Рассказ НЛО и верёвка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Николай Мокшин

НЛО и веревка

рассказ

- Кто сказал, что в театре есть главные и второстепенные роли? - спрашивал Матвей, ученик одиннадцатого класса - режиссер нашего школьного театра.

Он театрал! Много книжек прочитал о театре. Не раз ездил в город к тетке на каникулы. Она у него администратор драмтеатра. Все спектакли видел за последние пять лет. Матвей в каком-то спектакле даже умудрился в массовке сыграть. Да чего говорить! Он больной театром на всю его рыжую голову. После окончания школы в Москву собирается на режиссера поступать! Спит и видит себя где-нибудь во МХАТе!

- Нет в театре второстепенных ролей! Конечно, много зависит от того, сколько ты времени на сцене играешь: всё действие или минуту. Да представьте себе. Ты выходишь на сцену, чтобы сказать только одну фразу: «Кушать подано». Два слова. Кажется, чего тут играть? А если ты сфальшивишь? Всё! Весь спектакль насмарку!

Матвей для убедительности схватился за голову, потом постепенно опустил руки, и они безвольно повисли вдоль туловища,

- И зритель, этот главный в театре человек, не поверит ни главному герою, ни бутафорским декорациям! Поэтому в театре нужна дисциплина! Жесткая и где-то даже жестокая!

Мы сидели и заворожено слушали его. Увлекало не то, что он говорил, а как он говорил! Мимика его лица эмоционально выражала каждое его слово.

- Понятно?

- Да! - дружно ответили мы.

- До спектакля есть еще пара часов, - Матвей глянул на часы, - поэтому, если есть вопросы, задавайте. Рабочим сцены подправить декорации. Павлуха, еще раз отрепетируй взлет и приземление НЛО. И смотри, чтобы инопланетяне не прилетели быстро, понял? Все, сбор в гримерной, за полчаса до начала.

Я, кажется, не с того момента этой истории начал… Уважаемый читатель, прошу извинения. Я совсем забыл, что читая художественное произведение, ты становишься моим режиссером. И от того, как я опишу событие, зависит яркость твоих декораций, игра героев возникающих на самой универсальной сцене - твоем Воображении!

О! Я, как автор, пою гимн твоему Воображению! Ты прекрасен!

Но, пойдем ближе к сути…

В нашем клубе сегодня премьера. Школьники представляют спектакль по пьесе, которую сами придумали «Было или нет?». Это фантастическая история о визите пришельцев на Землю, которые приземляются прямо на одну из улиц села. Они дружелюбны и любопытны. Юные сельчане встречают их и, после дипломатических формальностей, знакомят со своей жизнью в селе.

Все декорации готовили школьники: рисовали, раскрашивали, сколачивали и вешали. Но самой главной гордостью декораторов было НЛО - летающая тарелка! Из фанеры вырезали контур объекта, обклеили фольгой. По контуру пустили елочную гирлянду. Неопознанный летающий объект сверкал всеми цветами новогодней елки!

По сценарию он должен медленно опускаться на сцену на заднем плане, а в конце спектакля, опять же медленно подниматься в бутафорские небеса… К тарелке привязали веревку, перекинули через балку под потолком и опустили второй конец за кулисы. Этот элемент спектакля получился достаточно тяжелым. Поднимать и опускать НЛО доверили Павлухе, ученику десятого класса. Он спортсмен, и дисциплина у него «не хромает». А чего ей хромать-то. Павлуха - молчун. Бегает быстро, прыгает высоко. Когда играет в футбол - стоит на воротах. Если бы он говорил так, как он бегает…

Учителя стараются его не спрашивать устно, дают письменные задания. А так, он учится неплохо, на четверку с минусом, но иногда и на тройку с плюсом!

Но вернемся в клуб, на сцену.

Павлуха стоял за кулисами и репетировал «прилет-улет». Рядом с собой поставил микрофонную стойку, на неё повесил секундомер. Минуту приземление, минуту взлет. При взлете веревку немного заедает, но только немного.

В зале стали собираться зрители. Артисты пошли в гримерку. Матвей осмотрел костюмы героев и остался доволен. Костюмы инопланетян из блестящей оберточной бумаги выглядели как настоящие скафандры. Волнение перед спектаклем нарастало. Некоторые участники спектакля ходили из угла в угол и повторяли слова. Танцовщики разминались у станка. Гримеры наносили на лица героев последние штрихи.

В назначенное время заиграла плавная музыка, и началось действие.

В общем, все нормально началось. Все было отработано, отрепетировано, «приглажено»… Конечно, учителя школы приложили к этому тоже немало усилий. Матвей - он, конечно, режиссер, но… Всеми репетициями руководила вожатая, а декорации делали с ребятами учителя труда и рисования. Текст редактировали учителя литературы. Но все они тактично старались находиться «в тени».

Следить за дисциплиной на сцене во время спектакля назначили Галину Федоровну - учителя точных наук! Уж она-то не позволит шуметь артистам за кулисами. И предотвратит все нештатные ситуации! До пенсии год, а выправка, как у военного!

Спектакль продолжался, в зрительном зале стояла тишина, иногда взрываясь аплодисментами. Особенно гул восхищения вызвал прилет НЛО. В сумраке сцены неожиданно появился этот сверкающий объект. И пока он медленно опускался на сцену, девочки из танцевального ансамбля исполняли стремительный танец в черных костюмах со сверкающими звездами.

Нештатная ситуация произошла в конце спектакля, когда инопланетянам настала пора улетать.

На сцене приглушили свет. Зазвучала музыка. Танцовщицы закружились в завораживающем танце…

Тарелка поднялась до середины и остановилась. Первые пять секунд никто еще не понял, что случилось страшное… Десять секунд. На сцене должен вот-вот зажечься свет…Танец был близок к завершению.

Галина Федоровна впотьмах ринулась за кулисы, спотыкаясь, хватаясь руками за артистов, расчищая себе дорогу. Ей показалось, что путь к месту, где стоял Павлуха растянулся в бесконечную прямую… Вот он в пяти шагах в сумерках. Но увиденная картина заставила Галину Федоровну остановиться…

Павлуха-молчун, уливаясь слезами, отчаянно дергая за веревку, истошно матерился на злополучную летающую тарелку… Веревка подалась, и Павлуха со словами «слава богу» закончил НЛОшный взлет…

Первым желанием Галины Федоровны было отсчитать ученика употребившего ненормативную лексику. Но видя, как Павлуха утирает мокрое от слез лицо, тихонько повернулась и ушла. Она решила, что сделает это позже…

Спектакль удался. Зрители долго не отпускали артистов, вознаграждая их аплодисментами. На сцене кланялись все: артисты и рабочие сцены. Среди них был и Павлуха, счастливый мальчишка со светлой улыбкой на лице.

Галина Федоровна тоже аплодировала и, глядя на этих юных, начинающих жить ребят, решила ничего не говорить Павлухе…

Уважаемый читатель, теперь ты понимаешь, что второстепенных ролей не бывает?

Хотя… рассказ не об этом…

Буланиха. 2010 год.



© 2010-2022