Рабочая программа по литературе 7 класс

   Предмет литературы ставит перед собой задачи развития способностей формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным подтекстом, литературным окружением и судьбой писателя.         Цель обучения в 7 классе: становление духовного мира ученика, создание условий для фор...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рассмотрено и принято

на заседании МО учителей

русского языка и литературы

Руководитель МО

___________/Багавиева А.С./

Протокол № 1 от «_____»_________2014г.


Согласовано
Заместитель директора по УР МБОУ Гимназия с. Большой Сардек

________/ Мустафина А.Р./

«_____»_________ 2014г

Утверждено
Директор МБОУ Гимназия с. Большой Сардек

__________/Кашапов И. Ш./

Приказ №___ от

«_____»___________2014г




Рабочая программа

по литературе в 7-а классе

Аскаровой Флюры Миннимулловны,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ Гимназия с. Большой Сардек

Кукморского муниципального района РТ
















2014 -2015 учебный год


Пояснительная записка.

Программа по литературе для 7 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

1.Федеральный закон от 29.12 2012г.№273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2004 г.

3. Примерная программа основного образования по литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения 2007г .

4.Учебный план МБОУ Гимназия с. Большой Сардек на 2014-2015 учебный год

Предмет литературы ставит перед собой задачи развития способностей формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным подтекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

Цель обучения в 7 классе:

становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией.

Задачи:


  • познакомить учащихся с образцами русской и мировой художественной литературы, с духовными исканиями выдающихся писателей;

  • воспитать у школьников интерес к русской литературе и культуре вообще;

  • вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке, научить их понимать слово писателя

  • формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Учебно-тематический план

Содержание курса

Количество часов

1

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

1

2

Русский фольклор

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера.

Народные песни

1

3

Древнерусская литература

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Многообразие жанров древнерусской литературы (житие, поучение).

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

«Поучение» Владимира Мономаха

3

4

Русская литература XIX века

Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры.

В.А. Жуковский Баллада «Светлана».

Е.А.Баратынский «Весна! Как воздух чист…», «Чудный град» «Мой дар убог, и голос мой негромок..», «Муза».

А.В.Кольцов. «Песня пахаря». «Не шуми, ты рожь…», «Русская песня». «Разлука».

А.С.Пушкин

А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

«Полтавский бой», «19 октября », «И.И.Пущину», «Зимняя дорога», «Бесы».

Теория литературы: стихотворная речь, двусложные размеры стиха.

Роман «Дубровский»

М.Ю.Лермонтов «Парус», «Желанье» («Отворите мне темницу..» )

Теория литературы: трехсложные размеры стиха.

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Теория литературы: Понятие о повести. Роль детали в раскрытии характера

Ф.И.Тютчев «Весенние воды», «В небе тают облака».

А.Н.Майков «Боже мой! Вчера ненастье..». «Поле зыблется цветами». А.К.Толстой «Звонче жаворонка пенье…». «То было раннею весной..»

А.А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила..», «Заря прощается с землёю..».

И.С.Тургенев «Записки охотника («Хорь и Калиныч», «Бирюк»)

Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Воробей».

Теория литературы: Композиция художественного произведения

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога».

Теория литературы: Антитеза

Н.С.Лесков «Человек на часах».

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

Теория литературы: Антитеза. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

Л.Н.Толстой .«Детство»

А.Н.Чехов. «Хамелеон». «Тоска».

Теория литературы: Юмор и сатира

37





5

Русская литература XXвека

Классические традиции и новые течения в русской литературе конца XIX-начала ХХ вв.

А.А.Ахматова. Лирика «Я научилась просто, мудро жить..» «Сероглазый король»

А.А. Блок «Русь»

С.А.Есенин. «Задремали звезды золотые..». «Мелколесье. Степь и дали..»

В.М. Гаршин Рассказ «Красный цветок»

К.Д.Бальмонт «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…».

В.В.Маяковский «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским на даче».

И.А.Бунин. «Густой зеленый ельник у дороги…», «Бушует полая вода». «Листопад» (отрывок) . Рассказ «Цифры»

Б.Л.Пастернак «Иней», «Март»

А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире»

К.Г.Паустовский. «Стекольный мастер».

А.С.Грин. «Алые паруса»

Теория литературы: Развитие понятия о герое литературного произведения

А.Т.Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя..», «Спасибо, моя родная!», «Памяти матери».

Н.А.Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок», «Еще заря не встала над садом…», «Я воспитан природой суровой…», «Журавли» .

Ю. П.Казаков. «Тихое утро».

В.М.Шукшин. Рассказы «Срезал» , «Чудик»

Е.И.Носов «Кукла», «Живое пламя»

Н.М.Рубцов. «В минуты музыки», «Звезда полей», «Деревенские ночи», «Тихая моя Родина».

