Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ на уроках русского языка

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для  обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.  Сегодняшняя...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бондарчук Анна Федоровна ГБОУ школа № 10 Калининского района

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.

Сегодняшняя реформа школы, вызванная информатизацией общества, ставит перед школой основную задачу - подготовить школьника к повседневной жизни в современном информационном обществе.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время передовыми называют тех учителей , кто активно использует на уроках ИКТ. Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных. И, пожалуй, самое главное преимущество использования такой формы работы - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация творческой деятельности учащихся.

Современное образование ориентировано не на трансляцию (передачу) знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Поэтому роль проекта на всех уроках , в том числе на уроках русского языка и литературы, велика.

Что же такое проект? Проект - форма организации совместной деятельности людей; специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект - это пять «П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация.

В связи с этим необходимо применять деятельностные технологии обучения, в частности, проектную деятельность.

Участие в проектной деятельности способствует развитию у учащихся проектного мышления. Проектная деятельность дает возможность наряду с теоретическими знаниями приобретать новые умения и добывать новые знания.

В ходе работы по созданию проекта развиваются общеучебные умения и навыки:

1. Организационные.

2. Общеинтеллектуальные.

3. Коммуникативные.

На первоначальном этапе перед учащимися определяются основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия.Важная роль отводится определению типа проекта. Назовем некоторые из них:

  1. Практико-ориентированный.

  2. Исследовательский.

  3. Информационный.

  4. Творческий.

  5. Игровой или ролевой.

При выборе проекта необходимо узнать мнение учащихся. Допустим, ребятам интересен творческий проект.

Творческий проект - проект, который характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы, к презентации результатов. Результатом проекта или проектным продуктом могут стать жизнь и творчество писателей, судьбы героев литературных произведений, характеристика персонажей и т.д.; по русскому языку, к примеру, - при работе с языковыми единицами ( при изучении синтаксиса), при составлении заданий к упражнениям и др..При этом очень важно, что наряду с самообразовательными умениями, как и при традиционном способе обучения, проектная деятельность формирует у учащихся умения мотивировать, прогнозировать операции, связанные с языковыми и литературоведческими фактами.

Следующим шагом в работе над проектом является составление схемы работы:

  1. проблема проекта

  2. тема проекта

  3. цель проекта; связь между достижением цели и решением проблемы проекта

  4. ожидаемый результат

  5. план проекта

  6. пути реализации

Предварительная работа начинается в начале учебного года - в сентябре. Защита проекта осуществляется в конце каждой четверти. Одновременно на уроках информатики учащимся прививаются навыки самостоятельной работы - их учат планированию своей деятельности, умению доводить свою работу до завершённого вида; развивают навыки комплексного использования компьютера для решения поставленной задачи; исследовательские навыки и навыки анализа найденного материала; дети учатся закреплять навыки работы в графическом редакторе PAINT, в прикладной программе по созданию презентаций MS POWERPOINT и переносе информации между ними; в это время развиваются навыки коллективной работы. Защита проекта происходит на заключительном бинарном уроке.

На открытом бинарном уроке проводится

защита творческих работ учащихся по итогам

проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Образовательные цели: формирование навыков научных исследований, интеллектуального потенциала.

Развивающие цели: развитие познавательной активности и творческих способностей в процессе изучения русской литературы.

Воспитательные цели: воспитание творческой личности, высоких нравственных качеств и духовной культуры.

Метод: поисковый, проектный.

Форма: защита творческих работ.

Пример плана работы, разбитого по четвертям, для проведения исследовательской работы в образовательной области литературы и русского языка

I четверть

«Образы детей в русской литературе», «Поэты и писатели о Санкт-Петербурге», «Компьютерная программа MSPowerPoint- презентация «Поэты и писатели XIXвека».

II четверть

«Писатели и поэты зарубежной литературы XIX века».

III четверть

1. Трудные вопросы русского языка .

2. Эти непростые знаки препинания.

3. Язык есть исповедь народа.

4. Что мы знаем об орфографии.

5. История слов в истории общества.

6. Занимательное языковедение.

7. К истокам слова.

8. Русский язык среди других языков мира.

9. Тайны имен и прозвищ.

10. Истории из жизни букв.

IV четверть

«Презентация «Части речи».

На заключительном бинарном уроке учащиеся защищают свои проекты, прдъявляя слайды презентаций и представляя материал докладов..

Таким образом , подведем итог: используемая методика создания поисково- исследовательских проектов синтезирует преимущества проектного метода и возможности компьютерных технологий. Наряду с учителем непосредственный участник и главное действующее лицо в этой работе - учащийся.



© 2010-2022