Урок по литературе на тему «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Семейный уклад жизни Ростовых

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Семейный уклад жизни Ростовых

Цель: привлечь внимание студентов к проблемам семьи, охарактеризовать атмосферу, нормы жизни Ростовых в романе «Война и мир», показать, какие семейные ценности утверждаются Л.Н Толстым в романе.

Задачи:
Образовательные: погрузить в атмосферу романа Л.Н. Толстого, провести сопоставительный анализ великосветского общества Петербурга и дворянского семейства Ростовых, выявить авторское отношение к нормам жизни Ростовых, а также отношение Толстого к роли семьи в формировании характера человека, учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей;

Развивающие: способствовать развитию умения самостоятельно анализировать выборочные эпизоды прозаического произведения, определять роль эпизода в произведении, способствовать развитию логического мышления студентов и монологической речи, навыков пересказа и выразительного чтения.

Воспитательные: воспитывать у студентов гуманные чувства, формировать устойчивые нравственные и морально - этические нормы взаимоотношений в семье.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок - рассуждение на основе сценического эпизода

Методика урока: слово учителя, аналитическая беседа с опорой на текст, выразительное чтение, пересказ, анализ эпизода, сопоставление полученной модели знаний с трактовкой героев режиссером С. Бондарчуком в кинофильме "Война и мир", работа с иллюстрациями к художественному произведению.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация, отрывки из х/ф «Война и мир», раздаточный материал (выборочные сценические эпизоды из 1 тома романа «Война и мир», словарь устаревших слов к анализируемым эпизодам).

Эпиграф

«Люди как реки: у каждого свой исток, своё русло…» (Л.Н.Толстой)

Ход урока.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Приветствие. Отчет старосты о посещаемости

Друзья мои!
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда -
Сиянье ваших умных глаз!
Мои соавторы и судьи!
Я знаю - каждый в группе гений.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе проведем урок.

Я надеюсь на вашу активную вдумчивую работу на уроке, на то, что у нас получится диалог на уроке.

2. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ

Сегодня мы продолжаем изучение великой эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». В период работы над романом писатель говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

- Какие же мысли, важные для автора, нашли отражение в романе? Над какими важными проблемами размышляет Толстой в эпопее «Война и мир»?

Но прежде я предлагаю вам вспомнить:

-Где и когда начинается действие романа?

-Охарактеризуйте салон Анны Павловны Шерер:

какие люди сюда приходят, с какой целью,

почему Толстой вводит французский язык,

как относится Л.Н.Толстой к нормам жизни высшего петербургского общества?

-Сегодняшний урок для нас, пожалуй, один из самых важных в процессе начала изучения романа. О чем у нас пойдет речь, вы определите сами, прослушав стихотворение:

Учитель читает стихотворение поэта Александра Ревы:

Зерно прозревает в СЕМЬЕ,

В СЕМЬЕ человек вырастает.

И всё, что потом обретает,

Приходит к нему не извне.

-Итак, как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет речь на уроке?

- Что такое семья в вашем понимании? (Близкие люди, опора и поддержка, твои родители)

-«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», - такими словами начинает Л.Н.Толстой свой роман «Анна Каренина», в котором, как он сам говорил, воплотил «мысль семейную». В романе «Война и мир» основной мыслью является «мысль народная», и все-таки семье, семейным устоям, традициям писатель отвел очень большую роль. И совсем неслучайно.

-Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока: «Люди как реки: у каждого свой исток, своё русло…».

- Как вы понимаете эти слова? Какую роль играет семья в формировании ЧЕЛОВЕКА?

Место рождения реки называется исток. Русло - это канал, по которому течет река. Исток этот - родной дом, семья, её традиции, уклад. С рождением ребёнка ещё не рождается личность, она формируется под влиянием семейных отношений. В семье человек усваивает систему нравственных ценностей. Формирование личности начинается в семье.

3. ЧТЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Толстой справедливо считал семью основой общества, считал, что нравственные законы закладываются и сохраняются только в семье. Для Льва Толстого семья - это та среда, которая дает человеку все начала в жизни, воспитывает его. Почти все герои Л.Н. Толстого (их в романе более 500) - люди семейные, поэтому характеристика этих персонажей невозможна без анализа их отношений в семье.

В романе «Война и мир» Толстой прослеживает жизнь нескольких русских семей.

