Приложение к билетам по русскому языку для 9 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение к билетам экзамена по русскому языку в 9 классе

Приложение к билету № 1

  1. В словах текста вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы. Произвести фонетический разбор выделенных слов.

  2. Найти в тексте простые предложения, дать их характеристику.

  3. Расставить в предложении знаки препинания и объяснить пунктограммы.

В лесу часто возн…кают пожары. Ещё не успеет растаять сне… а на сухих кочках которых к…саются лучи солнца уже высыхают листья хвоя мох. Все это ле…ко воспл…меняется. При пожаре заг…рается хворост в…лежник. Стоит к…снуться искре вспыхивают и г…рят с треском кусты м…л…дые ёлочки и сосенки которые только подр…стают. Огонь перебрасывается на ни...кие ветви взрослых елей и поднимается вверх.


Приложение к билету № 2

1. Вставить пропущенные в словах буквы и объяснить орфраграммы. Ко…(?)ба, ро…кий, про…(?)ба, кро(в,ф), сел(?)д(?), тя…кий, вес(?)ник, бор(?)ба, мен(?)ше, пис(?)мо.

2. Определите, чем выражены подлежащие в предложениях. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их.

Заря уже давно румянилась на небе всё возвещало восхождение солнца.

Бывалые и старые поучали молодых.

Добросовестно трудиться наша обязанность перед Родиной.

Три всадника скакали по полю.

На солнышке Полкан и Барбосом лёжа грелись.

  1. Произведите морфемный разбор: восхождение, возвещало, добросовестно.

Приложение к билету № 3

  1. В словах предложений вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы..

  2. Выпишите из предложений словосочетания разных видов и охарактеризуйте их.

  3. Сделайте полный синтаксический разбор первого предложения и морфологический разбор подчеркнутого слова.

Радос(?)но чу(?)ствовали себя ребята на чистом воздухе.

Как и все её сверс(?)ники, Юля вела себя на праз(?)нике бе(?)заботно.

Ни(?)кие бе(?)конечные камыши тянулись до самых гор.

И ше(?)ствуя важно, в спокойствии чинном, лоща…ку ведёт под уз(?)цы мужичок.

Приложение к билету № 4

  1. Найти в предложениях слова с разделительными знаками, вставить пропущенные в словах буквы и объяснить их.

  2. Выпишите из предложений словосочетания с разными способами связи, охарактеризуйте их. Поставьте недостающие знаки препинания, объясните их.

  3. Сделайте фонетический разбор слова: болью.

Вдруг в то ущел(?)е где Уж св…рнулся пал с неба Сокол с ра…битой груд(?)ю, в крови на пер(?)ях.

И крикнул Сокол с тоской и бол(?)ю с…брав все силы О, если б в небо хоть раз п…днят(?)ся!.. О, счаст(?)е битвы!

Руслан под(?)емлет смутный взор и вид…т прямо над главою с под(?)нятой, страшной булавою л…тает карла Черномор.

Приложение к билету № 5

  1. В предложениях найдите диалектные и профессиональные слова. Объясните значение диалектных слов, при необходимости используйте толковый словарь.

Казаки собирались в куренях и на базах, спорили, гуторили о колхозах. Собрания созывались четыре дня подряд и продолжались до кочетиного побудного крику.

Недостаток витаминов вызывает ряд заболеваний, объединяемых под общим названием авитаминоза.

  1. Определить виды сказуемых в предложениях.

Воздух мягок, утро блещет, и прозрачна синева.

Лунного луча сиянье гаснет.

Она в семье своей родной казалась девочкой чужой.

Я хотел весь мир изъездить.

Москва - многолюдный город.

3. Разобрать по составу: изъездить, многолюдный.

Приложение к билету № 6

  1. Найти в словаре 2 однозначных и 2 многозначных слова. Составить 2 предложения, в которых многозначное слово выступало бы в разных значениях.

  2. Расставьте пропущенные знаки препинания и объясните их:

Слово полководец человечьей силы.

Мой девиз писать понятно для всех.

Читать значит вырабатывать вкус постигая прекрасное.

Иметь разборчивый почерк первое правило вежливости.

Пятью пять двадцать пять. Я инженер а мой брат врач.

Озеро как изумруд. Бедность не порок.

3. Морфологический разбор: разборчивый, полководец.

Приложение к билету № 7

  1. В предложениях найти архаизмы, неологизмы и заимствованные слова, объяснить причину их употребления.

В приказе, в низких палатах,- угар от печей… За малыми столами премудрые крючки-подьячие листают тетради, ползают пальцами по челобитным.

