- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 5 классе. Сжатое изложение Матушка
Урок русского языка в 5 классе. Сжатое изложение Матушка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Маланина Л.А. |
Дата | 26.02.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
2
Урок развития речи. 5 класс
Тема. Сжатое изложение «Матушка».
Цели:
- продолжать работу над обучением передачи содержания текста по памяти;
- вырабатывать навыки связной речи;
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I Психологическая установка.
II Актуализация.
Чтение учителем текста изложения.
матушка
(китайская народная сказка).
Когда-то жила одна старая мать. Было у нее два сына. Старший сын открыл красильную мастерскую, а младший мастерил зонтики.
Когда шел дождь, матушка тревожилась за старшего сына.
«Все время дождь! - печалилась она. - Мой старший сын не просушит выкрашенное полотно. Что за жизнь такая!"
Когда погода прояснялась, матушка начинала беспокоиться за младшего сына:
«Все время ясно. Мой младший сын не продаст свои зонтики. Что за жизнь такая!"
Так, и в дождливую и в ясную погоду матушка всегда беспокоилась. До того она переживала, что не могла ни есть, ни спать: очень, очень сильно она горевала.
Но стоило ли ей беспокоиться?
Ведь погода временами была ясная, временами пасмурная - что поделаешь!
И матушка стала думать по-другому. Когда шел дождь, она думала: "Хороша погода! Мой младший сын сможет продать все свои зонтики. Жизнь пошла на лад».
А когда было ясно, она думала так: «Неплохой день! Мой старший сын быстро высушит все выкрашенное полотно. Жизнь пошла на лад!»
Так несчастная матушка стала очень счастливой. (161 ел.)
- Какой из важнейших жизненных принципов иллюстрирует эта сказка-притча?
Эта сказка-притча иллюстрирует один из важнейших жизненных принципов: если невозможно изменить события, можно изменить свое отношение к ним и... попытаться почувствовать себя счастливым.
III Формирование новых знаний и способов действия.
-
Обсуждение содержания сказки-притчи.
-
Обсуждение вариантов «сжатия» текста.
Сжатие лучше производить за счет перевода прямой речи в косвенную с помощью конструкций тревожилась о, печалилось о, волновалась о; печалилась о том, что..., волновалась о том, что, .
3. Коллективное составление синонимический ряд глагола волноваться, который используется в данном тексте как глагол, вводящий прямую речь.
Волноваться, нервничать, тревожиться, беспокоиться, переживать, не знать покоя, сходить с ума, не находить себе места, быть как на иголках.
4. Повторить - правило о постановке запятой в сложноподчиненном предложении с союзом что.
IV Применение. Формирование умений и навыков.
-
Составление плана сказки притчи.
-
Пересказ по плану.
-
Письмо изложения в соответствии с планом.
V Этап информации о домашнем задании.
Повторить спряжение глаголов.
VI Этап рефлексии.