Конспект урока-зачёта по русскому языку Причастие - особая форма глагола

Причастие - уникальная и совершенно непредсказуемая часть речи.С одной стороны, «ОНИ (причастия)  СЛУЖАТ К СОКРАЩЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЛОВА, ЗАКЛЮЧАЯ В СЕБЕ ИМЕНИ И ГЛАГОЛА СИЛУ» (М.В. Ломоносов), с другой, делают нашу речь богаче, эмоциональнее, ярче. Если ребёнок поймёт все преимущества этой части речи, то лекго научится делать своё высказывание более ёмким, живым и образным. Важно научить ребят отличать причастие от имени прилагательного. Отработать навыки правописания этой части речи. Наряду с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

г. Ржева Тверской области













« ПРИЧАСТИЕ - ОСОБАЯ ФОРМА ГАГОЛА»

Урок обобщения и систематизации знаний







Автор: Ильчук Евгения Владимировна

Должность: учитель

Предметная область: русский язык

Класс: 7









2014 - 2015 уч.год







Цели:

  1. Обобщение и систематизация знаний о причастии как особой форме глагола, проверка орфографических и синтаксических навыков по данной теме.

  2. Развитие базисных процессов, развитие монологической речи учащихся.

  3. Воспитание бережного отношения к слову, культуры общения, эстетического вкуса.

Оборудование:

- интерактивная доска;

- мультимедийный проектор;

- компьютер.

ЭПИГРАФ К УРОКУ.

«ОНИ (ПРИЧАСТИЯ) СЛУЖАТ К СОКРАЩЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЛОВА, ЗАКЛЮЧАЯ В СЕБЕ ИМЕНИ И ГЛАГОЛА СИЛУ» (М.В. Ломоносов)









Ход урока.

  1. Оргмомент. Целеполагание.

Я рада вас приветствовать. Какое у вас настроение? (Дети выбирают смайлик)

Конспект урока-зачёта по русскому языку Причастие - особая форма глагола

Конспект урока-зачёта по русскому языку Причастие - особая форма глагола

Конспект урока-зачёта по русскому языку Причастие - особая форма глагола

Конспект урока-зачёта по русскому языку Причастие - особая форма глагола

А вот у меня сегодня Конспект урока-зачёта по русскому языку Причастие - особая форма глагола такое настроение, потому что нам предстоит серьезный урок: зачёт по теме «Причастие - особая форма глагола». Мы повторим знания о причастии, проверим наши орфографические и синтаксические навыки по данной теме. А когда я увижу ваши успешные результаты, у меня настроение сразу станетКонспект урока-зачёта по русскому языку Причастие - особая форма глаголатаким! 4 человека сегодня будут моими ассистентами, потому что уже сдали свой зачёт.

  1. Работа с текстом.

Учитель: поздней осенью так не хватает солнца и тепла, поэтому в такое время года я люблю читать описание летней природы в художественных произведениях, приятно услышать звуки леса, ощутить запахи, например, степи на рассвете. Послушайте отрывок из произведения великого русского писателя, в котором я кое-что умышленно пропустила.

Я кивнул ему головой и пошёл восвояси вдоль … реки. Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди …по … холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по …, … кустам, и по реке, стыдливо … из-под … тумана, - полились сперва алые, потом красные, золотые, потоки молодого, горячего света…

Учитель: О каком времени суток шла речь? (Об утренней заре)

Учащиеся слушают оригинал. Текст выразительно читает один из ассистентов.

Я кивнул ему головой и пошел восвояси вдоль задымившейся реки. Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, - полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света...

Учитель: Из какого произведения данный отрывок? Кто автор? Какой отрывок кажется более эмоциональным? Найдите в тексте причастия. Какова роль причастия в художественном тексте?



  1. Работа с эпиграфом урока, который служит итогом предыдущей части работы.

  2. Работа с теоретическими знаниями темы: определением причастия как части речи, его морфологическими и синтаксическими признаками.

