Рабочая программа по русскому языку в 10 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата

проведения

№ п/п

Тема урока

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Примечание

План.

Факт.

Повторение и углубление изученного в основной школе

Общие сведения о языке (5 ч)



1

Язык и общество. Язык и культура.






2

Язык и история народа.


Работа с информацией различного характера: учебно-научные тексты, справочная литература, СМИ.




3

Три периода в истории русского языка.

Периоды в истории развития русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятие христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

Реферативное чтение.




4

Русский язык в современном мире.

Место и назначение русского языка в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.

Составление конспекта.




5

Активные процессы в русском языке на современном этапе.

Проблемы экологии языка.

Изложение лингвистического текста.


Русский язык как система средств разных уровней (2 ч)



6

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка.

Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис.

Фонетический, лексический, словообразовательный разборы. Морфологический, синтаксический, речеведческий разборы, анализ художественного текста.




7

Р. р. Изложение (сжатое) с элементами сочинения.




Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (4 ч)



8

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Характеристика особенностей произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных звуков, некоторых грамматических форм, иноязычных слов, русских имён и отчеств.




9

Основные нормы современного литературного произношения и ударения.

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Соблюдение произносительных и акцентологических норм СРЛЯ в речевой практике.




10

Принципы русской орфографии.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

Соблюдение орфографических норм в речевой практике.




11

Контрольная работа по теме «Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия».




Лексика и фразеология (6 ч)



12

Работа над ошибками. Лексическая система русского языка. Происхождение русской лексики.

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

Соблюдение лексических норм в речевой практике.




13

Сферы употребления русской лексики.

Диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Просторечие.





14

Активный и пассивный словарный запас.

Архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.





15

Русская фразеология.

Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Использование в речи синонимических конструкций.




16

Лексические средства языка. Словари русского языка.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический анализ текста.




17

Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология».




Состав слова (морфемика) и словообразование (4 ч)



18

Работа над ошибками.

Повторение морфемики и словообразования.


Анализ состава слова.




19

Способы словообразования. Словообразовательный разбор.


Словообразовательный разбор.




20

Выразительные словообразовательные средства.






21

Практическая работа по теме «Морфемика и словообразование».




Морфология и орфография (6 ч)



22

Работа над ошибками.

Обобщающее повторение морфологии.

Самостоятельные и служебные части речи.

Соблюдение грамматических норм.




23

Самостоятельные части речи.

Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление норм слова. Морфологический разбор самостоятельных частей речи.

Морфологический разбор.




24

Служебные части речи.

Правописание не и ни с разными частями речи. Морфологический разбор служебных частей речи.

Морфологический разбор.




25

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.






26

Принципы русской орфографии.

Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Соблюдение орфографических норм в речевой практике.




27

Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография».




Речь, функциональные стили речи (3 ч)





28

Работа над ошибками.

Язык и речь. Устная и письменная речь.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Устная и письменная речь. Диалог, полилог, монолог.

Использование разных видов чтения и аудирования. Извлечение необходимой информации из различных источников: учебно-научных текстов, СМИ, официально-деловых текстов, справочной литературы. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров.




29

Текст. Речеведческий анализ текста. Функциональные стили речи.


Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. Оценка текста. Рецензия. Общая характеристика стилей речи.

Составление конспекта, аннотации, реферата, тезисов. Выступление перед аудиторией с докладом; публичная защита реферата, проекта.




30

Р. р. Сочинение на одну из тем (по выбору).


Различение речи разговорной и книжной, письменных и устных разновидностей функциональных стилей.



Научный стиль речи (4ч)



31

Научный стиль. Лексика научного стиля.

Назначение, стилевые признаки и подстили. Лексические, морфологические и синтаксические особенности. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.

Сопоставление и сравнивание научных текстов и текстов других стилей и подстилей. Создание учебно-научные текстов. Изложение с продолжением темы, затронутой в тексте.




32

Р. р. Изложение с элементами сочинения.

Изложение с продолжением учащимися темы, затронутой в тексте (или выражением собственных суждений по теме, оценки описываемого в тексте факта, события, изображенного в нем персонажа).

