Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы



Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно-нравственного образования и воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан.

Наши ученики - подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного становления - этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, поэтому книги остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка.

Более чем за двадцать постперестроечных лет выросло новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира.

Проблема нравственного воспитания учащихся - одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой

Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в социальное служение, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России.

Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним - единственным способом - дать подрастающему поколению полноценное духовно - нравственное воспитание, основа которого - многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. . Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы и русского языка, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм.

Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.

Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.

И найти ответы на свои вопросы они могут в художественном произведении, ведь в процессе восприятия художественного текста ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки. Нужно только вовремя ответить на поставленный вопрос. Об этом как нельзя лучше сказал наш современник, известный поэт Андрей Дементьев:

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло!-

По словарю С. И. Ожегова, нравственность - это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Духовный - 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа; 2) церковный.

В словаре нет определения, что такое духовность. Возможно, потому, что само существо духовности не поддается точному определению и рациональному осмыслению.

Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику.

Уроки литературы или- уроки духовности,они жизненно важны, так как именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о самом себе. По словам Д. Гранина, «одна из великих задач литературы - бередить совесть, пробуждать чувство вины».

И это особенно важно сегодня, когда повсеместным стало стремление найти виновных вокруг себя и не спрашивать с самого себя. В руках учителя - будущее народа…

Уроки литературы значительны прежде всего тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека.

Наблюдение над текстом, внимательном прочтении его необходимы на уроке для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Добиваясь того, чтобы школьники проникали в эмоциональный мир героев, выявляли авторское отношение к ним, а затем вырабатывали собственные оценки персонажей, учитель объединяет задачи нравственного воспитания с задачами литературного развития. Это способствует и развитию читательских навыков, и глубокому постижению произведения искусства, и повышению уровня нравственной воспитанности детей, и формированию их нравственных идеалов.

Раскрыть потенциал ученика помогают интересные и эффективные формы организации деятельности учащихся, необычные творческие задания.

Литературные дискуссии весьма ценны в нравственном воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Здесь неизменно сталкиваются характеры, здесь надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, анкетирование. Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях : о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

Огромный запас нравственности несут уроки, посвященные устному народному творчеству.

Знакомясь в 5-7 классах с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок, песен, частушек, ребята вместе с учителем познают удивительный мир волшебства, образности и точности русского слова. На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации. При знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о справедливости, трудолюбии, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень и праздность: «Бог не в силе, а в правде», «Засыпь правду золотом, а она всплывёт», «Сытый голодного не разумеет», «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь» - и многие другие пословицы являются не только копилкой мудрости, но и руководством к действию Читая пословицы других народов нашей планеты, удивляются их схожести, Например: вот как звучит китайская пословица о дружбе и друзьях: "Хороший друг-это настоящий клад", о том же болгарская пословица: "Друг познается в беде, как золото в огне", французская: "Хороший источник узнаешь во время засухи, хороших людей - в беде". Находим аналог их с русской пословицей: "Друзья познаются в беде".

Творческое домашнее задание: приготовить пословицы и поговорки, частушки , употребляемые жителями своего села, способствует знакомству детей с традициями и обычаями своей малой родины, прививают любовь к своему краю. Собранный материал мы оформили в альбом «Наше духовное наследство» .

Работая над былиной об "Илье Муромце и Соловье Разбойнике», обращаю внимание шестиклассников на то, наделяя героев-богатырей сказочной силой и удалью, сказители говорят о настоящих защитниках Земли Русской..

Народ славит защитников и тружеников любимой Родины.

Огромное воспитательное значение имеют сказки

Сказка "Бой на Калиновом мосту", где главный герой Иван, крестьянский сын, настоящий воин, умеющий постоять за себя словом и делом, учит детей чувству долга, мужеству, храбрости.

По своему настроению, идейной направленности сказка А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях» очень близка к русским народным сказкам. Помогаю детям воспринять нравственный пафос сказки. Истинная красота - в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей - мачехой, в борьбе двух начал жизни - доброты и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Побеждает верность в любви, красота истинная над ложной

В работе над сказкой А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях я использую слова антонимы, дающие характеристику героя:

Царица Царевна

Гордая смиренная

Работаем со словарем В.И.Даля . Словарь Даля объясняет: смирение паче гордости. Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать.

Своенравная сдержанная

(Делающая все по-своему, на свой лад, чтобы другие подчинялись этому порядку)

гневная милостивая, кроткая.

Где гнев, там и милость. Покорное слово гнев укрощает.

