Активные методы обучения в школе

Активные методы обучения — это методы, которые побужда­ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче­ние предполагает использование такой системы методов, кото­рая направлена главным образом не на изложение преподавате­лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов о...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активные методы обучения

Современные экономические условия складываются таким образом, что востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения.

Определена стратегическая цель содержания образования - обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации содержание образования призвано обеспечить интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

С учётом общественных изменений, на первый план выдвинули, прежде всего, коммуникативные способности как способности к общению, взаимодействию. Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания - это естественная потребность учащихся. В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то положительное, что оказывает влияние на самостоятельную познавательную деятельность школьника .

В связи с этим особую актуальность приобретает использование активных методов обучения в повышении читательской грамотности.

На сегодняшний день развитие читательской активности молодежи требует особого внимания. Налицо негативное влияние мощного информационного потока книжного рынка со случайной низкохудожественной литературой. Большие образовательные и воспитательные возможности литературы и русского языка как учебных предметов не реализуются сами по себе, если не организовать соответствующим образом процесс ее преподавания.

Результаты Pisa показывают, что уровень развития коммуникативной компетенции значительной части выпускников не отвечает современным требованиям. Явно прослеживается недостаточное развитие навыков работы с предложенным текстом и творческих способностей, необходимых для разбора этого текста.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений . Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

Актуальность использования активных форм обучения обусловлена тем, что в современных условиях обостряются противоречия:
- между теоретическими знаниями учащихся и умением их применять на практике в жизни;
- между наличными, имеющимися, укрепившимися у учащихся навыками и новыми требованиями, например при смене учителя, при переходе из начальных классов в среднее звено, при переходе в другую школу и т.д.;
- в методах обучения: руководящая роль учителя и развитие самостоятельности учащихся;
- между единым одинаковым темпом работы класса и большим различием в способностях и трудолюбии учащихся.


© 2010-2022