Буду работать сегодня на компьютере, хочу записать кое-что на дискету.

  1. Найти в тексте односоставные предложения и указать их группы. Вставить пропущенные буквы и объяснить их.

Ра(с,сс)вета…т. Постепе(н,нн)о светлеет на неб… . Мне уже давно (не) спит(?)ся. Всход…т солнце. Ра…пахиваю окно. После дождя так ле…ко дыш…тся. Хочет(?)ся поскорее отправит(?)ся к морю. Утреннее море… Быстро бежиш(?) к нему, раздеваеш(?)ся и бросаеш(?)ся в его волны. Потом весь день бываеш(?) бодр.

3. Морфологический разбор: светлеет.


Приложение к билету № 8

  1. В словах текста вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы. Разобрать по составу подчеркнутые слова.

  2. Вставить пропущенные знаки препинания и объяснить их.

  3. Фонетический разбор : красивою.

Лебедь по своей вел…чине силе кр…соте и величавой осанк… давно и справедливо назван царём вод…плавающих птиц. Белый как снег с бл…стящими пр…зрачными (не)большими глазами с ч…рным носом и ч…рными лапами с дли(н,нн)ою гибкою и красивою шеею он невыразимо пр…красен когда спокойно плывет между з…лёных камышей по тёмно(синей) гладкой поверхност… в…ды.


Приложение к билету № 9

  1. Вставить пропущенные буквы и объяснить их. Разобрать по составу подчеркнутые слова.

  2. Вставить пропущенные знаки препинания и объяснить их. Назвать однородные члены в предложении.

  3. Сделать полный синтаксический разбор первого предложения.

Два дня ему к…зались новы уед…нённые поля прохлада сумрач(?)ной дубровы журчан(?)е тихого ручья.

Я помню гор высокие в…ршины и беглых вод весёлые струи и тень и шум и красные д…лины.

Солнце с…яло и грело но (не)пекло.

Последние волны согретого тумана то скатывают(?)ся и ра(с,сс)т…лают(?)ся скатертями то изв…ваются и и…чезают в глубокой нежно сияющей вершине.

Приложение к билету № 10

  1. Раскройте скобки. Объясните написание сложных слов.

(Атомо)ход, (мед)институт, (диван)кровать, (киловатт)час, (пол)мира, (пол)леса, (пол)Азии, (бледно)розовый, (научно)исследовательский, (Юго)Восточный, (трудо)любивый, (восмидесяти)летний.

  1. В предложениях найти обращения, расставить знаки препинания и объяснить их.

Тебе Казбек о страж Востока принёс я странник свой поклон.

Ты прощай мой сын прощай чадо знать пришла пора ехать надо!

Откуда ты о ключ подгорный катишь звенящие струю?

Татьяна милая Татьяна С тобой теперь я слезы лью.

3. Морфологический разбор слов: тебе, слёзы.

Приложение к билету № 11

  1. Вставить пропущенные буквы и объяснить их. Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу подчеркнутых слов.

Пр…школьный, бе(с,сс)ердечный, (с,з)дела(н,нн)ый, под…тожить, нов…зна, п…доко(н,нн)ик, об(?)езд, ра..цветать, пр…клеить, п…бег.

2. Расставить знаки препинания и объяснить их.

У здорового организма есть свои определённые признаки благополучия отсутствие болезненных ощущений нормальный аппетит спокойный сон бодрость жизнерадостность.

Горицвет ландыш боярышник пустырник все эти растения содержат сердечные глюкозиды и очень важны при лечении сердечных недугов.

3. Сделайте полный синтаксический разбор последнего предложения.

Приложение к билету № 12

  1. В тексте вставить пропущенные буквы и объяснить их. Выделить в словах приставки, если они имеются.

  2. Расставить пропущенные знаки препинания и объяснить их. Найти вводные слова, определить их группы по значению.

  3. Морфологический разбор: зазеленеет.

От пр…лета зябликов до кукушки (по)моему пр…ходит вся кр…са нашей весны т…нчайшая и сложная как пр…чудливое сплетение в…твей (не)одетой берёзы девушки. За это время разумеется р…ста…т снег умчат(?)ся воды заз…ленеет и покроет(?)ся первыми цв…тами земля без сомнения п…трескаются см…листые почки на тополях и тут наконец пр…летает кукушка. Только тогда конечно же после всего пр…красного все скажут Началась весна!

Приложение к билету № 13

  1. В словах текста вставить пропущенные буквы и объяснить их.

  2. Расставить знаки препинания и объяснить их. Найти сложные предложения разных видов.

  3. Сделать полный разбор первого предложения.

