Литература 9 класс Тема родины в лирике Ф. Тютчева и А. Фета

В 9-м классе это первое знакомство с творчеством А.Фета и Ф.Тютчева. Поэтому важно донести до учащихся красоту и глубину их стихов, то, как происходит познание родины в лирике Тютчева и Фета; выяснить особенности напевного стиха А.Фета, философского стиха Ф.Тютчева; научиться понимать смысл поэтического текста. Это первый урок по лирике этих поэтов, поэтому разумно провести его, на наш взгляд, ярко, нестандартно, чтобы учащиеся увидели полноту восприятия мира и любви ко всему, что нас окружает в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литература 9 класс Тема родины в лирике Ф. Тютчева и А. Фета.Урок литературы в 9-м классе по теме:

" Родина в лирике А.Фета и Ф.Тютчева"

Курбашнова Т. Н., учитель русского языка и литературы

В 9-м классе это первое знакомство с творчеством А.Фета и Ф.Тютчева. Поэтому важно донести до учащихся красоту и глубину их стихов, то, как происходит познание родины в лирике Тютчева и Фета; выяснить особенности напевного стиха А.Фета, философского стиха Ф.Тютчева; научиться понимать смысл поэтического текста. Это первый урок по лирике этих поэтов, поэтому разумно провести его, на наш взгляд, ярко, нестандартно, чтобы учащиеся увидели полноту восприятия мира и любви ко всему, что нас окружает в стихах этих замечательных поэтов.

До урока учащиеся получили задание познакомиться с биографией и творчеством А.Фета и Ф.Тютчева, прочитать и понять, в чем наблюдается сходство и различие в стихах поэтов: А.Фет "Я потрясен, когда кругом //Гудят леса, грохочет гром…", "Как нежишь ты, серебряная ночь…", "Шепот, робкое дыханье…", "Долго снились мне вопли рыданий твоих…", "Сияла ночь. Луной был полон сад…" и др.; Ф.Тютчев "Чему бы жизнь нас не учила…", Сияет солнце, воды блещут…", "Тени сизые смесились…", "Молчание", "О, как убийственно мы любим…" и др.

Оборудование урока:

  1. Портрет А.Фета

  2. Портрет Ф.Тютчева

  3. Грамзаписи романсов на стихи Ф.Тютчева и А.Фета.

Эпиграфы к уроку:

"Целый мир от красоты…" А.Фет

" Все во мне и я во всем…" Ф.Тютчев

1.

Организационный момент

Начинается урок с исполнения романса на стихи А.Фета "На заре ты ее не буди" (романс можно прослушать в грамзаписи, на нашем уроке его исполняла ученица под аккомпанемент учителя музыки).

Слово учителя. Этот замечательный романс на стихи известного русского поэта А.Фета. Удивительные стихи, удивительная музыка…

Наш сегодняшний урок посвящается пленительным стихам двух самых удивительных поэтов 19 века - Ф.И.Тютчеву и А.А.Фету.

Это уже не первая встреча с ними, многое вы уже знаете о их судьбе и произведениях. Но сегодня мы прикоснемся к сложному миру их лирики, чтобы еще глубже понять, как эти поэты познают родину, Россию. На примере стихотворений Тютчева и Фета мы попытаемся увидеть, как, отображая окружающий мир в тончайших его переливах, поэты прикасаются к тайнам души человека, души природы, проявляя любовь к жизни, а значит, любовь к родине.

- Из чего, на ваш взгляд, складывается любовь к родине?

( Русская березка, весенняя гроза, "трусишка зайка серенький", любимая женщина, встретившаяся на пути, -- и множество других важных и неважных проявлений.

Любовь к родине - это любовь к жизни, а любовь к жизни - это сотворчество со всем живым. Любовь к женщине не может возникнуть без любви к ближнему. А любви к ближнему не бывает без сочувственного отклика на все проявления бытия: будь то гроза, солнце, трава, река, мышь-полевка - и мало ли что ещё.)

- Так значит, можно сказать, что "целый мир от красоты"?

А.Фет "Целый мир от красоты…". (Быков М.)

Стихотворение это у каждого ученика есть на столе.

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать его начало.

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно -

- говорит в своем стихотворении А.Фет, строки из которого я и взяла эпиграфом к нашему уроку.

Учитель:

- Прочитайте еще раз стихотворение самостоятельно и скажите, как понимаете смысл его? Какую фразу можно считать ключевой? ("То, что вечно - человечно").

-Как вы её объясните?

-Что имел в виду поэт под словом "вечно"?

-Какой художественный прием использует Фет в этом стихотворении? (Прием антитезы, используя антонимы).

