Конспект урока Деепричастие как часть речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка по теме: «Деепричастие как часть речи»

Цели:

Образовательные: дать понятие о деепричастии как части речи, научить находить деепричастие в предложении, научить определять морфологические признаки деепричастия.

Развивающая: развивать у учащихся познавательные способности: речь, мышление, внимание; конструировать предложения с использованием деепричастий для обозначения добавочного действия.

Воспитательная: воспитывать у учащихся уважение к родному языку.

Тип урока: урок новых знаний.

ХОД УРОКА

1. Словарная работа. Записываем под диктовку термины.

Числительное, склонение, причастие, род, число, падеж, неопределенная форма, прилагательное, часть речи, вид глагола, существительное, местоимение, деепричастие.

Что объединяет эти слова? (Раздел русского языка "Морфология").

Значение какого слова вам незнакомо? (Деепричастие).

2. Разминка. Орфография, орфоэпия.

( Чтение, написание, проверка).

Извинение, ароматный, скучный, аккуратно, стремиться, поразительный, баловать, создана, скучающий, начатый, знакомясь.

(Взаимопроверка, выставление оценок).

- Определите, какой частью речи является каждое слово. Одно слово вызвало затруднение. (Знакомясь - что делая?). (Деепричастие)

3.Следовательно, каковы тема и цель урока?

Запись темы урока "Деепричастие как часть речи"

3. Объяснение нового материала.

1. Запись двух предложений и их анализ. Беседа.

Летчик, приоткрывший глаза, увидел перед собой медведя.

Летчик, приоткрыв глаза, увидел перед собой медведя.

- Подчеркните основы предложений.

- Зададим вопросы к выделенным словам. От слов каких частей речи будем задавать вопрос?

- Назовите вопросы к этим словам?

- Какими частями речи являются выделенные слова?

- Приоткрывший - причастие. Что вы знаете о причастии как части речи? (Вопрос - какой?, обозначает признак предмета по действию, образовано от глагола).

Приокрыв - деепричастие. Что вы можете сказать об этой новой части речи?

(ответы учащихся).

2. Работа с учебником. Чтение параграфа 28, с.76 - 77.

Прочитайте самостоятельно материал о деепричастии и составьте таблицу.

Деепричастие

Свойства глагола

Свойства наречия

  1. Вид

2.Неизменяемость

  1. Возвратность

3.Роль в предложении

3. Беседа с классом.

- Итак, что же обозначает деепричастие? Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

- Как изменяется деепричастие?

- Каким членом предложения является деепричастие?

- На какие вопросы отвечает эта часть речи?

Чтение упражнения 180.

Вывод - обобщение. Так что такое деепричастие?

- Итак, перед нами деепричастия, т.е. такие слова, которые причастны к действию, обозначают добавочное действие, тогда как глаголы - основное.

- Обратите внимание: деепричастие связано особым способом с подлежащим: оно всегда обозначает добавочное действие того же лица (предмета), которое выполняет и основное действие (действие сказуемого).

4. Закрепление материала.

1. Упражнение 181, выполняются письменно все задания.

2. Проверочная работа «Знаешь ли ты стихотворения, сказки, басни?» с последующим выписыванием деепричастий.

Учитель начинает предложение, учащиеся заканчивают, называя автора произведения, и записывают деепричастия и остальные пропущенные слова на доске и в тетради.

- Под голубыми небесами великолепными коврами, ……. (блестя на солнце, снег лежит).

(А.С. Пушкин)

- Раз царевна молодая, милых братьев, ……. (поджидая, пряла, сидя у окна). (А.С. Пушкин)

- Кто штык точил, ….. (ворча сердито, кусая длинный ус). (М.Ю.Лермонтов)

- Свинья под дубом вековым наелась желудей досыта, то отвала, …… (наевшись, выспалась под ним). (И.А.Крылов).

- Волк ночью, … (думая залезть в овчарню, попал на псарню). (И.А. Крылов)

Вывод: какова роль деепричастий в предложениях?

- Деепричастия обогащают, уточняют нашу речь, обозначая добавочное действие и поясняя, подчеркивая главное, основное действие; делают нашу речь более краткой, лаконичной, так как вместо двух глаголов - сказуемых в предложении употребляется один глагол - сказуемое и деепричастие - обстоятельство.

- Основное действие, обозначенное глаголом - сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу.

5. Итог урока. Рефлексия.

- Итак, ребята, какую тему мы сегодня изучали на уроке?

- Что же вы узнали о деепричастии как части речи?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Поднимите руку, кто считает, что работал на уроке на оценку «5», кто на «4», а кто на «3».

Оценка знаний.

6. Задание на дом

Стр. 76-77, п.28, упр. 183.





б

© 2010-2022