Выздоровление после тяж…лой болезни процесс долгий. Л…чил меня извес(?)ный уч…ный - спец…алист в области медиц…ны, больш…й друг моего отца на я медле(н,нн)о возвр…щ…лся к жизн…. Пр…поднимаясь на постел.. я видел как машина врача ост…навливалась у реш…тки дачи различ…л его ш…фёра. Я слышал как ш…л врач(?) как подн…мался на крыльц… как мать ш…потом разговаривала с врач…м. Я пр…слушивался к малейшему ш…роху жужжанию пч…л ц…коту капыт стуку колёс по мощ…ному ш…ссе. Повер(?)те болеть тягос(?)ное дело.

Приложение к билету № 14

  1. Определите, какими частями речи выражены слова в данных предложениях.

  2. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их.

  3. Сделайте морфологический разбор подчёркнутых слов.

Солнце давно село. Яркие звёзды зажглись кое-где по небу красное подобное пожару зарево встающего полного месяца разлилось по краю неба и огромный красный шар удивительно колебался в сероватой мгле. Становилось светло.

В конце июля летние ночи бывают особенно хороши сверху смотрит на вас бездонная синяя глубина воздух тих и чутко ловит малейший звук не шелохнувшись стоит вода.

Брожу ли поздней порой светит небо мне луной.

Приложение к билету № 15

  1. Вставьте пропущенные буквы и объясните их. Сделайте морфологический разбор подчеркнутого слова.

  2. Расставьте знаки препинания, объясните их. Назовите в тексте простые и сложные предложения. Докажите свой выбор.

  3. Полный синтаксический разбор последнего предложения.

День выдался чудес(?)ный. Я думаю что в сентябре месяц… (ни)где кроме Росси… подобных дней (не)бывает. Лист…я и травы словно п…крытые свеж…м лаком (не)шев…лились а в их ок…менелой неподвижност… в ре…кой яркост… их оч…ртаний в этом соч…тани.. сильного блеска и мёртвой тишин… было что(то) загадоч(?)ное. На вершин… пологого холма сверху до низу покрытого только что зацветшею рожью в…днелась (не)большая деревенька.

Приложение к билету № 16

  1. Вставьте пропущенные буквы и объясните их.

  2. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их.

  3. Фонетический разбор: особое .

Разбор по составу: унаследовавший.

Н.А. Некрасов унаследовавший в своей поэзи.. традици… Пушкина и Лермонтова зав…евал себе в отечестве(н,нн)ой литератур… особое место. Обладающий огромным гу(м,мм)анизмом он не только сочу(?)ствовал закр…пощё(н,нн)ому народу он отождествил себя с народом Росси… он заг…ворил в своей лирик… от её имен… и на её язык…. Более того, в тяж…лых условиях пол…тического гнёта пр…следований со стороны цензур… он отдал все свои силы борьб… за освобождени… Родин….


Приложение к билету № 17

  1. Вставить пропущенные буквы и объяснить их. В предложениях назвать прилагательные и доказать свой выбор.

  2. Расставить недостающие знаки препинания и объяснить их.

  3. Морфологический разбор подчеркнутых слов.

Автор «Толкового словаря ж…вого великорусск… языка» Владимир Даль утверждал Только добрый и т…лантливый народ может сохр…нить величавое сп…койствие духа и юмор в самых трудных обстоятельствах.

Всегда неут…лимо т…чите ваше оружие изучайте неи…черпаемо богатый м…гучий пр…красный язык народа! С таким страс(?)ным пр…зывом обращался к писателям Максим Горький.


Приложение к билету № 18

  1. Вставить пропущенные буквы о или е, объясните свой выбор. Выделите суффиксы.

Друж…ч…к, галч…нок, реч…нька, снеж…к, рубаш…нка, плюш…вый медвеж…нок, отц…вская шинель, ситц…вый фартуч…к, морж…вый клык.

  1. Предложение с прямой речью замените косвеной. Произведите синтаксический разбор одного из полученных предложений.

  2. Фонетический разбор: героев.

«Хлеб - всему голова», - учит русская пословица.

Профессор спросил Мересьева: «А верно, ты больше двух недель полз из немецкого тыла?»

В одной из своих статей К. Паустовский советовал: «Учитесь у героев книг любить нашу родную землю, её поля и леса, её язык и искусство.»

Приложение к билету № 19

  1. В предложениях найти глаголы, вставить пропущенные буквы и объединить их. Произвести морфологический разбор одного глагола.

  2. По данным предложениям выполнить задание билета. Вставить и объяснить знаки препинания.

  3. Фонетический разбор: резвая.

