Словесность. Повторение изученного за 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повторение изученного за 7 класс

Цели деятельности учителя: Повторить, обобщить. Систематизировать совместно с учащимися изученное за 7 класс.

Тип урока: Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать деление литературы на жанры, знать периодизацию литературы, умение различать писателей, определять автора произведения, жанр; добывать информацию по заданной теме, умение отличать основную информацию от второстепенной.

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений, навыков в повседневной жизни; применение полученных знаний, умений и навыков на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка и литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: игровой метод, наблюдение, деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая. Фронтальная формы обучения.

Оборудование: проектор, компьютер, доска, раздаточный материал.

Наглядно-демонстративный материал: «Черный ящик», письмо. Мультимедийный ряд (презентация по теме урока. Выполненная учителем).

Основные понятия и термины: Роды (жанры) литературы (эпос, лирика, лрама), периоды литературы (Долитературный, Древнерусская литература, Литература 18 века, Литература 19 века, Серебряный век, Русская литература советского периода, Современная литература), Духовная литература.

Организационная структура урока

Этап урока, время

Обучающие и развивающие компоненты, задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово учителя

- Сегодня вам предстоит сложная работа. В результате которой вы выявите свои пробелы и подтвердите знания, умения, навыки.

-Вы будите работать в группах. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь товарищам. Ведь значение имеет не только личностный результат, но и результат работы всей группы, который приведет к успеху класса.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Актуализация и пробное учебное действие, выявление места затруднения

Воспроизведение ранее изученного. Эвристическая беседа по теме урока. Работа с презентацией.

- Прежде чем сделать шаг к практической части, начнем с теории и повторим ранее изученное. А начнем мы с периодизации литературы.

-Давайте вспомним какие периоды литературы вы знаете? (слайд 2,3,4)















































-Молодцы. А теперь, когда мы вспомнили периоды, пора и вспомнить роды и жанры. И начнем наше воспроизведение родов и жанров в памяти с системы жанров древнерусской литературы. (слайд 5)





-Хорошо, а теперь скажите, когда произошло создание жанровой системы, которую мы знаем сейчас? (слайд 6)

-Молодцы. Давайте повторим роды и жанры литературы.(слайд 7,8)











-Это жанры. Которые появились и систематизировались в 18 веке. Но на дворе 21 век, появляются новые. Совершенно отличные жанры. Назовите их?(слайд 9)



-У нас есть еще один род литературы, к которому нельзя отнести обычные жанры, это духовная литература, назовите основные жанры духовной литературы. (слайд 10)

Обдумывают ответы на вопросы, строят высказывания.

1. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ. До 10 века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Сюжетные и лирические произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение.

2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси.

3. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. Эту эпоху называют "русским просвещением". Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.
4. ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА - "золотой век" российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гению Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова и многих других великих писателей.

5. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилёва, Цветаевой, Северянина, Маяковского, Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала 20 века.

6. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской власти, и литературы потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия.

7. СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (1992 - …) В XX веке на литературные жанры оказало особенно сильное влияние обособление массовой литературы от литературы, ориентированной на художественный поиск.

Жанровое своеобразие
Древнерусской литературы

Священное писание

Поучение

Проповедь

Житие

Сказание

Летопись

Повесть

Слово

Послание

Хожение

Во второй половине XVIII в. Создается развитая система жанров

Существует 4 роды (эпос, лирика, лиро-эпос, драма).

Эпос

Басня

Былина

Миф

Повесть

Рассказ

Роман

Сказка

Эпопея

Лирика

Ода

Послание

Элегия

Лиро-эпические

Баллада

Поэма

Драма

Драма

Комедия

Трагедия

Появление новых жанров

Детектив

Фантастика

Роман (приобретает новые формы), «Дамский роман»

Научная фантастика

Полицейский детектив

Мемуары

Научная литература

Жанры

Молитва

Хожения

Проповедь

Житие

Видение

Священное писание

Учение

Пророчество

Устные ответы

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Работа в группах, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Составление связных ответов.

-Мы вспомнили основные понятия, роды и жанры. А теперь перейдем к нашему уроку-игре. Скажите мне, какая сегодня тема урока?

-Давайте наметим цель урока.



-Молодцы. Итак, небольшая разминка. Заодно определим, чья команда будет выступать первая. Напоминаю правила, выкрикиваемый ответ не засчитывается, и ход передается другой команде. Хотите ответить - поднимите руку.

Задание. Назовите имя писателя. (слайд 11,12,13,14,15,16,17)

Физическая минутка

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей. Быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

У жюри лежат листы оценивания (приложение 3).

