ЕЩЕ РАЗ О ПРОБЛЕМЕ ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЕЩЕ РАЗ О ПРОБЛЕМЕ ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ        Известно, что проблема чтения является одной из самых актуальных в наши дни. Не случайно ЮНЕСКО в последние годы рассматривает чтение как «одно из приоритетных направлений работы по повышению качества базового образования». При этом обращается внимание на то, что умение читать не сводится лишь к овладению техникой чтения, это «способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЕЩЕ РАЗ О ПРОБЛЕМЕ ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Известно, что проблема чтения является одной из самых актуальных в наши дни. Не случайно ЮНЕСКО в последние годы рассматривает чтение как «одно из приоритетных направлений работы по повышению качества базового образования». При этом обращается внимание на то, что умение читать не сводится лишь к овладению техникой чтения, это «способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества».

Сегодня в чтении школьников обозначились два его вида: «досуговое» (для себя) и «деловое» (учебное), и в деловом чтении оказалась русская классика. Библиотеку школьники посещают, чтобы выполнить какое-либо задание. Дети не читают произведения школьной программы потому, что, по их мнению, классика давно устарела, перестала быть актуальной. Сегодня дети не любят читать ещё и потому, что не понимают значений многих слов русского языка, активный запас которых резко сокращается, а лексикон школьников и чтение находятся в тесной связи. Нередко современный ребёнок читает художественные произведения и с экрана компьютера, однако, согласно результатам зарубежных исследователей, электронный текст удерживает его внимание в среднем 15 минут. В преодолении сложившейся ситуации главная роль отводится семье и школе.

Я как учитель с почти 30-летним стажем считаю, что из школы ни под каким предлогом не должна уйти классика. Но как же сделать так, чтобы ученик «повернулся» к тексту, чтобы текст смог его заинтересовать? На мой взгляд, нужно взять на вооружение «хорошо забытое старое» - комплексный подход к руководству чтением учащихся на основе взаимосвязи классного и внеклассного чтения. На уроках необходимо уделять время чтению художественных произведений (что в последнее время забыто): предполагается, что дети прочитали к уроку произведение дома. Однако сегодня, в условиях предпочтения детьми видеокультуры и нежелания читать, проблема первоначального чтения на уроках становится, как никогда, актуальной, потому что успешное освоение школьниками курса литературы возможно только при прочтении художественных произведений, экранизации которых не могут полностью заменить чтения. Это другое искусство, по-своему подающее классику и современную литературу, в большей степени формирующее конкретные представления, дающее готовые решения. А чтение книг в большей степени развивает воображение, значение которого в умственном и психическом развитии детей трудно переоценить.

Конечно, нельзя принижать и значения анализа текста на уроке, потому что он учит школьников вдумчивому, сознательному чтению, развивает мыслительные способности, повышает общую их культуру и культуру речи. Но нельзя принижать и значения первоначального прочтения произведения, так как искусство слова само по себе имеет образовательное и воспитательное значение.

Именно первичное прочтение и восприятие учениками произведения становятся отправной точкой его изучения. От первых, возможно поверхностных, впечатлений учеников учитель выбирает путь анализа произведения. Пускай первое прочтение произведения будет свободным от анализа или объяснительного чтения, без вопросов и заданий. Ребёнок сначала испытает воздействие художественного слова, а потом, в ходе анализа, опять вернётся к чтению текста, чтобы разобраться в нём.

В V-VII классах дети как правило читают «про себя», и это для них основной вид чтения. Поэтому на уроке учителю необходимо читать текст вслух ( минут 10-15), а дети продолжают чтение дома. Особенно это нужно делать, когда дети начинают изучать древнерусскую литературу, а также некоторые произведения русской литературы XVIII века. И, конечно, лирику любого периода нужно читать вслух.