Гроза пр…шла и ветка белых роз

В окно мне дыш…т ароматом…

Ещё трава полна пр…зрачных слёз

И гром (в)дали гремит раскатом.

Его стихов пл…нительная сладость

Пройдёт в…ков завис(?)ливую даль

И внемля им вздохнёт о слав… младость

Утеш…тся бе…молвная печаль

И резвая задума…т(?)ся радость.


Приложение к билету № 20

  1. В предложениях вставить пропущенные буквы и объяснить их.

  2. Вставить пропущенные знаки препинания и объяснить их. Определить виды придаточных предложений.

  3. Морфологический разбор: посмотрим.

Для того чтобы научит(?)ся хорошо работать надо увлекат(?)ся работой без увлечения работат… (не)науч…ш(?)ся.

Ты зна…ш(?) край где всё обильем дыш…т где реки льют(?)ся чище серебра где ветерок степной ковыль колыш…т в вишнёвых рощах тонут хутора?

Куда мы ни посмотри…м везде вид…м кипучую творческую работу. Когда тучка закро…т солнце лес сразу станов…т(?)ся угрюмым и погода каж…т(?)ся пасмурной.


Приложение к билету № 21

  1. Вставить пропущенные буквы и объяснить их. В предложениях найти

причастие и сделать морфологический разбор двух из них.

  1. Задание билета.

  2. Разбор по составу: подаривший.

В грус(?)тные минуты я ут…шал себя тем что поэт (не)умирает и что Пушкин под…ривший миру гениальные произведения всегда будет жив для его поклонников.

Когда я пр…хожу мимо крестьянских лесов сп…сё(н,нн)ых мною от порубк… и когда слышу шум посаже(н,нн)ого моими руками молодого леса сознаю свою небесп…лезность в этой жизн…. Нельзя описать исключительное впеч…тление счастья которое испытываеш(?) в детском обществе выр…сшем вместе с вами доверяющ…м вам и которым хочет(?)ся поделит(?)ся.

Приложение к билету № 22

  1. Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки, объяснить орфограммы.

Если человека (не)знаеш(?), то (не)хвали и (не)ругай.

Я (не)годовал на Савельича, (не)сомневаясь, что поединок мой стал известен родителям через него.

(Не)засыпай старого колодца, пока новый (не)выкопан.

(Не)прикрытые листвой деревья говорили о приближени… осен….

Друг (не)испыта(н,нн)ый - что орех (не)расколотый.

  1. прочитайте наизусть 2 высказывания классиков о богатстве русского языка. Придумайте по одному предложению с архаизмами и неологизмами.

  2. Сделайте синтаксический разбор предложения.

Слово - это великий зодчий всей культуры, всей цивилизации человечества.

Приложение к билету № 23

  1. Раскройте скобки и объясните написание (н,нн) в словах.

Ра(н,нн)им солнечным утром мы опять летим над серебря(н,нн)ой лентой реки. В доме были высокие комнаты с выбеле(н,нн)ыми стенами и некраше(н,нн)ыми полями.

Вдоль дворов тянудась изгородь - высокие плетни из хвороста; дома побеле(н,нн)ы, крыши почине(н,нн)ы ставни и деревя(н,нн)ые коридоры, выкраше(н,нн)ы зелё(н,нн)ой краской.

  1. Задание билета.

Партизаны свернули в лес. Этот лес тянулся на сотни километров. Снегопад прекратился. Регулярное движение городского транспорта возобновилось. Берёзки выросли и стали теперь высокими, ветвистыми деревьями. Эти березки при мне были посажены около забора.

3. Морфологический разбор: деревьями.

Приложение к билету № 24

  1. В тексте найти наречия и доказать это; вставить в словах пропущенные буквы и объяснить их. Произвести морфологический разбор 1 наречия.

Сегодня тума(н,нн)о. В воздухе свеж… и сыро. (С)лев… (не)оглядно чернел лес. Мы свернули направ… и поехали проч(?). В деревн… ехали долго(долго), приехали засветл…. После грозы воздух свежее, птицы щебечут громче и веселей. Изредк… моросил дождь.

  1. Вставьте пропущенные знаки препинания и объясните их.

Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время и оно не за горами русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара. (А.Н. Толстой). Русския язык по праву считается языком дружбы и сотрудничества многочисленных наций и нордностей населяющих нашу страну.

3. Фонетический разбор : язык.

Приложение к билету № 25

  1. В предложениях раскрыть скобки и объяснить орфограммы. Произвести морфологический разбор одного из местоимений.

Где(то), когда(то), давным(давно), я прочёл одно стихотворение.

