- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку в 10 классе
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дорожко С.Н. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дата проведения | № п/п | Тема урока | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Примечание | |
План. | Факт. | |||||
Повторение и углубление изученного в основной школе Общие сведения о языке (5 ч) | ||||||
|
| 1 | Язык и общество. Язык и культура. |
|
|
|
|
| 2 | Язык и история народа. |
| Работа с информацией различного характера: учебно-научные тексты, справочная литература, СМИ. |
|
|
| 3 | Три периода в истории русского языка. | Периоды в истории развития русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятие христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. | Реферативное чтение. |
|
|
| 4 | Русский язык в современном мире. | Место и назначение русского языка в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. | Составление конспекта. |
|
|
| 5 | Активные процессы в русском языке на современном этапе. | Проблемы экологии языка. | Изложение лингвистического текста. |
|
Русский язык как система средств разных уровней (2 ч) | ||||||
|
| 6 | Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. | Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис. | Фонетический, лексический, словообразовательный разборы. Морфологический, синтаксический, речеведческий разборы, анализ художественного текста. |
|
|
| 7 | Р. р. Изложение (сжатое) с элементами сочинения. |
|
|
|
Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (4 ч) | ||||||
|
| 8 | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. | Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. | Характеристика особенностей произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных звуков, некоторых грамматических форм, иноязычных слов, русских имён и отчеств. |
|
|
| 9 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения. | Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство. | Соблюдение произносительных и акцентологических норм СРЛЯ в речевой практике. |
|
|
| 10 | Принципы русской орфографии. | Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор. | Соблюдение орфографических норм в речевой практике. |
|
|
| 11 | Контрольная работа по теме «Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия». |
|
|
|
Лексика и фразеология (6 ч) | ||||||
|
| 12 | Работа над ошибками. Лексическая система русского языка. Происхождение русской лексики. | Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. | Соблюдение лексических норм в речевой практике. |
|
|
| 13 | Сферы употребления русской лексики. | Диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Просторечие. |
|
|
|
| 14 | Активный и пассивный словарный запас. | Архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. |
|
|
|
| 15 | Русская фразеология. | Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. | Использование в речи синонимических конструкций. |
|
|
| 16 | Лексические средства языка. Словари русского языка. | Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари. | Лексико-фразеологический анализ текста. |
|
|
| 17 | Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология». |
|
|
|
Состав слова (морфемика) и словообразование (4 ч) | ||||||
|
| 18 | Работа над ошибками. Повторение морфемики и словообразования. |
| Анализ состава слова. |
|
|
| 19 | Способы словообразования. Словообразовательный разбор. |
| Словообразовательный разбор. |
|
|
| 20 | Выразительные словообразовательные средства. |
|
|
|
|
| 21 | Практическая работа по теме «Морфемика и словообразование». |
|
|
|
Морфология и орфография (6 ч) | ||||||
|
| 22 | Работа над ошибками. Обобщающее повторение морфологии. | Самостоятельные и служебные части речи. | Соблюдение грамматических норм. |
|
|
| 23 | Самостоятельные части речи. | Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление норм слова. Морфологический разбор самостоятельных частей речи. | Морфологический разбор. |
|
|
| 24 | Служебные части речи. | Правописание не и ни с разными частями речи. Морфологический разбор служебных частей речи. | Морфологический разбор. |
|
|
| 25 | Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. |
|
|
|
|
| 26 | Принципы русской орфографии. | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. | Соблюдение орфографических норм в речевой практике. |
|
|
| 27 | Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография». |
|
|
|
Речь, функциональные стили речи (3 ч) | ||||||
|
| 28 | Работа над ошибками. Язык и речь. Устная и письменная речь. | Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Устная и письменная речь. Диалог, полилог, монолог. | Использование разных видов чтения и аудирования. Извлечение необходимой информации из различных источников: учебно-научных текстов, СМИ, официально-деловых текстов, справочной литературы. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров. |
|
|
| 29 | Текст. Речеведческий анализ текста. Функциональные стили речи.
| Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. Оценка текста. Рецензия. Общая характеристика стилей речи. | Составление конспекта, аннотации, реферата, тезисов. Выступление перед аудиторией с докладом; публичная защита реферата, проекта. |
|
|
| 30 | Р. р. Сочинение на одну из тем (по выбору). |
| Различение речи разговорной и книжной, письменных и устных разновидностей функциональных стилей.