Лингвистический рассказ о причастии. (Индивидуальная работа одного из ассистентов)

Семиклассники определяют синтаксическую роль причастий в данном тексте, подчеркивают.

Учитель: На прошлом уроке вам было рекомендовано заглянуть «за страницы» школьного учебника и найти новую для вас информацию. Ответивший на большее количество вопросов получит значок «Юный лингвист».

  1. Почему действительные причастия образуются как от переходных, так и непереходных глаголов?

  2. Почему страдательные причастия образуются только от переходных глаголов?

  3. Почему причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида?

  4. От каких глаголов нельзя образовать страдательные причастия настоящего времени?

  1. ТЕСТ.

  1. Что обозначает причастие?

А признак предмета

Б действие предмета

В признак предмета по действию

  1. Как изменяется причастие?

А по падежам, числам, родам

Б по лицам

В не изменяется

  1. Каким членом предложения обычно является причастие?

А подлежащим и дополнением

Б обстоятельством и подлежащим

В определением и сказуемым

  1. Что обозначают действительные причастия?

А признак того предмета, который сам производит действие

Б признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета

  1. Что называют причастным оборотом?

А одиночное причастие

Б любое словосочетание

В причастие с зависимым словом

Ассистенты проверяют работы, ставят оценки в оценочный лист.

  1. Практикум.

ЗАДАНИЕ. От глаголов, которые есть в данном тексте, образуйте все возможные причастия, заполните первую часть таблицы.

I

II

ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

действительные

страдательные

род

число

падеж

наст.вр.

прош.вр.

наст.вр.

прош.вр.

жен.

муж.

ср.

ед.

мн.

указать











Учитель: Мы вспомнили признаки, которые заключают в себе «глагола силу». Эти признаки относятся к постоянным. Какие признаки относятся к тем, что заключают в себе «имени силу»? Почему они называются непостоянными?

ЗАДАНИЕ. Укажите постоянные признаки причастий, которые помещены в вашу таблицу.

Учитель: Повторили постоянные и непостоянные признаки причастия, теперь вспомним его синтаксическую роль. Каким членом предложения может быть причастие?

ЗАДАНИЕ.

ЗАДАНИЕ. Выполните морфологический разбор одного из причастий.

  1. Повторение правописания причастий.

Учитель: накануне вы работали в группах. Вы должны были составить алгоритмы правописания причастий. Пришло время представить вашу работу.

1 группа: правописание суффиксов -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-.

2 группа: правописание н и нн в причастиях.

3 группа: правописание не с причастиями.

ЗАДАНИЕ. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

  1. У(Ю) или А(Я), -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-)

  1. Дремл…щий ребёнок

  2. Дежур…щий врач

  3. Кол…щийся предмет

  4. Держ…щийся за перила

  5. Бре…щийся юноша

  1. Е или И, -ем-, -им-

  1. Уважа…мый человек

  2. Изуча…мое правило

  3. Колебл…мое ветром

  4. Вид…мые звёзды

  5. Слыш…мые звуки

  1. А(Я) или Е

  1. Замеш…нное тесто

  2. Размеш…нный сахар

  3. Выкач…нная бочка

  4. Взвеш…нный товар

  5. Засе…нное поле

  1. -НН- или -Н-

  1. Напуга…ая птица

  2. Накормле…ый ребёнок

  3. Ошибка исправле…а

  4. Решё…ая задача

  5. Ране…ый боец

  1. СЛИТНО или РАЗДЕЛЬНО

  1. (не) дописанный роман

  2. (не) исправленная вовремя

  3. (не) вспаханное поле

  4. (не) сжатая, а скошенная

  5. (не) ослабевающий интерес

Самопроверка работ по ключу, данному на доске. Отметка заносится в оценочный лист.

Ассистенты считают количество заработанных баллов.

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание. Вспомнить признаки наречия.



© 2010-2022