Дрозд пропел сначал… (по)перепелиному и всё поглядывал на человека. На путях стоял какой(то) поезд. Кто(то) громко плакал кто(то) кричал а (кое)кто молчал от сердечной тоски.

  1. Расставить пропущенные знаки препинания и объяснить их.

Чувствуя близкий конец скитаний Алексей пополз не жалея сил не отдыхая. Алексей неукоснительно участвовал в вечерах недурно танцевал не пропускал ни одного танца.

3. Разбор по составу: стихотворение.

Фонетический разбор: стоял.

Приложение к билету № 26

  1. В предложениях найти слова с основой на шипящий, объяснить их правописание.

Из-за туч(?) выглянуло солнце. Не шуми ты, рож(?), спелым колосом. Взводы занимали огневой рубеж(?). Что посееш(?), то и пожнеш(?). Хлеб соль еш(?), а превду реж(?). Воздух был пахуч(?) и свеж(?). Офицер упал навзнич(?0. Мы успели достич(?) берега.

  1. В предложениях указать уточняющие члены, расставить знаки препинания и объяснить их.

В море у самой отмели поблёскивают серебряные сельди. До шести часов вечера то есть три часа подряд Севастополь в азарте борьбы не отставал от противника по силе огня. Иногда очень редко Пётр шутил.

3. Морфологический разбор: шутил.

Приложение к билету № 27

  1. Вставьте пропущенные буквы, объясните их. Определите, какой частью речи выражено каждое слово.

  2. Расставить пропущенные знаки препинания, объяснить их. Сделать полный синтаксический разбор первого предложения.

  3. Фонетический разбор: верная.

Поэт Н.А.Некрасов своё детство по…вёл на берегу реки Волг…. Несчастью верная сестра надежда в мрач(?)ном подземель… ра…буд…т бодрость и весел…е.

Я ваш стари(н,нн)ый сват и кум пр…шёл мирит(?)ся к вам.

И вот сама идёт волшебница зима.

Ходил на Оку кормилицу и на Волгу матушку и много людей вид…л.

Приложение к билету № 28

  1. Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки. Орфограммы объяснить.

  2. Расставить знаки препинания и оюъяснить их.

  3. Разбор по составу: светились, невнимательное.

За порогом дома было (не)приветливо и (не)уютно выл ветер мокрый снег падал хлопьями фонари светились (не)ярко. Нас встретила (не)погода. (Не)забывайте своих родителей (не)внимательное отношение к ним усиливает их (не)здоровье и старость. Вдруг я увид…л какой(то) (не)знакомый мужчина подош…л к моей матер… и взял у неё (не)большой чемодан а маленький свёрток.

Приложение к билету № 29

  1. Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

Об Якове Турке и рядчике (н…)чего ра…пространят(?)ся. Но о Диком барин… стоит поговорить (н…)сколько подробнее. (Н…)кто (не)знал, откуда он свалился к нам в уезд, пог…варивали, что прои…ходил он от однодворцев, но (ни)чего положительно об этом (не)знали. Также (н…)кто (н…)мог положительно сказать, чем он ж…вёт. Он (н…)каким ремеслом (н…)зан…мался, (н…)к кому (н…)ездил, (н…)знался почти (н…)с кем, а деньги у него водились.

  1. Расставить знаки препинания и объяснить их.

Стукнет ставнем он вздрогнет и побледнеет. Упустишь минуту потеряешь час. Пройдёт солнце осветит посмотрит рублём одарит.

Ввысь взмывает Сокол жмётся Уж к земле. Бояться волков быть без грибов.

3. Фонетический разбор: ездил.


Приложение к билету № 30

  1. Вставить пропущенные буквы в числительных, объяснить их правописание. Сделать морфологический разбор одного числительного.

Впоследствии мы как-то подсчитали, что на корабле установлено трист… отдельных приборов, в которых смонтировано двест… сорок электронных ламп шест(?) тысяч(?) трист… транзисторов и сем(?)сот шест(?) электромагнитных реле.

Дорога Абакан - Тайшет поражает всех тем что тянется на сем(?)сот сорок сем(?) километров, что она ныряет в девят(?) тоннелей и что ею пересекаются пропасти по (дв…)ст… пят…десят… мостам.

2. Расставить знаки препинания и объяснить их.

Весна дружно наступившая в марте всех приободрила. Из освободившейся от снега земли выглянула зелень. Ручьи переполненные растаявшим снегом сбежали в реку. Пока ещё покрытая льдом она начала выходить из берегов.

  1. Полный синтаксический разбор 1 предложения из текста.





© 2010-2022