Эссе Моя педагогическая система

Данный материал представляет собой педагогическую концепцию учителя русского языка и литературы. Цель  педагогической работы:   средствами русского языка и литературы способствовать формированию личности ребенка,  в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью  принимать решения в условиях неопределенности, готовностью к постоянному совершенствованию своих качеств, диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими лю...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моя педагогическая система

Пройден небольшой педагогический путь, и у него было начало - учитель чей-то ученик. Особая благодарность тем, у кого я училась: маме, папе- талантливым педагогам; школьным учителям - добрым и мудрым; институтским наставникам, знающим и требовательным; моим коллегам, доброжелательным и трудолюбивым, и тем, у кого учусь : - моим ученикам. Именно они - вечный стимул учиться и совершенствовать свое мастерство. «Долго сам учись, если хочешь учить других» (Г.С.Сковорода) - истина, которой я следую за время работы в школе , мое педагогическое кредо. Задаю себе вопрос: всегда ли я умею быть такой, какими я должна научить и воспитать моих учеников. Признаюсь честно - нет, признаюсь не только себе, но и моим самым строгим и милосердным судьям - детям. Я не боюсь этого признания, потому что это тоже момент «постижения истины»: ребенок должен знать, что взрослый, учитель, может ошибаться, но и он тоже, как и сам ребенок, имеет право на прощение. Учусь у них прощать и жалеть, радоваться и любить.

Моя работа - это подарок жизни, я занимаюсь тем, что мне нравится и что мне интересно. Заходя в школу, я полностью теряю чувство времени и усталости. Дети всегда рядом. Я стараюсь учить своих учеников как думать, а не о чем думать. Для меня важно, чтобы они задавали вопросы «Почему» и «Как». Ведь этих вопросов не бывает много. Главное то, что обучение в школе - это не подготовка к взрослой жизни, а сама жизнь: с успехами и неудачами. Успехи моих учеников делают меня счастливее. Я стараюсь донести до своих учеников смысл слов великого русского писателя Константина Паустовского: «Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание - Человек».

Цель моей педагогической работы: средствами русского языка и литературы способствовать формированию личности ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью принимать решения в условиях неопределенности, готовностью к постоянному совершенствованию своих качеств, диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.

В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:

• развивать и укреплять интерес к предмету;

• использовать новые педагогические технологии;

• дать учащимся качественное образование;

• раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;

В своем педагогическом поиске я познакомилась: с работой педагогов - новаторов , Ш.А.Амонашвили .(гуманная педагогика), народного педагога Б.П. Никитина ( игровая технология , развивающие игры), И.С. Якиманской (личностно-ориентированная технология) и др.

Каждый учитель вправе самостоятельно выбирать методы и формы своей работы, иметь свою педагогическую технологию, но он обязан работать во благо развития ребенка. Понятно, что учитель, не пользуется каким - то одним методом или одной технологией в своей работе, что он применяет их во множестве. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества.

К настоящему времени я пришла к необходимости строить свою работу на основе :

· педагогики сотрудничества

· игровых технологий

- личностно - ориентированных технологий

· использований компьютерных технологий.

В концепции сотрудничества ученик из объекта обучения превращается в субъект, а сотрудничество реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сотворчества, соуправления).

Процесс урока - это процесс, в котором в единой цепи стоят ученики и учитель. Учитель учит ученика, но при этом ученик учит учителя видеть и слышать, находить новые методические приемы, эффективные способы объяснения учебного материала, способы опроса. Все это возможно только в том случае, когда учитель сумеет найти индивидуальный подход к каждому ученику, сможет стать интересным для ученика, раскрыться для него как личность и видеть личность в каждом ребенке. Это мой главный принцип в работе. Я стараюсь на своих уроках создавать обстановку доброжелательности, отзывчивости, приучаю ребят терпеливо выслушивать друг друга. Активность каждого ребенка на уроке обязательно отмечается. Я стараюсь, чтобы каждый ученик мог и не боялся проявить себя.

Для каждого возраста учебный материал должен даваться в соответствии со стадией развития ребенка и методами, соответствующими его развитию. Игровая технология строится на основе активизации и интенсификации деятельности ученика. Чем младше ребенок, тем больше времени должны занимать игровые моменты, которые позволяют подключить в обучение эмоциональную сферу ученика. Игра уже одним своим содержанием переносит ребят в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только уверенность, но и реальную возможность стать лидерами. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А.Сухомлинский. Мною разработаны дидактические игровые материалы, зачеты в форме викторин, КВН, конкурсы знатоков, «Поле чудес»и т.д. Все мои разработки с успехом применяются на уроках и способствуют достижению одной из основных целей - созданию бесконфликтной обстановки на уроках, позволяют эффективно вести мониторинг учебного процесса, не вызывая напряжения и страха у ученика.

При использовании современных компьютерных технологий ученик на уроке не только слушает и смотрит, но еще и делает. И в связи с этим хочется вспомнить китайскую мудрость: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю». Я активный пользователь Интернет-технологий. Широко использую возможности компьютера в учебном процессе: провожу уроки с использованием компьютера и уроки компьютерной поддержки ( тренажеры, Интернет). Все это позволяет не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого ученика, добиваться более высокого уровня знаний, умений и навыков учащихся по предмету, прививать любовь и интерес к родному языку и литературе.

Принципиально важным в своей работе я считаю систематичность, последовательность, постепенность и индивидуальный подход. Я уверена, что работая над выполнением этих задач, я обеспечу каждому ученику хорошие показатели уровня развития речи,, я заложу в каждого ребенка нравственные качества маленького гражданина своей Родины.

Владею мониторингом качества образования по русскому языку и чтению, на своих уроках широко применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, перфокарты, самостоятельные и контрольные работы. Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные карточки: консультации, опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы.

Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я использую уроки-викторины, путешествия, уроки в форме деловой игры. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности. Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся.

«Урок окончен», говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Я всегда думаю о том, стал ли мой урок для них проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Профессионализма.

Являюсь руководителем школьной газеты «Перемена». В своей газете, совместно с учениками, стараемся подбирать разнообразный познавательный и развлекательный материалы. Являюсь руководителем методического объединения учителей русского языка и литературы в школе. Знакомлю учителей с новинками образования и оказываю помощь в работе.

Я классный руководитель 6 класса. Ребята у меня в классе разные: непредсказуемые, искрометные, доверчивые, с искаженным взглядом на жизнь. Порой они бывают крикливыми, порой жестокими, порой добрыми и понятливыми, сочувствующими. Но все они имеют ту шукшинскую чудинку, что помогает сохранить им душу, а то и просто выжить. У всех у них обострено чувство справедливости, они не терпят лжи, фальши. Разнообразие форм и методов воспитания помогают мне научить моих учеников ценить положительные качества. Это классные часы, беседы, походы, экскурсии.

Контингент обучающихся в нашей школе достаточно сложный. Большинство детей из неблагополучных семей, где родители пьют, не выполняют свои родительские обязанности, не занимаются воспитанием своих детей. К сожалению, их будущее остается неопределенным, но однозначно оно не будет к ним жестоко. Я надеюсь согреть и поддержать в сердцах моих воспитанников веру в светлое будущее..

А закончить я хочу притчей:

Человек шел по берегу и вдруг увидел рыбака, который поднимал морские звезды с песка и бросал их в море.

- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут,- ответил рыбак, не прекращая своего занятия.

- Но это просто глупо! - закричал человек.- Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Рыбак поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.


© 2010-2022