-Сегодня на уроке из Петербурга, из салона А.П.Шерер мы перенесемся в Москву в дворянский дом Ростовых.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (учитель уточняет цели урока) (охарактеризовать атмосферу, нормы жизни Ростовых в романе «Война и мир», выявить авторское отношение к семейному укладу жизни Ростовых, показать, какие семейные ценности утверждаются Л.Н Толстым в романе).

-Работать на уроке мы будем, опираясь на отдельные эпизоды, т.к. именно сценический эпизод является композиционным центром романа, эпизод романа не существует сам по себе, он ниточками связан с романом (ниточки в прошлое, настоящее, будущее).

Учитель перед каждым сценическим эпизодом дает установку: на что обратить внимание при прочтении.

1.Студенты читают сценический эпизод «Именины у Ростовых. Встреча гостей» (по ходу прочтения уточняется по словарю значение устаревших слов) (затем отвечают на вопросы)

- В какой момент происходит знакомство читателя с Ростовыми?

-С какой целью приезжают гости к Ростовым? (поздравить именинниц - мать и меньшую дочь Наталью)

-Как принимает гостей глава семейства граф Илья Ростов? (гостеприимство, щедрость, искреннее радушие, одинаково относится ко всем людям)

-Какая атмосфера царит в их доме? (мы чувствуем семейный, радостный характер праздника)

2. Студенты (или учитель) читают сценический эпизод «Молодое поколение Ростовых. Первое появление Наташи Ростовой в романе» (затем отвечают на вопросы)

И в эту светскую обстановку, как луч солнца, врывается молодое поколение Ростовых: Наташа, Николай, Петя, племянница Соня, друг семьи Борис Друбецкой.

-Сколько лет Наташе на момент начала повествования?

-Как ведет себя Наташа на именинах?

-Почему автор именно таким образом знакомит нас с Наташей Ростовой? (Потому что Толстой пытается выделить её непринужденность и искренность, которой все радуются).

-Какие черты характера Наташи проявляются в этом эпизоде?

- На какие детали в портрете Наташи обращает внимание Толстой?

-Почему, на ваш взгляд, Толстой намеренно подчеркивает некрасивость героини?

-О чём говорит имя «Наталья»? (В книге Г. Успенского "Ты и твоё имя" мы читаем: "Наталия (Наталья) - от лат. "наталист" - родной, но также от латинского названия праздника Рождества: диэс натали - день рождества, рождения. Наталия - родимая, родная, природная, рождённая). Наташа - любимая героиня Толстого.

-Какое впечатление произвело появление Наташи на всех присутствующих в зале?

-О чем говорят детали: графиня «притворялась строгой, притворно сердито отталкивала дочь»?

-На чём основано воспитание детей в доме Ростовых?

-Каковы отношения между детьми и взрослыми? («Я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и все мне расскажет» )

- Как еще подчёркивает автор близость матери и дочери? (Одним именем - Натальи).

-Каковы взаимоотношения между молодым поколением в доме Ростовых? Обе героини влюблены: Соня влюблена в Николая, а Наташа неравнодушна к Борису. Соня безнадежно влюблена в Николая Ростова и мечтает выйти за него замуж. За столом девушка ревнует Николая к Жюли, а затем рыдает у Наташи на плече из-за жестоких слов Веры: старшая дочь Ростовых убеждена, что брак Сони и Николая невозможен, прежде всего, потому, что он помешает карьере Николая. Наташа поддерживает подругу, как может, сопереживает ей до такой степени, что сама начинает плакать, лишь увидев, что Соне плохо.

«Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.

- Соня! что ты?… Что, что с тобой? У-у-у!…

И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга».

Многие художники иллюстрировали произведения великого мастера Л.Н.Толстого. Сегодня мы обратимся к иллюстрациям Дементия Алексеевича Шмаринова, художнику, которому удалось раскрыть образы бессмертной эпопеи Л.Н. Толстого.

-Какой эпизод из романа изобразил художник?

-На ваш взгляд, удалось художнику передать атмосферу в доме Ростовых?

-На что обращает внимание художник в образе Наташи?

Дальнейшая работа будет организована в группах. Ваша задача - внимательно, вдумчиво прочитать отрывок и кратко его пересказать.

3. За столом обсуждаются последние светские новости: предстоящая война с Наполеоном, история с медведем, болезнь графа Безухова, незаконный сын Пьер) Старшее поколение этот вопрос волнует, т.к. идут на войну сыновья. Их искренне волнует судьба родины.

