошего настроения! Спасибо за урок!







© 2010-2022