20




6

Литература народов России Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира. Общее и национально-специфическое в литературе народов России.

Мустай Карим «Европа-Азия».

1

7

Зарубежная литература Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Сатира и юмор в зарубежной литературе.

Джек Лондон. «Любовь к жизни».

Мольер. «Мещанин во дворянстве»

О. Генри. Рассказ «Дары волхвов».

3

8

Обобщение пройденного

2

Всего:

68



Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,

Н.В. Гоголя;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

- сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;

- самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;

- создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы, писать изложения с элементами сочинения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Календарно - тематическое планирование


Тема урока

Дата

Примечания


Планируемая

Фактическая

1


Введение. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.




2

Русский фольклор Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера.

Народные песни. Виды народных песен. Исторические песни как особый эпический жанр.





Древнерусская литература

3

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

4

Многообразие жанров древнерусской литературы (житие, поучение). Основы христианской морали в «Поучении» Владимира Мономаха

5

Вн. чтение. Ю.М.Нагибин. «Огненный протопоп»


Русская литератураXIX века.

6

Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры

В.А. Жуковский Баллада «Светлана».

Баллада как лироэпический жанр

7

Вн.чтение Художественный перевод. Романтические баллады В.А.Жуковского: «Рыбак», «Перчатка»

8

Лирика Е.А.Баратынского: «Весна! Как воздух чист…», «Чудный град» «Мой дар убог, и голос мой негромок..», «Муза»

9

Лирика А.В.Кольцова «Песня пахаря». «Не шуми, ты рожь…», «Русская песня», «Разлука».

10

А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы в поэме «Полтавский бой». Авторское отношение к героям

11

«19 октября», «И.И.Пущину», «Зимняя дорога», «Бесы». Единство автобиографического и общечеловеческого в лирике Пушкина. Жанры лирики поэта.


12

Теория литературы: Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.

13

Роман Пушкина «Дубровский». Сюжет, герои, основной конфликт произведения.

14

Интерес русских писателей к проблеме народа. Образы крестьян в романе «Дубровский»

15


Нравственная проблематика романа «Дубровский» Судьба Марьи Кирилловны и Дубровского.

16

Мятежный характер лирики Лермонтова : «Парус». «Желанье» (Отворите мне темницу..»

17

Теория литературы: Трехсложные размеры стиха.

18



Историческое прошлое в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

19


.Героико - патриотический пафос повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», прославление товарищества, осуждение предательства.

20

Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев.

21

Трагизм конфликта отца и сына.

Теория литературы: Жанр повести.

22

Р.Р. Сочинение «Тарас Бульба-народный герой»

23

Вн.чт .Н.В.Гоголь «Повесть о том. Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

24


Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева: «Весенние воды», «В небе тают облака».

25

Радость слияния человеческой души с миром природы в лирике А.А.Фета: «Ель рукавом мне тропинку завесила..», «Заря прощается с землёю..»

26

Р.Р..Выразительное чтение стихотворений русских поэтов о природе.. А.Н.Майков. «Боже мой! Вчера ненастье..». «Поле зыблется цветами»; А.К.Толстой. «Звонче жаворонка пенье…». «То было раннею весной..»

27

Портретные характеристики, речь героев в рассказе И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч». Пейзаж в рассказе.

28


Мастерство в изображении жизни крепостных крестьян в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк».

Теория литературы: Композиция художественного произведения. Сюжет произведения.

29

Жанровые особенности стихотворений в прозе И.С. Тургенева: «Русский язык», «Воробей»

30

Вн.чт. И.С. Тургенев «Лес и степь».

31

Сатирическое изображение представителей господствующего класса в стихотворении Н.А.Некрасова: «Размышления у парадного подъезда»

32

Народные характеры и судьбы в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Теория литературы: Антитеза

33

Н.С.Лесков. «Человек на часах»

Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

34

Вн.чт. Н.С.Лесков «Левша» Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа

35

Сатира на нравственное ничтожество господствующего класса в сказках М.Е.Салтыков-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»


36

Проблематика сказки «Премудрый пискарь». Эзопов язык, аллегория, гротеск, фантастика , фольклорные мотивы в сказках М.Е.Салтыков-Щедрина.

37



Тема детства в русской литературе и литературе других народов России. Поэзия детства в повести Л.Н.Толстого «Детство».

38

Психологизм в литературе. Внутренний мир ребенка, сложность его чувств и переживаний в повести Л.Н.Толстого «Детство».

39

Вн.чт. Л.Н.Толстой «Отрочество»

40

Высмеивание нравов в обществе, где человек порабощен капиталом, чином, должностью в рассказе А.Н.Чехова «Хамелеон». Особенности развития действия

41

Гуманистический пафос рассказа «Тоска». Сюжет рассказа.