Организация систематической, целенаправленной работы по развитию у школьников любви, интереса к чтению связана с необходимостью учёта самостоятельного (дополнительного) чтения учащихся. Это не должно быть самоцелью, навязчивым контролем. Учёт самостоятельного чтения даёт учителю представление о том, что, как и сколько читают дети. Это нужно знать, чтобы расширить, разнообразить круг их читательских интересов, способствовать литературному и духовному развитию. Продуктивна давняя традиция ведения читательских дневников. Замечательно, если дневник станет для ученика собеседником, другом, помощником при написании сочинений, усвоении программной литературы, при участии в интеллектуальных играх и пр. В связи с этим он может вестись в свободной форме, возможно, с рисунками, иллюстрациями, с выписками понравившихся мыслей, стихотворных строк. Чтение дневниковых записей на уроке - добровольное дело их автора.

В V-VI классах использую так называемые читательские экраны с именными «кармашками», куда ребята вкладывают карточки со сведениями о прочитанной книге. Одноклассники знакомятся с тем, что прочитали их товарищи, узнают их впечатления о книге. Так происходит обмен читательской информацией. В классах постарше уделяю время (5-7 минут) на рубрику под названием «Рекомендую прочитать», когда ребята рассказывают о прочитанной книге. Известно, что рекомендации сверстников подростки воспринимают более охотно, чем взрослых.

Изучение библиотечных формуляров тоже дает некоторое представление о читательских интересах учащихся, хотя многие из них пользуются не только школьной библиотекой. Интересной и эффективной формой учёта самостоятельного чтения учащихся и пропаганды книги является «защита читательского формуляра»: ученик рассказывает о самых интересных прочитанных книгах, объясняет свой выбор, советует одноклассникам прочитать их, чтобы потом обменяться впечатлениями.

Узнать уровень начитанности учащихся помогают беседы коллективные и индивидуальные, письменные работы, например, на темы: «Моя библиотека», «Моя читательская биография», «Книги - мои друзья» и т.д., которые можно проводить на классных часах или уроках внеклассного чтения. Довольно эффективным способом изучения читательских предпочтений является анкетирование. Целесообразно использовать комплексную методику учёта дополнительного (самостоятельного) чтения учащихся и на основе полученных результатов выбирать направления работы с учащимися по обогащению их читательского опыта. Это и есть «руководство» чтением.

В старших классах уместно проводить коллективное обсуждение книги: это помогает наиболее глубоко выявить её нравственную проблематику, услышать современность её звучания, потому что в художественном произведении, по мнению М.Пришвина, будь оно написано о чём угодно и как угодно удалено от современной темы, внутренняя тема всегда современна.

Обсуждение той или иной книги может перерасти в диспут или быть подготовлено как диспут. В период становления личности дискуссия, спор - незаменимые способы формирования собственного мнения, оценочных суждений. Спор ставит ученика в ситуацию выбора решений, оценок, необходимости их высказывать, аргументировать, доказывать и отстаивать. Этот процесс сопровождается эмоциональной активностью, вовлекая в сопереживание и соразмышление и пассивных ребят. Каждый из них, даже не выступая, имеет возможность сопоставлять своё мнение с мнениями товарищей, взрослых. В диспутах складывается очень нужное умение слушать своего оппонента, уважать его точку зрения, принимать критические замечания в свой адрес.

Чтобы заинтересовать ребят, можно прочитать интригующий отрывок из книги и предложить познакомиться с ней, поделиться противоречивостью своих впечатлений и попросить помочь разобраться, можно познакомить ребят с критическими отзывами в печати по поводу произведения и т.д. Важно показать и саму книгу, ведь нынешние издательства ( н-р, «Розовый жираф») не жалеют средств на художественное оформление книги, и ее внешний вид может просто (по принципу конфеты в красивой обертке) привлечь некоторых учащихся.

Безусловно, в приобщении к чтению большая роль отводится семье. Сейчас у нас почти полностью разрушена традиция семейного чтения. Поэтому на родительских собраниях мы вновь должны поднимать эту тему и рекомендовать родителям возобновлять эту традицию. Только совместными усилиями учителей, библиотеки и родителей мы сможем вернуть интерес к чтению, что, в свою очередь, поможет сохранить наши культурные традиции, передать молодому поколению ценности, накопленные отечественной и мировой культурой.

© 2010-2022