«Мы должны драться до последней капли крови и умереть за своего императора». (полковник в споре с Шиншиным).

«Русские должны умирать или побеждать» (Николай Ростов)

- Всё о войне, - через стол прокричал граф. - Ведь у меня сын идет, Марья Дмитриевна, сын идет.

- А у меня четыре сына в армии, а я не тужу. На всё воля Божья: и на печи лежа умрешь, и в сражении Бог помилует, - прозвучал без всякого усилия, с того конца стола густой голос Марьи Дмитриевны.

-Какую «выходку» позволила себе Наташа за столом? Наташа горячая, озорная, смелая. Она, рискуя навлечь на себя неудовольствие не только матери, но и Марьи Дмитриевны, перебивает разговор взрослых и спрашивает, какое мороженое будут подавать на десерт. А потом смело вступает в разговор с гостьей, и та, горячо любящая этого «казака», прощает ей ее дерзость.

-Как ее это характеризует?

-Как называла Наташу Марья Дмитриевна Ахросимова? (Порох, зелье девка, казак)

Главная гостья на именинах Ростовых - Марья Дмитриевна Ахросимова, которая была знаменита «прямотой ума и откровенною простотой обращения». Возможно ли, на ваш взгляд, появление фигуры, подобной Марье Дмитриевне, в салоне Шерер? Почему?

-Соблюдают ли Ростовы условности светского такта? (Ростовы - люди своего времени, соблюдают светские условности, за которыми, правда, не стоят расчет и корысть)

4. -Как характеризует Ростовых поступок по отношению к Анне Михайловне Друбецкой, подруге молодости графини Ростовой?

5. Как дополняет наши представления о Ростовых данный эпизод: пение Наташи и Николая.

Литературовед Н.Г. Долинина, написавшая книгу о романе Л.Н. Толстого "По страницам "Войны и мира", заканчивает её так: "И снова я открываю "Войну и мир" - и перечитываю много раз читанные страницы… Но каждый раз в них открывается новое, неизведанное, их нельзя исче׳рпать, их можно только читать снова и снова…" Так давайте же еще раз попробуем пережить, почувствовать атмосферу в доме Ростовых на именинах матери и меньшой дочери Натальи, посмотрев отрывок из экранизации романа Толстого «Война и мир» известного режиссера Сергея Бондарчука (1965 г.).

Подумайте над вопросами:

-Какой сценой заканчивается эпизод «Именины у Ростовых»? (танец графа)

-Какие черты характера Ростовых проявляются в этой сцене? (искренность в проявлении чувств, близость к народу, простота, естественность)

4. СИНТЕЗ

-Давайте попробуем составить Кодекс семьи Ростовых и определим главный принцип, на котором основана их жизнь.

Семью Ростовых объединяют важные качества: искренность, естественность, простота, открытость миру - их главное богатство. Отсюда и способность притягивать к себе людей, сопереживать, чувствовать чужую душу. Эта семья открыта, гостеприимна, готова помогать другим. Духовное родство членов семьи, атмосфера дружбы, простоты, «русскости». Кодекс семьи Ростовых: взаимоуважение и любовь, открытость, широта души, бескорыстие, жизнелюбие, доверчивость, безрассудная щедрость. Толстой отмечает в семье Ростовых равнодушие к длительным рассуждениям, раздумьям. Они живут чувством, а не умом. Жизнь сердца.

Возможно письменно заполнить таблицу:

Ростовы

Черты характера

Искренность, непринужденность, доброта, жизнелюбие, душевная открытость, эмоциональность, щедрость, бескорыстие

Атмосфера в семье

Дружба, любовь, взаимопонимание, доверие, духовное родство, радушие, гостеприимство, поддержка, сопереживание, отсутствие жестких воспитательных норм

- Чем семья Ростовых отличается от семьи Курагиных, с которой мы начали знакомиться в салоне Шерер?

- Как Толстой относится к нормам жизни Ростовых?

5.ИТОГИ

В наше время утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало. Я надеюсь, что, создавая свою семью, вы вспомните наш сегодняшний урок - диалог и это поможет вам.

Семья, по мнению Толстого, - это нравственная основа всего, что есть на земле. Вы все - будущие папы, вам придется не раз в жизни делать выбор. И, мне кажется, нравственные советы Толстого - это лучший советчик и помощник в любой жизненной ситуации.

Мне кажется, я для любви потерян.

Холодный дом, и осень за окном.

