Значение преподавания русского языка и литературы в современном обществе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тимофеева Т.Г.

Значение преподавания русского языка и литературы в современном обществе


В статье рассматривается ряд проблем в области преподавания русского языка и литературы в средне - профессиональном образовательном учреждении.

Ключевые слова: русский язык, языковая личность, жаргонизмы, ненормативная лексика, словотворчество.

Падение интереса к чтению, а порой и его отсутствие у студентов, волнует каждого преподавателя русского языка и литературы. Вследствие чего наблюдается низкая коммуникативная, языковая и филологическая компетенция, эстетическая глухота наших выпускников. Настоящая русская художественная литература пугает ребят своими объемами, сюжетами. Они не хотят, а порой бояться вникнуть в проблемы героев, считая, тех прошлым или позапрошлым веком. И их проблемы - это вовсе не проблемы нового поколения. И вот наша задача показать, как жизнь ушедшего поколения совершенно не чужда нам, а более того, мы продолжаем их начатый путь. Порою стремимся ответить на те самые вопросы, на которые, как нам кажется, они не в состоянии были ответить, у них не было того исторического опыта, которым богаты мы.

«Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка…» - писал К. Д. Ушинский. Русский язык - это один из таких учебных предметов, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на этих уроках формируется мышление, прививается чувство любви к семье, родному языку, к родной стране. Через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие человека, а так же усвоение всех других учебных дисциплин. Гуманность общества, выражаемая через обучение языку, состоит в стремление расширить рамки познания, поднять планку интеллектуального развития студента.

Русский язык - живой, функционирующий язык, важнейшее средство человеческого общения. Свободная речь студента и преподавателя должна постоянно звучать на уроках. И что немаловажно, она должна плавно переходить и на общение с родителями. Если в семье нет сознания святыни, а язык таковым является, в ней утверждается пустота, дети растут неуверенные в себе.

Иными словами, на уроках русского языка формируется языковая личность с ценностным взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с языком и речью.

Язык связан со многими сферами человеческой жизнедеятельности, что объективно определяет высокую потребность в нем и его высокую ценность. Однако субъективная потребность в языке может быть сильно снижена из-за ограниченности социальной сферы его применения и из-за отсутствия интереса к нему.

Современному студенту иногда обычная речь преподавателя кажется слегка скучной, недостаточно выразительной, а речь героев из произведений классической литературы и вовсе бывает не понятной. Для них стряпчий - это человек, работающий на кухне, ямщик - тот, кто копает ямы, лобызание - снятие порчи или что-то вроде этого, резеда - это только имя, но ни как не цветок, уключины - это связка ключей. Вот и начинается «изобретательство». Непонятные для них слова они в анализах произведений или в пересказе сюжетов заменяют своими, как бы сказали футуристы, заменили удобопроизносимыми словами. Словотворчество в наше время не плохое занятие, если оно не коверкает язык, не искажает его, не тормозит, а развивает его языковую культуру. Порою в речь наших студентов «вгрызаются» жаргонизмы, а порою и не цензурные слова. У жаргонных слов «за душой» ничего нет, кроме вот этой самой «выразительности», потому что содержащийся в них смысл всегда можно передать другим литературным словом. Именно поэтому слова в молодежном жаргоне в общем-то недолговечны: как только начинает стираться, «приедаться» их необычность, жаргон от них отказывается. Но тут же рождаются новые слова. Студенты часто злоупотребляют жаргонной лексикой, и это обедняет их речь, делает её грубой, неаккуратной. И главное, эта «болезнь», как ее иногда называют, может дать осложнение - оскудение на долгие годы.

Жаргонизмы - слова нелитературные. Однако писатели используют их для воспроизведения речи соответствующих персонажей. Но применение такой лексики требует весьма осторожного подхода: зачем же «пропагандировать» слова, уродующие богатство языка? Однако речь героев современный беллетристики - яркий пример того, как не надо говорить.

Если с жаргонизмами в студенческой речи можно более или менее смириться, то ни как нельзя мириться с лексикой нецензурной. Она порой пестрит, кричит с уст молодого поколения. И на замечания студенты реагируют на удивление довольно спокойно, относя нас к классикам, которые для передачи точного смысла и веяния эпохи использовали лексику нецензурного содержания. Не понимая, что там она звучит более целесообразно и менее грубо, нежели с уст молодого человека или молодой девушки.

