Сценарий литературного вечера Блок в плену у Дельмас

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературный вечер для учащихся 10-11 классов

Блок в плену у Дельмас

1.Шестнадцатого сентября 1913 года Александру Блоку исполнилось 33 года.

Позади - туманы и зори «Стихов о Прекрасной Даме»; призрачные видения ночного Петербурга, из которых появилась «Незнакомка»; холодное отчаяние цикла «Страшный мир».

2.С фотографии этого времени смотрит красивое, холодное, измученное лицо.

Былая душевность перегорела в нём. Появилось отчуждение, которое могло показаться и высокомерностью.

Лирические стихи теперь Блок пишет редко. «Я слишком хорошо умею это делать »-, говорит он.

И ещё: «Человек во мне умер. Я всё больше становлюсь художником».

3. Это прекрасно: чувствовать своё мастерство, чувствовать, как тебе подвластен материал, и вместе с тем - проклятие- смотреть на свою жизнь как на материал для будущих стихов и пьес.

4.Давно уже не удовлетворённый собой и своими стихами, Блок где-то в глубине души всё же надеется, что, что ещё придёт к нему настоящая жизнь, настоящая любовь и подлинное творчество.

Эту надежду он прячет даже от себя: «Есть такой человек (я), который думал больше о правде, чем о счастье. Оно приходило само и, приходя, становилось сейчас же не собою. Я и теперь не жду его, бог с ним».

5. И пусть ему 33. И пусть все твердят о том, как значительно и прекрасно то, что он уже написал, тайная надежда на будущее не покидает его:

«Другом называется человек, который говорит не о том, что есть или было, но о том, что может и должно быть с другим человеком».

6. Затянувшееся молчание таило в себе новую вспышку, новый взлёт. Три раза в жизни Блок испытывал небывалый подъём, небывалое обострение всех чувств, когда он за день писал несколько десятков строк, когда на него налетал какой-то музыкальный вихрь, который, казалось, сам диктовал эти строки, и оставалось только записать их.

7.Первый раз это было в 1907 году, в период создания «Снежной маски»,- до семи стихов в день. Последний -в 1918-м, когда он написал за 20 дней поэму «Двенадцать».

А второй раз это случилось весной 1914 года, когда он написал цикл «Кармен», посвящённый замечательной оперной артистке Любови Андреевне Дельмас.


(Музыкальный фрагмент из оперы «Кармен)


И в бедро уперлася рукою,

И каблук застучал по мосткам,

РСценарий литературного вечера Блок в плену у Дельмасазноцветные ленты рекою

Буйно хлынули к белым чулкам...

Но средь танца волшебств и наитий

Высоко занесённой рукой

Разрывала незримые нити

Между редкой толпой и собой.

Чтоб неведомый северу танец,

Крик Handa и язык кастаньет

Понял только влюблённый испанец

Или видевший бога поэт.

(Продолжение музыки)

9.Из воспоминаний Бекетовой, тётки поэта.

«Сезон 1913 -14 года ознаменовался новой встречей и новым увлечением. Осенью Александр Александрович собрался в музыкальную драму, которая помещалась тогда в театре Консерватории. Его привлекала «Кармен». Он уже видел эту оперув исполнении Марии Гай, которая ему очень понравилась, но особенно сильного впечатления он не вынес.

В музыкальной драме он увидел в роли Кармен известную актрису Любовь Александровну Дельмас и был сразу охвачен стихийным обаянием её исполнения и соответствием всего её облика с типом обольстительной неукротимой испанской цыганки. Этот тип был всегда ему близок. Теперь он нашёл полное его воплощение в огненно-страстной игре, обаятельном облике и увлекательном пении Дельмас ».

(Фрагмент из «Кармен»)

.Из воспоминаний Любови Александровны Дельмас.

«В 1913 году я была приглашена для роли Кармен в Художественную оперу «Музыкальная драма».Я только что возвратилась из Парижа, где на родине Мериме и Бизе посмотрела всех кармен. Французские Кармен меня огорчили и разочаровали.

Моя жизнь тогда была на распутье, что-то во мне бунтовало, что-то не ладилось, всё время меня куда-то влекло, а куда -сама не знаю. Полный разлад.

И вот после нескольких выступлений в «Кармен» 14 февраля 1914 года я получила конверт с печатью «А.Б.» и букет красных роз. Вскрываю конверт, читаю: «Я смотрю на вас в «Кармен» третий раз, и волнение моё растёт с каждым разом...»