Ребята, ссылаясь на поступки героев, составляют короткий рассказ о царевне или царице с элементами характеристики, определяя положительные и отрицательные человеческие качества героинь.

Литературная сказка Х.К.Андерсена "Снежная королева" глубоко любима детьми. Ученики, узнав о писателе Андерсене, что он был некрасив и хорошо знал это …, рассуждают о красоте внешней и внутренней. Интересен для них поступок писателя, когда он, вынув алую розу, дарит ее самой некрасивой девочке судомойке, она была к тому же хромая, как утка…

Описывая облик Снежной Королевы и Герды, вместе с учениками отвечаем на вопросы:

Какие душевные качества отразились в облике Снежной Королевы и Герды? Можем ли мы сказать, что и Герда, и Снежная королева любили Кая? А Кай? Каков он? Кто победит в этой неравной борьбе? Разве мог добрый автор своих героев отдать злым силам?

Эта сказка учит детей добру и любви, добро торжествует над злыми силами. После изучения темы провожу творческую работу по написанию сказки собственного сочинения.

Изучая «Слово о полку Игореве», говоря о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, обращаю внимание девятиклассников на рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии. Разбираем это на примере князя Игоря. Именно эти названные качества героя привели к новым страданиям Руси.

И таких примеров в литературе много.

Литературные дискуссии весьма ценны в нравственном воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Здесь неизменно сталкиваются характеры, здесь надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия.

Много споров в этом плане вызывает в 10 классе работа над образом Катерины из пьесы А.Н.Островского «Гроза», образом Наташи Ростовой. Из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

В беседе о Базарове по роману Тургенева «Отцы и дети» очень важно подвести детей к выводу, что трагизм героя - в отсутствии нравственных ориентиров, отрицая все, он не может предложить ничего взамен. А идеал Тургенева - жизнь, идущая беспрерывно от прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность - любовь отцов к детям, наследующим лучшее в них.

Воспитание любви к родной природе посредством работы с художественным словом - одна из важнейших сторон нравственного воспитания. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы в нашем стремительном жизненном темпе совсем угасает - потому-то, С.Есенин, И.Бунин, А.Блок, К.Бальмонт и другие русские поэты 19-20 веков,- это глас вопиющего в пустыне: «Остановись, вглядись, ты - человек, частица природы, тебе необходимо видеть огненные закаты и рассветы, а лунная дорожка на реке и звёздная дымка в небе не только скрасят твой мир, но и дадут силы для преодоления трудностей и решения проблем».

Закладывается любовь к природе в детстве: нет детей, равнодушных к цветам и деревьям. Поэтому на уроке литературы так нужно постараться развить в человеке важную грань общей культуры - интерес к родной природе, любовь к ней, а значит, и любовь к Родине, без которой нет человека.

Стихи о родной природе позволяют привлечь внимание к живому миру, почувствовать его душу, его боль - найти в себе желание и силы сопереживать, сочувствовать, сострадать.

Итогом работы над темой являются творческие работы учащихся - сочинение стихов.

Стихотворение Трифоновой Тани «Весна идет» ( 7 кл.)

Март за горизонтом скрылся

Прыгает капель.

И уже шагает быстро

По двору апрель.

По дорогам шумно, звонко

Понеслись ручьи,

И в дали уж показались

Важные грачи.

Прилетели неспроста,

Знать идет сюда весна!

Ветер стих, раскрылось небо

Голубым шатром,

Растянулись белой пеной

Облака на нем.
Снег сменяется травою,

Все прощается с зимою!

И весне навстречу, вдаль

Полетели вестники.
Полетели известить,

Что нужны скворечники.

Заселили птицы гнезда

И растят потомство.

А над горизонтом вновь

Засветило солнце.
Пробудилось, засмеялось,

Вкруг лучи бросая,

И светить так ярко стало,

Всех обогревая.

Петрова Таня «Природа русская»( 5 кл)

Люблю природу русскую,

Красивые поля.

То светлая, то грустная-

Прекрасная она!

Природа удивительна,

Как девица- краса.

Луга ее красивые

И пышные леса!

Пшеница золотистая
Колышется в полях,

И родники, кристально чистые
бегут в ее лесах.

Швечкова Наташа 8 кл

Родина милая!

Зеленые луга,

Светлая речушка,

Крутые берега,

Лес наполнен солнцем,

Светом и теплом,

Слышен над рекою

Веселый перезвон.

Птички весело щебечут,

Радуются дню,

В голубой вдали играют

Травы на ветру.

« Родина. Что означает это слово?