|
|
Научный стиль речи (4ч) | ||||||
|
| 31 | Научный стиль. Лексика научного стиля. | Назначение, стилевые признаки и подстили. Лексические, морфологические и синтаксические особенности. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля. | Сопоставление и сравнивание научных текстов и текстов других стилей и подстилей. Создание учебно-научные текстов. Изложение с продолжением темы, затронутой в тексте. |
|
|
| 32 | Р. р. Изложение с элементами сочинения. | Изложение с продолжением учащимися темы, затронутой в тексте (или выражением собственных суждений по теме, оценки описываемого в тексте факта, события, изображенного в нем персонажа). | Выступление с сообщениями, небольшими докладами, презентациями; участие в диалоге, дискуссии; составление аннотации, тезисов, конспектов, рецензий. |
|
|
| 33 | Итоговая контрольная работа. |
|
|
|
|
| 34 | Итоговое повторение. | Ориентировочные беседы о темах выпускных рефератов, проектов. | Выбор темы будущего выпускного реферата, проекта; сбор материала по избранной теме. |
|
Бюджетное общеобразовательное учреждение
Полтавского муниципального района Омской области
«Воронцовская средняя школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании МС
Протокол № ___
от «__» ______20__г
______ Г.И.Федорова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
«__» ______ 20__г
______ Г.И. Фёдорова
УТВЕРЖДАЮ
Директор БОУ «Воронцовская СШ»
«__» ______ 20__г
______ А.Н. Дорожко
Рабочая программа
по русскому языку
в 10 классе
Составитель: учитель
русского языка и литературы Дорожко Светлана Николаевна
Воронцовка - 2015
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов:
-
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).
-
Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).
-
Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык.
-
10-11 кл. (Под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой, Н. А. Николиной) - М.: Просвещение, 2011.
-
Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» (А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова) - М.: Просвещение, 2015.
Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:
-
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
3) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Место изучения русского языка в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования. На изучение русского языка в 10 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
• адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
• использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
• осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях;
• свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
• передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
• использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
• формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
• выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
• высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
• владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
• создавать устное высказывание на лингвистические темы;
• владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
• оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
• проводить разные виды языкового разбора;
• опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
• эффективно использовать языковые единицы в речи;
• соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
• участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
• фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык».
№
Наименование
разделов
Максимальная
нагрузка
учащегося,
ч.
Из них
на развитие
речи,
ч.
Контрольные
диктанты,
контрольные
работы
и тесты,
ч.
Сочи-нения
Изло-жения
1.
Общие сведения о языке.
5
1
-
-
1
2.
Русский язык как система разных уровней.
2
1
-
-
1
3.
Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия.
4
-
1
-
-
4.
Лексика и фразеология.
6
-
1
-
-
5.
Состав слова (морфемика) и словообразова-ние.
4
-
1
-
-
6.
Морфология и орфография.
6
-
1
-
-
7.
Речь, функциональ-ные стили речи.
-
1
-
1
-
8.
Научный стиль речи.
4
1
1
-
-
Итого
34
4
5
1
2
Литература
1. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. - М.: Просвещение, 2009.
2. Сенина Н. А. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Части А, В и С. 10-11 классы. - Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
3. Русский язык: правила, алгоритмы, упражнения, тесты, задания в формате ЕГЭ: Учебно-методическое пособие по подготовке к ЕГЭ. Под общ. Ред. Е. Г. Малышевой. - Омск: книжное изд-во, 2010.
4. Сухова Л. С. Русский язык: готовимся к экзамену: Учеб. пособие. - Омск: «Вариант-Омск», 2009.
5. Русский язык на отлично. Стилистика и культура речи / Д. Э. Розенталь. - М.: ООО «Изд-во Оникс», 2009.
6. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2013: учебно-методическое пособие /Н. А. Сенина. - Ростов н/Д: Легион, 2012.
7. Русский язык. 5-11 классы: диктанты/ сост. Г. П. Попова. - Волгоград: учитель, 2011.
8. Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, коммент.: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. Г. Нарушевич. - М.: Просвещение, 2012.
9. ЕГЭ-2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты.36 вариантов. - М., 2015.
Интернет-ресурсы
-
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» gramota.ru
-
Крылатые слова и выражения slova.ndo.ru
-
Культура письменной речи gramma.ru
-
Мир слова русского rusword.org
-
Основные правила грамматики русского языка stihi-rus.ru/pravila.htm
-
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» ropryal.ru