(Муз. Фрагмент из «Кармен»)

11. «...Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз, и волнение моё растёт с каждым разом. Прекрасно знаю, что неизбежно влюбляюсь в Вас, едва Вы появитесь» на сцене. Я думаю, что мог бы быть с Вами; думаю, что Вы позволили бы мне смотреть на Вас, что Вы знаете, может быть, моё имя. Я- не мальчик, я знаю эту адскую музыку влюблённости, от которой стон стоит во всём существе и из которой нет никакого исхода».

12. Блок написал Любови Александровне несколько писем. Удивительные по искренности любовные послания. Он писал, что любовь пришла не спрашиваясь, помимо его воли, в нем растут забытые чувства, идет какое-то помолодение души. И еще признался, что, как гимназист, покупает ее карточки, стоит дураком под ее окном, смотря вверх, ловит издали ее взгляд, но боится быть представленным, так как не сумеет сказать ничего, что могло бы быть интересным для нее. И мечтает лишь поцеловать руку, которая бросила ему цветок, и он, как Хозе, поймал его. В эти дни он пишет и отсылает Карменсите первые посвященные ей стихи.

За окном падал вялый мартовский снег, а в душе поэта бушевала буря. Поэт понял, что цветок, брошенный ею, заколдован, и теперь он всецело в ее властиСценарий литературного вечера Блок в плену у Дельмас

13.Как океан меняет цвет,

               

24 марта 1914

16.«Такое бывает: поэт способен провидеть то, что его ждет, может,скажем, напророчить себе встречу с женщиной. Еще в ранних его стихах возникает образ цыганки, слышатся звон монист, удары в бубен. Он словно ждал момента, когда плясунья кочевая, «как отзвук забытого гимна»,вспыхнет перед ним звездой в ночи и войдет в его судьбу». Дельмас пела Марину Мнишек в «Борисе Годунове». "Евгении Онегине", "Снегурочке", "Пиковой даме"

17..Они были ровесниками. Интересной мистикой кажется, что они встретились в театре.
Поэт «явился на премьеру слушать какую-то новую диву, прибывшую чуть ли

не из провинции петь Кармен в Петербурге, а имя забыл».

В это время Александр Блок купил программку, нашел нужную строчку.

Кармен - г-жа Андреева-Дельмас.
«- Как имя госпожи Дельмас? - спросил Блок самым что ни на есть равнодушным тоном у капельдинера, который по-прежнему стоял рядом и так и ел глазами знаменитого поэта».

«И тут же до него дошла вся нелепость его праздного любопытства. Как могут звать Кармен?!

- Любовь, - послышался голос капельдинера. - Имя их будет - Любовь Александровна. Кровь застучала в голове. Любовь!
Нет, в самом деле - ну как еще могут звать Кармен?!»



18.Теперь он не только сидел в третьем ряду партера, в девятом кресле,- он одновременно был там, на сцене, в казармах и тавернах, не вмешиваясь в ее трагическую игру с Хозе и опасное кокетство с Эскамильо, но постоянно соучаствуя в них:
Первый акт прошел как во сне. В антракте Блок вышел в фойе, встал у стены, опустив глаза, нарочито избегая взглядов общих знакомых.

Ты встанешь бурною волною
В реке моих стихов,
И я с руки моей не смою,
Кармен, твоих духов…

19.Судьба иногда посылает странные совпадения. Оказалось так, что Блок и Дельмас жили на одной улице - на Офицерской улице.

После знакомства Блок и Дельмас виделись чуть ли не ежедневно.Пешком возвращались из театра на Офицерскую. Или белыми ночами бродили по закоулкам старой окраины, по Заводской, Перевозной,мясной... вслушивались в гудки судостроительного завода,расположенного поблизости, ловили запахи моря, донесённые сюда ветром.

20.Или шли к Неве по набережной Пряжки, через мост, который он назвал"Мостом вздохов", - пояснив, что есть такой же, похожий, в Венеции.Ужинали в ресторанах, пили кофе на вокзале, ездили на Елагин остров, гуляли в парке, ходили в кинематограф, катались с американских гор. И снова "улицы, и темная Нева, и Ваши духи, и Вы,и ВЫ, и ВЫ!".

2Сценарий литературного вечера Блок в плену у Дельмас1.Современники отмечали, что Блок и Дельмас были на удивление красивой парой. Это казалось особенно заметным, когда они выступали вдвоём со сцены. Интересно, что они часто выступали вместе на литературных вечерах, где Дельмас пела романсы на стихи Блока.

