Русский язык. Тема урока: «Разделительные Ь и Ъ». 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык. Тема урока:«Разделительные Ь и Ъ» . 5 класс.Русский язык. Тема урока:«Разделительные Ь и Ъ» . 5 класс.Русский язык. Тема урока:«Разделительные Ь и Ъ» . 5 класс.Русский язык. Тема урока:«Разделительные Ь и Ъ» . 5 класс.Русский язык. Тема урока:«Разделительные Ь и Ъ» . 5 класс.Русский язык. Тема урока:«Разделительные Ь и Ъ» . 5 класс.Русский язык. Тема урока:«Разделительные Ь и Ъ» . 5 класс.Русский язык. Тема урока:«Разделительные Ь и Ъ» . 5 класс.Русский язык. Тема урока:«Разделительные Ь и Ъ» . 5 класс.Русский язык. Тема урока:«Разделительные Ь и Ъ» . 5 класс.Русский язык. Тема урока:«Разделительные Ь и Ъ» . 5 класс.Русский язык. Тема урока:«Разделительные Ь и Ъ» . 5 класс.Русский язык. Тема урока:«Разделительные Ь и Ъ» . 5 класс.Русский язык. Тема урока:«Разделительные Ь и Ъ» . 5 класс.Конспект открытого урока

Технологическая карта урока
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе (по ФГОС)

Ф.И.О. учителя: Истамгазиева Жаныл Валиевна
Предмет: русский язык

Класс: 5

Дата проведения : 13.09.2013 г.

Тема урока: «Разделительные Ь и Ъ»

Цель урока: актуализировать и восстановить знания о правописании разделительных знаков, отработать умения правильно писать.

Тип урока: урок систематизации ЗУН.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило употребления разделительных Ъ и Ь; уметь находить их в словах, разграничивать Ь разделительный и Ь как показатель мягкости предшествующего согласного, правильно употреблять на письме разделительные Ь и Ъ; графически обозначать условия их выбора.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения , ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа; определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Образовательные ресурсы: uroki.net akademius.narod.ru/vibor-rus.html

zavuch.info untergu.ru festival.lseptember.ru/subjects som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

school-collection.edu.ru/

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность

учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.





2.Актуализация и пробное учебное действие

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.



Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно- иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Разделительные ъ и ь».

Презентация на эту тему.

Слайды 1,2

Вступительное слово:

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

Значит, мы должны учиться!

-Давайте определим свое настроение (отличное, хорошее, не совсем готовы), настроимся на работу.

Институт

ГРАММАТИКИ



Лаборатория

Лаборатория

Ь

Ъ

-Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте две лаборатории. Но вот над какой проблемой они работают, попробуйте догадаться. Названия каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково? (это ъ и ь).

-Верно! Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным твердым знаком, а другая- с разделительным мягким знаком. (появляются карточки).

-Не подскажете ли тему урока?

- А какие цели будем преследовать на уроке? (Повторить и сравнить правила написания разделительных Ъ и Ь, уметь различать знаки при написании слов с ними).

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.



Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Фронталь ная







Групповая

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.



Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные : выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Листы обратной связи.

3.Выявление

места и причины затруднения.

Эвристическая беседа, инсценирование.

Слайды 3,4,5

-Итак, мы будем сопоставлять разделительные ъ и ь.

Чтение стихотворения. Инсценирование.

-Не чересчур ли ты добряк?- Так знаку мягкому промолвил твердый знак.

-Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж помолчал!-Знак Ь твердому на это отвечал.

-Ты тверд и груб, как суковатый дуб. Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!...

- Друзья! Ваш разговор - никчемные слова,- услышав этот спор, сказала буква А.- Вы оба хороши, достойны чести, когда стоите в нужном месте.

-Что общего у этих букв, чем они интересны? В чем их различие? На эти вопросы мы найдем ответы, проведя исследование.

- Вспомните, какую «работу» выполняет ь в словах? (Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки.)

- Как связан с правописанием разделительных ъ и ь звук [ й] ? (Если после согласного звука перед гласным есть[ й] , то в слове пишется ь и ъ.)