Замена литературного языка ненормативной лексикой ведет к языковой катастрофе. Утрачивая язык Пушкина, Толстого, Тургенева и других великих писателей, мы утрачиваем и свое развитие, свою индивидуальность. Пусть ребята аргументируют тем, что если они захотят в своей взрослой жизни что-нибудь написать, для этого они воспользуются компьютерной орфографией и пунктуацией. А если захотят что-то сказать, то можно объясниться и парой фраз, жестами или кивком, это же будет их поколение, которое так привыкло изъясняться. Только страшно предположить к какому каменному веку палеолита или мезолита может это привести. И что мы сможем изобразить в настенных рисунках?

Самое страшное, что оскудение речи ведёт к духовному оскудению студентов.

Как помочь студенту вписаться в мир - не житейский, не бытовой, а бытийный, обрести высокий смысл своего личного бытия, продолжить традиции высокой культуры, определить своё отношение к жизни, смерти, природе, искусству и Богу? Вопрос этот волнует сейчас многих преподавателей русского языка и литературы. Преподаватель должен чётко знать, к каким нравственным аксиомам он ведёт своего студента. Нет, не лишать его - молодого, неопытного - свободы нравственного выбора: делать свой выбор и отвечать за него будет он сам. Задача преподавателя русского языка и литературы в том, чтобы показать, как этот выбор делала великая русская литература, отечественная культура и её деятели. И действовать преподаватель должен посредством слова, так как именно оно главное орудие педагогического мастерства.

Легко объяснить, что такое планшет, ноутбук, гаджет, айфон, селфи, но трудно дать ответ, что такое любовь, печаль, скорбь, совесть, счастье. Здесь вступают в силу нравственные и духовные основы смысла слова.

Как быть? Как помочь студентам найти ответы на эти вопросы? Помогут нам сердца других людей, тонко чувствовавших биение чужого сердца, остроту времени, поднявшихся на высоты душевные и духовные и сумевших рассказать об этом людям. Это писатели, поэты, святые… Созданные ими произведения дают нам возможность сердцем прикоснуться к важным, необходимым для нашей души словам, хотя бы на миг уловить неуловимое. И первейшая задача современного педагога в подготовки специалистов, на мой взгляд, в том, чтобы в незамутненном виде утвердить эти моральные и гражданские ценности в наших выпускниках. И не просто утвердить, а поставить их в центр. Ибо будущее нашей страны в первую очередь зависит не только от новых технологий, но и от духовно-нравственного потенциала молодежи, от ее доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от ее способности и стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине.

Я твердо убеждена, что уроки русского языка и литературы должны стать, прежде всего, уроками труда души и сердца. Именно эти уроки создают чёткую систему нравственных ценностей. Уроки литературы не должны существовать только как повод для беседы преподавателя со студентом, а уроки русского языка не должны сводиться только к изучению и отработке орфографических и пунктуационных правил.

Я очень часто слышу вопрос от студентов и их родителей: зачем заниматься теорией литературы, зачем эти филологические тонкости? Вы же готовите специалистов среднего звена, а не учителей-филологов? На уроках математики не возникает недоумения по поводу изучения цифр, прежде чем заниматься изучением теории пределов. А на уроках литературы мы можем говорить о сложнейших проблемах вне жанрового размышления, вне самых минимальных знаний по теории литературы. Как же так получается? В музыкальных школах существуют лектории, в которых детей учат музыкальной грамоте. А литература… «Это же ведь и так понятно!» Но в том - то и дело, что понятность только внешняя. Русская литература не может, не должна, принижаться до уровня повода для бесед на уроке без должного её понимания и знания. Она не повод, она - цель. Если русская литература станет частью духовного бытия наших детей, то тогда преподаватель русского языка и литературы поработал недаром. Если студенты поймут, что «язык народа - святыня, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни», значит, преподаватель сделал ещё один важный шаг в воспитании человека, личности. Сейчас очень остро стоит вопрос о том, будут ли наши дети личностями, будут ли знать наши внуки русскую литературу, почувствуют ли они притягательную силу родного языка, Решение данной проблемы зависит от нас, преподавателей русского языка и литературы - преподавателей русской словесности. Русская литература дает подрастающему человеку возможность самопознания, пробуждает желание самосовершенствоваться, помогает сориентироваться в мире существующих ценностей: что есть добро и зло, к чему следует стремиться в жизни, а от чего отказаться, как достичь взаимопонимания с другими людьми.

.Библиографический список

1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи: Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов р/Д: Феникс, 2002. - С.352

2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, М., 1974. Впервые опубликовано (1864)





© 2010-2022