Урок Правописание не с существительными

Правописание НЕ с именами существительными Учитель: Попова Любовь Григорьевна                                                       Карагайская СОШ №1 Предмет: русский язык                                                                                    Класс: 6 а  Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб.для общеобраз. учреждений, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, 2008                                                                                           ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Правописание НЕ с именами существительными

Учитель: Попова Любовь Григорьевна Карагайская СОШ №1

Предмет: русский язык Класс: 6 а

Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб.для общеобраз. учреждений, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, 2008

Тема: Правописание НЕ с именами существительными

Тип урока: урок «открытия» новых теоретических знаний и способов действия с ними.

Цель урока: создать условия для выявления(открытия) и освоения учащимися алгоритма действий, позволяющего осознанно применять правило по правописанию НЕ с именами существительными

Деятельностная цель: овладение новым способом действий в процессе выполнения продуктивных заданий;

Образовательная цель: осмысление содержания изучаемого орфографического правила и алгоритма его использования;

Метапредметные цели: формирование УУД:

Личностные действия: осознание необходимости уважительного отношения к интеллектуальному труду и стремления к речевому самосовершенствованию;

Регулятивные действия: развитие умения ставить учебную цель, аргументировать свою точку зрения и приходить к общему мнению; развитие адекватной позитивной самооценки и взаимооценки;

Познавательные действия: развитие умения группировать и сравнивать, представлять информацию сжато (в виде памятки и алгоритма);

Коммуникативные действия: формирование умения участвовать в учебном диалоге и приходить к общему мнению, соблюдение правил речевого поведения в процессе общения в парах;

Этапы урока

Оргмомент: Здравствуйте, дети! Мысленно поприветствуйте друг друга. Где слова привета, там улыбка для ответа. Улыбнитесь гостям и друг другу. Улыбка украшает лица, приносит людям радость и счастье, помогает в работе.

1 этап. Мотивация(яркое пятно): Вы любите слушать сказки? Послушайте народную сказку «Дуб и ветер» Определите, почему дубу не страшен ветер?

Могучий и необыкновенный дуб рос на высокой горе. Ни у кого не было сил покорить его.

Однажды налетел на него неистовый ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле, А дуб стоит и смеется каждым своим листочком. Кто - то подсказал ветру, что погубить дуб может молния. Побежал дуб звать на помощь молнию.

Раскололось небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, но неожиданно пошел дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти, еще крепче стал.

Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу погубить тебя?» Дуб ответил, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю родную врос, корнями за нее держится». Потому не страшна мне непогода, никто мне не страшен», - добавил дуб.

Что помогает дубу преодолеть трудности? (Он в землю родную корнем врос). А человеку, кто и что помогает преодолеть трудности? (родители, друзья, «родные стены»)… Пословица «Родная земля щедра, как мать: кто о ней помнит, тому она отдаёт всю силу»

А еще преодолеть трудности помогают знания. Получать новые знания всегда нелегко. Лессинг, немецкий писатель и критик писал: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя криво, но сами». Рассуждая и открывая новое, вы получите истинное наслаждение.

2 этап. Актуализация знаний

Определите, что общего у слов, выделенных в тексте (имеют НЕ). Можно ли еще как- то объединить слова (Нет, т.к. являются разными частями речи)? Правописание какой части речи мы сможем объяснить, если вспомним изученное правило? Расскажите правило и приведите примеры из текста (не было, не могу).

А теперь давайте проверим, насколько вы внимательны, готовы ли совершать открытия. Понаблюдайте за словами и определите, что у них общего, сгруппируйте их.

(Не)ошибаться, (не)годовать, (не)чувствовать, (не)жалеть, (не)доумевать, (не)правда, (не)бояться, (не)волить, (не)желать, (не)навидеть

3 этап. Целеполагание: Почему не выписали слово НЕПРАВДА? Как напишем это слово? Почему возникла трудность? (Это не глагол, употребляется без НЕ)

Давайте посмотрим, как пишется слово (НЕПРАВДА) в орфографическом словаре и в других «умных» книгах.

