Методическая разработка по литературе

 Тема урока раскрывает трагизм  повседневного будничного существования и духовного оскудения личности.  Урок разработан с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" и  направлен на формирование навыков вдумчивого чтения, рефлексивного письма,  развитие умения самостоятельно анализировать   произведение, способствует организации рефлексивной деятельности в обучении на основе глубокой проработки информации и сопряжения её с личным опытом.  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

ГККП Политехнический колледж

Методическая разработка по литературе



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Предмет: литература

Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч»

Преподаватель русского языка

и литературы: Калиева К.А.



КОКШЕТАУ 2011



Уроки литературы должны быть направлены, прежде всего, на воспитание вдумчивого читателя, который умеет критически мыслить, получающий положительные эмоции от процесса чтения, имеющий свою точку зрения и умеющий отстаивать ее.

Использование технологии формирует навыки направленного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма, развивает критическое мышление. Поскольку тексту в технологии РКМЧП отводится приоритетная роль, чтение и письмо понимаются как взаимосвязанные процессы, способствующие организации рефлексивной деятельности в обучении на основе глубокой проработки информации и сопряжения её с личным опытом.









Тема : А.П. Чехов «Ионыч». Тема гибели души человеческой.

Цель: раскрыть трагизм повседневного будничного существования и духовного оскудения личности. Формировать навыки вдумчивого чтения, рефлексивного письма, способствовать развитию умения самостоятельно анализировать произведение.

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Тип урока: комбинированный

Наглядные материалы: портрет, презентация о творчестве А.П. Чехова

Ход урока:

Организационный момент. Проверить присутствующих. Объявить тему урока. Разделить группу на 4 группы.

При изучении биографии писателя

Группа учащихся выступает с сообщением о писателе и демонстрирует приготовленную ими презентацию.

Остальные учащиеся во время выступления делают пометки в тетрадях и оформляют биографию в виде кластера, по которому на следующий урок при опросе они могут легко восстановить биографию писателя.

Методическая разработка по литературе

Кластер по биографии

г. Таганрог 1867-1879

1860 г. Греческая школа,

А.П. Чехов

Писатель, драматург

1860-19041898 -пьеса «Чайка»

Московский университет

Медицинский факультет 1899 пьеса -«Три сестры»

1903-1904 - пьеса

«Вишневый сад»

1890-

Поездка на Сахалин 1902 - Ялта

1904- скончался в Баденвейлере

1893-1894 - книга.

Остров Сахалин

1891,1894,1897,1901-

поездки за границу

Рассказ «Ионыч»

Побуждение: обратиться к учащимся со следующими вопросами, которые помогут подготовить учащихся к личностному восприятию произведения:


  1. Как вы представляете себе свою дальнейшую жизнь?

  2. Какими вы видите себя в будущем?

  3. Что может помешать вам, осуществить свои мечты?

  4. Будете ли вы бороться за осуществление своей мечты?

Осмысление: работа с художественным текстом. Чтение рассказа с остановками.

1 глава.

- каким вы видите город?

- как вы представляете себе жителей этого города?

- что вы можете сказать о семье Туркиных?

- согласны ли вы с мнением жителей города, что семья Туркиных самая талантливая семья в городе?

Прогнозирование сюжетной линии во второй главе.

2 глава.

- что изменилось за год?

- как вы относитесь к образу Екатерины Ивановны? Как к ней относится Дмитрий Старцев? Расскажите об отношении автора к образу Екатерины Ивановны?

-что поразило Старцева на кладбище?

- Какие чувства испытывал Дмитрий Старцев?

Прогнозирование по поводу развития сюжетной линии в третьей главе.

- почему Екатерина отказала Старцеву?

- что почувствовал Старцев при отказе?

- можно ли назвать чувства Дмитрия искренними? «А приданного они дадут, должно быть, немало»

Анализ 4 главы.

- что изменилось за 4 года?

- почему Старцев ни с кем не сходился близко?

- что испытывал Старцев когда «вынимал из карманов бумажки, добытые практикой»?

- Что из изменилось в семье Туркиных?

- как вы думаете, как будут развиваться отношения Старцева и Екатерины Ивановны?

- что мешало Старцеву «чувствовать как прежде»?

Прогноз 5 главы.

- Что изменилось за несколько лет?

При анализе 5 главы составить сравнительную таблицу

Дмитрий Старцев

Ионыч

Молодой врач, интеллигентный, образованный, испытывает светлые человеческие чувства,

трудолюбивый, полон сил,

Жизнерадостен, романтичен, отзывчивый

«Пополнел, ожирел», «… не человек, а языческий бог». Бесцеремонен. «жадность одолела», тяжелый, раздражительный. «Любовь к Котику была его единственной радостью..»

ОДИНОКИЙ

Рефлексия: составить синквей к образу Дмитрия Старцева и Ионыча

Дмитрий Старцев

Молодой, отзывчивый

Работает, любит, помогает

Дмитрий пытается стать счастливым человеком

Романтик

Ионыч

Одинокий, жадный

Не сопротивляется, злится, не чувствует

Он погибает, потому что погибает его душа

Эгоист

Дмитрий Старцев

Ионыч

УМИРАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛОВЕКЕ

ПРИЧИНА ?

  1. Общая неустроенность

  2. Стремление к выгоде

  3. Недостаточная чуткость к людям

  4. Раздражительность

  5. Непоследовательность в своих убеждениях

  6. Неспособность отстаивать свои убеждения

  7. Лень, нежелание бороться с пошлостью

  8. Ограждение себя от активной жизни

Написать эссе по впечатлениям от рассказа

«В чем трагедия Дмитрия Старцева»

Подвести итоги урока.

Индивидуальная оценка учащегося

Что оценивается

5

4

3

2

Умение объяснить материал


Содержательная формулировка вопросов


Соответствие примеров


Оказание помощи членам группы


Презентация проекта




© 2010-2022