Для каждого человека это в первую очередь то место, где он родился , вырос, дружил, где познавал жизнь. У каждого своя малая родина, она, единственная и неповторимая! Для меня это село Лесуново с чудеснейшей рекой Сережей, с колокольным звоном Никольской церкви, неповторимым запахом цветущей черемухи и сирени. Для меня нет места дороже и лучше. И хочется верить , что это будет у меня всегда , и не постигнет мое любимое село участь деревни Рамешка, места рождения моей бабушки Мольковой Софьи Петровны. Как больно видеть в глазах бабушки слезы, когда она вспоминает о своей деревне, о близких и родных ей людях, с которыми прошло её детство и юность. Возвратиться туда нельзя: на месте умершей деревни распаханное поле и высокий лес.» Швечкова Наташа 10 класс

Богатыми возможностями воспитательного воздействия обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.

Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по-доброму относиться к окружающим людям.

О своем отношении к войне ребята высказываются в творческих работах

«В этом году наша страна и весь мир будет праздновать великий праздник- 70-летие Победы над фашизмом. Сейчас в мире неспокойно. Снова подымает голову черная сила- фашизм, несущая смерть , боль, разрушения. Я считаю, что нужно нам, молодым, помнить о подвиге своих предков и сделать все от нас зависящее, чтобы третья мировая война не наступила.

Мы просыпаемся под лучами солнца с уверенностью, что оно будет светить нам завтра, и через месяц, и через год. И именно для того, чтобы мы жили беззаботно и счастливо, чтобы это «завтра» настало, советские люди семьдесят лет назад шли в бой.» Кувыкин Никита ( 9кл.)

Письмо в 41 год.

Здравствуй, дорогой прадедушка! Хочу передать тебе огромный привет от нашей дружной семьи. У моей бабушки есть семейный фотоальбом. И я очень люблю приходить к ней , рассматриваю фотографии и даже иногда плачу, потому что я хочу тебя увидеть. Дедушка, я так скучаю!

Бабушка, рассказывая о тебе, всегда плачет. Она вспоминает, как они провожали тебя на фронт. Ей тогда было немного лет, Но она помнит, что она плакала, а ты взял ее на руки и стал успокаивать: Не плачь, Дунечка! Я обязательно вернусь, если смогу.» У меня в руках твое письмо. На пожелтевшей от времени бумаге ты пишешь, что все хорошо, что фашистам ты не хочешь сдаваться». Почему ты не вернулся домой? Я хочу о тебе узнать больше. Дедулечка, я никогда не видела войны и надеюсь, что не увижу. Ведь это так страшно! Ведь вы все сделали, чтобы мы жили под мирным небом.

Я хочу сказать тебе большое спасибо. Пусть тебя нет в живых. Ноя тебя очень, очень люблю и никогда, никогда не забуду! Спасибо тебе за Победу»

Твоя правнучка Ирина ( Зотеева Ирина 7 кл)

Швечкова Наташа (8 кл)

Война…

Как это страшно!

Но все это вынес советский солдат

В годину большого людского несчастья,

Когда позвала его Родина- Мать.

И столько свалилось на плечи родные!

И столь повидали бойцы за войну:

И слышали грохот и треск, и сверканье

Ракетных огней, уходящих во тьму.

И страшно им было,

И смерть повидали,

И раны глубокие были у них…

Молились, сражались

И нас защищали!

Поклон им великий до самой земли!!!

На уроках русского языка также большая возможность заниматься духовно-нравственным воспитанием. Я использую тексты, влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему.

При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д.

Часто практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения -рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство. Значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценивать. Выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства. На уроках русского языка просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.

При изучении темы «Союз» можно создать на уроке условия для усвоения такой нравственной - этической категории как союз человеческих сердец. Вместе с детьми мы решаем духовно - нравственную проблему: Дружба + Товарищество = Союз. Сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используется принцип равноправия, а вот подчинительные союзы используют принцип подчинения. Делаем вывод о том, что такие же отношения и в нашей жизни.

Если взять, к примеру, урок в 8 классе по теме « Обособленные члены предложения», то и там мы находим отражение духовно - нравственной тематики. Об этом говорит ключевое слово « обособленные», которое мы непосредственно связываем с человеком. Обучающиеся непосредственно находят ту главную ниточку, которая подводит их к полному представлению о том, в чём же всё-таки состоит связь члена предложения с человеком.

Таким образом, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях, использовать различные методические приёмы, активизировать познавательную деятельность учащихся разнообразными эффективными способами, повышать качество гуманитарной подготовки современных школьников.

Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности - дело не одного и даже не двух лет. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.



© 2010-2022