Статья Пути повышения орфографической грамотности учащихся

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена и вряд ли может быть решена окончательно. Грамотное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо. Однако учитель, боясь отстат...    
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пути повышения орфографической грамотности учащихся.

Проблема формирования орфографического навыка является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно? Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Как обучать правописанию на основе применения правил? Каковы способы усвоения орфографии?

Это самые волнующие учителя вопросы, если он по-настоящему задумывается над тем, как добиться орфографической грамотности школьников.

Основная трудность усвоения орфографии заключается в том, что ввод орфографического правила и процесс становления навыков, формируемых на основе правила, не могут совпадать по времени. Работа по орфографии должна строиться с учетом следующей психологической закономерности: процесс становления орфографических навыков требуют времени, обязательного соблюдения поэтапности. Чаще всего работа учителя по орфографии в основном идет стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать правило и свободно писать - вещи разные! Знание правила - это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды графического навыка, позволяющие закрепить правило, - третий. Второй этап, который чаще всего отсутствует на уроке, - это применение на практике на основе алгоритма.

Однако учитель, боясь отстать от программы, не уделяет необходимого внимания поэтапной обработке сложных орфографических навыков. Это обстоятельство порождает проблему: несмотря на прилагаемые усилия и затраты времени, очевидного продвижения в знаниях, умениях, навыках в области орфографии не наблюдается.

Один из путей решения этой проблемы - развитие орфографической зоркости. Как она достигается? В несколько этапов. Первый этап - списывание. Ученики должны уметь списывать без ошибок. Не всегда они умеют это делать, придя из начальной школы. Списывание - совсем не легкий вид работы, как считают некоторые. Опыт показывает, что при списывании недеформированного текста учащиеся допускают ненамного меньше ошибок, чем при записи текста под диктовку. Количество ошибок соотносится как 100:120. Ученик, не умеющий списывать, с диктантом тем более не справится. Только после того, как он научится списывать без ошибок, можно его научить писать под диктовку. Работа по развитию орфографической зоркости - процесс длительный и кропотливый. Самые слабые ребята на уроке работают с недеформированным текстом. Диктант они на первых порах не пишут, а списывают текст, с которым работает класс. Сложность этого вида работы в том, что в учебниках практически нет недеформированных текстов. Что ж, дети выполняют упражнения из учебника, я исправляю ошибки и возвращаю для переписывания. Ученик переписывает его до тех пор, пока не напишет без ошибок. Трудно? Да. Но при ежедневных систематических занятиях дети учатся внимательно списывать с минимальным количеством ошибок. Ученик, зная, что работу ему придется в любом случае переделывать, приучается списывать вдумчиво, не торопясь. В результате формируется разборчивый почерк и скорость письма. Ясно, что такой вид работы предлагается для слабых учащихся, но и сильным списывание не повредит. На время каникул все ученики получают задание: каждый день списывать несколько строчек из книги, которую читают в данный момент. Задание на лето вызывает как правило множество нареканий типа: «Дети должны летом отдыхать!» да, должны. Но никто не возражает против летних заданий для учащихся музыкальных школ. Все знают: музыкант, чтобы достичь мастерства, должен работать каждый день. Но почему - то не хотят верить, что нельзя прерывать занятия по формированию орфографической грамотности на долгие три месяца. За летние каникулы часть детей забывает не только правила, но и буквы.

Ученик 7 класса Л.М. отличается крайней безграмотностью. В 5 классе в диктанте он делал до сорока ошибок. Очень тяжело было убедить мальчика и родителей в необходимости ежедневных упражнений. Как тольконамечались малейшие улучшения, мальчик тут же охладевал к занятиям, и приобретенные навыки им утрачивались. Тем не менее количество ошибок в диктанте сократилось наполовину. Во время регулярных занятий количество ошибок уменьшалось до десяти. Не теряю надежды добиться от этого ученика хороших результатов. Дети более старательные быстрее добиваются хороших успехов. Ученица У.Д., прибыв в школу в 6 классе, писала диктант только на «2» и имела очень не разборчивый почерк (искажала очертания букв из - за неправильного соединения). За год девочка усвоила каллиграфические навыки и стала грамотнее писать. Основная оценка у нее «3», но два диктатнта написала на «4». Сложность этой работы в том, что в результатах ее должны быть в равной степени заинтересованы и учитель, и ученик, и родители, но далеко не всегда родители помогают детям в обучении.

Второй этап формирования орфографической зоркости - опознавание орфограммы. Списывание не должно быть механическим. Оно должно сопровождаться заданиями:

А) объяснить, почему слово написано так: вОдяной, напЕвать, счАстье, обЪем;

Б) подчеркнуть в словах нужную орфограмму, например, «Буквы Ы-И после Ц» и так далее.

Это очень сложная работа для слабого ученика, но она дает ощутимые результаты. Научив ученика правильно и вдумчиво списывать текст, нельзя успокаиваться на достигнутом, так как приобретенные умения и навыки быстро утрачиваются. Чтобы этого не произошло, приучаю детей постоянно повторять изученные орфограммы и пунктограммы. Делаю это тремя спопобами.