И вот беру я с книжной полки том

«Война и мир» великого Толстого.

Наташа, Пьер, Андрей и старый князь…

Все это в детстве моем школьном было.

Вдруг от страниц повеяло теплом,

И понял я - любовь всему мерило.

Любовь, семья и отчий дом.

Вот то, что мне всего дороже.

Великий смысл, наполненный добром,

Несет бессмертный гений мудрого Толстого.

6. ОЦЕНКИ ЗА УРОК. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

«Склад психологии человека, его взгляды и судьбы во многом определяются семейным окружением и родовыми традициями, которые составляют для него своего рода почву»

- Согласны ли вы с этим высказыванием Толстого? Докажите свою точку зрения на примере романа «Война и мир».





Приложения

Словарь

Цуги - упряжка, в которой лошади идут гуськом или парами одна за другой

Куверт (от фр. couvert, покрытый) - термин, обозначающий полный набор столовых приборов для одного человека на накрытом столе. Выражение «стол на 55 кувертов» означает стол, накрытый на 55 персон.

Камчатный - устар. о льняной ткани то же, что камчатый; похожий узором на камку; узорчатый.

Кисея́ - прозрачная тонкая лёгкая ткань.

Мантилья - кружевная накидка

Лайковый - сделанный из лайки- сорт мягкой кожи из шкур овец и коз.

Карминовый - ярко-красный цвет

Чопорная - высокомерная, чрезмерно строгая.

Ливрейный лакей - выездной лакей

Экосе́з- (фр. ecossaise букв. шотландский) старинный шотландский народный танец, получивший с конца 17 в. широкое распространение в виде парного бального танца установленной композиции, при которой пары постоянно меняются местами, образуя сложный рисунок; живой по характеру.

АНГЛЕЗ - (франц. anglaise) английский, очень быстрый и разнообразный танец, похожий на кадриль.

Сановитый - знатный по рождению.

Таблица

Ростовы

Черты характера





Атмосфера в семье






Выборочные эпизоды

1. Именины у Ростовых. Встреча гостей

У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварско׳й. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.

Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.

-- Очень, очень вам благодарен, моя милая или мой милый (mа chPre или mоn cher он говорил всем без исключенья, без малейших оттенков, как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, мой милый. Душевно прошу вас от всего семейства, моя милая.

Эти слова, с одинаковым выражением на полном, веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами, говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался в гостиную к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колени руки, значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел проводить, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, раздвигавших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил:

-- Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб все было хорошо. Так, так, -- говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. -- Да порядок в винах не забудь; главное -- сервировка. То-то... -- И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.

2. Молодое поколение Ростовых. Первое появление Наташи Ростовой в романе

Наступило молчанье. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбкой, и остановилась посредине комнаты. Казалось, она нечаянно, с нерассчитанного разбегу, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались четыре существа: два молодые человека, один студент с малиновым воротником, другой гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской блузе.

Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг вбежавшей девочки.

-- А, вот она! -- смеясь закричал он. -- Именинница! Моя милая именинница!

-- Милая, на все есть время, -- сказала графиня дочери, очевидно, только для того, чтобы сказать что-нибудь, потому что сразу было видно, что дочь нисколько не боялась ее. -- Ты ее все балуешь, -- прибавила она мужу.

-- Здравствуйте, милая, поздравляю вас, -- сказала гостья. -- Какое прелестное дитя! -- прибавила она, льстиво обращаясь к матери.

Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими, открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими быстрыми ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она, быстрая, грациозная и, видимо, не привыкшая к гостиной, подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся личико в кружевах материной мантильи и засмеялась.

-- Мама! Мы Бориса... ха ха!.. женили на кукле... ха ха! да... ах... Мими... -- проговорила она сквозь смех, -- и... ах... он убежал.

И она вынула из-под юбки и показала большую куклу с черным, стертым носом, треснутою картонною головой и лайковым задом, ногами и руками, мотавшимися в коленках и локтях, но еще с свежею карминовою, изысканною улыбкой и дугообразными чернейшими бровями.

Графиня уже пятый год знала эту Мими, неизменного друга Наташи, подаренную крестным отцом.

-- Видите?.. -- И Наташа не могла больше говорить (ей все смешно казалось). Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись. И в лакейской был слышен этот смех. Улыбаясь, переглянулись лакеи графини с приезжим ливрейным лакеем, до сего мрачно сидевшим на стуле.