- Но мы сегодня рассматриваем лирику двух поэтов, живших в одно время. А значит, нужен ещё один взгляд на красоту окружающего мира, взгляд Ф.Тютчева. Прослушайте его стихотворение "Тени сизые смесились…"

(Стихотворение читает подготовленный ученик):Швецова Евгения.

Тени сизые смесились,
Цвет поблёкнул, звук уснул -
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!...
Все во мне - и я во всем!...

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Всё залей и утиши.
Чувства - мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

- Подумайте, о чем это стихотворение. Как можно его интерпретировать?

-Тютчева и Фета часто называют певцами природы. Но подумайте, они рассматривают природу отдельно или она связана с чем-то ещё?

(Тютчев и Фет - певцы природы, но они не рассматривают её отдельно, для них важна гармония души человека и природы, взаимодействие природы с душой человеческой.)

- Природа часто заставляет поэта задуматься, размышлять о жизни. Как называются стихотворения, в которых поэт размышляет о жизни и смерти, о месте человека в мире, о красоте и безобразном? (Философская лирика)

(Перед нами стихотворение о душе в сумерках и о душе сумерек).

- Какая строка из этого стихотворения отражает тему нашего урока, которую можно взять эпиграфом к уроку? ("Всё во мне - и я во всем").

-Объясните её, связав с первым эпиграфом.

- Итак, "целый мир от красоты"…А.А. Фет во всем видит красоту, особенно в природе. Он замечает едва уловимые движения света и воздуха, малейшие изменения цветовой гаммы пейзажа и, выбрав свои краски, изображает свои впечатления, превращая мгновенное в вечное. Не об этом ли стихотворение "Шепот, робкое дыханье…", которое считают "визитной карточкой" поэта.

(Подготовленный ученик читает стихотворение А.Фета "Шепот, робкое дыханье…") Глаголева Люда

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Учитель: В чем особенность этого стихотворения?

(В стихотворении нет центрального образа. Какие-то смутные очертания да неясные звуки. Поэт передает неповторимость происходящего. Все стихотворение - одно большое сложное предложение, состоящее из цепочки назывных. Стихотворение, в котором нет ни одного глагола.

Л.Н.Толстой заметил: "В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина…"

Постепенно из звуков, дыхания ночи, отблесков ручья возникает "милое лицо" в его "волшебных волнениях-изменениях").

-Какие части речи присутствуют? (сущ.,прилаг.)

- Это стихотворение исполнено трепета жизни, движения, несмотря на то, что в нем, действительно, нет ни одного глагола. Движение в нем не бурное, резкое, порывистое, а затаенное, едва приметное. Существительные и прилагательные в этом стихотворении силой искусства обретают художественные качества глаголов.)

- Это стихотворение, как и многие другие стихотворения А.Фета, написано в импрессионистской манере. Что такое импрессионизм?

(Сообщение учашегося: Имрпессионизм как художественное направление происходит от французского слова, означающего "впечатление". Предметы рисуются не в полном объеме и конкретности, а в неожиданном освещении, с какой-то неожиданной стороны, как они представляются художнику).

(Запись в тетрадях: Импрессионизм в поэзии - изображение предметов не в их целостности, а словно бы в мгновенных и случайных снимках памяти. Предмет не столько изображается, сколько фиксируется. Перед нами проходят отдельные обрывки явлений, но эти "обрывки", взятые вместе, образуют цельную и психологически очень достоверную картину).

(Звучит романс в грамзаписи на стихи А.Фета "Весенние воды").

- "Целый мир от красоты…" Можно ли назвать поэзию Ф.Тютчева импрессионистской? (Нет, она более философична, чем изобразительна. Главное в его лирике - это осмысление жизни, природы, красоты. Думы о человеке, о смысле бытия, сосредоточенность личности на себе, трагические страницы жизни и одновременно оптимизм её восприятия).

- Очень характерно в этом отношении стихотворение "Силентиум". (Чтение стихотворения подготовленным учеником).

Федор Тютчев
Silentium!1(молчание)


Молчи, скрывайся и таи,
И чувства, и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь -
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими - и молчи...

Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум -
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи -
Внимай их пенью - и молчи!..


Объясните смысл стихотворения. ( Все стихотворение представляет собой обращение ко всем нам, к каждому в отдельности. Поэт говорит о живущей в "тебе", т.е. нас, "душевной глубине", где содержится "целый мир". Этот мир таинственен и неповторим, и его действительно невозможно полностью, во всем его многообразии ни "высказать", ни "понять" другому. Но каждый из нас может и должен знать о существовании этого мира в каждой душе. Тютчев говорит: "Я знаю, что в твоей душевной глубине есть такой "таинственно-волшебный" мир, который нельзя высказать, но я дорожу им - как и миром своей души". Поэтому и звучит рефреном слово "молчи" в конце каждой строфы. Ведь ценности, красота, если они не могут быть всецело поняты, не доступны черствым душам, жестоким сердцам).