Первый способ - комментированное письмо. Что бы ни делали дети: списывают с доски, списывают с учебника, пишут под диктовку - каждую запись они объясняют устно и письменно.

Запись выглядит так:

Рыбачьи лодки, вытащенные на берег, образовали (на -ую) на белом (каком?) длинный (длина) ряд темных килей.

Комментируя запись, ребята, во-первых, повторяют правила правописания, во-вторых, учатся рассуждать (они знают, что думать надо прежде, чем писать), в-третьих, понимают важность справочников, которые ведутся с 5 класса по 9. Для учителя такая запись также очень важна, так как она наглядно доказывает, что ученик знает хорошо, какие орфограммы ему нужно напомнить или объяснить заново. Бывает, что ученик грамотно пишет, но объясняет орфограммы не правильно (блестит - блеск, живой, не увидел (зап.) Это сигнал: с учеником необходимо поработать. Не сразу ученики понимают необходимость такой работы, но потом втягиваются и даже во время диктанта объясняют письменно орфограммы, хотя этого не требуется.

Статья Пути повышения орфографической грамотности учащихся

Второй способ - работа над ошибками в домашних работах. Много лет я не могла найти способ организации работы над ошибками в домашних упражнениях, пока не познакомилась с методикой Шаталова - Меженко. Проблема решается до удивления просто. У учеников три рабочих тетради: одна классная и две - для домашних работ. Получив тетрадь с проверенной работой, ученик прежде всего должен выполнить работу над ошибками: слабый все перепишет, со всеми обозначениями, сделанными учителем; сильный поработает над ошибками по схеме: пишу правильно - объясняю - закрепляю. Работа над ошибками проводится по алгоритму:

  1. Выпиши слово, в котором допустил ошибку.

  2. Букву, которую тебе исправил учитель, запиши красной пастой.

  3. Определи, в какой морфеме находится буква.

  4. Если буква в приставке или корне, вспомни нужное правило и объясни орфограмму.

  5. Если буква в суффиксе или окончании, определи, какой частью речи является слово, вспомни правописание морфем в данной части речи и объясни орфограмму.

  6. Подбери аналогичные примеры.

  7. Составь и запиши предложение с данным словом.

Образец. Развалиться, распахнуть, испугался, измялся.

Кот развалился на теплом крыльце.

Развалиться (гл. в Н.Ф.), улыбнуться (гл. в Н.Ф.),вернется (гл. в 3 л.). Телега угрожающе скрипела и трещала, словно собиралась развалиться (гл. в Н.Ф.), на части.

Аналогичная работа проводится и после диктантов. Полезно научить детей регулярно вести словарь «Мои ошибки», куда они без без объяснения записывают слова, в которых допустили ошибки. Прошу как можно чаще заглядывать в этот словарик, перечитывать слова, чтобы запомнить их написание. Домашнее упражнение дети выполняют только после работы над ошибками. Чтобы доказать ребятам необхадимость такой работы, после выполнения десяти упражнений провожу зачет. Ученик получает одно упражнение их этих десяти и выполняет его на оценку, которая выставляется в журнал. Если ученик выполнил упражнение сам, сам объяснил все орфограммы, сам выполнил разборы, он и на зачете получит хорошую оценку. Если же списал или недобросовестно поработал над ошибками, то на зачете с работой не справится. Я веду строгий учет выполнения домашних заданий, и ребята, не выполнившие хоть одно упражнение, к зачету не допускаются. Правда, у них есть возможность сдать его позже, но тогда им приходится одновременно и с новым материалом работать, и старый наверстывать. Очеь скоро они понимают, что лучше все выплнять в срок, и стараются не откладывать выполнение заданий на другой день. Такая скрупулезная работа очень эффективна, но тоже имеет ряд сложностей, одна из которых - нежелание родителей контролировать учебу детей. Приходится с отдельными детьми работать индивидуально после уроков.

Аналогичная работа проводится и над диктантами. Ученики, плохо написавшие диктант, после работы над ошибками вновь его переписывают до тех пор, пока не получат желаемую оценку.

Третий способ - словарная работа. В каждом классе программа предусматривает определенное количество слов с непроверяемыми написаниями. Ясно, что запомнить можно только при многократном повторении. Сначала записываем эти слова в словарь, объясняя их этимологию, значение, состав, включаем их в работу на уроке, затем пишем словарный диктант и проверяем его тут же в классе, используя самопроверку, взаимопроверку, прверку ассистента, выборочную проверку учителя. Дома дети работают над ошибками, запоминают слова и на следующем уроке опять пишут диктант. И так до тех пор, пока с диктантом не справятся все. В словарные диктанта включаются также слова с изучаемой орфограммой, слова из домашних упражнений, из контрольных диктанотов. Каждый раз, объясняя правописание нового слова, советую детям внимательно его рассмотреть и многократно записать, чтобы включились в работу как зрительная, так и двигательная память.

Перечисленные приемы считаю основными в процессе формирования орфографической грамотности, не умаляя важности и других. Но об одном условии повышения грамотности всегда гворю как об обязательном: «Больше читайте! Внимательно читайте! Чем больше читает учение, тем выше уровень его грамотности»




© 2010-2022