Теория литературы: Юмор и сатира

42

Вн.чт. А.П.Чехов «Унтер Пришибеев». «Злоумышленник». «Хирургия».



Русская литература 20-го века

43

Классические традиции и новые течения в русской литературе конца XIX-начала ХХ вв.

Тонкость чувств и переживаний лирического героя в лирике А.А.Ахматовой: «Я научилась просто, мудро жить..», «Сероглазый король»,

44

Своеобразие лирики А.Блока, тема родины в стихотворении «Русь»

45

Красота родной природы в лирике С.А.Есенина: «Задремали звезды золотые..». «Мелколесье. Степь и дали..»


46

Обыденность и героизм в рассказе В.М. Гаршина «Красный цветок»

47

Реальное и фантастическое в стихотворении В.В.Маяковского «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским на даче» Роль рифмы. Лирический герой.

48

Р.Р..Отзыв о прочитанной книге.

49

Сравнения и метафоры в художественном мире Б.Л.Пастернака: «Июль», «Никого не будет в доме»

50

Вопрос о нравственном содержании жизни в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире»... Своеобразие языка писателя

51

Гуманистический пафос рассказа К.Г.Паустовского «Стекольный мастер».

52

Вн.чт. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». «Во глубине России», «Музыка Верди», «Сказочник»

53

Р.Р..Подготовка к домашнему сочинению «Мой любимый герой» или «Моя любимая книга».

54

Торжество мира романтической мечты в повести А. Грина «Алые паруса».

Теория литературы:

Развитие понятия о герое литературного произведения

55

А.Т.Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя..», «Спасибо,моя родная!», «Памяти матери».Любовь поэта к Родине. Тема сыновней любви и вечной вины перед памятью матери.

56

Яркие поэтические картины родной природы в поэзии Н.А.Заболоцкого: «Уступи мне, скворец, уголок», «Еще заря не встала над садом…», «Я воспитан природой суровой…», «Журавли».

57

Взаимоотношение детей, взаимопомощь, взаимовыручка в произведении Ю. П.Казакова «Тихое утро».

58

Рассказ В.М.Шукшина «Срезал». Особенности шукшинских героев - чудиков, правдоискателей, праведников

59

Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказе В.М.Шукшина «Чудик»

60

Осуждение равнодушного и безразличного отношения к природе и миру в рассказе Е.И.Носова «Кукла».

61

Вн.чт. Е.И.Носов «Живое пламя»

62

Тема родины в поэзии Рубцова: «В минуты музыки», «Звезда полей», «Деревенские ночи», «Тихая моя Родина.»


Литература народов России

63

Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира. Общее и национально-специфическое в литературе народов России. Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос в произведении М.Карима «Европа-Азия»

64

Зарубежная литература Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия.

Джек Лондон «Любовь к жизни».

65

Европейский классицизм Особенности классической драматургии в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».Сатира и юмор в комедии.

66

Вн.чт. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности. М.Сервантес «Дон Кихот»

67

Промежуточная аттестация (срез знаний)

68

Работа над ошибками. Обобщение изученного за год


Критерии и нормы оценок

1. Оценка устного ответа:

Оценка "5" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.

Оценка "4" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.

Оценка "3" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.

Оценка "2" ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала

2. Оценка сочинений

Сочинение- основная форма про­верки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.

Объем сочинений для 7 класса - 1,0 -2,0 страни­цы.

К указанному объему сочинений учитель дол­жен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обсто­ятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма обучающихся, их общего развития.

С помощью сочинений проверяют­ся:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использо­вать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение язы­ковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается дву­мя отметками: первая ставится за содержание и ре­чевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания обучающихся по литературе. В этом случае первая оценка (за со­держание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивает­ся по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуаци­онных и грамматических.

Оценка «5» ставится: содержание полностью соответствует теме, фактические ошибки отсутствуют, содержание изложено последовательно, работа отличается богатством словаря и точностью употребления, достигнуто единство и выразительность текста, допускаются 1 недочет в содержании и 1-2 речевые ошибки; 1 орфографическая, или 1

Оценка «4» :содержание в основном соответствует теме, но имеются фактические ошибки, имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, лексический и грамматический строй речи в целом разнообразен, стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. Допускаются не более 2 недочетов в содержании и 3-4 речевые ошибки; допускается: 3 орфографические, 3 пунктуационные и 3 грамматические ошибки.

Оценка «3»: допущены существенные отклонения от темы, имеются отдельные фактические неточности, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление, стиль работы не отличается единством, речь недостаточна выразительна, допускаются не более 4 речевых недочетов в содержании и 5-6 речевых ошибок. Допускается 5 орфографических, 5 пунктуационных и 5 грамматических ошибок.

