Внеклассное мероприятие Лингвистический марафон

Я предлагаю вашему вниманию сценарий внеклассного мероприятия для обучающихся 5-ых классов, в форме командной игры, которая поможет актуализировать знания обучающихся по многим разделам лингвистики, а именно: фонетике, графике, морфемике, орфографии. Ребята знакомятся с этимологией некоторых слов. В качестве конкурсных заданий используются шарады, ребусы, вопросы на смекалку, сообразительность и, конечно же, вопросы программного материала. Задания подобраны в соответствии с возрастом пятиклассников, имеют достаточный уровень сложности. Надеюсь, предложенный мною сценарий вызовет интерес у коллег.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель мероприятия:

формирование интереса к изучению русского языка через соревнование и дидактическую игру; развитие умения работать в группе.

Форма проведения: командная игра

Участники: ученики 5-ых классов

Оборудование и материалы: кубик с названиями станций, карточки с материалами.

Ход мероприятия:

Учитель. Дорогие друзья! Сегодня мы начинаем Неделю русского языка и литературы. Открываем мы её командной игрой «Лингвистический марафон». Вы, конечно, уже знаете кое-что о русском языке, но узнаете ещё больше, если отправитесь в страну языка Лингвинию!

Ученик. Не стоит атласы листать

И глобусы крутить:

Закрыты в здешние места

Географам пути.

Читаем мы и говорим,

Записываем речь…

Всё это «лингвой» Древний Рим

Постановил наречь.

Кому известен перевод,

Тот «лингву» «языком» зовёт.

Учтите: в Лингвинии - стране

Смекалка с логикой в цене!

Учитель. Отправятся в эту страну наши команды («Грамотеи» и «Почемучки»), а также уважаемые зрители.

  1. Приветствие команд (жюри, соперникам, болельщикам).

  2. Разминка (команда, набравшая в разминке большее количество баллов, начинает игру первой).



  1. Какое русское слово состоит из 3 слогов, а указывает на 33 буквы? (Аз-бу-ка)

  2. Чёрные, кривые,

От рожденья все немые,

А как только встанут в ряд,

Сразу вдруг заговорят. (Буквы)

  1. Буквы - значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит… (Алфавит)

  1. Каких камней не найдёшь в море? (Сухих)

  2. Какой болезнью на земле никто не болеет? (Морской)

  3. О чём ведётся разговор?

- Это чёрная?

- Нет, это красная!

- А почему она белая?

- Потому что ещё зелёная. (Смородина).

  1. Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком).

(Подводятся итоги)

Учитель. У нас сегодня 5 станций: Историческая, Практическая, Теоретическая, Сообразительная, станция «Зритель».

Внимание! Условия игры: члены команд вращают юлу, стрелка показывает одну из станций; после этого команда получает вопрос. Если стрелка попадает на станцию «Зритель», на вопросы отвечают болельщики команд. После этого испытанию подвергается следующая команда.

Вопросы Практической станции

1) Найдите в тексте слово, которое нельзя причислить к группе слов с корнем СОВ-

Умные совята.

Совята у совушки

Умные головушки:

На каждый совушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

2)Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания:

домов, столов, коров, ковров.

3)«Четвёртое лишнее».

Среди данных ниже слов есть одно лишнее. Назовите его. По какому признаку можно объединить другие слова?

Красный, рубиновый, коралловый, кумачовый.

(Т.к. все остальные слова обозначают оттенки красного цвета, а коралл может быть и розовым, и белым).

4)Какими звуками различаются слова дал и даль, лук и люк, флаги и фляги?

5)Какой из 6 падежей никогда не употребляется с предлогами, а какой без предлогов? (Именительный падеж - беспредложный; предложный - с предлогами).

6)Петя сказал сестре:

- Надевай пальто - пойдём на санках кататься!

Надя сказала брату:

- Одевай пальто - пойдём на санках кататься!

Кто сказал правильно? (Петя)

7)Какой частью речи является слово БОЛЬНОЙ в таком контексте?

- Вы хотите пить, больной? (Существ.)

8)Какой частью речи является слово СТОЛОВАЯ?

9)Разобрать слово ПРИШКОЛЬНЫЙ по составу.

10)Дана пропорция Б Д

П ?

Как её решить, т.е. как узнать, что должно стоять на месте вопроса?

Вопросы Теоретической станции

  1. Что такое окончание слова?

  2. Что такое корень слова?

  3. Дать определение имени существительного.

  4. Что такое глагол?

  5. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

  6. Сформулируйте правило правописания безударных гласных в корне слова.

  7. Из чего состоит грамматическая основа предложения?

