Урок русского языка в 5 классе. Сжатое изложение Матушка

              Урок развития речи. 5 класс Тема. Сжатое изложение «Матушка». Цели: - продолжать работу над обучением передачи содержания текста по памяти; - вырабатывать навыки связной речи; - воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.                           СОДЕРЖАНИЕ УРОКА   I Психологическая  установка.II Актуализация. Чтение учителем текста изложения.                                                                   матушка                                                  (китайс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2

Урок развития речи. 5 класс

Тема. Сжатое изложение «Матушка».

Цели:

- продолжать работу над обучением передачи содержания текста по памяти;

- вырабатывать навыки связной речи;

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I Психологическая установка.
II Актуализация.

Чтение учителем текста изложения.

матушка

(китайская народная сказка).

Когда-то жила одна старая мать. Было у нее два сы­на. Старший сын открыл красильную мастерскую, а младший мастерил зонтики.

Когда шел дождь, матушка тревожилась за старше­го сына.

«Все время дождь! - печалилась она. - Мой стар­ший сын не просушит выкрашенное полотно. Что за жизнь такая!"

Когда погода прояснялась, матушка начинала бес­покоиться за младшего сына:

«Все время ясно. Мой младший сын не продаст свои зонтики. Что за жизнь такая!"

Так, и в дождливую и в ясную погоду матушка всегда беспокоилась. До того она переживала, что не могла ни есть, ни спать: очень, очень сильно она го­ревала.

Но стоило ли ей беспокоиться?

Ведь погода временами была ясная, временами па­смурная - что поделаешь!

И матушка стала думать по-другому. Когда шел дождь, она думала: "Хороша погода! Мой младший сын сможет продать все свои зонтики. Жизнь пошла на лад».

А когда было ясно, она думала так: «Неплохой день! Мой старший сын быстро высушит все выкрашенное полотно. Жизнь пошла на лад!»

Так несчастная матушка стала очень счастливой. (161 ел.)

- Какой из важнейших жизненных принципов иллюстрирует эта сказка-притча?

Эта сказка-притча иллюстрирует один из важнейших жизненных принципов: если не­возможно изменить события, можно изме­нить свое отношение к ним и... попытаться почувствовать себя счастливым.

III Формирование новых знаний и способов действия.

  1. Обсуждение содержания сказки-притчи.

  2. Обсуждение вариантов «сжатия» текста.

Сжатие лучше производить за счет перевода прямой речи в косвенную с помощью конструкций тревожилась о, печалилось о, волновалась о; печалилась о том, что..., волновалась о том, что, .

3. Коллективное составление синонимический ряд глагола волноваться, который используется в данном тексте как глагол, вводящий прямую речь.

Волноваться, нервничать, тревожиться, беспокоиться, переживать, не знать покоя, сходить с ума, не находить себе места, быть как на иголках.

4. Повторить - правило о постановке запятой в сложноподчиненном предложении с союзом что.

IV Применение. Формирование умений и навыков.

  1. Составление плана сказки притчи.

  2. Пересказ по плану.

  3. Письмо изложения в соответствии с планом.

V Этап информации о домашнем задании.
Повторить спряжение глаголов.

VI Этап рефлексии.



© 2010-2022