Оценка «2»: работа не соответствует теме, допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность в изложении, крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями, нарушена связь между ними, нарушено стилевое единство текста, в работе допущены 6 недочетов и содержании и до 7 речевых ошибок. Допускается 7-8 орфографических, 8 пунктуационных и 8 грамматических ошибок.

Оценка «1» :содержание не раскрыто, нет логики в изложении, речь бессвязна, допущено более 6 недочетов в содержании и более 7-8 речевых ошибок, допущено 8 орфографических, 8 пунктуационных, 8 грамматических ошибок.

Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оцен­ку за сочинение на один балл.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хо­тя по остальным показателям оно написано удовлетвори­тельно.

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошиб­ках, а также о сделанных учеником исправлениях, приве­денные в разделе «Оценка диктантов».

3.Оценка тестов

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.

Список литературы


  1. Золоторёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс - М: «ВАКО»

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва. «Русский язык», 2008 г.

3.Русская литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса татарской средней общеобразовательной школы. Авторы-составители: М.Г. Ахметзянов, Д.И. Шакирова, Г.Д. Фролова. Под редакцией М.Г. Ахметзянова. 3-е изд. Казань, Магариф, 2009


Приложение №1

Примерный тест для контрольной работы

в рамках промежуточной аттестации по литературе в 7 классе

1. В каком произведении А.С.Пушкин проявляет интерес к русской истории, прославляет мужество и отвагу русских людей?

а) поэма «Полтава»

б) «Песнь о вещем Олеге»

в) Повесть «Станционный смотритель»

2.Автор «Песни о купце Калашникове…»:

а) А.С.Пушкин

б) М.Ю.Лермонтов

в) Н.В.Гоголь

3. Кто не является персонажем повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»?

а) Тарас Бульба

б) князь Олег

в) Остап

4. Какой герой в повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» произносит приведенные ниже слова:

«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?», «Есть еще порох в пороховницах!»

а) Остап

б) Андрий

в) Тарас Бульба

5. Кто из великих писателей (поэтов) написал стихотворение в прозе «Русский язык»?

а) Г.Р.Державин

б) А.С.Пушкин

в) И.С.Тургенев

6. После какого исторического события в России Н.А.Некрасов написал поэму «Русские женщины»?

а) война с Наполеоном 1812г.

б) восстание декабристов

в) отмена крепостного права

7. К какому жанру мы отнесем произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина?

а) повесть

б) стихотворение

в) сказки

8. О ком рассказывает А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»

а) о ящерице, которая быстро меняет цвет кожи

б) о двуличном чиновнике (полицейском)

9. Писатель П.Х.Максимов пишет: « Его биография ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем душ, всемирно известным писателем…». О ком написаны эти строки?

а) Л.Н.Толстой

б) И.А.Бунин

в) М.Горький

10. В каком стихотворении В.В.Маяковского мы встретим строки:

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить - и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой -

и солнца.

а) «Хорошее отношение к лошадям»

б) «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»

11. Какая тема поднята в рассказе Е.Носова «Кукла»?

а) тема Родины

б)протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру

в) тема Великой Отечественной войны

12. В рассказе Ю.П.Казакова «Тихое утро» два главных героя. Кто из них лучше знаком с деревенской жизнью?

а) Яшка

б) Володя

13. Л.Н.Толстой в своей повести «Детство» пишет:

а) о себе и своих переживаниях

б) о брате и его переживаниях

в) о друзьях

14. Композиция - это:

а) эпизод литературного произведения

б) столкновение персонажей

в) построение произведения

15. Кто вышел из стен Царскосельского лицея:

а) М.Ю.Лермонтов

б) Н.В.Гоголь

в) А.С.Пушкин

16. Стихотворный трехсложный размер с ударением на втором слоге:

а) Ямб

б) Амфибрахий

в) Дактиль

17. Известный учёный, писатель, историк, публицист, автор статей «Молодость - это жизнь», «Береги честь смолоду»:

а) Ю.П.Казаков

б) Д.С.Лихачёв

в) В.Г.Распутин

18. Автор рассказа «О чём плачут лошади»:

а) Ф.А.Абрамов

б) М.Горький

в) Ю.П.Казаков

19. Автор автобиографической трилогии «Детство. В людях. Мои университеты»:

а) Н.В.Гоголь б)Л.Н.Толстой в) М.Горький

20. Кто подписывал свои рассказы псевдонимом «Человек без селезёнки»:

а) В.Г.Распутин

б) А.П.Чехов

в) И.А.Бунин


© 2010-2022