- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Русский язык. Тема урока: «Разделительные Ь и Ъ». 5 класс
Русский язык. Тема урока: «Разделительные Ь и Ъ». 5 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Истамгазиева Ж.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект открытого урока
Технологическая карта урока
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе (по ФГОС)
Ф.И.О. учителя: Истамгазиева Жаныл Валиевна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Дата проведения : 13.09.2013 г.
Тема урока: «Разделительные Ь и Ъ»
Цель урока: актуализировать и восстановить знания о правописании разделительных знаков, отработать умения правильно писать.
Тип урока: урок систематизации ЗУН.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило употребления разделительных Ъ и Ь; уметь находить их в словах, разграничивать Ь разделительный и Ь как показатель мягкости предшествующего согласного, правильно употреблять на письме разделительные Ь и Ъ; графически обозначать условия их выбора.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения , ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа; определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Образовательные ресурсы: uroki.net akademius.narod.ru/vibor-rus.html
zavuch.info untergu.ru festival.lseptember.ru/subjects som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
school-collection.edu.ru/
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность
учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы организации взаимодействия
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Промежуточный контроль
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2.Актуализация и пробное учебное действие
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно- иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Разделительные ъ и ь».
Презентация на эту тему.
Слайды 1,2
Вступительное слово:
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!
Значит, мы должны учиться!
-Давайте определим свое настроение (отличное, хорошее, не совсем готовы), настроимся на работу.
Институт
ГРАММАТИКИ
Лаборатория
Лаборатория
Ь
Ъ
-Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте две лаборатории. Но вот над какой проблемой они работают, попробуйте догадаться. Названия каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково? (это ъ и ь).
-Верно! Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным твердым знаком, а другая- с разделительным мягким знаком. (появляются карточки).
-Не подскажете ли тему урока?
- А какие цели будем преследовать на уроке? (Повторить и сравнить правила написания разделительных Ъ и Ь, уметь различать знаки при написании слов с ними).
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
Фронталь ная
Групповая
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные : выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Листы обратной связи.
3.Выявление
места и причины затруднения.
Эвристическая беседа, инсценирование.
Слайды 3,4,5
-Итак, мы будем сопоставлять разделительные ъ и ь.
Чтение стихотворения. Инсценирование.
-Не чересчур ли ты добряк?- Так знаку мягкому промолвил твердый знак.
-Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал!-Знак Ь твердому на это отвечал.
-Ты тверд и груб, как суковатый дуб. Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!...
- Друзья! Ваш разговор - никчемные слова,- услышав этот спор, сказала буква А.- Вы оба хороши, достойны чести, когда стоите в нужном месте.
-Что общего у этих букв, чем они интересны? В чем их различие? На эти вопросы мы найдем ответы, проведя исследование.
- Вспомните, какую «работу» выполняет ь в словах? (Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки.)
- Как связан с правописанием разделительных ъ и ь звук [ й] ? (Если после согласного звука перед гласным есть[ й] , то в слове пишется ь и ъ.)
Задают вопросы для уточнения информации
Групповая, индивиду альная.
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
4.Целеполага-ние и построение проекта выхода из затруднения
Беседа по вопросам. Формулирование правила, составление схемы- помощницы.
В какой части слова находится буква? Перед какими буквами стоит? Для какой цели служит?Презентация.
Слайд 6,7.
- Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму и подготовьтесь к ответу по плану.
СЕ
Ъ Ё
Ю
Я
Е
Ё
Ю
Ь Я
И
-Что общего у разделительных знаков Ъ и Ь?
(Не допускают слияния гласного и согласного).
Вывод. Разделительный Ь пишется в корне слова, а разделительный Ъ- между приставкой и корнем.
-Сформулируйте правило правописания разделительных Ъ и Ь.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Отвечают на
вопросы.
Строят понятные
для партнера
высказывания. Рассказывают об употреблении разделительных Ъ и Ь и при объяснении составляют схему- помощницу.
Фронтальная, индивидуальная.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач.
Устные ответы. Вопросы для уточнения информации.
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
подъемный
подъехал
объявление
объедкиРаскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности школьников.
Презентация.
Слайды 8-15
Игра «Доскажите словечко».
вьюга
жилье
ручьи
вьет
- Посмотрите, запомните и напишите как можно больше слов. Сколько слов вы записали?
-Давайте поиграем в игру «Доскажите словечко». Придумайте предложение с одним из этих слов, но само слово не называйте. Например: «На доске написано ….(объявление)».
Отгадывание загадок.
- Выпишите слова в 2 столбика с разделительными Ъ и Ь.
За лесом усатое море лежит,
Волна за волною по морю бежит.
Объедет его великан- пароход
И каждую каплю с собой заберет.
(комбайн; объехать)
Ночью ходит, днем он спит.
Если сердится, ворчит.
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий. (еж, ночью).
Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над заданием. Задают вопросы для уточнения информации. Отгадывают загадку. Самостоятельно записывают слова.
Фронтальная, индивидуальная.
Личностные: приобретают новые знания, умения.
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно исполняют его в решении задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления.
-Какие слова вы записали в 1-й столбик? Почему? Какие выполнили графические обозначения?
Отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.
Индивидуальная.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Физкультминутка
Раз- подняться, потянуться,
Два- нагнуться, разогнуться,
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре- руки шире,
Пять- руками помахать,
Шесть- на место тихо сесть.
Выполняют физические упражнения
Фронтальная
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.
7.Самостоя-тельная работа с самопровер-кой по эталону.
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений.
Организует самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений (упр. 55, 56), тесты подобранных в соответствии с уровнем подготовки класса.
school-collection.edu.ru/catalog/res/164c093e-140f-400e-8ed1-c6107f009f50/?
school-collection.edu.ru/catalog/res/8e1d06c8-6c8b-4fe5-83de-8e10e795606f/view/
Выполняют упражнения и тесты.
Индивидуальная, групповая.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности. Ищут их причины и пути преодоления.
Письменные работы.
8. Включение в систему знаний и повторение
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.
-Вспомните стихотворение, которое мы слышали в начале урока, о ссоре разделительных Ъ и Ь. Мы закончили нашу исследовательскую работу и указали Ъ и Ь их законные места. Давайте еще раз вспомним об этом. Теперь они перестанут ссориться и никогда не забудут свое место в словах. Не путайте и вы их, ребята!
Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний.
Индивидуальная, групповая.
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки..
Оценивание работы учащихся на уроке.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Задача: совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса.
Заключительная беседа по вопросам.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолели?
-Понравилось ли вам на уроке?
-Какое настроение у вас сейчас?
-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился- карточку с улыбающимся лицом, нет- карточку с грустным лицом.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.
Индивидуальная, групповая.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные:
строят небольшие монологические высказывания.
Листы обратной связи.
10. Домашнее задание.
Разбор домашнего задания.
Разъяснения домашнего задания.
Задача: обеспечить понимание учащимся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
-
8 12;
-
Упр.57,58;
-
Рабочая тетрадь: задание 21.
Записывают задания, правила.
Фронтальная.
Заместитель руководителя ОО ________________________ /_Тогульбаева Н.С.__/
МП