- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ на уроках русского языка
Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бондарчук А.Ф. |
Дата | 18.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Бондарчук Анна Федоровна ГБОУ школа № 10 Калининского района
Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.
Сегодняшняя реформа школы, вызванная информатизацией общества, ставит перед школой основную задачу - подготовить школьника к повседневной жизни в современном информационном обществе.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время передовыми называют тех учителей , кто активно использует на уроках ИКТ. Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных. И, пожалуй, самое главное преимущество использования такой формы работы - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация творческой деятельности учащихся.
Современное образование ориентировано не на трансляцию (передачу) знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Поэтому роль проекта на всех уроках , в том числе на уроках русского языка и литературы, велика.
Что же такое проект? Проект - форма организации совместной деятельности людей; специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект - это пять «П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация.
В связи с этим необходимо применять деятельностные технологии обучения, в частности, проектную деятельность.
Участие в проектной деятельности способствует развитию у учащихся проектного мышления. Проектная деятельность дает возможность наряду с теоретическими знаниями приобретать новые умения и добывать новые знания.
В ходе работы по созданию проекта развиваются общеучебные умения и навыки:
1. Организационные.
2. Общеинтеллектуальные.
3. Коммуникативные.
На первоначальном этапе перед учащимися определяются основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия.Важная роль отводится определению типа проекта. Назовем некоторые из них:
-
Практико-ориентированный.
-
Исследовательский.
-
Информационный.
-
Творческий.
-
Игровой или ролевой.
При выборе проекта необходимо узнать мнение учащихся. Допустим, ребятам интересен творческий проект.
Творческий проект - проект, который характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы, к презентации результатов. Результатом проекта или проектным продуктом могут стать жизнь и творчество писателей, судьбы героев литературных произведений, характеристика персонажей и т.д.; по русскому языку, к примеру, - при работе с языковыми единицами ( при изучении синтаксиса), при составлении заданий к упражнениям и др..При этом очень важно, что наряду с самообразовательными умениями, как и при традиционном способе обучения, проектная деятельность формирует у учащихся умения мотивировать, прогнозировать операции, связанные с языковыми и литературоведческими фактами.
Следующим шагом в работе над проектом является составление схемы работы:
-
проблема проекта
-
тема проекта
-
цель проекта; связь между достижением цели и решением проблемы проекта
-
ожидаемый результат
-
план проекта
-
пути реализации
Предварительная работа начинается в начале учебного года - в сентябре. Защита проекта осуществляется в конце каждой четверти. Одновременно на уроках информатики учащимся прививаются навыки самостоятельной работы - их учат планированию своей деятельности, умению доводить свою работу до завершённого вида; развивают навыки комплексного использования компьютера для решения поставленной задачи; исследовательские навыки и навыки анализа найденного материала; дети учатся закреплять навыки работы в графическом редакторе PAINT, в прикладной программе по созданию презентаций MS POWERPOINT и переносе информации между ними; в это время развиваются навыки коллективной работы. Защита проекта происходит на заключительном бинарном уроке.
На открытом бинарном уроке проводится
защита творческих работ учащихся по итогам
проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Образовательные цели: формирование навыков научных исследований, интеллектуального потенциала.
Развивающие цели: развитие познавательной активности и творческих способностей в процессе изучения русской литературы.
Воспитательные цели: воспитание творческой личности, высоких нравственных качеств и духовной культуры.
Метод: поисковый, проектный.
Форма: защита творческих работ.
Пример плана работы, разбитого по четвертям, для проведения исследовательской работы в образовательной области литературы и русского языка
I четверть
«Образы детей в русской литературе», «Поэты и писатели о Санкт-Петербурге», «Компьютерная программа MSPowerPoint- презентация «Поэты и писатели XIXвека».
II четверть
«Писатели и поэты зарубежной литературы XIX века».
III четверть
1. Трудные вопросы русского языка .
2. Эти непростые знаки препинания.
3. Язык есть исповедь народа.
4. Что мы знаем об орфографии.
5. История слов в истории общества.
6. Занимательное языковедение.
7. К истокам слова.
8. Русский язык среди других языков мира.
9. Тайны имен и прозвищ.
10. Истории из жизни букв.
IV четверть
«Презентация «Части речи».
На заключительном бинарном уроке учащиеся защищают свои проекты, прдъявляя слайды презентаций и представляя материал докладов..
Таким образом , подведем итог: используемая методика создания поисково- исследовательских проектов синтезирует преимущества проектного метода и возможности компьютерных технологий. Наряду с учителем непосредственный участник и главное действующее лицо в этой работе - учащийся.