Задают вопросы для уточнения информации

Групповая, индивиду альная.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4.Целеполага-ние и построение проекта выхода из затруднения

Беседа по вопросам. Формулирование правила, составление схемы- помощницы.

В какой части слова находится буква? Перед какими буквами стоит? Для какой цели служит?Презентация.

Слайд 6,7.



- Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму и подготовьтесь к ответу по плану.



СЕ

Ъ Ё

Ю

Я

Е

Ё

Ю

Ь Я

И



-Что общего у разделительных знаков Ъ и Ь?

(Не допускают слияния гласного и согласного).

Вывод. Разделительный Ь пишется в корне слова, а разделительный Ъ- между приставкой и корнем.

-Сформулируйте правило правописания разделительных Ъ и Ь.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Отвечают на

вопросы.

Строят понятные

для партнера

высказывания. Рассказывают об употреблении разделительных Ъ и Ь и при объяснении составляют схему- помощницу.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач.

Устные ответы. Вопросы для уточнения информации.

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

подъемный

подъехал

объявление

объедкиРаскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности школьников.

Презентация.

Слайды 8-15

Игра «Доскажите словечко».

вьюга

жилье

ручьи

вьет



- Посмотрите, запомните и напишите как можно больше слов. Сколько слов вы записали?

-Давайте поиграем в игру «Доскажите словечко». Придумайте предложение с одним из этих слов, но само слово не называйте. Например: «На доске написано ….(объявление)».

Отгадывание загадок.

- Выпишите слова в 2 столбика с разделительными Ъ и Ь.

За лесом усатое море лежит,

Волна за волною по морю бежит.

Объедет его великан- пароход

И каждую каплю с собой заберет.

(комбайн; объехать)

Ночью ходит, днем он спит.

Если сердится, ворчит.

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий. (еж, ночью).

Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над заданием. Задают вопросы для уточнения информации. Отгадывают загадку. Самостоятельно записывают слова.

Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: приобретают новые знания, умения.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно исполняют его в решении задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления.

-Какие слова вы записали в 1-й столбик? Почему? Какие выполнили графические обозначения?

Отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Индивидуальная.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Физкультминутка

Раз- подняться, потянуться,

Два- нагнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре- руки шире,

Пять- руками помахать,

Шесть- на место тихо сесть.

Выполняют физические упражнения

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.

7.Самостоя-тельная работа с самопровер-кой по эталону.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений.

Организует самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений (упр. 55, 56), тесты подобранных в соответствии с уровнем подготовки класса.

school-collection.edu.ru/catalog/res/164c093e-140f-400e-8ed1-c6107f009f50/?

school-collection.edu.ru/catalog/res/8e1d06c8-6c8b-4fe5-83de-8e10e795606f/view/

Выполняют упражнения и тесты.

Индивидуальная, групповая.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности. Ищут их причины и пути преодоления.

Письменные работы.

8. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

-Вспомните стихотворение, которое мы слышали в начале урока, о ссоре разделительных Ъ и Ь. Мы закончили нашу исследовательскую работу и указали Ъ и Ь их законные места. Давайте еще раз вспомним об этом. Теперь они перестанут ссориться и никогда не забудут свое место в словах. Не путайте и вы их, ребята!

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний.

Индивидуальная, групповая.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки..

Оценивание работы учащихся на уроке.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Задача: совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса.

Заключительная беседа по вопросам.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолели?

-Понравилось ли вам на уроке?

-Какое настроение у вас сейчас?

-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился- карточку с улыбающимся лицом, нет- карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.

Индивидуальная, групповая.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные:

строят небольшие монологические высказывания.

Листы обратной связи.

10. Домашнее задание.

Разбор домашнего задания.

Разъяснения домашнего задания.

Задача: обеспечить понимание учащимся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

  1. 8 12;

  2. Упр.57,58;

  3. Рабочая тетрадь: задание 21.

Записывают задания, правила.

Фронтальная.



Заместитель руководителя ОО ________________________ /_Тогульбаева Н.С.__/

МП



© 2010-2022