Выступление с сообщениями, небольшими докладами, презентациями; участие в диалоге, дискуссии; составление аннотации, тезисов, конспектов, рецензий.




33

Итоговая контрольная работа.






34

Итоговое повторение.

Ориентировочные беседы о темах выпускных рефератов, проектов.

Выбор темы будущего выпускного реферата, проекта; сбор материала по избранной теме.


Бюджетное общеобразовательное учреждение

Полтавского муниципального района Омской области

«Воронцовская средняя школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании МС

Протокол № ___

от «__» ______20__г

______ Г.И.Федорова


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

«__» ______ 20__г

______ Г.И. Фёдорова

УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ «Воронцовская СШ»

«__» ______ 20__г

______ А.Н. Дорожко

Рабочая программа

по русскому языку

в 10 классе


Составитель: учитель

русского языка и литературы Дорожко Светлана Николаевна



Воронцовка - 2015

Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).

  2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).

  3. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык.

  4. 10-11 кл. (Под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой, Н. А. Николиной) - М.: Просвещение, 2011.

  5. Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» (А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова) - М.: Просвещение, 2015.

Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

3) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Место изучения русского языка в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования. На изучение русского языка в 10 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).





















Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

• связь языка и истории, культуры русского и других народов;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социаль­но-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

• адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

• использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс аудирования;

• осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его воспри­ятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуника­тивной задачи;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тек­стов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях;

• свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

• передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

• использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при состав­лении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, ре­фератов);

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах об­щения;

• формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва­ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

• выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

• высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушан­ном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

• владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тек­сты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

• создавать устное высказывание на лингвистические темы;

• владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

• оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

• проводить разные виды языкового разбора;

• опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точно­сти и уместности их употребления;

• анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

• эффективно использовать языковые единицы в речи;

• соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

• участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи­вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответст­вии с этикой речевого взаимодействия;

• фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грам­матические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык».


Наименование

разделов

Максимальная

нагрузка

учащегося,

ч.

Из них

на развитие

речи,

ч.

Контрольные

диктанты,

контрольные

работы

и тесты,

ч.

Сочи-нения

Изло-жения

1.

Общие сведения о языке.

5

1

-

-

1

2.

Русский язык как система разных уровней.

2

1

-

-

1

3.

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия.

4

-

1

-

-

4.

Лексика и фразеология.

6

-

1

-

-

5.

Состав слова (морфемика) и словообразова-ние.

4

-

1

-

-

6.

Морфология и орфография.

6

-

1

-

-

7.

Речь, функциональ-ные стили речи.

-

1

-

1

-

8.

Научный стиль речи.

4

1

1

-

-


Итого

34

4

5

1

2

Литература

1. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. - М.: Просвещение, 2009.

2. Сенина Н. А. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Части А, В и С. 10-11 классы. - Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Легион, 2011.

3. Русский язык: правила, алгоритмы, упражнения, тесты, задания в формате ЕГЭ: Учебно-методическое пособие по подготовке к ЕГЭ. Под общ. Ред. Е. Г. Малышевой. - Омск: книжное изд-во, 2010.

4. Сухова Л. С. Русский язык: готовимся к экзамену: Учеб. пособие. - Омск: «Вариант-Омск», 2009.

5. Русский язык на отлично. Стилистика и культура речи / Д. Э. Розенталь. - М.: ООО «Изд-во Оникс», 2009.

6. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2013: учебно-методическое пособие /Н. А. Сенина. - Ростов н/Д: Легион, 2012.

7. Русский язык. 5-11 классы: диктанты/ сост. Г. П. Попова. - Волгоград: учитель, 2011.

8. Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, коммент.: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. Г. Нарушевич. - М.: Просвещение, 2012.

9. ЕГЭ-2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты.36 вариантов. - М., 2015.

Интернет-ресурсы

  1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» gramota.ru

  2. Крылатые слова и выражения slova.ndo.ru

  3. Культура письменной речи gramma.ru

  4. Мир слова русского rusword.org

  5. Основные правила грамматики русского языка stihi-rus.ru/pravila.htm

  6. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» ropryal.ru


© 2010-2022