Урок по русскому языку на тему Причастие (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по русскому языку в 7-м классе

по теме: « Причастие »

Цель: ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; формировать умения отличать причастие от прилагательного, находить причастия в тексте, определять их грамматические признаки, синтаксическую роль; развивать связную речь, логическое и абстрактное мышление; воспитывать стремление быть грамотным, бережное отношение к родному языку.

Оборудование: учебник ( Русский язык.7класс./Л.М.Рыбченкова и др./ 2014.) ,учебные тексты, раздаточный материал, таблица (на доске).

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений.

ХОД УРОКА

1.Организационный этап

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1) Синтаксическая пятиминутка

*Выполните синтаксический разбор предложения.

В замершем воздухе стоит крепкий и нежный запах увядающих кленов.

*Назовите слова, которые вызвали затруднения при отнесении их к определённой части речи. Признаки, каких частей речи в них можно отметить?

2) Слово учителя

- Слова, с которыми вы только что работали, являются причастиями, это особая форма глагола. Великий русский языковед В.И. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка » об особенностях причастия писал: «Причастие - часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного ». Сегодня мы начинаем знакомство с причастием - удивительной частью речи, которая, по словам М.В.Ломоносова, служит «к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

3.Изучение нового материала

1) Лингвистическое наблюдение

Методический комментарий. На доске - сравнительная таблица, которую учащиеся переносят в свои тетради и заполняют в ходе беседы. Среднюю часть таблицы с причастием заполняют в последнюю очередь. На основе заполненной таблицы учащиеся делают вывод о причастии.

План характеристики

Красный

Краснеющий

Краснеет

1. Общее значение

Признак предмета

Признак предмета

по действию

Действие

2. Морфологические признаки

Постоянные: качественное. Непостоянные: ед.ч.,

муж. р., И.п.

Постоянные: несов.

вид., неперех., невозвр., наст. вр.

Непостоянные: ед.ч.,

муж. р., И.п.

Постоянные: несов.

вид, неперех., невозвр.

Непостоянные: изъяв. наклонение,

наст. вр., 3-е лицо

3. Синтаксическая роль

Определение

Определение

Сказуемое

Беседа

*Определите общее значение прилагательного и глагола.

*Определите морфологические признаки прилагательного и глагола.

*Определите синтаксическую роль прилагательного и глагола.

*Найдите признаки в характеристике причастия, свойственные прилагательному и глаголу.

*Сделайте вывод по результатам наблюдения и сформулируйте определение причастия.

2) Изучение теоретического материала из учебника §7 (стр.26-27)

4. Закрепление изученного материала

1) Грамматический тренинг (раздаточный материал)

Карточка №1

Задание. Из приведенных слов выпишите причастия.

Сбегающий, серый, закрывший, приветливый, уходящий, пишущий, зелёный, встающий, уставший, алый.

Карточка №2

Задание. Подберите существительные к причастиям.

Дышащая …; бегущего …; смеющимся …; остановившегося …; выбиравший …; ударившую …; любящая …; над сидящим … .

Карточка №3

Задание. Раскрыв скобки, согласуйте причастия с существительным в роде, числе и падеже. Перед причастиями поставьте прилагательные; выделите окончания и причастий, и прилагательных.

У (тлеющий) костра; над (заснувший) рекой; с (облетевший) клёнов; в (холодеющий) воздухе; (тающий) облака; при (сияющий) солнце.

Карточка №4

Задание. Творческий диктант. Замените выделенную часть предложения причастием и запишите. Если возможно, определите время причастий.

Ручей, который бежит; книга, которая лежала; земля, которая освещается солнцем; тучи, которые гонит ветер; цветок, который увял; события, которые приближаются; сочинение, которое написал ученик; теорема, которую мы доказали; ёлка, которую украсили дети.

2) Работа с учебником

*Выполнение упражнения № 42

Задание. Перепишите текст, найдите в нём причастия, определите их значения, выделите суффиксы.

*Выполнение упражнения № 43

Задание. Образуйте причастия по заданному образцу и запишите их, выделяя суффиксы.

5. Подведение итогов урока

Вопросы к учащимся.

  1. Что называется причастием?

  2. Какие признаки прилагательного перешли к причастию?

  3. Какие признаки глагола есть у причастия?

  4. От каких частей речи образуются причастия?

  5. Каким членом предложения может быть причастие?

  6. Назовите суффиксы, по которым причастия отличаются от других частей речи.

6. Домашнее задание

1.Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение № 46 (списать; найти причастия, выделить их суффиксы; подчеркнуть причастия как члены предложения).



© 2010-2022