На первом представлении "Незнакомки" Дельмас была особенно ослепительна в своем лиловом открытом вечернем платье. "Как сияли ее мраморные плечи! - вспоминала современница. - Какой мягкой рыже-красной бронзой отливали и рдели ее волосы!

Как задумчиво смотрел он в ее близкое-близкое лицо! Как доверчиво покоился ее белый локоть на черном рукаве его сюртука". Казалось,вот оно, его счастье, которое нашел однажды в Таврическом саду, где они вместе выискивали на ветках сирени "счастливые" пятиконечные звездочки цветков.


Я помню нежность ваших плеч
Они застенчивы и чутки.
И лаской прерванную речь,
Вдруг, после болтовни и шутки.

Волос червонную руду

И голоса грудные звуки.
Сирени темной в час разлуки
Пятиконечную звезду.

И то, что больше и странней:
Из вихря музыки и света -
Взор, полный долгого привета,
И тайна верности... твоей.

23.В 1914 году Блок опубликовал стихотворный цикл "Кармен". «весь поэтический цикл "Кармен" Блок создал за две мартовских недели.
В нём - вся история его неукротимого чувства: и взгляд, которому нет сил противиться, и пляска страсти, от которой не уйти, и рокот бурь, и губительная прелесть Кармен, и нестерпимое желание поймать ее, танцующую и дикую, в жаждущие руки….

Поэт написал свой роман еще до начала его в реальной жизни. И Дельмас он изобразил той Кармен, которую желал в ней видеть».

24.Блок стал просто одержимым музыкой. Он с наслаждением слушал фуги Баха, музыку Вагнера, которой не переставал восхищаться…
Во время страшной, первой мировой войны, Александр Блок слышал музыку…

ЕСценарий литературного вечера Блок в плену у Дельмассть демон утра. Дымно-светел он,
Золотокудрый и счастливый.
Как небо, синь струящийся хитон,
Весь - перламутра переливы.

Но как ночною тьмой сквозит лазурь,
Так этот лик сквозит порой ужасным,
И золото кудрей - червонно-красным,
И голос - рокотом забытых бурь.



25.В июне Блок покинул свою Кармен.

Любовь Александровна уехала - к себе на родину в Чернигов. Он подарил ей на прощанье свою фотокарточку, она оставила адрес и просила писать. Но писем она, увы, так и не получала…

Бушует снежная весна.
Я отвожу глаза от книги...
О, страшный час, когда она,
Читая по руке Цуниги,
В глаза Хозе метнула взгляд!
Насмешкой засветились очи,
Блеснул зубов жемчужный ряд,
И я забыл все дни, все ночи,
И сердце захлестнула кровь,
Смывая память об отчизне...
А голос пел: Ценою жизни
Ты мне заплатишь за любовь!

26.В конце июня она получила его письмо. Наконец-то! А то ей казалось,что Блок забыл её. Блок писал ей: "Я не знаю, как это случилось,что я нашел Вас, не знаю и того, за что теряю Вас, но так надо.Надо, чтобы месяцы растянулись в годы, надо, чтобы сердце мое сейчас обливалось кровью, надо, чтобы я испытывал сейчас то, что не испытывал никогда, - точно с Вами я теряю последнее земное. Только Бог и я знаем, как я Вас люблю".

Среди поклонников Кармен,
Спешащих пестрою толпою,
Ее зовущих за собою,
Один, как тень у серых стен
Ночной таверны Лиллас-Пастья,
Молчит и сумрачно глядит,
Не ждет, не требует участья,
Когда же бубен зазвучит
И глухо зазвенят запястья, -
Он вспоминает дни весны,
Он средь бушующих созвучий
Глядит на стан ее певучий
И видит творческие сны.

В 1915 году вышла поэма Блока «Соловьиный сад», и он подарил её Дельмас, с дарственной надписью «Той, что поёт в соловьином саду».

27.Их отношения продолжались до середины 1917 года. Но это была уже только «плоть, без души». Их когда-то страстный роман постепенно перегорел в простую дружбу - она продолжалась до самой смерти Блока, наступившей 7 августа 1921 года. Перед смертью Блок просил Дельмас сжечь его письма к ней....

Когда Блок покидал Дельмас, он обронил случайную фразу: "Бедная, она была со мной счастлива..."

…Любовь Александровна пережила поэта на полвека.

Использованная литература




































































© 2010-2022