- Мы определились с очередностью выступления команд и переходим ко 2 туру нашей игры (слайд 18).

Приложение 1.

Игра (слайды 19-39)

ЖАНР

- Назовите известные вам эпические жанры (Назовите известные вам эпические жанры)

- Дайте определение жанру басня (стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня - один из древнейших литературных жанров.)

- Определите жанр произведения, назовите автора?

Бородино

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина! (Бородино (М.Ю.Лермонтов), лирика)

- ЧЕРНЫЙ ЯЩИК (без чего необходится ни один образованный человек, без чего нельзя записать свои мысли: блокнот и ручка).

ПИСАТЕЛИ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ

- Назовите автора и название произведения?

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

(Руслан и Людмила. А.С. пушкин)

- ПИСЬМО (определите размер стихотворения. Четырехстопный ямб, приложение 2)

- Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума.

Определите что это за сказка и кто ее автор? (А.С. Пушкин «Балда»
герой - балда)

- В стране Литературных героев жили три Алисы. Две из них умели играть в шахматы, а одна - нет. Что это за Алиса, и из каких они литературных произведений? (Умела играть в шахматы Алиса Селезнева - «девочка из будущего» (К. Булычёв «Сто лет тому вперёд»)

и Алиса, которая побывала в Зазеркалье (Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»),

а не умела лиса Алиса .

(А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

- Что такое Библия? Возникновение? (Библия (греч. βιβλία - мн. ч. от βιβλίον - «книга», греч. βύβλος - папирус, производился в городе Библ) - каноническое собрание текстов, считающихся священными в иудаизме и христианстве.

Ветхий завет (XVII в. до н.э.)

Новый завет (I в. н.э.)

- Назовите отличия

«Ветхого завета» от

«Нового завета» (1. Ветхий завет состоит из 39 книг, а Новый из 27

2. В Ветхом завете все книги разделяются на 3 отдела: Тора (Закон), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания). А в Новом завете каждая книга несет свой смысл: Законоположительные, Исторические, Учительные, Послания, Пророчества.

3. Век написания, язык, признание людьми).

- В каком году произошло крещение Руси? (КРЕЩЕНИЕ РУСИ ПРОИЗОШЛО В 988 ГОДУ)

- Для чего необходимо изучать духовную литературу?

Учащиеся отвечают на вопросы. Начинается игра.

Тема урока «Повторение изученного за 7 класс»

Повторить, обобщить. Систематизировать совместно с учащимися изученное за 7 класс.



(М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, С. Есенин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.В. гоголь)

Выполняют физические упражнения



Учащиеся выбирают стоимость вопроса, появляется вопрос, если учащиеся отвечают правильно. Им прибавляют баллы, если нет - 0 баллов.

Вопросы для уточнения информации









Фронтальная

Включение в систему знаний и повторение с помощью творческой работы.

Выполнение разноуровневых заданий.
Обобщение полученных знаний на уроке.

-Вы справились с заданиями, а теперь предлагаю вам перейти к 3. Заключительному туру игры. У вас на партах лежат листочки, дома вы готовили небольшие выступления. Я попрошу вас, выбрать одну, наиболее понравившуюся тему уроков, рассказать почему вы выбрали эту тему и привести несколько интересных фактов (слайд 40)

Учащиеся совместно записывают свой рассказ. Выступают перед одноклассниками и жюри.

Фронтальная

Оценивание учебной деятельности учащихся.

Оценивание результатов.

-Пока жюри подводит итоги, я хочу предложить вам составить синквейн о нашем сегодняшнем уроке (слайд 41).

Жюри подводит итоги, высказывает свое мнение об уроке, о командах.

Учащиеся составляют синквейн. Читают его.

Оценивание, групповая.

Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности появились в процессе работы?

-Понравилось ли вам на уроке?

-Дайте оценку нашей работе. Выберите и нарисуйте на листах тот смайл, который отражает ваше настроение по поводу урока.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Листы обратной связи.













Приложение 1

Раздел

Стоимость вопроса

Жанр

10

20

30

40

Писатели и произведения

10

20

30

40

Духовная литературы

10

20

30

40









Приложение 2

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (письмо Татьяны к Евгению)

Я к вам пишу - чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Все думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи.

Но, говорят, вы нелюдим;

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть рады вам и рады простодушно.



Приложение 3

Команда

задание

1

2

3

Разминка (максимум 30 баллов)

2 тур, 1 вопрос

(баллы выставляются по стоимости вопроса)

2 тур (2 вопрос)

2 тур (3 вопрос)

2 тур (4 вопрос)

2 тур (5 вопрос)

3 тур (максимум 30 баллов)



© 2010-2022