- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока-зачёта по русскому языку Причастие - особая форма глагола
Конспект урока-зачёта по русскому языку Причастие - особая форма глагола
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | ИЛЬЧУК Е.В. |
Дата | 07.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Ржева Тверской области
« ПРИЧАСТИЕ - ОСОБАЯ ФОРМА ГАГОЛА»
Урок обобщения и систематизации знаний
Автор: Ильчук Евгения Владимировна
Должность: учитель
Предметная область: русский язык
Класс: 7
2014 - 2015 уч.год
Цели:
-
Обобщение и систематизация знаний о причастии как особой форме глагола, проверка орфографических и синтаксических навыков по данной теме.
-
Развитие базисных процессов, развитие монологической речи учащихся.
-
Воспитание бережного отношения к слову, культуры общения, эстетического вкуса.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- компьютер.
ЭПИГРАФ К УРОКУ.
«ОНИ (ПРИЧАСТИЯ) СЛУЖАТ К СОКРАЩЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЛОВА, ЗАКЛЮЧАЯ В СЕБЕ ИМЕНИ И ГЛАГОЛА СИЛУ» (М.В. Ломоносов)
Ход урока.
-
Оргмомент. Целеполагание.
Я рада вас приветствовать. Какое у вас настроение? (Дети выбирают смайлик)
А вот у меня сегодня такое настроение, потому что нам предстоит серьезный урок: зачёт по теме «Причастие - особая форма глагола». Мы повторим знания о причастии, проверим наши орфографические и синтаксические навыки по данной теме. А когда я увижу ваши успешные результаты, у меня настроение сразу станеттаким! 4 человека сегодня будут моими ассистентами, потому что уже сдали свой зачёт.
-
Работа с текстом.
Учитель: поздней осенью так не хватает солнца и тепла, поэтому в такое время года я люблю читать описание летней природы в художественных произведениях, приятно услышать звуки леса, ощутить запахи, например, степи на рассвете. Послушайте отрывок из произведения великого русского писателя, в котором я кое-что умышленно пропустила.
Я кивнул ему головой и пошёл восвояси вдоль … реки. Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди …по … холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по …, … кустам, и по реке, стыдливо … из-под … тумана, - полились сперва алые, потом красные, золотые, потоки молодого, горячего света…
Учитель: О каком времени суток шла речь? (Об утренней заре)
Учащиеся слушают оригинал. Текст выразительно читает один из ассистентов.
Я кивнул ему головой и пошел восвояси вдоль задымившейся реки. Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, - полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света...
Учитель: Из какого произведения данный отрывок? Кто автор? Какой отрывок кажется более эмоциональным? Найдите в тексте причастия. Какова роль причастия в художественном тексте?
-
Работа с эпиграфом урока, который служит итогом предыдущей части работы.
-
Работа с теоретическими знаниями темы: определением причастия как части речи, его морфологическими и синтаксическими признаками.
Лингвистический рассказ о причастии. (Индивидуальная работа одного из ассистентов)
Семиклассники определяют синтаксическую роль причастий в данном тексте, подчеркивают.
Учитель: На прошлом уроке вам было рекомендовано заглянуть «за страницы» школьного учебника и найти новую для вас информацию. Ответивший на большее количество вопросов получит значок «Юный лингвист».
-
Почему действительные причастия образуются как от переходных, так и непереходных глаголов?
-
Почему страдательные причастия образуются только от переходных глаголов?
-
Почему причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида?
-
От каких глаголов нельзя образовать страдательные причастия настоящего времени?
-
ТЕСТ.
-
Что обозначает причастие?
А признак предмета
Б действие предмета
В признак предмета по действию
-
Как изменяется причастие?
А по падежам, числам, родам
Б по лицам
В не изменяется
-
Каким членом предложения обычно является причастие?
А подлежащим и дополнением
Б обстоятельством и подлежащим
В определением и сказуемым
-
Что обозначают действительные причастия?
А признак того предмета, который сам производит действие
Б признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета
-
Что называют причастным оборотом?
А одиночное причастие
Б любое словосочетание
В причастие с зависимым словом
Ассистенты проверяют работы, ставят оценки в оценочный лист.
-
Практикум.
ЗАДАНИЕ. От глаголов, которые есть в данном тексте, образуйте все возможные причастия, заполните первую часть таблицы.
I
II
ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
действительные
страдательные
род
число
падеж
наст.вр.
прош.вр.
наст.вр.
прош.вр.
жен.
муж.
ср.
ед.
мн.
указать
Учитель: Мы вспомнили признаки, которые заключают в себе «глагола силу». Эти признаки относятся к постоянным. Какие признаки относятся к тем, что заключают в себе «имени силу»? Почему они называются непостоянными?
ЗАДАНИЕ. Укажите постоянные признаки причастий, которые помещены в вашу таблицу.
Учитель: Повторили постоянные и непостоянные признаки причастия, теперь вспомним его синтаксическую роль. Каким членом предложения может быть причастие?
ЗАДАНИЕ.
ЗАДАНИЕ. Выполните морфологический разбор одного из причастий.
-
Повторение правописания причастий.
Учитель: накануне вы работали в группах. Вы должны были составить алгоритмы правописания причастий. Пришло время представить вашу работу.
1 группа: правописание суффиксов -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-.
2 группа: правописание н и нн в причастиях.
3 группа: правописание не с причастиями.
ЗАДАНИЕ. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
-
У(Ю) или А(Я), -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-)
-
Дремл…щий ребёнок
-
Дежур…щий врач
-
Кол…щийся предмет
-
Держ…щийся за перила
-
Бре…щийся юноша
-
Е или И, -ем-, -им-
-
Уважа…мый человек
-
Изуча…мое правило
-
Колебл…мое ветром
-
Вид…мые звёзды
-
Слыш…мые звуки
-
А(Я) или Е
-
Замеш…нное тесто
-
Размеш…нный сахар
-
Выкач…нная бочка
-
Взвеш…нный товар
-
Засе…нное поле
-
-НН- или -Н-
-
Напуга…ая птица
-
Накормле…ый ребёнок
-
Ошибка исправле…а
-
Решё…ая задача
-
Ране…ый боец
-
СЛИТНО или РАЗДЕЛЬНО
-
(не) дописанный роман
-
(не) исправленная вовремя
-
(не) вспаханное поле
-
(не) сжатая, а скошенная
-
(не) ослабевающий интерес
Самопроверка работ по ключу, данному на доске. Отметка заносится в оценочный лист.
Ассистенты считают количество заработанных баллов.
-
Рефлексия.
-
Домашнее задание. Вспомнить признаки наречия.