  8. Сколько букв в русском алфавите?

  9. Сколько в русском языке падежей? Назовите их.

Вопросы Сообразительной станции

  1. В каком слове 40 гласных? (Сорока)

  2. Как можно превратить слово МЕЛ в мелкое место, УГОЛ в топливо, ШЕСТ в число?

  3. Правильно ли составлена фраза: «Большую половину месяца у нас шли дожди»? Мотивируйте свой ответ. (Половина не может быть большей или меньшей).

  4. Как правильно сказать: «Нет белый желток» или «Нет белого желтка»? (Оба ответа неверны)

5

к

ля) Разгадайте ребусы: е, о (Век, воля).

6) Шарада

С буквой К бери меня на покос,

А без буквы К ужалю в нос. (Коса - оса).

7) Шарада

Из писка птицы мой первый слог возьмите,

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь и там найдёте

То, что не раз едали вы. (Пирог).


  1. Расставьте пропущенные гласные и прочитайте предложение. ДБР ТР! РД ВС ВДТЬ! (Доброе утро! Рады вас видеть!)


  1. По рисункам определите, кто какой гласный звук произносит. (А, О, И, Е, У)

Вопросы станции «Зритель»

  1. Маленькое озерцо, а дна не видно? (Чашка молока)

  2. Назовите 3-ю от конца букву алфавита. (Э).

  3. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак? (Аксинья, Анисья, Наталья, Федосья, Татьяна, Ульяна).

  4. Как перечислить попорядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

  5. Из каких 3-ёх предлогов можно составить название домашнего животного? (К-о-за).

  6. Что случилось 31 февраля? (31 февраля не бывает).

  7. Какой самый короткий месяц7 (Май, всего 3 буквы).

  8. Что нужно взять от ПАРОВОЗА и от КИТА, чтобы лодка поплыла? (Пар + ус = Парус).

  9. Половину какой буквы нужно взять, чтобы получить название воинской части? (Пол - к).

Вопросы Исторической станции

  1. Объясните исторически правописание слова ОКРЕСТНОСТЬ. («Окрест» - вокруг).

  2. Почему ПЕТУХ называется петухом? (За способность громко петь).

  3. Как вы объясните название цветка «ГВОЗДИКА»? (Листья и семена похожи на гвоздики).

  4. Почему одуванчику дали такое название? (Подует ветер, и разлетятся повсюду семена).

  5. Что обозначает слово «АПЕЛЬСИН»? (По-голландски аппель - «яблоко», сина - «Китай»).

  6. Из какого языка пришло к нам слово «АКВАРЕЛЬ», что оно означает? (От латинского аква - «вода»).

  7. Почему ЧЕРНИЛА называются именно так? («Черн» - исторический корень, оставшийся с тех времён, когда чернила делались из сажи и были чёрными).

  8. Как появилось слово АЗБУКА? (По-древнерусски первая буква алфавита называлась «аз», вторая - «буки»).

  9. Что общего между словами «ПЛАТЬЕ» и «ПЛАТОК»? (Образовались от древнерусского слова «ПЛАТЪ», что означает «кусок материи»).

Подведение итогов

Учитель. На этом мы поставим точку. Вернее, не точку, а многоточие.

Конечно, тайны языка

Не все открыли мы пока…

Но пора передохнуть, собраться с мыслями и … изучать новые материалы, получать новые задания, знакомиться с новыми словами.

До встречи на уроке!















Литература



  1. Винокурова Н. К. Подумаем вместе. - М., 1997.

  2. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. - Ярославль, 1997.

  3. Тимофеенко Н. Ю. Страна Лингвиния. - М., 1995.











Приложение

Команда «Грамотеи»

Девиз: «Грамотей, вперёд шагай,

Никогда не отступай!»

Приветствие:

Буквы разные писать

Ручкой гелевой в тетрадь

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Лучше правила учить,

Грамотеями всем быть,

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Ты, жюри, нас не жюри

И внимательней смотри

На команды, на команды, на команды.

Мы победу принесём

И для вас, родных, споём

Дифирамбы, дифирамбы, дифирамбы.

А соперникам своим

Мы один совет дадим

Очень мудрый, очень мудрый, очень мудрый.

Им воспитанными быть

И вперёд нас пропустить.

Это будет очень мудро,

Очень мудро.

Ах, болельщик дорогой,

Стой же ты за нас горой,

Поддержи нас, поддержи нас, поддержи нас,

Покричи за нас «Ура»,

Будет рада детвора,

Поддержи нас, поддержи нас, поддержи нас,



© 2010-2022