- Действительно, красота не доступна жестоким, не умеющим любить и чувствовать сердцам.

3. Лирика любви.

- Какая тема, на ваш взгляд, является основной в творчестве обоих поэтов? (Тема любви).

- Да, любовь - это источник обогащения души, способ связи человека с миром, со всем живым. "Всё во мне - и во всем…". Есть любовь - значит, есть ощущение родины. На это накладывается особое ощущение красоты.

-Можно ли понять красоту, любовь, уложить их в какие-то рамки? (Нет, это можно только чувствовать и восхищаться, дивиться и подниматься на крыльях вдохновения. Именно любовь вдохновляла Фета и Тютчева на стихи, равных которым мало найдется в русской лирике).

Учитель: Однажды Фет гостил у Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. В один из вечеров им пела Татьяна Андреевна Кузминская, женщина живая, обаятельная, с хорошим голосом. Она была одним из реальных прототипов толстовской Натальи Ростовой. Фет очень высоко ценил её голос. Когда она пела, он говорил ей, что музыка действует на него так же сильно, как красивая природа. В память этого "эдемского вечера" Фет за ночь написал стихотворение и подарил его Кузминской. Уже позже на него написали музыку. Это стихотворение - романс "Сияла ночь".(Можно прослушать в грамзаписи этот романс, можно в чтении подготовленного ученика).

- Да, удивительное стихотворение. Увидели ли вы в нем некие параллели с другим шедевром русской поэзии? (Напоминает стихотворение А.С.Пушкина "Я помню чудное мгновенье…").

"Жизни блаженство в одной лишь любви…" -- скажет Тютчев в одном из своих стихотворений. Любовь для Тютчева - это счастье, несмотря на то, что часто в его произведениях любовь - это роковая страсть, которая может стать причиной гибели одного из любящих.

У Тютчева первая жена Элеонора Петерсон умерла рано; поздняя, осуждаемая обществом любовь к Елене Александровне Денисьевой привела к тому, что бедная женщина тоже погибла

(Подготовленный ученик читает стихотворение Ф.Тютчева "О, как убийственно мы любим…").Денисьевский цикл

(Звучит романс "Я встретил Вас - И всё былое…" на стихи Тютчева.)

Учитель:Посвящен романс Амалии Лерхенфельд (баронессе Крюденер). ему 20 лет, ей 15 лет ТЕОДОР, сегодня я вам покажу место, где в Мюнхене раньше всех зацветают яблони! - объявила Амалия, и ее ножки в маленьких башмачках резво заскользили вниз по лестнице, у подножия которой их уже ожидала запряженная коляска.

ФЕДОР поспешил за ней. Он совсем недавно приступил к работе в русской дипломатической миссии, находящейся в Мюнхене, и город с его окрестностями еще почти не знал.

Амалия привезла его на берег реки. На крутом склоне высились развалины старинного поместья, а рядом раскинулся цветущий яблоневый сад, весь в розовых лучах заходящего солнца. (Амалия Лерхенфельд.)


Федор любовался спутницей и полудиким романтическим пейзажем вокруг и все не мог решить: какое творение природы более совершенно - яблони, усыпанные бело-розовым цветом, или девушка в нежно-палевом платье, свежая, как майское утро? Порыв ветра вдруг сорвал с ветвей облачко цветов и осыпал ими Амалию: изящную шляпку, рассыпанные по плечам черные локоны, длинный прозрачный шарф. Девушка осторожно сняла с рукава один цветок и положила его на ладошку:

- Ничего особенного, всего пять лепестков, но разве это не сама гармония? - тихо сказала она и коснулась лепестков губами.

«Нет, она - совершенство!» - окончательно решил Федор.




- Хотите, Теодор, поклянемся друг другу, что до самой смерти, когда бы ни пришлось нам увидеть яблони в цвету, мы будем вспоминать друг о друге: я - о вас, вы - обо мне? - вдруг предложила Амалия.

- Клянусь, моя фея! - тут же откликнулся Федор и опустился перед ней на одно колено. Взяв подол ее платья, он прижал его к своим губам. А сам подумал, что он-то будет вспоминать о ней, на что бы ни поглядел: хоть на яблоню в цвету, хоть на чертополох без всякого цвета. И завтра на службе, разложив на столе документы, он опять будет видеть одну ее и думать о ней.
***


А в письме матушке, взбудораженный воспоминаниями, Федор признался, что ведь Амалия, пожалуй, его вторая самая большая любовь. На первое место он ставил не жену, а Россию.