Ученик читает в орфографическом словаре - неправда (слитно)

Учитель: НЕ правда, а ложь всегда режет слух. Это было давно и не правда.

Вывод: Существительные написаны и слитно и раздельно с НЕ. Попробуйте сами сформулировать тему урока.

Правописание НЕ с именами существительными

Запишите тему и определите обучающую цель (узнать, когда НЕ с именами существительными пишется слитно, а когда раздельно; научиться применять новое правило при письме) личную цель (?)

4 этап осмысления новых сведений и выведения способов их практического применения, т. е. этап открытия.

Исследование: Проведите исследование и создайте продукт исследования в виде карточки или алгоритма. Что вы будете делать, исследуя эти слова?(планирование работы учащимися)

Материал для исследования:

А.С.Пушкин:

1. Невидимкою луна освещает снег летучий…

А народ - то над ним насмехался: «Поделом тебе, старый невежа»

Джованни Родари:

2. Он не акула и не кит.

Он не барсук и он не крот,

Но под землей не пропадет.

Он не орел, не гусь, не дрозд,

Но может долететь до звезд.

Не догадаешься вовек,

Все может только человек.

А.С.Пушкин:

3. И волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе.

И туман, и непогоды осень поздняя несет.

К.Паустовский:

4. Не погода задержала мать в дороге, а неотложные дела.

Этот человек мне не друг, а просто знакомый.

Если не справляются, то подсказка учителя:

Предложения записаны в 4 группы. Попробуйте соотнести их с памяткой.

Памятка(продукт исследования):

Вставьте подходящие по смыслу слова и вы совершите открытие:

Памятка

1.Если слово без НЕ……………………………….., то оно пишется ………….

Например: невидимка, незабудки

2. Если слово можно заменить ……………………, то оно пишется ……………….

Например: неприятель (противник), несчастье (горе)

3. Если слово является ………………………….и не имеет синоним, то пишется раздельно.

Например: не береза, не птица

4.Если есть противопоставление с союзом А, НЕ с существительным пишется …………...,

Например: неправда, а ложь.

Любое открытие совершается для людей. Научите своих одноклассников применять правило правописания НЕ с именами существительными на практике, создайте алгоритм.

Если не справляются, то задание:

Вместо черточек поставь цифры, указывая порядок действий.

Алгоритм применения правила «Не с именами существительными».


- Замени существительное синонимом или близким по смыслу словом:

МОЖНО ЗАМЕНИТЬ - ПИШИ слитно нет


- Определи, употребляется ли существительное без НЕ:

нет - пиши слитно да

- Определи: это слово - отрицание

Да - пиши раздельно

- ПРОВЕРЬ, ЕСТЬ ЛИ противопоставление с союзом а .

ЕСТЬ - ПИШИ РАЗДЕЛЬНО НЕТ

Прочитайте правило о правописании НЕ с именами существительными в учебнике на странице 100 , определите, как обозначается орфограмма.

5 этап закрепления новых знаний и первичной обработки способов действия.

Задание 1. Давайте посмотрим, можно ли считать составленный алгоритм помощником. Рассуждая по алгоритму, объясните правописание.

Труд - благороднейший исцелитель от всех (не)дугов (болезней).

(Не) везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. (удача)

(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении (трудности, проблемы).

Рефлексия: Оцените свою работу. Какой вклад внес каждый из вас в общее дело? Что вызывает наибольшее затруднение при работе с алгоритмом (подбор синонимов)?

Задание 2. Физкультминутка: После небольшого отдыха мы поработаем над этой проблемой, а сейчас я буду читать шуточное стихотворение Б.Заходера, как только услышите слово с НЕ, хлопаете. 3 человека будут моими помощниками. Они будут считать, сколько в стихотворении таких слов (стоя перед классом).