-- Ну, поди, поди с своим уродом! -- сказала мать, притворно-сердито отталкивая дочь. -- Это моя меньшая, избалованная девочка, как видите, -- обратилась она к гостье.

Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери и взглянув на нее снизу, тихо, сквозь слезы смеха, проговорила:

-- Мне стыдно, мам.

Гостья, принужденная любоваться семейной сценой, сочла нужным принять в ней какое-нибудь участие.

-- Скажите, моя милая, -- сказала она, обращаясь к Наташе, -- как же вам приходится эта Мими? Дочь, верно?

Наташе не понравилась гостья и тон, с которым она снисходила до детского разговора.

-- Нет, мадам, это не моя дочь, это кукла, -- сказала она, смело улыбаясь, встала от матери и присела подле старшей сестры, показывая тем, что и она может вести себя как большая.

Между тем, все это молодое поколение: Борис -- офицер, сын княгини Анны Михайловны, Николай -- студент, старший сын графа, Соня -- пятнадцатилетняя племянница графа и маленький Петруша -- меньшой сын, все, как вдруг опущенные в холодную воду, разместились в гостиной и, видимо, старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми еще дышала каждая их черта. Видно было, что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и графине Апраксиной.

3 Выходка Наташи Ростовой за столом

Наташе, видимо, не сиделось на месте, она ущипнула брата, подмигнула на гувернантку, отчего толстый Петруша лопнул было со смеха, и вдруг перегнулась всем телом через стол к Борису и разлила, к ужасу гувернантки, на чистейшую скатерть квас из стакана, и, не обращая внимания на замечания, требовала внимания к себе. Борис нагнулся, Пьер тоже прислушивался, ожидая, что скажет эта маленькая, черненькая, которая, несмотря на свои неправильные черты, как ему казалось, по странной, ему одному свойственной фантазии, нравилась ему больше всех, кого он видел за этим столом.

-- Борис, что, пирожное будет? -- спросила Наташа, с значительные видом поднимая брови.

-- Не знаю, право.

-- А вот не спросишь, -- говорил маленький брат Наташи, -- а вот не спросишь!

-- Спрошу, -- отвечала Наташа.

Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость, ту решимость, которая бывает у прапорщика, бросающегося на приступ. Она привстала и с блестящими глазками и сдержанною улыбкой обратилась к матери:

-- Мам -- Что тебе? -- спросила графиня испуганно, но, по лицу дочери увидев, что это была шалость, строго замахала ей рукою, делая угрожающий и отрицательный жест головой.

Разговор притих.

-- Мам Графиня хотела хмуриться, но невольно улыбка любви к своему любимому детищу уже ожила на ее губах. Марья Дмитриевна погрозила толстым пальцем.

-- Казак! -- проговорила она с угрозой.

Большинство гостей смотрели на старших, не зная, как следует принять эту выходку.

-- Вот я тебя! -- сказала графиня.

-- Мам Соня и толстый Петя прятались от смеха.

-- Вот и спросила, -- прошептала Наташа маленькому брату, не сводя глаз с матери и не изменяя наивного выражения лица.

-- Мороженое! только тебе не дадут, -- сказала Марья Дмитриевна.

Наташа видела, что бояться нечего, и потому не побоялась и Марьи Дмитриевны.

-- Марья Дмитриевна, какое мороженое? Я сливочное не люблю.

-- Морковное.

-- Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? -- почти кричала она. -- Я хочу знать.

Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, за ними все гости. Все смеялись не ответу Марья Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной.

4. Подарок графини Ростовой Анне Михайловне Друбецкой

В гостиной продолжался разговор.

-- Ах, милая, -- говорила графиня, -- и в моей жизни не все розы. Разве я не вижу, что при таком образе жизни нашего состояния нам не надолго? И все это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это все устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Анет, как это ты, в твои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.

А обстоятельства мои до того дурны, -- продолжала Анна Михайловна, с грустью и понижая голос, -- до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает все, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, буквально нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. -- Она вынула платок и заплакала. -- Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении. Одна моя надежда теперь на князя Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника -- ведь он крестил Борю -- и назначить ему что-нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут, мне не на что будет обмундировать его.

Графиня прослезилась и молча соображала что-то.

Когда Анна Михайловна уехала с сыном к князю Кириллу Владимировичу Безухову, графиня долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец она позвонила.

-- Что вы, милая, -- сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. -- Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.

Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у нее всегда наименованием служанки "милая" и "вы".

-- Виновата-с, -- сказала горничная.

-- Попросите ко мне графа.

Граф, переваливаясь, подошел к жене, с несколько виноватым видом, как и всегда.

-- Ну, графинюшка! Какое сотэ на мадере из рябчиков будет.

Я попробовал; недаром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит!

Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена... и взъерошивая седые волосы.

-- Что прикажете, графинюшка?

-- Вот что, мой друг, что это у тебя запачкано здесь? -- сказала она, указывая на жилет. -- Это сотэ, верно, -- прибавила она, улыбаясь. -- Вот что, граф, мне денег нужно.

Лицо ее стало печально.

-- Ах, графинюшка!.. -- И граф засуетился, доставая бумажник.

-- Мне много надо, граф, мне пятьсот рублей надо. -- И она, достав батистовый платок, терла им жилет мужа.

-- Сейчас, сейчас. Эй, кто там? -- крикнул он таким голосом, каким кричат только люди, уверенные, что те, кого они кличут, стремглав бросятся на их зов. -- Послать ко мне Митеньку!

Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведовал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату.

-- Вот что, мой милый, -- сказал граф вошедшему почтительному молодому человеку. -- Принеси ты мне... -- Он задумался. -- Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.

-- Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, -- сказала графиня, грустно вздыхая.

-- Ваше сиятельство, когда прикажете доставить? -- сказал Митенька. -- Изволите знать, что... Впрочем, не извольте беспокоиться, -- прибавил он, заметив, как граф уже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинавшегося гнева. -- Я было и запамятовал... Сию минуту прикажете доставить?

-- Да, да, то-то, принеси. Вот графине отдай.

-- Экое золото у меня этот Митенька, -- прибавил граф, улыбаясь, когда молодой человек вышел. -- Нет того, чтобы нельзя. Я же этого терпеть не могу. Все можно.

-- Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! -- сказала графиня. -- А эти деньги мне очень нужны.

-- Вы, графинюшка, мотовка известная, -- проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.

Когда Анна Михайловна вернулась опять от Безухова, у графини лежали уже деньги, все новенькими бумажками, под платком на столике, и Анна Михайловна заметила, что графиня чем-то растревожена и имела печальный вид.

-- Ну что, мой друг? -- спросила графиня.

-- Ах, в каком он ужасном положении! Его узнать нельзя, он так плох, так плох; я минутку побыла и двух слов не сказала...

-- Анет, ради бога, не откажи мне, -- сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из-под платка деньги.

Анна Михайловна мгновенно поняла, в чем дело, и уж нагнулась, чтобы в должную минуту ловко обнять графиню.

-- Вот Борису от меня на шитье мундира...

Анна Михайловна уж обнимала ее и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны, и о том, что они добры, и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом, деньгами, и о том, что молодость их прошла... Но слезы обеих были приятны...


5. Пение Наташи и Николая

Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пьеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что-нибудь. Наташа, к которой обратились прежде других, не соглашалась и не отказывалась.

-- Постойте, я попробую, -- сказала она, отойдя к другой стороне клавикорд и пробуя свой голос, взяла вполголоса несколько чистых грудных нот, которые неожиданно подействовали на всех. Все замолкли, пока звуки замирали вверху высокой просторной комнаты.

Николай, -- сказала Наташа, подходя к клавикордам, -- что будем петь?

-- Хоть "Ключ", -- отвечал Николай. Николай пел с тем чувством меры, которого у него так недоставало в жизни и которое в искусстве не приобретается никаким изучением. Он пел с тою легкостью и свободой, которая показывала, что он не трудился, а пел, как говорил. Только когда он запел, он высказался не ребенком, каким он казался в жизни, а человеком, в котором уже шевелились страсти.

6. Танец графа и Марьи Дмитриевны Ахросимовой

Впереди шла Марья Дмитриевна с графом, оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как-то по-балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецко-хитрою улыбкой, и как только дотанцевали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладони музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке.

-- Семен! Данилу Купора знаешь?

Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости (Данила Купор была собственно одна фигура англеза.)

-- Смотрите на папа, -- закричала на всю залу Наташа, пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.

Действительно, все, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивал ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и все более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой -- женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.

-- Батюшка-то наш! Орел! -- проговорила няня из одной двери.

Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтобы смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорей. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках носясь вокруг Марьи Дмитриевны, и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи.






© 2010-2022