Поседевшему Тютчеву было в это время 66 лет, все еще привлекательной Амалии - 61.

Три года спустя Федор Иванович, разбитый параличом, тяжело умирал в Царском Селе. В один из дней, открыв глаза, он вдруг увидел у своей постели Амалию. Долго не мог говорить, не вытирал слез, и они тихо бежали по его щекам. Молча плакала и она.


Тютчев уже плохо владел телом, но еще в полной мере владел слогом. И на другой день продиктовал одно из последних своих писем к дочери Дашеньке: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».

Множество людей еще будет испытывать сердечный трепет, читая удивительные строки Тютчева, вдохновленные божественной Амалией. И только сама «виновница» их появления на свет так никогда в жизни и не насладилась их очарованием. Она не знала по-русски. Правда, вдова поэта послала ей аккуратно выполненный подстрочный перевод стихотворения про то, «как поздней осени порою бывают дни, бывает час…» Но ведь буквальный перевод не может передать и половины той волшебной ауры, что присутствует в подлиннике гениальных стихов.

Однажды Федор Иванович, уже камергер двора, председатель комитета цензуры при Министерстве иностранных дел, приехал на лечение в Карлсбад. Среди отдыхавшей здесь русской и европейской знати было много его знакомых. При виде одной из дам по-молодому затрепетало его сердце. Это была все она же, только уже Адлерберг. Они часто и долго, как когда-то в Мюнхене, бродили по улицам Карлсбада, и все вспоминалось Федору Ивановичу: и первая встреча на балу, и яблоня, осыпавшая девушку бело-розовыми цветами, и та смешная шелковая цепочка, за которую его так ругал верный дядька Хлопов…

Вернувшись в отель после одной из таких прогулок, Тютчев почти без помарок записал словно продиктованное свыше:

Я встретил вас - и все былое



Звучит "Я встретил Вас - И всё былое…" на стихи Тютчева.)

- Какое ощущение возникает при его прослушивании?

(Лёгкой грусти, печали по ушедшей молодости)

Вывод: Мы видим, что образ любимой может вызывать у поэта не только трагические воспоминания, но и светлые чувства.

Выводы:

- Говорят, о Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует, тот не чувствует поэзии вообще. Некрасов писал: "Каждый стих его хватает за сердце, как хватают за сердце внезапно набегающие порывы ветра; их и слушать больно и переставать слушать жаль. Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце". И это действительно так, потому что "всё" в нем - и он "во всем".

Итог:

В произведениях Ф. И.Тютчева, А. А. Фета любовь к природе, любовь к женщине неразрывно связаны с любовью к Родине, к родному народу. Всю свою жизнь Ф. И. Тютчев верил в особое предназначение России, в великую судьбу ее. Судьба же самого поэта сложилась так, что свои лучшие годы он провел за границей. Тютчев длительное время служил в Мюнхене, в русской дипломатической миссии. Живя в Германии, Федор Иванович побывал во многих странах Европы - в Греции, Италии, во Франции. Однако мысль его всегда была устремлена к России, он был «русский сердцем и душою». Земля эта у поэта - земля, благословенная Господом. И именно в русской патриархальности, в православных традициях, в самом складе русской души Тютчев видел залог спасения России. Безоговорочная вера поэта в особый путь России .Являются пророческие слова самого Тютчева о России:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Ещё Пушкин говорил, что поэт должен быть пророком. И мы всё чаще убеждаемся, насколько пророческими были стихи Тютчева о России.

О значении А.А.Фета хорошо сказал его современник Алексей Михайлович Жемчужников в своём стихотворении:

Он в мире грёзы и мечты,
Любя игру лучей и тени,
Подметил беглые черты
Неуловимых ощущений,
Невоплотимой красоты.
И пусть он в старческие лета
Менял капризно имена
То публициста, то поэта -
Искупят прозу Шеншина
Стихи пленительные Фета.

Д/з предлагается выучить наизусть любое стихотворение А.Фета или Ф.Тютчева, а также написать мини-сочинение "Как раскрывается любовь к родине в творчестве Тютчева и Фета".

Думается, поэт не ошибся в своем пророчестве, и одновременно необычайно точно и верно предсказал будущее России. Пройдя через бунты, войны и революции, Россия все же не изменила себе, возвратившись к своим истокам и вечным ценностям - к христианству и милосердию, доброте.

Тютчев призывал построить отношения в обществе на духовных, христианских началах:

Растленье душ и пустота,

Что гложет ум и сердце ноет…

Кто их излечит и прикроет?

Ты, риза чистая Христа…



© 2010-2022