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не. 15 слов



Какие слова вы запомнили? Какой частью речи они являются? Что общего у них?

• Почему автору «жаль, что только во сне есть страна без частицы НЕ»? (Не было бы людей с недостатками).

Задание 3. Если вы сумеете вместо выделенных слов написать существительное с НЕ, то у вас получится пословица - народная мудрость. Назовите ее. В чем ее поучительный смысл. Кому подарим эту пословицу? (Тем, кто не сумел самостоятельно создать продукт исследования. У вас еще все получится.)

Тот идет вперед, кто не боится трудностей, проблем (невзгод).

Задание 4. Выберите в каждой строчке «лишнее» слово
а) (не)настье, (не)лепость, (не)внимательность, (не)брежность
б) (не)торт, (не)доверие, (не)озеро, (не)книга в) (не)зависимость, (не)вежда, (не)здоровье, (не)вежливость
г) (не)видимка, (не)вольник, (не)решительность, (не)забудка.


Слова для справок: рассеянность, грубость, подозрительность, осторожность, свобода , болезнь

Оказались лишними: (не)внимательность, (не)доверие, (не)вежда, (не)решительность Что у них общего? (сущ., пишутся слитно) А еще это слова, которые нам мешают в учебе. Чтобы быть успешным, нужно развивать другие качества. Назовите их (аккуратность, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, внимательность, терпеливость, …)

6 этап вариативного применения знаний и способов действия с ними.

Задание 1. Закончите пословицу:

(Не) силой борются, а…………… (умением). (Не) печь кормит, а………………( руки).
(Не) место красит человека, а …………………(человек место)
(Не) работа сушит, а …………………(забота). Ученье - красота, а (не)ученье -………………….( слепота).

Что общего у всех высказываний? (поучительный смысл, есть слова на изученную орфограмму). А какое слово лишнее среди выделенных? (неученье пишется слитно, т.к. нет у слова противопоставления или уесть синоним безграмотность, находится во второй части предложения)

Задание 2. Задание это у нас в ларце. Давайте его откроем. Как жаль, что слова рассыпались. Определите, что было в основе смысловой пары (запишите соответствующий синоним для каждого слова).


Неприятель - беда неуверенность - рабство

несчастье - грубость неволя - сомнение

несмелость - враг невнимательность - слякоть

невежливость - робость непогода - рассеянность несчастье - подозрительность недоверие - горе

Рефлексия: Кто заслуживает поощрения? Кто лучше всех справился с этим заданием? Мы подарим ему символический цветок.

Задание 3. Из данных слов составьте предложение. Подумайте, какое слово можно употребить несколько раз, не совершая при этом речевой ошибки.

Если сумеете найти рифму, то получите строчку из стихотворения.

Лотос, мимоза, морозная, кактус, появиться, роза, зимой, не, ландыш

(Не)ландыш, (не)лотос, (не)кактус, (не)роза

Морозной зимой появилась ……(мимоза).

Как напишем существительные с НЕ? Почему? (содержат отрицание, внутреннее противопоставление, не имеют синонимов)

Это ландыш? Нет. Это лотос? Нет. Это кактус? Нет. Это роза? Нет.

Рефлексия: А теперь снова обратитесь к сказке «Дуб и ветер». Правописание каких слов, кроме не было и не могу, вы сумеете объяснить (не ствол - отрицание; непогода - синоним слякоть). О правилах правописания остальных слов с НЕ вы узнаете позднее.

Какую обучающую цель мы определяли? Достигли ее? Что на уроке было самым важным? Интересным? Трудным? Когда в жизни вам пригодятся полученные знания?

Оценка деятельности:

Домашнее задание на выбор:

- упр. № 240

- Составить игру «Четвертый лишний» на изученное правило

- творческое задание: составить диалог «Невежа и невежда»

© 2010-2022