План-конспект урока на тему Сложноподчиненное предложение (9класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сложноподчинённое предложение. Строение СПП.(9 класс)

Цель урока: Сформировать умение находить главное и придаточное (ые) предложения. Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Задачи:

- обучающие : определять место придаточного, средства его связи с главным, тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

совершенствовать умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять схемы СПП;

определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным;

развивать навык правильной постановки знаков препинания в СПП (подготовка к ОГЭ).

-развивающие: развитие умения анализировать, преобразовывать информацию, развитие умения частично-поисковой познавательной деятельности; развитие умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

формирование коммуникативно-речевых действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определенной теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

-воспитательные: воспитание речевой культуры учащихся, их бережного и уважительного отношения к русскому языку; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию (использование СПП в речи).

Тип урока: интегрированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Слово учителя.

- Ребята, мы с вами изучили уже сложносочинённые предложения, выявили их особенности. Говорили также и о сочинительных союзах в таких предложениях. Сегодня же на уроке речь пойдёт о второй группе сложных союзных предложений: о сложноподчинённых предложениях.

Тема урока так и звучит: Сложноподчинённые предложения. (Запись темы в тетрадях.)

Давайте вспомним, какие предложения называются сложными и чем они отличаются от простых?

(Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или более простых предложений. Отличаются количеством грамматических основ).Выполняем задание на индивидуальном листе(Соедините части ….)

Отвечают по одному.

А что вы знаете о сложноподчинённых предложениях на данный момент?

(Сложноподчинённые предложения - это такие предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами, например : 1) Сделано всё, ЧТОБЫ я мог работать спокойно. 2) Выехали в едва зазеленевшие поля, НАД КОТОРЫМИ в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок.)

Вы уже знаете, что в состав сложноподчинённого предложения входит ГЛАВНОЕ и ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Выполните задание 2 на инд листе. Отвечают по одному.

С помощью чего могут быть связаны в сложноподчинённом предложении простые?

(С помощью союзов и союзных слов.)

Являются ли союзы членами придаточного предложения?

(Нет.)

Можно ли сказать то же самое о союзных словах, связывающих простые предложения в сложноподчинённом предложении?

(Нет. Союзные слова являются членами предложения.)

Какие три группы выделяются среди союзных слов?

(1 - слова, которые всегда являются союзными словами; 2 - слова, которые всегда являются союзами; 3 - слова, которые выступают то как союз, то как союзное слово.)

Назовите слова, которые могут выступать в сложноподчинённом предложении то как союз, то как союзное слово.

(Что, когда, как).

Посмотрите на доску и скажите, какое это предложение?

Третьяков свято верил, что "нажитое от народа" должно обязательно вернуться "народу в каких - либо полезных учреждениях".

(Верно, сложное. При помощи чего связаны его части? Союза или союзного слова? Союза)

А кто такой Третьяков?

На предыдущих уроках мы с вами выяснили, что сложные предложения делятся на:

План-конспект урока на тему Сложноподчиненное предложение(9класс)

Чтобы перейти к следующему этапу урока, выполните небольшой тест-это 1-е задание.

Отвечают.

И вот наша с вами задача определить место придаточного, средства его связи с главным, когда мы будем выполнять 12 экзаменационное задание. Потому что оно звучит так…(читаю из КИМа, диктую для разбора 3 предложения, записывают в рабочих тетрадях, разбираем).А теперь открываем 5,6,7-й варианты и решаем только 12-е задание.

Рефлексия.

-Что было самым важным на уроке?

-Над чем еще надо поработать?

Д.з. Повторить виды подчинительной связи.






Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 15 Советского района Волгограда»




Конспект урока по русскому языку
в 9 классе

«Сложноподчинённое предложение.

Строение СПП.»








Подготовила А.А.Кабалина.

учитель русского языка и литературы.




Волгоград, 2015г.

© 2010-2022